О русской литературе

Борьба либерального и консервативного миропонимания писателей

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1212
Время на чтение 8 минут

 

Занимаясь исследованием русской литературы после исторического опыта последних двадцати лет, видишь всё уже несколько иначе.

Теперь становится ясно: основное событие - не Октябрь 1917, а Февраль.

И вся наша литература ХIХ века отражает не освободительное движение, а борьбу традиционного мировосприятия и мировоззрения либерального. Атеистическое направление - Чернышевский, Писарев, Салтыков, Короленко - немногочисленно и неглубоко, это тупик гуманизма. Точку поставил еще Достоевский своим романом "Преступление и наказание", где довел гуманистическую идею до логического конца. Раскольников - ярчайший представитель гуманизма. С этой целью роман и написан. На что Бердяев откликнулся: "После Достоевского глупо быть гуманистом. Надо быть христианином".

А дальше идут - "Бесы"...

Если гуманизм за основу бытия брал всего человека - и светлую, и падшую его природу, то либерализм объявляет его падшую, греховную природу самой сущностью, основой так модной сегодня "духовности". Либерализм - не атеистичен, он возвращается к религии, за основу берет принцип из области духа - свободу, абсолютизируя её. "Мне не нравится, что вы говорите, но я готов отдать жизнь за право это говорить", - принцип либерализма. Заметим, не за человека, а за право, они готовы отдавать жизнь! За высший - а значит религиозный - принцип.

Не за человека стали заступаться наши писатели, а за новые высшие принципы. На этом пути стояло два препятствия - Церковь и государство. Государство они критиковали именно как охранителя неизменных нравственных ценностей, которые они стремились разрушить.

Карамзин, например, впервые заявил: любовь - это чувство. Хотя до этого тысячу лет Россия знала, что "Любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:10), как писал Апостол Павел.

Тургенев много сделал, чтобы вложить в традиционное понятие любви новое содержание - чувственная страсть.

Толстой прежде всего разрушал принцип Личности, на котором держится наше понимание взаимоотношений с Богом.

Чехов - не признавал принцип Абсолюта, отрезав нам пути к покаянию и преображению.

Лесков - принцип иерархии.

Некрасов - смирения...

Островский пишет "Грозу", где его Катерина отстаивает два важнейших либеральных права - на разрушение брака и на самоубийство. "Все равно, что смерть придет, что сама", - слышим мы со сцены.

Заметим, грешная Варвара нарушает правило, но при этом не покушается на изменение самой нормы, она осознает себя преступницей. Катерина не желает быть преступницей, а хочет быть законодателем нормы. "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!"

У Тургенева Базаров признается: "Нет принципов, а есть ощущения". В одном из писем Тургенева встречаем: «Приходится цитировать самого себя: "всё дело в ощущении". Об этом, как о запахах и вкусах, спорить нельзя». Как видим, он согласен с Базаровым. Принципы, правила, заповеди отныне уравнены в правах со вкусами. Абсолютный закон стал личным делом, а личные ощущения - стали абсолютным законом!

Поэтому писатель едет жить из страны принципов в страну ощущений - Францию, смеясь над "отсталой" страной правил: "Если бы Россия со всей своей прошедшей историей провалилась, цивилизация человечества от этого не пострадала бы". Он первый отказывается от системы координат добра и зла в творчестве. "Где истина? - спрашивает его герой в романе "Рудин". - Даже философы не знают, что она такое... По-моему, ее вовсе и нет".

Дурылин делает вывод: "Все романы Тургенева бессемейственны... Семьи в творчестве нет ни у кого из западников, но есть непременно борьба с семьей".

Лев Толстой всей мощью своего таланта и авторитета обрушился на понятие Личности, заявив, что человек двусоставен, имеет плотское начало и безликий дух, разлитый во всех людях, который он и называет "богом". Цель жизни - раствориться в безличном океане общей мировой души. И это отнюдь не безобидно, отсюда вытекает: нет смысла в земных институтах - брака, государства, патриотизма, культуры, искусства, армии и т.п. Нет зла и нет ответственности, ведь мои поступки - это голос бога внутри меня.

"Судьей в поступках может быть только сам человек...", - читаем в Дневниках Толстого.

И так 8 томов подобных рассуждений.

Лев Львович, сын Толстого, признавался в эмиграции: "Толстой был первой и главной причиной русской революции. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой... Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи. Что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь мозги русского мужика?...Революция была подготовлена и морально санкционирована им".

Чехов пишет Плещееву: "Норма мне неизвестна, как неизвестная никому. Мне ближе к сердцу - абсолютная свобода человека, свобода от предрассудков...". Предрассудками, как известно, тогда называли религию. Человеком в футляре считал Чехов всякого, кто имеет определенные нормы и понятия. Они пока не сформированы, считал он, и будут созданы культурой лет через 200. "В далеком будущем человечество познает истину", - верит Чехов. А значит идти заблудшему человеку некуда - Истины сегодня нет. Тупик...

У Куприна Назанский в повести "Поединок" учит читателей: "Берите всё, что вам нравится. Не спрашивайте никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет".

Бунин за подобную либеральную позицию получил Нобелевскую премию. Его секретарь откровенно признается: "Нобелевская премия была присуждена ему как символ уважения свободы совести и свободы мысли. Это был и акт политический...".

В фильме "Солнечный удар" офицер повторяет чудесную мысль Розанова - "Россию убила литература", но называет имя... Некрасова. Мы всё еще по привычке все беды сваливаем на большевиков.

Но страшно представить, что было бы с Россией, если бы победил Февраль. К тому времени мы в либерализации общественной жизни далеко обгоняли Запад. Сексуальная революция туда пришла лишь в 60-е годы, а у нас "чай втроем" в Серебряном веке среди интеллигенции был уже нормой. На 50 лет вырвались "вперед"!

Розанов подытоживает: "После того, как были прокляты купцы у Островского, духовенство у Лескова и наконец семья у Тургенева, русскому человеку не осталось ничего любить, кроме прибауток, песенок и сказочек. Этот самозабавляющийся прощелыга и произвел революцию".

Блок по поводу появления Христа в финала поэмы "Двенадцать" писал: "Страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого" (Записная книжка N 56. 18 февраля 1918). "Другого" - обратите внимание, с большой буквы. А вот ещё признание: «"Красная гвардия" - "вода" на мельницу христианской церкви. В этом - ужас (если бы это поняли)" (Дневник. 10.03.1918).

Да, либералов объял ужас, что Россия упорно вновь возвращается ко Христу, что все усилия по либерализации Росси провалились. Господь услышал мольбу Столыпина - и "заморозил Россию" на 70 лет. Странным и жестким способом "заморозил", но другого выхода для смертельно больной либерализмом страны, видимо, на тот момент не было...

Способствовали этому удержанию России в поле традиционных ценностей наши великие классики. Крылов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Фет, Полонский, Аксаковы, Киреевский, Хомяков, Достоевский, Гончаров и многие другие поддерживают традиции, народ, веру, государственность, Церковь...

Один Пушкин чего стоит.

Декабристы спорят о том, надо ли убивать самодержца, - Пушкин отвечает "Борисом Годуновым", где, следуя за Ветхим Заветом, связывает вопрос власти с нравственной легитимностью. Дворяне все больше отходят от принципа служения государству - он создает "Медного всадника", в котором герой уже перестает осознавать свое дворянство как служение и потребительски относится к своему государству. Французы упорно доказывают, что прогресс принесет и нравственность - Пушкин отвечает "Сказкой о рыбаке и рыбке", где старуха, становясь богаче, становится и злее. Все кричат о свободе любви - Пушкин дает целую плеяду русских Татьян и Маш, верных нравственному долгу. Романы и стихи заполняются чувственной любовью - Пушкин в "Сценах из Фауста" дает точное определение такой любви - "бред" и "самообман". Запад упорно твердит о справедливости - наш поэт отвечает им "Моцартом и Сальери". Все устремления образованной части дворянства обращены на культурный Запад - Пушкин рисует им Онегина, оторванного от религиозных корней своего народа "скитальца" (как называл его Достоевский), успешного, образованного, креативного, - но несчастного и одинокого. На восторги от Французской революции поэт отвечает "Капитанской дочкой", где упоение свободой сравнивает с питанием падалью...

Главный герой его книг - промысел Божий. Основное устремление - в лоно незыблемых нравственных норм. Он видит и главную опасность - либерализм. "Лет 15 тому назад, - пишет он в статье "О народном воспитании", - мы увидели либеральные идеи; литературу, превратившуюся в рукописные пасквили на правительство и возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные". Как видим, мудрый Пушкин ощущает прямую связь между либеральными идеями и кровавыми заговорами.

Ну и, конечно, недосягаемый Достоевский.

Для него либерализм и социализм - близнецы-братья. Оба опираются на прогресс, оба мечтают о рае на земле и являются антихристианскими.

Цитирую Достоевского: "Всякий в Европе держит у себя за пазухой давно уже припасенный на нас камень.. Всему одна причина: идею мы несем вовсе не ту, чем они в человечество - вот причина!".

"Либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, т.е. ненавидит и бьет свою мать. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё".

"У нас так можно сказать: всё, что либерально, то и дрянно, то и пагубно".

"Либералы выкидывают иногда такие либерализмы, что и самому страшному деспотизму и насилию не придумать".

Сто пятьдесят лет назад писатель смог связать новые свободолюбивые либеральные идеи с деспотизмом! Теперь мы видим: либерализм как насилие над сознанием превосходит в деспотизме коммунизм, который помнил лишь о земном и мог вести дискуссию лишь с помощью 9 граммов свинца. А либерализм тонко и незаметно расстреливает не плоть, но душу, берет в плен не тело, но сознание.

Что толкает сегодня к коррупции, пьянству, наркотикам, самоубийствам, мошенничеству, разврату, лжи, предательству? Основная причина всегда одна - потеря смысла в жизни, потеря ориентиров, твердых основ, иерархии ценностей, неверие в ответственность после смерти, размытое понятие о границах добра и зла...

Если норм и правил нет - наливай, раздавай, закуривай.

Всё это мы наблюдаем 20 лет.

Почему же Господь допустил нам такие трагедии в истории?

Послушаем умницу Франка. "Когда теперь мы, русские, материально и духовно обнищавшие, ищем поучения и осмысления у вождей европейской мысли, с изумлением узнаем, что собственно учиться нам не у кого и нечему и что даже, наученные более горьким опытом наших несчастий, мы, пожалуй, сами можем научить кое-чему полезному человечество. Мы по крайней мере уже тем опередили его, что у нас меньше осталось иллюзий".

Итак, наши предки в годину испытаний смогли сделать свой выбор и отказаться от предложений либеральной интеллигенции, из двух зол выбрали меньшее - большевизм, отказавшись от гораздо большего зла - либерализма.

Сегодня мы вновь перед подобным выбором...

Николай Лобастов, автор книги «О русской литературе. Записки сельского учителя. В 5 частях»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Re: О русской литературе

Любовь Кантаржи вот и я так думаю: много макулатуры на полках современных книжных магазинов, изучать ее всю необязательно (и даже вредно порой).
рудовский / 21.12.2016, 12:18

12. Ответ на 11., Любовь Кантаржи:

Вам точно лучше не читать...

А мы заказали 5-томник по «межбибу». Скажи мне, что ты не читаешь – и я скажу, кто ты. Верно подметили.
Из народа / 21.12.2016, 11:42

11. Ответ на 7., рудовский:

Если весь 5-томник состоит из перлов вида "Раскольников - величайший гуманист", то читать его, пожалуй, не стоит...Если норм и правил нет - наливай, раздавай, закуривай. (с)Да ладно?..Это что же получается: все агностики Норвегии, атеисты РФ, квазибуддокоммунисты Китая и адепты тантрических учений по умолчанию автором считаются педофилоалковзяточниками?

Вам точно лучше не читать...
Любовь Кантаржи / 21.12.2016, 09:47

10. Ответ на 8., Lucia:

"Так объясните про Абсолют" Так Лобастов и объяснил это в книге. Здесь, в статье, приводятся лишь отдельные тезисы
Любовь Кантаржи / 21.12.2016, 09:45

9. Ответ на 8., Lucia:

Так объясните про Абсолют.

Мне, пожалуйста, тоже.
Иоанна / 16.12.2016, 22:38

8. Ответ на 3., Любовь Кантаржи:

Лючия, некорректно вырывать фразу из контекста и тут же припечатывать её оскорбительным словечком. Прежде, чем высказываться, потрудитесь хотя бы знать предмет обсуждения

Так объясните про Абсолют.
Lucia / 16.12.2016, 19:39

7. Re: О русской литературе

Если весь 5-томник состоит из перлов вида "Раскольников - величайший гуманист", то читать его, пожалуй, не стоит... Если норм и правил нет - наливай, раздавай, закуривай. (с) Да ладно?.. Это что же получается: все агностики Норвегии, атеисты РФ, квазибуддокоммунисты Китая и адепты тантрических учений по умолчанию автором считаются педофилоалковзяточниками?
рудовский / 16.12.2016, 15:51

6. Ответ на 4., Павел Михайлович:

А вы серьезно считаете, что любовь - это ТОЛЬКО "исполнение закона", где нет места ни чувству, ни страсти?

"Любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:10), как писал Апостол Павел. А вы, Павел Михайлович, понимаете, что это за закон - закон любви - о котором говорит апостол? И вы всерьёз считаете, что готовы полемизировать с ним, с евангелистом? Ну-ну...
Любовь Кантаржи / 16.12.2016, 13:30

5. Re: О русской литературе

Скучно.
Анна де Бейль / 10.12.2016, 08:56

4. Ответ на 1., Любовь Кантаржи:

А вы серьезно считаете, что любовь - это ТОЛЬКО "исполнение закона", где нет места ни чувству, ни страсти?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Алексеевич Лобастов
Как уроки литературы приводят к Богу
Учитель Николай Лобастов о вечных вопросах
02.09.2020
Шнуров – «производитель смыслов»
О скандальном выступлении певца-матерщинника в Общественном Совете при комитете по культуре Госдумы
25.03.2019
Плоды гнилого дерева
Керченская трагедия - результат образовательной и культурной политики государства
26.10.2018
Все статьи Николай Алексеевич Лобастов
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти Государыни Императрицы Марии Александровны
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Тверского Ивана Михайловича, литератора А.К.Барсова, композитора С.И.Давыдова, историка Н.М.Карамзина, адмирала И.С.Сульменева и генерала С.А.Хрулева
04.06.2025
День памяти преподобного Феодосия Печерского
Сегодня мы также вспоминаем А.П.Ганнибала, В.А.Тропинина, К.Д.Кавелина, Д.Н.Хорвата, Н.Н.Блохина и П.Г.Громушкина
16.05.2025
День памяти преподобного Пафнутия Боровского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора А.Г.Григорьева, астронома Ф.А.Бредихина, героя Цусимского сражения Н.М.Бухвостова и членов экипажа броненосца «Император Александр III», геолога И.Ф.Григорьева, писателя Ф.А.Абрамова, конструктора оружия Н.Ф.Макарова, известного русского историка, искусствоведа В.В.Антонова
14.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.06.2025 12:19
Женихи перевелись?
Новый комментарий от Владимир Петрович
04.06.2025 12:08
В Черкассах УПЦ лишили права на владение землёй
Новый комментарий от Серёга Чудиса
04.06.2025 11:39
Врагам нужна Гражданская война
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
04.06.2025 11:27
Россия на страже законной Церкви
Новый комментарий от Кожухевич
04.06.2025 10:22
Вновь о «звезденях», или «Их» возвращают!
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
04.06.2025 10:14