1. Божественная поэзия Шестоднева
2. О
третьем и четвертом днях творения
О пятом дне творения
...Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские.
Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?
(Иов.12:7-9)
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый».
На пятый день по слову Творца появляются первые одушевленные существа - птицы, рыбы и пресмыкающиеся (ползающие). Земля, украшенная прекрасной растительностью, и благоустроенная к принятию первых живых существ населяется птицами, рыбами и насекомыми. Все они появляются внезапно в своем совершенном виде, способные производить себе подобных «по роду их». Молчаливые и загадочные морские обитатели наполнили водные стихии - океаны и моря, озера и реки. Шумные птичьи стаи полетели по небосводу, наполняя воздух многоголосым пением, свистом, щебетанием, криками и карканьем. Они распространились по всей земле, находя себе отдых и пищу в ветвях деревьев. Оставив в стороне гипотезы об умопомрачительной длительности дней творения и о, якобы, постепенном развитии первых одушевлённых тварей из неких низших существ через мифические переходные формы, постараемся, не противореча и не отступая от слов Священного Писания, понять духовный смыл пятого дня в сопоставлении его с человеческой природой.
Духоносный Египетский старец преподобный Макарий Великий в одной из бесед приоткрывает нам тайну творения птиц и их символическое место в сотворенном мире. В первой беседе, в рассуждении о видении пророка Иезекиля, преподобный Макарий пишет: «Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении (славу Божию - авт.); но оно указывало и на иное, прообразовало... тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его». И далее поясняет: «Как орел царствует над птицами, лев - над дикими зверями, вол - над кроткими животными, а человек - над всеми тварями: так и в разумной душе есть более царственные силы, то есть, совесть, воля, ум и сила любви».
То есть, как орел царствует над птицами, так совесть призвана царствовать над помыслами. Таким образом, помышления здесь уподоблены птицам. Действительно, птицы летают высоко и перемещаются с большой скоростью. Так и мысль человеческая способна быстро перемещаться от предмета к предмету, охватывать сразу многие понятия и образы. Птицы весьма различны по виду и по образу жизни. Каждая из них имеет свой особый характер, выражающийся в неповторимом внешнем облике и в особенностях поведения.
Очевидно, в божественно-поэтическом значении птицы изображают собой отчасти мысли человека, и отчасти его духовно-нравственный облик. Орел имеет грозный вид, его крепкие когти и клюв наводят страх, среди птиц нет равных ему. В орле видна царственная красота и сила, ни одна из птиц не одолеет его в бою. Напротив, в движениях голубя видим кротость, смирение и незлобие. В древней Руси голубя, голубку считали символом кротости, смирения и любви. В лебеде видим высокое изящество и грацию всех движений, в нем нет ничего угрожающего, но истинно царственное величие, спокойствие и мирность духа. Петух являет образ тщеславия и задиристости, гусь гордое самомнение. Индюк во многих народах стал образом самолюбивой глупости. Соколу свойственна быстрота полета и точность удара, он олицетворяет ясность и чистоту помышлений (в Русском фольклоре частый эпитет - «ясный сокол»). Свой характер имеют воробьи, вороны, сороки и проч. Недаром они стали героями многих русских сказок, где их облик хорошо иллюстрировал сюжетный замысел. И если птицы являются образами мыслей, то скрытые от взора и безгласные рыбы и другие жители водной стихии могут олицетворять нечто неосознанное, подсознательное или предрассудочное в человеческом уме.
По всей видимости, кроме птиц и рыб в пятый день были створены и насекомые. Слова русского текста «да произведет вода» с древнееврейского можно перевести: «да закишат в воде», (Церец - ползать, кишеть) и обозначает появление множества чего-то маленького, ползающего и кишащего, т.е. как черви и нечто подобное. Мир насекомых не менее богат на духовные образы, применимые в иных случаях к человеческой жизни. Все мы помним басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», где стрекоза послужила символом беспечности и легкомыслия, и муравей - трудолюбия и настойчивости. Как паук плетет свою сеть и улавливает добычу, так ростовщик улавливает кредитами и запутывает в долгах неразумных и беспечных. Моль, жук, клоп, вошь, блоха - все это известные и характерные образы, попавшие на страницы многих литературных произведений, и в том числе, встречающиеся на страницах Священного Писания. Там есть упоминание моли и червя (Иов.13:28, Иов.13:28, Ос.5:12, Матф.6:19, Сир.42:13), паука (Иов.8:14, Прит.30:28), мошек, гусеницы, саранчи (Чис.13:34, Суд.6:5, Суд.7:12, Пс.108:23, Ис33:4) и проч. В библейских сказаниях они послужили изложению древней премудрости, которая до ныне обогащает человеческий разум познанием тайн божественного творения, глубинных законов духовной жизни.
О шестом дне творения
Часть 1
«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество,
от создания мира через рассматривание творений видимы».
(Рим.1:20)
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их».
В шестой день завершается приготовление земли к обитанию на ней будущего ее владыки - человека. В этот день Господь населяет поля и леса новыми жителями, великими и малыми, наполнившими царские чертоги новыми звуками и образами. Творческим повелением божественного Слова земля теперь производит из себя множество разнообразных животных, души живые, зверей, скотов и гадов (змей, ящеров и проч.). Появляются живые существа, наделенные Богом инстинктами, а некоторые из них одаренные начатками разума и неким нравственным чувством.
Подобно птицам, каждому животному дан от Бога свой особый характер, выражающийся в их внешнем облике и поведении. Однако в животных эти свойства проявляются гораздо богаче и глубже. Они могут радоваться, веселиться и играть, бояться, гневаться, печалиться и грустить. Многие животные способны любить, могут быть верными и послушными, иметь сострадание и даже заботиться друг о друге. Такие качества делают животных способными служить людям, быть им помощниками и друзьями.
Впрочем, грустить и гневаться в первозданном мире скотам и зверям еще не приходилось. Священное Писание говорит нам: «И увидел Бог, что это хорошо». Эти слова свидетельствуют о совершенстве творения, об отсутствии каких либо страданий, страхов, угроз и преследований между животными. В первозданном мире еще не было тления, не было ни какого «естественного отбора» и, соответственно, не было никакой «борьбы за существование». Птицы, рыбы, насекомые и весь животный мир еще не знал ни смерти, ни убийства, и никакого пролития крови на земле. Все явившиеся божественным повелением животные питались травой и древесными плодами. Подвижные и быстрые мелкие животные безопасно играли в траве и в ветвях деревьев, грациозные олени, лани и прочие копытные мирно паслись на благоухающих лугах, вместе со львами и тиграми. Огромные ящеры медленно передвигали свои массивные туловища, осторожно переставляя столбоподобные ноги и вытягивая многометровые шеи в поисках растительной пищи. Все животные были сотворены совершенными, имели вид прекрасный, были спокойны и дружелюбны, хорошо приспособлены к существованию в той среде, где им предназначено обитание. Прекрасные птицы и красочные летающие насекомые украшали небо своим порханием. Воздух оглашался восхитительным птичьим пением и криками различных животных - все радовались жизни, как сказано в Священном Писании: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс.150:6).
Как уже говорилось, земной мир твориться для человека и все в нем устроено таким образом, чтобы быть ему неким училищем премудрости и благочестия. В этом смысле творение можно рассматривать как воплощенное подобие человеческой природы, а шесть дней как шесть степеней, отражающих ее важнейшие свойства. Развивая далее мысли преподобного Макария о видении пророка Иезекиля, где он называет льва царем зверей, можем сравнить льва с человеческой волей, которая призвана царствовать над чувствами и влечениями души человеческой, и следовательно, животных - олицетворениями чувств. Среди них, вол, являясь по преподобному Макарию «царем кротких животных», изображает человеческий разум, а плоды мыслительной деятельности уподобляются прочим травоядным животным. Эти подобия прямо и косвенно подтверждается и в других творениях святых отцов православной Церкви, и составляют основу для богатой палитры поэтических образов Священного Писания.
Отражение в облике и характерах скотов и зверей некоторых свойств человеческого характера засвидетельствовано самим Богом. Неоднократно Господь упоминает в своих проповедях различных животных, используя их образы для сравнения с человеком. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» - учит Сын Божий, предостерегая учеников от доверчивого и открытого отношения с людьми нечестивыми, с сожженной совестью (Матф.7:6). Некоторому юноше, намекая на свойства его характера, Иисус сказал: «лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф.8:20). В проповеди о Страшном Суде Господь говорит о разделении христиан: «поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую» (Матф.25:33). Посылая апостолов на проповедь, Иисус Христос говорит им: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:16). Упоминают животных в своих посланиях и апостолы. Апостол Павел, говоря о необходимости материального содержания проповедников слова Божьего общиной, пишет: «В Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (1Кор.9:9). И, конечно, множество примеров использования образов животных можно найти в художественной литературе.
О шестом дне творения
Часть 2
Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. (Пс.118:73)
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт.1:26)
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (Быт. 2, 7).
Венчает Господь Бог шестой день и все Свое шестидневное творение созданием человека - высшего среди всех живых существ, созданных им прежде. И если всякое другое создание Он творил сразу одним Словом Своим, то творение человека, как подобия высочайшей славы, удостаивает предварительного совета и личного участия всех лиц Святой Троицы. Именно для него был сотворен весь материальный мир, со всеми его удивительными красотами, растительным и животными миром. Высокое небо, волнительные моря и океаны, быстротекущие реки и тихие озера - все это лишь царские чертоги для главного творения - человека, владыки всей новосотворенной твари, живого храма Божия, сочетающего в себе земное и небесное начало. Ибо, прежде творения человека, возлюбил его Бог и замыслил иметь как сына Себе. И сотворил Господь человека по образу Своему, даровал чувства и разум, наделил совершенной свободой и сделал его способным к беспредельной любви.
Удивительным образом устроено и тело человека, отличающееся от тел всех животных, скотов, птиц и рыб. Человек ходит на двух ногах, имеет высоко посаженную главу, весьма совершенные органы зрения и слуха. Ему даны достаточно сильные руки, снабженные гибкими и искусными пальцами, приспособленными к самому различному мастерству. С точки зрения механики и кибернетики, нет в мире более совершенного существа, столь универсального и способного самонастраиваться на любые роды деятельности. И это не говоря еще о таинственных и непостижимых поэтических свойствах человеческого разума, его чувствах, пребывающих в удивительной гармонической взаимосвязи, о способности человека осмыслить величайшие премудрости, вместить в себя всю вселенную и Творца ее.
Создав тело человека из земли, Он сделал его разумным животным и тотчас ознаменовал человека нетленным и животворящим духом, вдохнув в него бессмертную душу. Таким образом, в человеке соединилась природа земного существа, подобного всем животным, с природой ангельской. Сотворив человека для общения с Собою, Творец, по слову апостола Павла, «славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Своих, все покорил под ноги его» (Евр. 2:7,8). И в другом послании Павел пишет первохристианам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?... храм Божий свят; а этот храм - вы» (1Кор.3:17). Святой Иоанн Дамаскин учит, что Бог сотворил человека как некий иной мир, малый в великом и представляет собой таинственное единство материи и духа, видимого и невидимого, земного и небесного, временного и бессмертного, пространственного и бесконечного; представляет собой некую середину между великостью и малостью.
Как пишет преподобный Иустин Попович, «человек не является ни только телом, ни одним духом; он - единство тела и духа, и причем - богозданное единство, в котором все неизреченно таинственно и загадочно. Ни душа без тела, ни тело без души не составляют человека, но одно с другим и одно в другом. Так, по словам святого Иринея. "душа может быть частью человека, но никак не человеком в целости; полный человек - в единстве, в союзе души с телом. Точно так же и телесный состав сам по себе не является полным человеком, но является телом человека и частью человека"«.
По замыслу Творца, венец творения - человек, созданный по образу Божию, стал по благодати сыном Его, и наследником сотворенного Богом мира. Действием Святаго Духа обеспечивалось совершенное и теснейшее духовное единство твари и Творца. Благодать Святаго Духа наполняла все существо первого человека, придавала смысл и значение его жизни, учила мудрости. Это единство человеческой души с Богом в Духе Святом не было насилием над волей Адама. Свобода его не нарушалась, - по своей первозданной чистоте он сам был естественно послушен тихим благодатным внушениям Святаго Духа. Благодать открывала ему и великие тайны унаследованного им мира. Через человека весь тварный мир должен был наполниться любовью и славой Творца.
По сотворении плоть Адама была бессмертна и бесстрастна, то есть, не испытывала ни каких страданий, не томилась вожделениями. Благодатью Божией он был огражден даже от тени тления, ему не вредила ни какая стихия, ни какое животное или растение. В силу своей безгрешности, Адам как царь ступал по земле, и благодать Божия ревниво оберегала его от малейшей неприятности - ведь он не имел еще греха и весь сиял славою венца Божьих творений. В первозданном творении все было здраво, гармонично и соразмерно, все «хорошо весьма». И не чувство голода подвигало его вкушать и определяло меру пище, а благодатный внутренний Божий совет, которому Адам всегда был естественно послушен. Плоть его «молчала», ибо была совершенно послушна душе, а та - Святому Духу.
Это вновь подтверждается словами Священного Писания: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Быт.1:31). Эти слова написаны для нас и совершенно исключают наличие каких-то якобы промежуточных ступеней, приводящих мир к совершенству путем проб и ошибок.
(окончание следует)