«Образ Твой, над Русью вознесённый...»

8 сентября - Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
899
Время на чтение 8 минут

Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году

 

 

Защитница Москвы

Образ Божией Матери Владимирской - один из самых близких и родных сердцу каждого русского человека. Эта икона, известная ныне всему миру, стала защитницей Москвы, продолжившей дело других русских городов по собиранию великой державы, и России - Дома Пресвятой Богородицы.

Наиболее торжественное из трёх ежегодных празднеств Владимирской иконе Божией Матери совершается 8 сентября (26 августа по ст. ст.). Оно установлено в честь Сретения Владимирской иконы при перенесении её из Владимира в Москву.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящён усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло её к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!».

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своём шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан.

Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской Земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа/8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

 

Сколько видела эта чудотворная икона!

По преданию она написана святым Лукой, который более трёх других евангелистов повествует о земной жизни Богородицы.

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

В одном из замечательных памятников древнерусской литературы - «Сказании о чудесах Владимирской иконы Богородицы» - узнаём о перенесении её из Вышгорода во Владимир святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским.

В двенадцати верстах от Владимира, на пригорке, совсем недалеко от того места, где река Нерль впадает в Клязьму, запряженные кони князя Андрея вдруг встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь прилёг отдохнуть. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала:

«Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни».

Было это в 1159 году. В память об этом явлении святой князь велел написать икону Божией Матери такой, какой Она явилась ему. Эта икона теперь называется Боголюбской.

А та икона, которую принёс святой Андрей Боголюбский с собой из Вышгорода, известна всему миру как Владимирская икона Божией Матери.

В 1480 году Владимирская икона окончательно перенесена в Москву в новый Успенский собор (1475-1479) Кремля. В чине Большого Крестного хода её выносили из собора как главную святыню.

...Икона эта видела основание нового русского государства - сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествия завоевателей в разные века - Тамерлана, Наполеона, Гитлера... Рождение и гибель Дома Романовых. Революции начала прошлого века. Советские годы, когда, несмотря на гонения, народ всё равно продолжал верить...

С 1918 года почти до самого конца XX века Владимирская икона Божией Матери, покинув Успенский собор Московского Кремля, где перед ней венчались на царство русские государи, находилась не в храме, а в музеях - Государственном историческом музее, Государственной Третьяковской галерее.

 


 

Вспомним строки из замечательного стихотворения «Владимирская Богоматерь» Максимилиана Волошина, написанном после революции:

«/.../Кто разверз озера этих глаз!

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец

Не печёрский тёмный богомаз:

В раскалённых горнах Византии,

В злые дни гонения икон

Лик Её из огненной стихии

Был в земные краски воплощен.

Но из всех высоких откровений

Явленных искусством - он один

Уцелел в костре самосожжений

Посреди обломков и руин.

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век, -

Ты ушла по водам синих рек

В Киев княжеских междуусобий.

И с тех пор в часы народных бед

Образ Твой, над Русью вознесенный,

В тьме веков указывал нам след

И в темнице - выход потаенный.

Ты напутствовала пред концом

Ратников в сверканьи литургии...

Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

Не погром ли ведая Батыев,

Степь в огне и разоренье сёл -

Ты, покинув обречённый Киев,

Унесла великокняжий стол?

И ушла с Андреем в Боголюбов,

В прель и глушь Владимирских лесов,

В тесный мир сухих сосновых срубов,

Под намет шатровых куполов.

И когда Хромец Железный предал

Окский край мечу и разорил,

Кто в Москву ему прохода не дал

И на Русь дороги заступил?

От лесов, пустынь и побережий

Все к Тебе за Русь молиться шли:

Стража богатырских порубежий...

Цепкие сбиратели земли...

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлевых,

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари...

Чёрной смертью и кровавой битвой

Девичья святилась пелена,

Что осьмивековою молитвой

Всей Руси в веках озарена.

И Владимирская Богоматерь

Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,

На дорогах киевским ладьям

Указуя правильный фарватер /.../»

В этом стихотворении, как и во всём поэтическом творчестве Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) - поэта, художника-акварелиста, художественного и литературного критика - синтез глубокого осмысления исторических судеб Отечества. Свидетель скорбных лет России, Волошин посвятил его Александру Ивановичу Анисимову (1877-1937), с которым поэта связывали давние дружеские отношения.

А. И. Анисимов - автор книги «Владимирская икона Божьей Матери». После её публикации в Русском научном центре в Праге последовали травля и гонения Александра Ивановича, его арест, ссылка на Соловки в 1930 году и смертный приговор - в 1937-м.

 

Святыня Великой Победы

В 1941-м из Москвы были эвакуированы не только заводы, институты и различные учреждения, но в тыл были вывезены и наиболее ценные сокровища русской культуры.

Среди сокровищ Третьяковской галереи в Новосибирск была привезена и Владимирская икона Божией Матери. Разве это был не своеобразный крестный ход со святыней, который вновь помог защитить Москву от врагов!

Новосибирск как столичный город Сибири, где Владимирская икона находилась под спудом, должен быть вписан в «историческое шествие» великой святыни по России: Киев - Владимир - Москва - Новосибирск - Москва.

По возвращении в Москву Владимирская икона вновь была помещена в Третьяковскую галерею, куда иногда даже ради одной этой святыни устремлялись многие наши соотечественники и зарубежные гости.

 

Олимпийская святыня

В 1980 году в Москве проходили Олимпийские игры. По уставу Международного Олимпийского комитета в олимпийской деревне должен быть храм или часовня, чтобы спортсмены имели возможность молиться перед соревнованиями.

В те годы в нашей стране ещё не восстанавливались запустевшие храмы и тем более не строились новые. Но, несмотря на это, 2 июля 1980 года в столице СССР была освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери - Покровительницы Москвы. В этой часовне среди других икон находился один из списков святыни.

- В прошлом присутствие священников на Олимпийских играх в нашей стране не афишировалось, - рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, который неоднократно был духовником Олимпийской сборной России. - Однако ещё в 1980 году, когда Олимпиада проходила в Москве, я, работая референтом Святейшего Патриарха Пимена, участвовал в создании часовни в Олимпийской деревне. Мы долго выбирали место, собирали для неё утварь, а в то время это было непросто. Тогда я, конечно, не мог себе представить, что буду присутствовать на четырех Олимпийских играх! Не мог представить, что Промысл Божий таким удивительным образом вновь соединит меня с миром спорта.

Однако после завершения Олимпиады в Москве, по словам отца Николая, «часовня была закрыта, так как её освящали лишь на время соревнований в одном из жилых домов Олимпийской деревни».

К сожалению, не сохранилось и фотографии этой часовни. Но кто знает -скольким спортсменам нашей Родины тогда, на Олимпиаде-80, помогла победить Владимирская икона Божией Матери!

 

Из тупика вражды

О том, как в 1993 году произошло ещё одно чудо - Владимирская икона вывела Россию из тупика вражды, - написал (в книге «Чудеса истинные и ложные») полковник милиции, доцент, заслуженный юрист РФ, заместитель начальника Главного управления казачьих войск при Президенте РФ Сергей Донцов:

«Шел октябрь 1993 года... Ему предшествовала попытка Святейшего Патриарха Алексия примирить Верховный Совет и Кремль. В то время я, старший офицер милиции, служил в мэрии Москвы и участвовал в совещаниях, проводимых Святейшим Патриархом в Свято-Даниловом монастыре... Однажды, ближе к ночи, меня подозвали Святейший Патриарх и Лужков и сказали, что ими принято решение получить из Третьяковской галереи Владимирскую икону Божией Матери и провести в ближайшие дни сугубый молебен о мире и согласии. Мне поручили эту акцию осуществить, дав на это один день. Была одна очевидная трудность - икона находилась в музее под юридической и фактической охраной государства. Был составлен несложный и по юридическим меркам «бессильный» документ о временном изъятии иконы. Святейший Патриарх также поставил свою подпись. Это было благословение. С таким документом и восемью вооруженными милиционерами я прибыл следующим утром в Третьяковку... /.../

Мы прошли к иконе Божией Матери. Кто видел образ Владимирской воочию, тот знает, какое Она может произвести воздействие. И тут я понял, что мой план просто чепуха, никуда Она не уйдет, если Сама не захочет.

Мы пошли с заместителем директора в зал, где сидели около десяти человек. И вдруг я сказал то, чего сам придумать не мог:

- Дайте Христа ради икону помолиться. На один день. Вы же православные.

Как все переменилось! Другими стали лица, иными глаза...

- Как все было? Надеюсь, без угроз и применения силы? - спросил Лужков.

Я ответил, что все было самым чудесным образом, то есть сама Божия Матерь приняла решение».

Владимирская икона была доставлена в Богоявленский кафедральный собор, где Святейший Патриарх Алексий II возглавил многолюдный молебен. Богородица и на сей раз спасла Россию. Да, погибли сотни людей... Но реки крови не разделили наш народ, государство не распалось...

Наладилось сотрудничество Церкви с Третьяковской галереей. 15 декабря 1999 года чудотворный образ был перенесён в храм святителя Николая в Толмачах - домовую церковь ГТГ, где музейные специалисты наблюдают за её сохранностью, обеспечена безопасность.

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника, и посетители Третьяковской галереи, если пожелают, по-прежнему могут видеть великую святыню, но уже не в музейной экспозиции, не в зале древнерусской живописи, а в православном храме - месте молитвы и богослужения.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16