С 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла дню Донской иконы, когда отмечается и престольный праздник Донского монастыря, придан статус главного праздника российского казачества.
По сложившейся в последние годы традиции, Донскую икону доставляют ежегодно из Третьяковской галереи, где она находится с 1919 года, на один день в древнюю обитель Москвы - Донской монастырь. Для её перевозки на «Московском заводе полиметаллов» был сделан специальный киот.
Разговоров о передаче святыни в собственность монастыря здесь принципиально не ведут: Донская икона уникальна, и специалисты сохраняют её не только для нашего поколения, но и на будущие века.
31августа после всенощного бдения к святыне идут и идут всю ночь верующие. А 1 сентября, в день праздника, перед Донской иконой при огромном стечении богомольцев.
На поле Куликовом
В день Куликовской битвы (8/21 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона, написанная в XIV столетии Феофаном Греком, находилась среди русского войска.
Вспомним строки Александра Блока:
«<...> В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою,-
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда».
(«На поле Куликовом», 14 июня 1908)
Как верили наши благочестивые предки, во многом благодаря заступничеству Царицы Небесной через этот Чудотворный Образ и была дарована победа на берегах Дона.
После победы донские казаки подарили чудотворный образ Дмитрию Донскому (1363-1389). Князь перенёс святыню в Москву, где она находилась сначала в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля. С тех пор икона получила наименование Донской.
Защитница Москвы
В 1591 году икона вновь явила свою божественную силу, избавив Москву от войск крымского хана Казы-Гирея. По преданию, для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы.
В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды Казы-Гирея были с позором изгнаны от стен города. Крымские татары никогда больше не нападали на Москву.
Национальная святыня
Среди чтимых списков Донской святыни, разошедшихся по всей Руси, известна малая икона, подаренная в Троице-Сергиеву Лавру в память о благословении русского воинства на битву преподобным Сергием Радонежским.
В 1668 году Симоном Ушаковым был выполнен список, стоявший до революции в Малом Донском соборе Донского монастыря.
В настоящее время в иконостасе Большого собора Донского монастыря, справа от Спасителя, находится чудотворный список XVI века с Донской иконы Божией Матери.
Донской монастырь
В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1591 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской ставропигиальный мужской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 19 августа/1сентября.
Тогда же был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлён царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем.
Каменные стены и башни обители были возведены в 1686 году. В 1693 году освящён новый собор во имя Донской иконы Божией Матери.
В период правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича обитель становится местом царского богомолья, и сюда в день Донской иконы совершался ежегодный крестный ход из Кремля. Это молитвенно-покоянное шествие ярко описано в книге Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне»:
«<...> Завтра у нас «Донская». Завтра Спас Нерукотворный пойдёт из Кремля в Донской монастырь крестным великим ходом, а Пречистая выйдет Ему навстречу в святых воротах. И поклонятся Ей все Святые и Праздники, со всех хоругвей.
У нас готовятся. Во дворе прибирают щепу и стружку, как бы пожара не случилось: сбежится народ смотреть, какой-нибудь озорник-курильщик ну-ка швырнёт на стружку! а пожарным куда подъехать, народ-то всю улицу запрудит. Горкин велел поставить кадки с водой и швабры, - Бог милостив, а поберечься надо, всяко случается.
Горкин почётный хоругвеносец, исконный, от дедушки. У него зелёный кафтан с глазетовой бахромой серебряной, а на кафтане медали. Завтра он понесёт легкую хоругвь, а Василь-Василич тяжёлую, в пуд, пожалуй. А есть, говорят, и под три пуда, старинные, из Кремля; их самые силачи несут, которые овсом торгуют. У Горкина нога стала подаваться, отец удерживает его, но он потрудиться хочет.
- В последний, может, разок несу... - говорит он, вынимая из сундука кафтан. - Ну, притомлюсь маленько, а радость-то какая, косатик... встретятся у донских ворот, Пречистая со Спасителем! и все воспоют... и певчие чудовские, и монахи донские, и весь крестный ход - «Царю Небесный...» а потом - «Богородице Дево, радуйся...»! И все-то хоругви, и Святые, и Праздники, в золоте-серебре, в цветочках... все преклонятся пред Пречистой... Цветочки-то почему? А как же, самое чистое творение, Архангел Гавриил с белым цветочком пишется <...>».
В 1922-1925 годах в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон, в 1925 года в Малом соборе монастыря святитель Тихон был погребён.
В 1926 году монастырь был закрыт. От старого Донского монастыря до наших дней сохранилось достаточно много, хотя обители и пришлось выдержать волну вандализма первых лет советской власти, когда по надгробиям стреляли красноармейцы, а затем послужить в качестве жилого фонда - в монастырских башнях до сих пор можно найти следы располагавшихся здесь когда-то коммуналок.
Монастырь сохранился во многом благодаря тому, что с 1920-х годов на его территории существовали различные музеи. Так, с 1934 года здесь находился Музей архитектуры имени Щусева, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов. Именно сотрудники этого музея самоотверженно оберегали монастырь десятки лет, несмотря на нехватку средств и другие проблемы.
В начале 1990-х основные фонды музея были переведены в новые помещения, а в обители до сих пор хранится небольшая, но уникальная часть экспозиции. Это и фрагменты Калязинского монастыря, давно похороненного под Угличским водохранилищем, и чудом пережившие прошлый век шесть скульптурных фрагментов горельефов взорванного храма Христа Спасителя, и части убранства Триумфальной арки ...
Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 году. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви.
В начале ноября 1982 года Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нём резиденции Патриарха. Однако через несколько дней Генеральный секретарь умер. В мае следующего года Патриархии была передана другая обитель - Даниловский монастырь.
В 1991 году монастырь был передан Церкви, началось его возрождение. Вновь и в праздники, и в будни звучит молитва Божией Матери пред иконой Её Донской:
О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
Донской монастырь - однаиз немногих обителей, переданных не в пользование, а в полную собственность Церкви. Именно она может послужить примером не только гармоничных церковно-музейных отношений, но и эталоном сохранения московской архитектуры.
На монастырском некрополе (с конца XVII века обитель - усыпальницамосковской знати), крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет дворянства, многие деятели русской культуры - П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове - всехне перечислишь. Почти любое надгробие - особоохраняемый исторический памятник.
В последние годы, выполняя их волю, сюда перенесён из-за рубежа, где они упокоились после революции, и прах таких великих людей России, как философ И.А.Ильин, писатель И.С.Шмелёв ...
Большой собор вновь освящён и в нём начались богослужения в августе 1991 года.
19 февраля 1992 года после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей святителя Тихона, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор.
... Спустя столетия Донская икона Божией Матери незримо помогала нашим воинам и во время другой великой битвы.
При входе в монастырь ряд лет действовала выставка военной техники-стояли танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы.
В первый же день Великой Отечественной войны Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) в Богоявленском кафедральном соборе Москвы в своём известном обращении благословил верующих и священнослужителей на сбор средств в помощь нашей армии. Была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев Дмитрия Донского.
Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 году было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.
Праздник российского казачества
Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, «нам есть о чём молиться сегодня перед Донской иконой Божией Матери - о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа, чтобы, несмотря на все те разделения, которые проведены были в истории по телу единой Святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать наши общие духовные интересы.
Как тогда, на Куликовом поле, так и во множестве иных случаев впереди были люди, которые особым образом посвящали себя на служение вере и Отечеству. Такими людьми были казаки, особым образом связанные и с Отечеством своим, и с Церковью. Ни одно воинское подразделение не связывало в своём уставе принятие решений с благословением Церкви так, как это делало казачество. Отсюда произрастали особое мужество, духовная сила, смелость казаков, которые защищали Отечество на самых опасных рубежах. И если взять смуту XX века, то до конца именно казаки стояли за сохранение Святой Руси. Но Богу было угодно наказать нас, и все мы были наказаны: и Церковь, и казачество, и власть, и интеллигенция, и народ. Но, искупив свои исторические грехи кровью, мы с упованием взираем сегодня на Донской образ Царицы Небесной и молимся о возрождении и Церкви, и народа, и казачества <...>».
Возрождение казачества идёт на всём каноническом пространстве Русской Православной Церкви.
Начало этому процессу положила инициатива Патриарха Кирилла взять казачество под свой омофор, под своё «духовное водительство» - эти слова, сказанные Предстоятелем в Новочеркасске в 2009 году, глубоко запали в сердца казаков, где бы они ни жили: в России, в бывших республиках Советского Союза или в странах дальнего зарубежья, где оказались по Промыслу Божиему.
По словам Предстоятеля Русской Церкви, «сегодня очень важно, чтобы укреплялась казачья солидарность и развивалось казачество Святой Руси - в Российской Федерации, Украине, Белоруссии, Казахстане - везде, где посеяны семена казачьей доблести и казачьего мужества. Вот почему нам нужен единый праздник, который бы объединял всех - все казачьи войска и казаков, находящихся в разных странах - наследниках Святой Руси».
Православные храмы и обители, в том числе и Донской монастырь, становятся местом духовной консолидации казачества, именно в этих стенах казаки получают от Бога силу быть верными своему призванию. Именно в плодотворном взаимодействии Церкви и казачества закладывается ныне фундамент здоровой духовной жизни каждого казака и всего казачества в целом.
1. Дай в Твоей отогреться любви!