Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Халялизация системы общепита в Татарстане

Раис  Сулейманов, Русская народная линия

13.09.2016


Один из способов формирования трезвеннической культуры мусульманами региона …

 

Доклад на VII научно-практических чтениях, посвященных казанским трезвенническим традициям (11 сентября 2016 года, Казань)

 

Аннотация

За постсоветский период на фоне религиозного возрождения в Татарстане мусульманами была создана система общественного питания (столовые, кафе, рестораны), основанная на принципах следования нормам исламских канонов (халяль). Халяльное питание получило достаточное массовое распространение, сформировав целый сегмент рынка. Главным принципом халяльной индустрии является запрет на использование содержащих алкоголь и свинину ингредиентов. Рост численности активно верующих мусульман обусловил спрос на халяльную продукцию, что и породил появление развитого рынка халяльных заведений общественного питания. Это и сформировало мусульманскую трезвенническую культуру в Татарстане.

 

Религиозное возрождение, начавшееся в России в постсоветский период, привело к формированию новых форм и направлений в сфере социально-экономических отношений. Стал происходить процесс создания инфраструктуры для полноценного функционирования религиозных общин в стране. Такая специфическая мусульманская инфраструктура за четверть века после распада СССР в Татарстане была успешно сформирована и получило свое развитие. Запросы мусульманской общины породили такой сегмент сферы товаров и услуг как халяльная индустрия (от арабского слова «халяль» - разрешенное, дозволенное). Халялизация рынка, т.е. производство на продажу товаров и услуг в соответствии с нормами и принципами ислама, сегодня достигла такого оборота, что по отзывам ряда специалистов, в некоторых сегментах российского рынка сфера халяль достигает 10% [1].

Одним из получивших наибольшее распространение направлений развития халяльного рынка стала инфраструктура торговли и общественного питания: в ассортименте появились мясные продукты, при изготовлении которых забой скота и переработка мяса выполнены в соответствии с требованиями шариата, открылись специализированные магазины по продаже халяльных продуктов. Большинство из них представляют собой небольшие лавки, попытка организовать первый полностью халяльный супермаркет в Казани была предпринята в 2014 году сетью гастрономов «Бэхетле», однако в самом здании супермаркета был организован отдельный магазин с «харамной» продукцией («харам» - запретный для мусульман), в первую очередь, с алкоголем и беконом [2], т.е. создавать пока крупные торговые центры в строгом соответствии с требованиями халяльных стандартов затруднительно. Наиболее заметным проявлением халялизации общественного питания стало открытие халяльных кафе, столовых и ресторанов. Это получило достаточно широкое распространение в Татарстане, что говорит о наличие спроса на подобного рода заведения.

Чтобы заведение общепита можно было считать халяльным, то оно должно соответствовать 7 требованиям: 1) меню соответствует канонам халяльной пищи (в первую очередь, полностью исключается алкоголь, свинина и кровяные блюда); 2) отслеживается цепь поставки продуктов; 3) соблюдаются санитарно-гигиенические нормы; 4) работники имеют медицинские книжки; 5) сотрудники одеваться исключительно в одежду, допустимую шариатом; 6) интерьер не развращает глаз верующих; 7) заведение соответствует законам РФ.

Большинство обывателей, говоря о халяльных кафе и ресторанах, подразумевают в первую очередь те, где в продаже отсутствуют алкоголь, а мясные блюда делаются из халяльного мяса. Сегодня таких заведений весьма много, но строго учета никто не ведет (нам не удалось обнаружить в открытых источниках каких-то цифр точного или хотя бы приблизительного числа подобных заведений по Татарстану). Проблема в том, что многие из подобных кафе и забегаловок, как правило, не сертифицированы, т.е. не имеют удостоверения от Комитета по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан (создан в 2005 году), поскольку его получение, с одной стороны, требует финансовых затрат (стоимость сертификата - 12 тысяч рублей), а, с другой стороны, далеко не все из этих заведений, позиционируя себя в качестве «халяльных», соответствуют всем 7 требованиям халяльности. Поэтому несертифицированный сегмент халяльного общепита значительно шире, чем тот, что имеет сертификаты от Комитета по стандарту «Халяль».

Трезвенная составляющая халялизации общепита становится наиболее главным ее маркером. Клиенты знают, что в халяльном кафе или ресторане нет в продаже алкоголя, там не встретишь пьяных посетителей и соответствующей разгоряченной публики. Это позитивно влияет на имидж подобных заведений. Обычно именно в халяльных ресторанах проводятся халяльные свадьбы и прочие торжества («халяльные» свадьбы получили определенное распространение в Татарстане) [3]. И хотя в Татарстане сейчас много халяльных кафе и ресторанов, пока трудно сказать, что это однозначно свидетельствует о меньшем употреблении алкоголя населением республики. Специальных исследований на эту тему нет, чтобы судить об этом однозначно и точно. Но даже на взгляд обывателя не скажешь, что есть прямая зависимость между ростом численности халяльных заведений и снижением употребления алкоголя. Важность и ценность халяльного общепита для трезвеннического движения заключается в том, что он предоставляет населению выбор культуры питания, служит своего рода ориентиром и примером для того, чтобы отказаться от употребления алкоголя.

Будет неправильным считать, что халялизация сферы общепита, сделавшая стремительный скачок в своем развитии за последние четверть века в Татарстане, проходит без шероховатостей и конфликтов. Так, до сих пор остается притчей во языцех история с проведением в Казани ярмарки халяльных товаров в июне 2011 года (Kazanhalal-2011), на которой некоторые из участвующих в ней предпринимателей выставили мебель, кухонную утварь и иные несъедобные предметы, поместив на них этикетки халяльных товаров. Тогда над этим сильно смеялись в СМИ, а сотрудникам ДУМ Татарстана приходилось оправдываться за случившееся, хотя сам муфтият не имел к «халяльным табуреткам и сковородкам» отношения, но все вопросы сыпались именно к ДУМ РТ. Другим примером недобросовестного злоупотребления брендом «халяль» является его использование некоторыми заведениями общепита, которые, позиционируя себя как «халяльные», на практике в меню предлагали алкогольную продукцию. В ходе проверок, организованных комиссией ДУМ РТ в кафе и ресторанах Казани, это было выявлено (всего в Казани на 2014 год официально зарегистрированы 14 халяльных кафе, имеющих соответствующий сертификат соответствия халяльным требованиям, остальные использовали бренд «халяль» как маркетинговый ход [4]). Был явно неприятный скандал, однако в данном случае ДУМ РТ поступило правильно, поскольку справедливо считало недопустимым обманывать посетителей, вводя их в заблуждение. Логика хозяев кафе и ресторанов понятна: ради наживы они готовы были привлечь и мусульманского клиента, для которого важно посетить халяльное заведение общепита, поэтому и обозначили себя именно под таким брендом, однако, чтобы охватить и тех клиентов, которые хотят «выпить», то для них в меню сохранили алкогольную продукцию. Но в таком случае заведение не соответствует требованиям «халяль», поэтому получается, что владельцы кафе или ресторана вводят в заблуждение население.

Впрочем, бывают и серьезные конфликтные ситуации. В желании расширить сферу применения халяльных стандартов у ряда мусульманских деятелей возникла идея повсеместного перехода всей сферы питания на нормы халяль, причем начинать решили с муниципальных детских садов и школ. Детям и ответственным за них родителям предлагают не на выбор халяльное питание, а всем поголовно, независимо от их вероисповедания, в обязательной форме, причем на возмущение и протесты отвечают, что «халяль - это вкусно и полезно» (как будто нехаляльное питание обязательно противно и вредно: трудно сказать, что полезнее жирный плов с халяльной бараниной или русские щи с парной свининой - это ведь на любителя, но почему-то сторонники поголовной халялизации всем навязывают всеобщее халяльное питание). Правильным и неконфликтным было бы предоставление людям выбора, но об этом в упор не хотят слышать лоббисты халялизации. Этот процесс насаждения халяльных стандартов в школьное питание начал внедряться в Татарстане в 2012 году (именно с того времени прошли в обществе дискуссии на эту тему, где подавляющее большинство экспертов, общественных деятелей и родителей русских детей [5] выступило категорически против поголовной халялизации: люди просили предоставить на выбор характер питания), но на сегодняшний 2016 год он уже достиг, судя по публикациям в СМИ, своего размаха, что вызывает волну возмущений у православных и иудеев [6].

Сейчас халялизация начала затрагивать не только сферу общепита, но и систему здравоохранения в Татарстане, опять же вызывая вопросы [7] и возмущения [8]. Одно дело, когда это частный сектор медицинских услуг, другое дело, когда это государственное здравоохранение, что неизбежно вызывает споры допустимости клерикализации всех сфер жизни общества.

Со своей стороны, мы отметим, что возникающую конфликтную ситуацию в деле продвижения халяльных стандартов в сферы товаров и услуг можно решить только путем добровольности, сохранения выбора, наличия качества и доступности по стоимости: если в халяльном кафе вкусно и недорого кормят, то туда ходят и немусульмане. Если в исламской клинике хорошо и недорого будут лечить, то и отношение к ней будет позитивное со стороны немусульман. Главное - не навязывать, не принуждать, а предлагать в качестве выбора и дополнительного ассортимента. Тогда немусульманское население будет относиться к этому значительно спокойнее. Те же самые халяльные кафе и рестораны в Татарстане существуют наряду с теми, где в меню имеется алкоголь, свинина и бифштексы подаются с кровью. Соответственно, люди имеют возможность выбирать в какой ресторан им сходить покушать, а это всегда воспринимается куда более позитивнее, чем если бы не было такого выбора.

 

Примечания:

 

1. Шовхалов Ш.А., Петрова А.Т. Рынок мусульманских товаров: сущность и особенности // Фундаментальные исследования. - 2015. - N6. - С. 207

 

2. Проценко Н. Российский халяль: между ростом и профанацией // "Eurasia Daily", 14 июня 2016 года. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/06/14/rossiyskiy-halyal-mezhdu-rostom-i-profanaciey

 

3. Сулейманов Р.Р. Халяльные свадьбы как новое явление в трезвеннической культуре современного Татарстана: масштаб популярности и перспективы распространения // Четвертые традиционные чтения: материалы научно-практических чтений, посвященных казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2013 г.) / Эйфория: приложение к информационному бюллетеню «Феникс» (Казань). - 2013. - N1 (124). - С.47-49

 

4. В казанских «халяльных» кафе торгуют алкоголем и работают нелегалы // "ProKazan.ru", 15 сентября 2014 года. URL: http://prokazan.ru/news/view/94981/q

 

5. Обращение матери из Казани: Зачем наших детей загоняют в халяльные детсады? // "REGNUM", 28 августа 2014 года. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1841696.html

 

6. Васильева Н. В казанских школах и детсадах кормят по законам шариата // "Вечерняя Казань", 6 августа 2016 года. URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-kazanskih-shkolah-i-detsadah-kormyat-po-zakonam-shariata.html

 

7. Постнов Г. В Казани будут лечить по шариату // "Независимая газета", 11 июля 2016 года. URL: http://www.ng.ru/faith/2016-07-11/1_kazan.html

 

8. Серова И. Мусульманская поликлиника в Казани: шариат плюс бизнес // "Вечерняя Казань", 12 июля 2016 года. URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/musulmanskaya-poliklinika-v-kazani-shariat-plyus-biznes.html

 

 

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме