Отбушевали споры о «Всеправославном» Критском соборе, утихли понемногу возмущённые голоса, и пришла пора дать спокойную, взвешенную оценку, этому событию, которое начали подготавливать так давно, которого так страшились, и которое прошло, не оставив, кажется, никаких следов в истории Православия. Попытку такой оценки даёт сегодня известный православный публицист, кандидат филологических наук, диакон Владимир Василик. Он говорит в частности:
- Критский Собор - это было своего рода собрание «восточных пап». Мы громогласно обличаем католиков, но на Крите, по сути, создавался свой православный папизм, причём, на нескольких уровнях: во-первых, константинопольский патриарх, как главный «православный папа», а во-вторых, всякий предстоятель автокефальной Церкви, как «папа» поменьше. Константинопольский патриархат давно замечен в мании величия, - как будто он является первенствующим не просто в силу старинной чести, но имеет некую подлинную власть над Церквами. Можно подумать, что Константинополь до сих пор православный город, что в нём царствует православный император, что до сих пор существует великая Ромейская империя, и в силу этого константинопольский патриарх является неким вселенским недреманным оком, заботящимся обо всём православном мире. Честно говоря, для подобного самомнения, для власти константинопольского патриарха сегодня нет совершенно никаких оснований.
Выступление отца Владимира называется «СВЯТАЯ, СОБОРНАЯ И АПОСТОЛЬСКАЯ».
Для православного сообщества России настала пора заново выбирать себе союзников: внимательно присмотреться к тем, кто ещё недавно считался другом, и к тем, кто, казалось бы, является заклятым врагом. К последним нельзя не отнести коммунистов. Действительно ли они никогда не смогут примириться с Православием? Многие современные коммунисты считают иначе. Один из них - профессор, доктор философских наук Алексей Васильевич Воронцов. Профессор Воронцов - гость сентябрьского номера «Православного Санкт-Петербурга». Отвечая на вопрос корреспондента газеты: «Возможно ли построение такого социалистического государства, в котором бы Церковь не подвергалась гонениям?» - он ответил:
- Я считаю это не только возможным, но обязательным! Другого пути у нас нет! Я считаю гонения на Церковь принципиальной ошибкой большевиков. Нет, даже не ошибкой, а настоящей провокацией троцкистов. Между тем, сегодня ясно видно: троцкизм и социализм - непримиримы! Троцкий на русский народ смотрел лишь как на хворост, который нужно бросить в топку мировой революции. Для него главной целью было не создание справедливого общества, а мировая революция, но вообще-то под мировой революцией Троцкий имел в виду всемирную сионистскую революцию.
Есть в нынешней КПРФ и атеисты. Но есть и люди верующие, православные, - к ним отношу и себя. И лидер нашей партии Геннадий Андреевич Зюганов заявляет, что среди членов КПРФ - одна треть верующих. Я думаю, этого не мало, - уже есть возможность для начала серьёзного, делового союза, - тем более, что цели-то у нас одни: все мы хотим видеть Россию процветающей, сильной державой, в которой человек человеку брат, в которой власть стоит на страже интересов простых людей.
Беседа с А.В. Воронцовым называется «СПРАВЕДЛИВОСТЬ, БРАТОЛЮБИЕ, ПРАВДА».
Видимо, пора православным людям и коммунистам прекратить взаимные проклятия, тем более, что проклинать кого-то вообще недостойно верующего человека. О силе и безсилии наших проклятий рассуждает сегодня известный петербургский батюшка, протоиерей Константин Пархоменко. Он говорит:
- Допустим, кого-то обсчитали в магазине и человек в сердцах говорит продавщице: «Чтоб ты сдохла!» - или: «Чёрт тебя побери!» Оказывают ли такие слова влияние на судьбу человека? Я считаю, что нет. И Церковь так считает. Но мы-то знаем, что очень злое слово или чьё-то ненавистное отношение может наслать бесов на человека. Ведь случается, что человек, которого ненавидят, начинает болеть, чахнуть. Иначе, чем бесовской атакой это не объяснишь. А Бог не станет защищать и спасать того, кто сам этого не желает. Если же ты не с Богом, то ты под властью диавола. Если же человек - верующий, воцерковлённый, исповедуется и причащается - он защищён благодатью Божией, и никто не сможет причинить ему вред. Даже если все колдуны мира начнут колдовать против него и все бесы ополчатся - человека, живущего с Богом, это не коснётся.
Так говорит о. Константин Пархоменко в своём интервью «КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЁТСЯ».
О подобных вещах рассуждает сегодня и другой петербургский батюшка - протоиерей Георгий Пименов. Вспоминая приближающийся праздник Рождества Пресвятой Богородицы, о. Георгий говорит:
- Лично для меня этот праздник прочно связывается в сознании со словом «подготовка». К чему подготовка? К чуду. Не мне вас учить: чудо Божие - великая вещь, а следовательно, человек должен как следует подготовиться к его приятию. Так сказать: в нашей душе место для чуда должно быть расчищено. А как мы можем расчистить? Конечно, молитвой, - в первую очередь молитвой. Причём, не обязательно это должно быть такое великое чудо, как рождение будущей Матери Божией у безчадных родителей. Господь постоянно являет нам чудеса, - они у нас как бы повседневные, обычные. Скажем, освящение жилища. Бывает, что приходишь к человеку, чтобы квартиру у него освятить, а он даже телевизор не выключит, настолько ему всё равно. Он просто исполнил обычай: вызвал священника, тот пробормотал что-то, кадилом помахал, деньги получил, - и всё, свободен, можно поставить галочку. А другой всю квартиру старательно приберёт, всё у него вымыто-вычищено, лампы горят, стол застелен новой скатертью. Тут видишь, что люди даже не священника ждут, а Господа, чтобы Он Сам посетил их жилище и освятил его. И, наверное, по вере их и выходит: эти люди, которые дали себе труд подготовиться, получают больше благодати, чем те, которым телевизор дороже Божиего посещения. Ведь если мы не готовимся получить что-то важное от Бога, если считаем, что Он и без нашего участия сотворит чудо, значит, оно нам не так уж и нужно. Значит, не так уж и нужны нам встреча с будущим супругом, или рождение ребёнка, или выздоровление близких...
Выступление о. Георгия Пименова так и называется: «ПОДГОТОВЬ ДУШУ К ЧУДУ».
И в конце нашего обзора мы хотим напомнить вам пожелание о. Серафима (Роуза), чьи мудрые высказывания вы сможете прочесть в сентябрьском номере нашей газеты:
- Мы должны скорее и полнее проникнуться христианским духом, то есть думать о других людях, стараться помочь им. Если мы будем холодны, мрачны, унылы, то сами и явим одно из знамений конца света - холодность душ. Мы должны тепло относиться друг к другу, помогать друг другу. Это черта христиан.