В Сетях можно обнаружить немало удивительного. Например, сообщение, что Украина запустила транзитный маршрут в Китай с... обходом РФ. Для этой цели из Ильичевска уже отправили в рейс поезд контейнеров по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай (через Каспийское и Черное моря). Как сообщила пресс-служба Министерства инфраструктуры Украины, данный «маршрут является новым направлением» «Шелкового пути» и альтернативой, которая позволит перенаправить грузопотоки в восточном направлении в обход территории России. Демонстрационный рейс, внушается жаждущим оптимизма, станет открытием альтернативного пути доставки грузов из Украины в страны Средней Азии. Действительно новый, потому что не из Китая в мир, как это имело место многие сотни лет, а обратным ходом (!) Состав контейнерного поезда составил 20 вагонов. Также отмечается, что эта детская радость помечена фоном остановки Россией транзита товаров через свою территорию(?). Покороче говоря, транс-азиатско-кавказский «Новый шелковый путь» смазал колеса салом
Жаль, результат ожидать долго. На уныние настраивает многое. В том числе исчезновение в небытие уже днесь проложенных украинских еврокоридоров кучмовского периода. Помним, как настырно выставлялось для масс-потребы что-то типа Париж-Борщевка, Крыжопль-Берлин Лиссабон-Галушки... Всерьез, с надрывом, схемами и истовой убежденностью. Новые времена потребовали новых планов? Или потреба ставшего вдруг актуальным поворота в Азию? С европаспортами и навсегда открытыми визами. Завтра снова дорога, путь нелегкий с утра?..
Крутиться ужом под вилами Украине, как говорится, на роду прописано. Долго. Но те же самые ноты слышим со стороны первопрестольной. Зато, как и подобает по статусу, - с отточенными научными формулировками. Цитируем: «Само появление китайского проекта выгодно для России и сейчас ей предстоит определиться с собственным местом и ролью в нем.(!) На глобальном уровне у России с Китаем образовалось больше точек совпадения интересов, чем это было до недавнего времени на региональном уровне - в том числе в Центральной Азии. Более того, отмеченное выше появление в китайском мировом проекте геополитических обоснований объективно повышает значение России в качестве владелицы хартленда (!!). Примерно в том же направлении работает и сама идея «пояса»: сухопутное сочленение Китая и Европы в обход России ущербно географически (!!!)» (Александр САЛИЦКИЙ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, Нелли СЕМЕНОВА, научный сотрудник Института востоковедения). Из публикации в РМ.У «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ КИТАЯ» (12.01.2016).
И здесь тоже, что ни посыл, то на три хорошо известные буквы - в сторону РАН, чтобы заявленное воспринималось всерьез, с обязательным стягиванием шляпы с макушки. Как же, уважаемый народ истины излагает. Но в данном случае объединенный смысл посыла даже на курсовую хронически посредственного студента не тянет. У кого с соображалкой чуть лучше, доезжает, что отрыв конструкций такого рода от целого ряда составляющих - ландшафтных, климатических, экономических пространственных и иных, чего в обоих цитированиях нет и в помине, означает, что подобные рассуждения сводятся к заурядной профанации. Ее и видим как оглупление идеи с заранее заданной целью. Если в украинском случае она обоснована пропагандистскими столкновениями, когда истинные резоны намеренно маскируют, то в другом обозначен пример откровенного непонимания сути с ее оформлением в наукоподобные обертки - чтобы съели не конфетку, а ее подобие. Далек от опоры на проверенный практикой старый полемический прием из арсенала ангажированных оппонентов - когда в тексте отыскивают неточность или авторский сбой, и на их основе делают общий вывод. Здесь все сбой и неточность. Начиная от суждений в тексте, выводов, заключений и приложенных к ним для вещей убедительности схем с претензией на единственно верную академичность.
Зато есть утешительный приз. То же самое по теме Шелкового пути видим и в китайских публикациях. Как закономерность, поскольку там народ все больше на практику нажимает. Ментальность такая, помноженная на привычку мыслить конкретными образами. Сказано что Желтый император Хуан Ди - основатель этого хартленда, то есть Срединной, доставлен в нее неким драконом с некой звезды, значит, так оно и есть. Для уровня начальной школы достаточно.
Это к тому, что источники привычно и с нажимом на уверенность сообщают нам, что «основание Шелкового пути относится ко II веку до н.э., когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии, цитирую, скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира. Пройдя тяжелейшую пустыню Такла-Макан, горы Тянь-Шаня, сотрудник дипкорпуса был поражен увиденным: только в Ферганской долине он насчитал более 70 больших и малых городских поселений с развитым ремеслом, земледелием. Жители городов-оазисов вели широкую торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. Очень трогательно, жаль в неладу с китайской же археологической практикой.
Во-первых, Такла-Макан и Сахара далеко не всегда были пустыней, а очень даже привлекательным местом, что отдельная тема. При чем Сахара? Чуть ниже поясню. Во-вторых, городов в обозначенных местах в древности понаставили без счета, то есть много выше обозначенного цифрой. Хотя бы потому, что торговые и прочие караваны вынуждены останавливаться на отдых каждые 25-30 километров. И следов этих мест передыха на местности в прямом смысле без счета. Особенно в ферганской части. Где на эти пути наложена в плюс и древнейшая товаропроизводящая инфраструктура. Видел, смотрел, ощупывал руками. В-третьих, китайские следы в раскопах удививших Чжана городов, наряду с местными и множеством иных - рутинная практика. Как и подбор доказательств к заявленному здесь. На эти следы натыкался даже в нынешней глухомани Деснянского и Днепровского верховий. Не говоря о почти подмосковной Твери. Жаль с пояснениями со стороны умников РАН как-то скромненько.
Как и со многим другим в этой же связи. Вот почему в качестве аватара к этим заметкам приложил картинку караванного перехода, что точнее всех научных и не очень научных умствований, типа моих собственных, представляет реальности тронутой темы. Особенно, если вникать в нее по множеству прилагаемых схем, где все четко и простенько - вот Восток, вот Запад, между ними красная или какая-то еще линия со склонением. Бери чуть влево и шагай смело. Вынужден огорчить идущих этим следом - по бумаге ли или местности. Поскольку несущая деталь всей шелковой конструкции - Горный пояс, что делит континент на две части.
Это к тому, что две геологических плиты, серьезно наехав друг на дружку, определили здесь течение биологических процессов. В том смысле, что в арсенале палеобиологов и таких же ботаников есть понятие биологического котла, то есть местности, которая в силу лучших, чем в иных краях условий самой матушкой-природой некогда определена в качестве интенсивного производителя биологической массы. Горная цепь оформила русло ее истечения (Обоснования см. в публикациях историка Ю.В.Емельянова) Одним из таких котлов некогда была уже помянутая вскользь Сахара. Правда, нынешний ее вид позволяет приложить к ней определение территории съеденных ресурсов. Бывает. Все пустыни мира тому тот же самый пример.
Причины упадка и относительного запустения части территорий планеты - не наша тема. Здесь важнее иные обстоятельства. Изливаясь из этого котла, биомасса растекалась по всему полю планеты. Натыкаясь на Горный пояс как естественную преграду, она начинала искать новые места обитания к Западу и Востоку. Либо отыскивать щели в почти монолите, через которые, хоть скромно, с потерями, но можно просочиться в сторону Севера, который диктовал свои собственные правила. То есть, речь о сложном процессе, в рамках которого биогенез шествует рука об руку с этногенезом, в котором человек в любом варианте - точнее, в любых проясненных и не проясненных случаях своего зарождения и развития, вынужден подчиняться общим правилам. Уходят козлы с Запада на Восток - следуй за ними этими же тропами. Потому на горных камнях столько их изображений. Своего рода первичные иконы древности. Кое-что подснял сам. На всякий случай. Тот, что на снимке, любопытен своим сочетанием со знаком бога Рода. Традиция сохраняется в современной иконописи. Показать как, или обойдемся, чтобы не растекаться мыслью по древу?
Так что схемы на бумаге - это одно, реальность несколько иное. К примеру, на приложенном снимке не самое крутое дорожное полотно, с которое самому доводилось одолевать. Но между тем это один из очень когда-то активных маршрутов торгового пути, что связывал в единое целое Степь и собственно Шелковый путь. То есть, соединял и по-прежнему соединяет Ферганскую долину с китайским ныне Кашгаром, что своим основанием и развитием обязан Великому Китайскому. К слову, то, что он Великий в любых смыслах слова, сомнений нет. С китайским его происхождением сложнее. Хотя бы потому, что это определение напоминает утверждения некоторых, извините, аналитиков, что это именно Украина брала Берлин в период Великой Отечественной. На том основании, что фронт именовался Украинским. Но здесь лично мне важнее другая деталь. По этому не очень шелковому маршруту приходилось добираться в свое время до погранзаставы «Иркештам», Там выяснилось, что стоит она на бывшем казачьем посту - с задолго до столыпинских времен. Еще позднее открылось, что эти самые казаки лично ко мне имели прямое прародственное отношение. Любопытно, но детали опускаю до лучшего случая.
А здесь же, коль начал с Украины как соискателя выхода на Шелковый путь, то поясню, что выход или вывод ее, тронутой ныне кручиной, из системы Евразийских коридоров закрывает Незалежной все пути развития. Собственно, это обстоятельство и стало первопричиной как Большой Смуты в XVI веке на русских землях, так и нынешней Руины. Равно как и появления самого понятия Окраинности в нынешнем его приложении. Причем, Украина в этом процессе отнюдь не исключение, все то же самое происходит и с иными частями Большой Пространственной Чаши - Польшей, Болгарией, Венгрией, Румынией... Когда они возвращаются в общий процесс телурократической части Пространства, все, заметим, налаживается. Нужны примеры? Как только косят глазом в сторону атлантизма - талассократии, все хиреет, чахнет и уверенно сходит к нулевым отметкам. В экономическом процессе. И взять эту закономерность самостоятельно под контроль никому из перечисленных вассальных полугосударственных образований еще не удавалось. Можно мечтать, хронически предавать, скакать, обливать бывших партнеров грязью, обманывать кого угодно, но всегда получается, что обманутым оказываешься сам. И так будет всегда, когда из-под ног выбивают основы развития. Скудоумие или умысел? Нередко в сочетании.
Этот посыл явно требует развития. В том плане, что кто-то из ушлых поляков - Бжезинский, Качиньский, или Квасьневский - нет желания копаться, простите, в политическом навозе, выдвинул привлекшую внимание тезу. На тот счет, что без Украины, Россия не сможет проявить свои великодержавные качества и стремительно сверзится с политической арены. В раскроенном на части виде. Развернулась целая кампания, с поддержанием практической активности задуманного. Отсюда государственный переворот в Киеве - с кастрюлями на головах, поощряемые властью и ее хозяином нацистские безумства, отход и отторжение собственных частей. Напоминание В.Путиным Европе и ее хозяину, что Союз разбил голову фашизму и без участия Украины, стремительно оказавшейся в оккупированной части, и перешедшей на обслуживание германских интересов, всерьез не приняли. Как не учли и то, что выдирание Украины из Родового поля означает полную утрату активности новоявленной Незалежной в системе торговых коридоров, и сохранение их как определяющего фактора в приложении к Российской государственности.
Сегодня нас убеждают, что из-за высокой протяженности путей объединить их когда-то под единым контролем было чрезвычайно трудно. Смею не согласиться с таким дежурным уверением. Долгое время эти повязанные двоичным единством Шелковый и Степной пути - по разные стороны горной гряды континента, но и практически вся система коридоров Евразийского пространства находились под единым, достаточно уверенным и цельным административным управлением. Объединяло их то, что ко времени царя Бориса Федоровича Годунова все еще именовалось Великой Тартарией. Тем образованием, что разрушено смутой перехода мировой экономической активности с Суши на Море. Точнее, не столько разрушено, сколько урезано в границах, но еще больше умышленно оболгано в своем историческом описании.
Скажем, одним из правителей Тартарии называют великого князя Ивана I Даниловича Калиту. Хотя и достаточно глухо, Возможно. Но однозначно это он известен по церковной литературе как пресвитер Иоанн. Он же государь с обозначением «поп Иван». (Подробнее см. в «Черной легенде» пера Льва Гумилева, но с известными поправками на диктат искусственно навязанных во времена Романовых, но так и не изжитых трактовок). Формат Великой Тартарии обозначен в широкодоступных ныне картах. Впечатляет.
Практически вся система коридоров Евразийского континентального пространства - цитирую себя. Это сколько? Давайте посчитаем, но при этом не забудем, что большая часть этих широтных путей до сего дня находится под контролем именно Российского государства, последовательно и настойчиво приводится им в соответствие с требованиями экономических потребностей дня, и безопасности уникальнейшего государственного образования планеты. Больше того, являет его прочную основу. Итак, что имеем к сегодняшнему дню:
1. Шелковый, который, не обязательно китайский, но так, повторимся, привычно именуется. Это условно 38-я параллель. От Сианя до Каира. Египетский сфинкс ориентирован лицом на Восток, скорее всего, как напоминание об этой коридорной связи намеренно заблокированной в интересах атлантизма между Индией и Пакистаном, в Афганистане. Как и событиями на Ближнем Востоке. Теперь и Украине.
2. Степной. Обозначен так по характерному поясу. Это - 50-я параллель, опять же по условной линии от Атлантики до Тихого. По суходолу, продиктованному частично так называемым Донецким кряжем, но больше - разделительной линией границы Леса и Степи. Масса следов древности, и в остатках и по-прежнему в целостном виде. На многих участках сохраняется там, где и был проложен. Ориентировочный маршрут между Днепром и Волгой выведен на кончике пера академиком Б.А.Рыбаковым. Уточнен, с привязкой к местности, совместной экспедицией украинской и татарской академий наук (руководители А.Моця, А.Халиков). В частых случаях осложнений войнами на Шелковом пути, именно Степной принимал на себя потоки грузов и информации. И наоборот, Это перетекание легко отыскивается и в сегодняшних реалиях, когда собственно Шелковый маршрут заблокирован несколькими обозначенными выше пробками как продолжением хорошо известной практики. То когда-то китайцы добираются до Таласа на Тянь-Шане, но выбиты оттуда, то римляне кого-то выталкивают за обочину экономического коридорного интереса, то евросброд из так называемых крестоносцев стремится взять под контроль часть южных товарных потоков, то арабы кладут на них глаз, то персы с греками выясняют отношения по этому же поводу. Прокладка самой длинной железнодорожной магистрали в начале прошлого века - по Степному коридору до Дальнего Востока, привела к намеренно спровоцированной Британией русско-японской войне 1904-1905 годов. Беспокойное место. До нынешнего дня.
Собственно, именно Степной и позволил теллурократическому Китаю выбраться из векового кризиса, но также заявить о проекте возрождения Шелкового пути. Нежелание считаться с этими обстоятельствами приводит к грубейшим ошибкам, большим затратам по фактору Севера и многому иному. Об этом нужен отдельный разговор. Степной, как природный клон традиционного Шелкового пересекал Волгу в местечках Кайбелы и Синбер (Симбирск, нынешний Ульяновск). Парный ему днепровский оформлен по спуску к обрезу воды у Киево-Выдубецкого монастыря. Поэтому и поставлен на этом месте. Для ушедшей сегодня «в европу» Украины маршрут сегодня по факту заблокирован - как для Киева, так и Европы. Для России этот украинский запор особой проблемы не формирует. Он лишь перекрывает, точнее - несущественно удлиняет часть ее выхода к государствам юго-восточной части материка. Проблема снимается учетом чисто экономического интереса. Или иными способами.
3. Конопляный - по аналогии его уместно обозначить его именно так. Волочно-сухопутный маршрут, что уже сотни лет по 54 параллели (под названием старой Смоленской дороги) связывает между собой верховья Днепра, Десны, Угры, собственно Москву как порт пяти морей и далее - на Восток. Опять же от океана до океана. Почему Конопляный? По пеньке - главному товарному продукту, что был незаменим в растущих нуждах флота. Сегодня от трудностей волочной переброски избавлен и к середине прошлого века трансформирован в трассу Москва-Минск-Варшава (Новая Смоленская дорога) и далее сливается с уже помянутым маршрутом по 50-параллели - до Регенсбурга как древней славянской торговой столицы в нынешних пределах Германии. Осенью прошлого года отыскал-таки на местности и остатки волоков, и саму Старую Смоленскую дорогу в Еленевской ее части, то есть в Ельнинской. (В районе растворенного ныне во времени села Волочек).
Ту самую Старую Смоленскую, с которой именно по этой дорожной причине связаны крупнейшие и мирные, и военные события отечественной истории периодов Ольгерда, Наполеона, Гитлера. Масштабные напоминания о бурной и очень активной древности - со времен гуннского царя Аттилы, если не много раньше, едва ли на каждом шагу. Всерьез, как на двух предыдущих маршрутах, ничего не исследовано. Все исторические сложности с Польшей, как бывшей частью Руси, связаны с этим коридором - в истоках, повторюсь, сухопутно-волочным. Он же, смею утверждать, родоначальник того, что сегодня известно под понятиями русского этноса, русского народа. Как, собственно, и самой Руси Великой.
4. Соляной - хорошо и издавна заявивший о себе тракт по условно 59-й параллели, что задолго до так называемых сибирских обретений Ермака связал воедино Карелию с Колымой. И Аляской. Вплоть до Калифорнии, если кому интересно. При вполне реальной даже в нынешних условиях связью с Панамериканским шоссе способен снять массу общемировых цивилизационных проблем. Частично обустроен БАМом - ныне основой военной и экономической российской безопасности и иными магистралями. Как железнодорожными, так и шоссейными. Следов дремучей древности - с мегалитических времен, также без счета. О чем также еще расскажем, А не рассказать нельзя - хотя бы в общих чертах, потому что взламываются и становятся хоть на какие-то рельсы все новые и новые представления о нашем собственном прошлом. И нас самих. С предложением ответов на множество вопросов - по этому, и по совокупности всех обозначенных торгово-информационных коридоров. По причине тесной связи друг с другом. В их числе, почему Россия «не такая» как все. И почему будущее за ней. К слову, частично вел об этом речь в публикации РМ.У ПИСЬМЕНА МАГАДАНСКОГО ШАМАНА.
В этом видится несущая основа, опора процессов и событий на всем континенте, но отнюдь не вся схема. Сама она намного сложнее во множестве своих проявлений. Здесь представлена лишь часть ее широтного вида. Три из четырех путей разной степени информационно-хозяйственной напряженности, загруженности, ее видимости на местности и отдачи. При этом каждый готов заявить о глубинах своего потенциала всплеском активности. В требуемый момент. Нигде подобного в мире нет. Сколько не ищи. И каждый преподносит сюрпризы исторического плана. И каждый при этом завязан на единство как целого, так и частей. Все без вольностей в схемах, и в рабочем состоянии. И каждый готов преподнести сюрприз. Например, бывший Конопляный практически готов трансформироваться в Новый Шелковый, о котором сегодня столько разговоров. Ведь это фактически по нему будет проложена скоростная железная дорога Москва-Казань, с перспективой вывода ее на Пекин. Получается классический троичный подход, когда третья парадоксальная составляющая позволит не только добиться цели Москве и Пекину - без Киева, но и взять под уверенный контроль всю систему. Не будем забывать и того, что Россия в своей основе опирается еще и на три океана, а треугольник. Плюс к тому же, выход по Суше на четвертый обеспечивается через дружественные территории.
Заметим и то, что все эти коридоры - как в единстве, так и по совокупности, обустраивались с приложением огромных трудовых затрат. В частности это хорошо видно, по Конопляному со Старой Смоленской дорогой в своей основе. Несколько поездок в последние годы на поиск ее реального маршрута на местности, наглядно показали, сколько пота пролито предками за многие века их прилаживания к собственной хозяйственной деятельности, и крови - за попытки приспособить к чужому интересу, В условиях далеко не самого комфортного природного окружения. В лесах, бывших еще в исторические времена полноценной тайгой - протяженностью от русского Архангельска до такого же русского Чернигова, бесконечные разновременные, разномасштабные и разноформенные курганы вдоль широтных речушек, больших меридианных рек чередуются со следами между ними траншей, окопов и блиндажей Великой Отечественной войны. Едва ли не на каждом шагу. И в такой связи времен лучше, чем где бы то ни было, понимаешь, почему та война в нашем народе именуется и Великой, и Отечественной. И почему снова за это же самое наше богатство развязана фактически уже новая бойня. Разными средствами, но именно за это, и ничто другое.
Пару верхних снимков я сделал практически с одной точки. Справа кусочек Старой Смоленской. Это именно здесь спешила в Москву на царствование Марина Мнишек, а слева собственно древний волок в остатках. Тот самый, в озерах и прудах которого проклюнулся а затем развился на больших морях и в таких же сражениях талант великого русского военачальника адмирала П.С.Нахимова (1807-1855). Если кто-то помнит фильм Сергея Бондарчука «Война и мир», то именно в этих озерах древнего волока русская армия прошла через обряд священного омовения. И в фильме, и в книге, и на самом деле. Перед боем на Бородинском поле. «Гусарская баллада». Э.Рязанова, сюжеты картин В.Верещагина по 1812 году подразумевают действия на этой же дороге. Чтобы укрепить впечатление о происходившем на этих озерных и речных гладях приложу еще пару картинок прошлого - в его этапах.
В этой же связи напомню, что нам настырно вбивают миф о первородной русской лени. Волоки - след огромнейших трудозатрат. По объему сравнимых с вложенными в Великий Китайский канал, что связал воедино Хуанхэ и Янцзы. Еще один повод низко поклониться предку.
Нельзя забывать еще об одной выгоде Конопляного относительно двух южных маршрутов. Он короче их на две-три тысячи километров, что при больших масштабах грузоперевозок имеет значение. Точные данные вполне доступны вычислению. В варианте Новой Смоленской дороги он, повторюсь, и станет Новым Шелковым, о котором так часто ныне ведется речь. Судя по доступной литературе, не будет забыта и Старая Смоленская, что сыграла громадную роль в формировании Российского государства в его нынешнем виде. Она примет на себя роль дублирующего маршрута, что также принципиально важно для организации полнокровного информационно-хозяйственного широтного потока.
И не только в части от Никольских ворот Смоленского кремля (на снимке самого начала прошлого века С.Прокудина-Горского) до Боровицких Московского (с картины конца XVII Iв. худ. Ф.Алексеева), но теперь и далеко за их пределами, Планы таких форматов долго зреют, не скоро реализуются, зато в практику входят прочно и надолго. Навсегда.
Проект крайне удобен - тем, что все стороны, заинтересованные в экономическом развитии и нормализации кризисной ситуации, имеют доступ к основной трассе по давно сложившимся меридианным коридорам. Киргизы, казахи узбеки... Начиная от побережья Индийского океана. В том числе и те этногруппы, которым эти коридоры сформировали и их государственные, и этнические особенности. Теперь они же способствуют их развитию.
А как же роль Киева, что был и мог снова стать одним центров евразийского пространства? Сегодня за скромным участком территории периода воссоединения окраинных земель Руси с собственным родовым полем нынешняя Незалежная закрепляет такое определение: «Руина - период в истории Гетманщины между 1657 и 1687 годами, фактически бывшей гражданской войной. В это время Русское царство, Речь Посполитая, Османская империя, и эпизодически Швеция вели борьбу за контроль над территориями, подконтрольными Войску Запорожскому, которые стали ареной кровопролитных сражений». Так все-таки - гражданская или за незалежность? Понятия-то разные. Но если речь о некой независимости, то почему тогда значительная часть населения, бывшего под козаками этого самого войска - по факту романтиков большой дороги, что промышляли на днепровских порогах, махнула под руку одного из «узурпаторов» - русскую. Эти переселенцы осели на землях нынешних Смоленской, Брянской и ряда иных областей. Пополнив их списочный состав едва ли не на четверть. Стремясь куда подальше от собственных гетманов-благодетелей. Как и ныне. Все современные смоленские фамилии на -енков русского окраинного происхождения с глубинным тюркским подтекстом. Ныне их носители одна из прочных основ Российского государства.
Это к тому, что ситуация представляется в несколько иных акцентах. По результату утраты былого значения больших сухопутных путей евразийского Пространства, могущественная Тартария вошла в длительный процесс формирования опор новых экономических реалий. На основе остатков сухопутных информационно-торговых маршрутов и развитии новых - речных и волочно-речных. Отсюда смысл этнонима русский, в смысле обитатель речных русел, если производить его из индоиранской речевой основы как предшественницы и русской, и тюркской, и иных тоже. (См. В.Чивилихин, Т.Джаксон...) Отсюда же и сознательно романтизированное запорожское козачество, которое перестали устраивать форматы доходов от паразитирования на днепровских порогах и выдавливания соков из подручного населения. Как и сегодня.
Коль мы начали эти заметки с шумной украинской инициативы, то логично заметить принципиально важное. Возвращение в структуру родового поля окраинных земель залатало брешь в одном из основных торговых коридоров - Степном, и открыло возможности для интенсивного развития. Отсюда основа известного украинского расцвета советского периода. Как и закономерность - нынешнего упадка, после возвращения к игре по давно изжитым правилам.
Случай не единичный. То же самое произошло с Польшей, это же видим по Китаю, также телурократическому (сухопутно-общинному) в своей основе. Временное замирание опорного Шелкового пути на века ввело его в состояние глубинного упадка. Только активизация парных Шелкового и Степного маршрутов позволила Поднебесной буквально выдраться из системного кризиса. Больше того - стать наиболее экономически могущественным государственным образованием ойкумены. Все остальное - приложение. Украина в нынешней ее ситуации стала пробкой в его развитии. Увы. Есть иные суждения?
К слову. В свое время «спусковой крючок» всех нынешних украинских бед пытался объяснить их с помощью ерша в подкорку внемлющим, что у Незалежной нет собственной элиты. Дескать, не сложилась. Чушь, как и иное в высказываниях Л.Кравчука. Бредятина полная. Элиты в окраинных землях - на зависть многим. Но дело в том, что она закономерно перераспределяется по собственному родовому полю Руси. Что было, есть, таким и останется. Нужны примеры?
В то время, когда современная Россия значительно укрепила свои собственные страховочные пояса, Украина снова оказалась выбитой из систем евразийской системы информационно-торговых маршрутов и превращена в соответствие названию. Европейская рыбка оказалась всего лишь приманкой. Как и для Европы ее же интеграционные эксперименты. По соединению теллурократии с талассократией, то есть акулы с дромадером (рабочим верблюдом, что на заставке). Результат нагляден.
Роль Киева как одного из центров степного маршрута всегда была высокой. Известно, что перед первой мировой русские цари даже хотели преобразовать его в имперскую столицу. Тем не менее, как и Варшава, которой в свое время также давали шанс выйти в люди, - он будет обречен на чванливое провинциальное прозябание. Удел что-то там себе возомнивших пешек - в своем дальнем углу большой шахматной доски. Его попросту отодвинут в сторону - как исторически тупиковый маршрут. Древние русские земли, неосторожно переданные под протекцию близких родственников, сегодня уже обтекаются со всех сторон. И автомобильными и железнодорожными маршрутами. Украина возвращается в нерадостное исходное состояние. Такое, повторимся, уже имело место в ее длинной истории. Снова сама загнала себя в тупик. Но не без заведомого чужого умысла. Запас транзитности по определению транзитного отрезка Суши стремительно приближается к нулю. Былой Украины нет - удавилась языком, подвязав соловьиную к гнусавому. Как фонетическому последствию эпидемий чумы, туберкулеза, сифилиса и прочей холеры.
Но главное в другом. Штаты, затевая игры с Украиной, прокололись на помянутой уже пропагандисткой уловке. Впрочем, как и сама Россия, сформировав эту самую парадигму украинской исключительности и подсадив на эту иглу значительную часть как собственного, так и украинского населения. Идея «дружественной и вечно братской» Украины, взращенной Россией на собственном теле - ради неких романтических целей, оказалась провальной. Что и означает, снова повторимся для твердости, закономерное возвращение продукта в исходное состояние. Хотя бы и потому, что украинские интеграторы нового Шелкового пути свои железные дороги, как и иные элементы инфраструктуры, не в состоянии содержать в подобающем состоянии. Практика свидетельствует, что без участия России это непосильная проблема. Помним и о том, что никакие торговые коридоры не могут строиться на идеологии этноцида, что стал основой государственной политики, вражды с соседями, отрицании и перекраивании прошлого, стагнирующей экономике и отсутствии принципа преемственности. При смене власти, политике, экономике, культуре. Точнее, при практически полном ее отсутствии.
Короче, украинский шум вокруг проекта не более чем нью-васюки в современном масштабном исполнении. Это подтверждает очередное объявление Киевом новой своей позиции - перехода от шизофренической евроинтеграции на евразийскую ориентацию. Это уже след паники в виду происходящего ныне еврораспада. «По острым иглам яркого огня бегу - дорогам нет конца. Огромный мир замкнулся для меня...». Арлекины, однако.
Никакого Шелкового пути через Киев в нынешних искусственно сотворенных им же условиях быть не может. Чтобы придти к такому выводу, достаточно лишь критически оценить показанные географической картой реальности. В частности, две морские перевалки закроют эту затею много раньше, чем она будет прилажена к практике. Предлагаемый сбитому с толку украинскому потребителю такой продукт не более чем суетня глистов, решивших взять под контроль все жизненное пространство организма. Кончается в любом случае плохо - либо глистов гонят, либо организм переходит в иное состояние.
К итогу этого осмотра темы уместно задаться вопросом относительно давно выставленных во главу угла вроде бы как принципиальных различий Запада и Востока. Сегодня как никогда ранее ясно: Запад живет по выработанному им же - еще задолго до формирования идеологии атлантизма иезуитскому принципу - «разделяй и властвуй». Что в интересах не людской общности, а совершенно конкретных держателей денежных мешков. Даже в успешных попытках сбиться в очередную стаю. Типа общности для крестовых походов, колониальных захватов. нацистского завоевания, подлого разгрома всех неугодных. Типа событий, связанных с Югославией, Ливией, Ираком, Донецком. Типа вроде бы заманчивого Евросоюза, который закономерно нежизнеспособен, потому и сыпется на части. Бациллу западничества России попытались привить Романовы - с целью обретения власти и ее удержания. Чем это закончилось для конкретно Романовых, известно. Крайне жестко, но, в известной степени, закономерно. Потому, что в России, которую они пытались подмять под себя и интересы Запада, отношения строятся по иному - общности, единения даже совсем уж несхожего, которое при прояснении корней оказывается не таким уж и разным. На уровне инстинкта из прошлого такое стремление к единению и формирования веры в спасительную возможность общности проявляется в особо критические периоды исторического развития. Россия, как держатель не только широтных торгово-информационных коридоров, но ценностей высшего порядка - центр такой тяги, спасительный круг цивилизации в сложностях ее развития. Поэтому будущее за ней.
Александр Федорович Маслов, журналист, писатель
Февраль 2016, г.Киев
1. Re: О шелковом пути без мифов