О сущности «современных революций» и государственных переворотов

Часть IV. Субъекты революционных процессов и государственных переворотов

Раздел I.

Движущей силой любой революции или государственного переворота, как мы выяснили, как правило, являются определенные людские ресурсы: «пятая колонна», «антисистема», молодёжь. А вот организующей, мобилизующей и направляющей их силой или, субъектами-акторами данных политических процессов и действий, могут выступать:

- отдельные личности (Личность государственного, религиозного, общественно-политического лидера и деятеля традиционно играет значимую роль в любом политическом процессе, в том числе в революционном процессе и процессе осуществления государственного переворота);

- различные олигархические группы, «мировая закулиса», тайные структуры и общества;

- национальные корпорации и ТНК;

- религиозные объединения и организации различных типов (редко традиционные для той или иной страны религиозные организации - церкви (тип крупных религиозных организаций), в подавляющем большинстве случаев - религиозные секты и культы (реже - деноминации);

- политические партии и политические движения;

- иные некоммерческие объединения или организации, если использовать терминологию, принятую в российском законодательстве (или по другому - неправительственные организации), т.е. общественные объединения и организации;

- средства массовой информации и коммуникаций;

- нации (как государствообразующие, так и этнические меньшинства-диаспоры);

- иностранные государства (в лице своих спецслужб, армии и иных структур).

Впрочем, это отнюдь не исключает ситуации, когда эти организующие и мобилизующие субъекты данных политических процессов, являются одновременно и элементом «пятой колонны» или «антисистемы». Например, «антисистемой» могут являться религиозные секты и общности, а также социальный слой - субъекты революционных процессов и государственных переворотов.

 

Олигархии,  «мировая закулиса», корпорации и ТНК как субъекты революционных процессов и государственных переворотов

 

Особое значение и роль в осуществлении революций и государственных переворотов играют различные олигархические группы, «Мировая закулиса», тайные структуры и общества, группы влияния. При этом термин «олигархия» имеет две основные смысловые нагрузки.

Олигархия (греч. «ολιγαρχία» - власть немногих) - 1) одна из форм осуществления государственной власти, при которой управление государством явно или скрытно осуществляется замкнутой группой лиц, объединенных общей судьбой и ставящих себе целью удовлетворение своих собственных эгоистических интересов в ущерб интересам общества. Олигархия, наряду с охлократией и тиранией, относится к трём, выделенным Аристотелем, «неправильным» (искаженным) формам осуществления государственной власти, при которых, кто бы ни осуществлял управление в государстве, в данном случае олигархи, - все они действуют исключи­тельно в своекорыстных эгоистических интересах, а не интересах общества в целом. Различают бюрократиче­ские, финансовые, партийные олигархии, олигархии тайных обществ и др.; 2) сама господствующая группа.

Одной из разновидностей олигархий является плутократия.

Плутократия (греч. «πλοῦτος» - богатство + «κράτος» - прав­ление) - 1) разновидность олигархической формы осу­ществления государственной власти, при которой власть принадлежит наиболее богатым слоям населения; 2) олигархическая группировка, состоящая из представителей наиболее богатых слоев населения.

Плутократами могут быть представители финансового, банковского, промышленного, сельскохозяйственного секторов экономики и капиталов.

Бюрократические олигархии, контролирующие отдельные государственные органы и институты, в виде, например, клановых группировок в вооружённых силах, спецслужбах или полиции в той или иной стране, часто выступают как активные акторы, организаторы государственных переворотов, в частности, военных переворотов. Значимая часть представителей хунт(1), оказавшихся у власти в результате государственных переворотов, являются выходцами именно из таких клановых группировок.

Партийные олигархии (партократии и партийные номенклатуры) также являются одной из влиятельных олигархических групп, пользующейся значимым влиянием на политическую сферу жизнедеятельности общества. Они образуются из вождя и близких ему партийных функционеров, избравших партийную деятельность как свою профессиональную сферу деятельности и судьбу. Партия становится для них своеобразным источником добычи средств к существованию и комфортной жизни. Их роль огромна, как при тоталитарных, либерально-демократических, так и при авторитарных режимах.

Олигархии, активно используют имеющиеся у них ресурсы (богатство, финансовые потоки, подконтрольные им средства массовой информации и коммуникаций, партийные структуры и общественные организации, влияние на государственных и политических деятелей, на различные структуры власти, часто собственные вооруженные формирования (например, на Украине), сами государственные структуры и ресурсы) для осуществления государственных переворотов и реализации революционных сценариев.

 «Мировая закулиса (термин И. А. Ильина) - система закрытых политклубов, объединяющих лидеров транснациональных корпораций, ведущих политиков стран «Золотого миллиарда»(2) и их советников, осуществляющая контроль над странами «Золотого миллиарда» и примкнувшим мировым сообществом через господство в СМИ, финансовой сфере и расстановку высших должностных лиц. Обладает признаками паразитической структуры и антисистемы.

К крупным организациям «мировой закулисы», стремящимся воплотить в жизнь мондиалистские(3) проекты по созданию Единого управляющего мирового центра относятся: Совет по международным отношениям, Бильдербергский клуб, Римский клуб, Трёхсторонняя комиссия.   

Совет по международным отношениям  (Council on Foreign Relations, CFR) - один из самых крупных элементов «мировой закулисы», влиятельная американская неправительственная организация, созданная и объединяющая наиболее влиятельных представителей финансово-политических олигархий, масонских(4) лож США и Запада с целью продвижения глобалистских проектов и установления нового мирового порядка. CFR был создан в 1921 году, контролируется представителями клана Рокфеллеров.

«Бильдербергский клуб» - закрытый международный политклуб, объединяющий ведущих мировых олигархов для совместной координации действий в области политики, экономики, деятельности СМИ, в целях утверждения «нового мирового порядка». Один из влиятельных элементов «мировой закулисы», созданный в 1954 году по инициативе CFR.

Римский клуб (Club of Rome) - международная неправительственная организация, созданная в 1968 году в Риме, деятельность которой направлена на выработку тактики и стратегии разрешения глобальных проблем.

Трёхсторонняя комиссия - один из элементов «мировой закулисы», международная организация мировых финансово-политических олигархий, осуществляющая планы стратегического планирования Запада с целью контроля над американским, европейским и тихоокеанским пространством. Создана по инициативе Бильдербергского клуба и CFR в 1973 году.

Деятельность этих и других мондиалистских структур окутана завесой тайны и носит закрытый характер. Однако даже та толика информации, которая становится достоянием общественности способствует популяризации и распространению различных вариантов теории заговора. Исследованием и оценкой обоснованности выделения и классификации существовавших и существующих заговоров, деятельности «мировой закулисы», спецопераций и деятельности спецслужб, тайных обществ, различных олигархий, мафии(5) и сект, занимается такой раздел геополитики, как конспирология (от  лат. «conspiratio» - тайное соглашение, сговор, заговор).

При этом следует отметить, что рукотворный характер большей части революций (например, Великой Французской Революции, русской революции и «цветных революций»), переворотов, мятежей, путчей, «молодёжных бунтов», «сексуальных революций», политических и социально-экономических кризисов, «закулисных» договорённостей о направленности и единстве действий, различные мистификации, применение различных политтехнологий и методов манипулирования общественным сознанием, - всё это отнюдь не свидетельствует о реальности существования какого-либо глобального мирового заговора. Если бы такой заговор (масонский, мировых олигархов, коммунистический, еврейский или какой-либо другой) реально существовал, то нашему миру реально бы пришёл конец. Осуществлению глобальных планов заговорщиков мешает греховность человеческой природы: гордыня, зависть, тщеславие, отсутствие единства в их рядах, борьба, грызня за власть и передел сфер влияния. 

Однако, отдельные заговоры, спецоперации спецслужб и политтехнологии - это реальность современной политики и, делать вид, что этого нет, - не стоит. Например, не стоит закрывать глаза на абсурдность официальной версии расследования событий 11 сентября 2001 года, рукотворность и отличную организацию мировых финансово-экономических кризисов 1929, 2008 годов, на нежелание сделать достоянием общественности материалы расследования об убийстве Д. Кеннеди и т.д.  

Осуществлению мондиалистских программ и проектов в определённой мере способствует создание и функционирование систем общего рынка и свободных экономических зон, а таких деятельность международных структур и организаций, как ООН, Совет безопасности ООН, ВТО, Давосский всемирный экономический форум, ОБСЕ, Совет Европы(6).

Плутократы и бюрократические олигархии возглавляют и, как правило, контролируют национальные и транснациональные корпорации.

Под «корпорациями» (от лат. «corporatio» - объединение, сообщество) в современных российских политологических реалиях понимается тип крупной хозяйственной организации, занимающейся экономической деятельностью. Корпорация представляет собой юридическое лицо, функционирующее под управлением менеджеров, входящих в Совет директоров, независимо от своих владельцев (объединения физических лиц, учредителей); несущее ограниченную ответственность и осуществляющее выпуск и свободную продажу своих акций.

Корпорации могут быть как государственными, частными, так и смешанными. К наиболее распространённым видам корпораций относят акционерные общества и финансово-промышленные группы. Примерами ныне существующих российских корпораций являются: ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», «АвтоВАЗ», нефтяная компания «Лукойл» и другие.

В условиях глобализации большое распространение и влияние на внутреннюю и внешнеполитическую деятельность государств получили и оказывают транснациональные корпорации, активно лоббирующие свои интересы, в том числе посредством спонсирования и организации государственных переворотов в той или иной стране.

Транснациональные корпорации (ТНК) - крупные частные, государственные или смешанные предприятия, не зависимые от страны их происхождения, имеющие свои структуры не менее, чем в двух странах, которые активно взаимодействуют друг с другом и проводят согласованную экономическую политику под централизованным руководством.

Транснациональные корпорации образуются посредством: 1) учреждения предприятиями разных государств одной совместной и самостоятельной компании; 2) приобретения национальной корпорацией, предприятием контрольного пакета акций иностранного предприятия; 3) путём слияния или поглощения предприятий иностранными корпорациями.

Одной из главных проблем развития современной российской экономики, активно обсуждаемую экспертным сообществом, является её чрезмерная офшоризация, что напрямую касается крупных хозяйственных объединений в Российской Федерации. Как отмечают эксперты:

«Россия находится в уникальном, стратегически уязвимом положении. Хребет экономики - предприятия ТЭКа, порты и аэропорты, связь, доменные печи, объекты электроэнергетики - все это контролируется из офшоров. Но мало того, что российские предприятия принадлежат зарубежным компаниям, они еще и перекачивают туда средства»(7).

«Масштабы вывода активов представляют угрозу национальной безопасности и государственности из-за утраты контроля над стратегическими предприятиями топливно-энергетического комплекса, металлургии, машиностроения, оборонно-промышленного комплекса и транспортной инфраструктуры (аэропорты, порты)...»(8).

«Оффшоризованным у нас оказывается не только средний и крупный частный бизнес. Оффшорами также активно пользуются компании, имеющие государственный статус - госкорпорации, акционерные общества с преобладающей долей государства. Президент Путин в послании Федеральному собранию признал, что госкомпании 90% сделок совершают в иностранной юрисдикции»(9).

Понятное дело, что интересы ТНК и анонимных бенефициаров могут не совпадать с интересами российского общества и государства, а это является значимой угрозой для национальной безопасности России, поскольку их деятельность может быть направлена во вред России. В этом контексте становиться неудивительным тот факт, что ОАО «Газпром», активно финансирует, например, деятельность такого одиозного «оппозиционного» СМИ, как радиостанцию «Эхо Москвы».

 Корпорации и ТНК в различных формах прикладывают руку к выгодной им для своего кармана дестабилизации обстановки в той или иной стране или регионе, а потому они, волею или неволею, часто, также являются значимыми субъектами революционных процессов и государственных переворотов.

 

Религиозные организации как субъекты революционных процессов и государственных переворотов

 

Религиозные конфессии и организации являются вторым по значимости после государства институтом политической системы общества, в силу чего они оказывают значимое влияние на развитие, как революционных процессов, так и процессов осуществления государственных переворотов. Как в плане их поддержки и реализации, так и в плане противодействия им.

Поэтому неудивительно, что Эдвард Н. Люттвак в своём практическом пособии по осуществлению государственных переворотов для сотрудников ЦРУ, особое внимание уделяет вопросам нейтрализации религиозных организаций при стратегическом планировании государственного переворота. По его мнению:

«Во многих экономически развитых странах религиозные организации  уже не имеют большой политической силы, хотя иногда по-прежнему являются важной социальной силой. Лидеры религиозных групп могут быть влиятельны в социальной и до определенной степени - в политической жизни, но приверженность им со стороны паствы редко проявляется в прямой силовой форме. В экономически отсталых странах и в тех, развитие которых ограничено или началось недавно, дело обстоит по-другому. Там, где новая технология человека применяется только недавно или вообще не применяется, старинная технология Бога все еще имеет огромное значение. Это может быть источником довольно значительной политической власти для организаций, которые идентифицируют себя с определенными верованиями и способны канализировать чувства верующих. Если отбросить в сторону локальные религии, которые слишком фрагментированы, чтобы быть важными в общенациональной политике, и в любом случае имеют тенденцию к аполитичности, мы увидим, что даже мировые религии различаются по степени своей вовлеченности в политическую жизнь»(10).

Отмечая влияние, которое имеет Римско-Католическая Церковь на политическую жизнь ряда европейских стран и стран Латинской Америки, он в частности, пишет, что: «вмешательство церкви может стать мощным фактором в большинстве стран католического мира, включая Латинскую Америку, особенно если мотивы переворота будут восприняты как антиклерикальные»(11).

В исламском мире, наблюдается в чём то схожая, но и отличная ситуация: «Соответственно, если у нашего переворота нет прямой антиисламской окраски, религиозные лидеры в исламском мире не станут инициировать никаких действий против нас. Поэтому нам нужно помешать нашим оппонентам приписать нашему перевороту такую окраску»(12).

Наставляя и обучая офицеров ЦРУ «азам науки» по осуществлению государственных переворотов, Эдвард Н. Люттвак говорит о насущной необходимости нейтрализации религиозных организаций, их лидеров или групп, которая должна осуществляться филигранным способом, дабы не нанести вред процессу реализации государственного переворота:  

«Все эти религиозные группы способны выступить против переворота: места их встреч могут служить также для сбора и убежища наших оппонентов; священники могут вдохновить и скоординировать массы для борьбы против нас; наконец, их прямое влияние на армию и рядовых бюрократов может быть использовано для противодействия установлению нашей власти. Религиозные группы, имеющие большой вес в той или иной стране, отличаются с доктринальной точки зрения, но в организационном отношении достаточно похожи, чтобы применить против них общий метод нейтрализации...

Лидеры религиозных организаций представляют особую проблему в смысле нейтрализации: арестовывать их крайне неразумно ввиду их психологического влияния на общественное мнение. К счастью для нас, зачастую внутри религиозных организаций реально принимают решения другие люди, помоложе и не находящиеся в центре внимания общественности. С нашей точки зрения ключевые фигуры - именно они. Если лица, реально принимающие решения, - не номинальные руководители религиозных организаций, то мы арестуем их; но если это одни и те же люди, мы этого делать не будем. Короче говоря: Тхи Три Кван, который реально принимает решения, но не входит формально в высшее руководство, должен (может) быть арестован; но папу римского, репрезентативного и реального лидера одновременно, арестовать нельзя, так как это вызовет большое противодействие, и его последствия перевесят любое преимущество, которое можно получить от ареста понтифика»(13).

В традициях русской политологической школы (прежде всего, в работах К.П. Победоносцева, Б.Н. Чичерина и Л.А. Тихомирова) рассмотрение особенностей функционирования института религиозных конфессий и организаций, обозначаемого как «Церковь», происходило сквозь призму взаимоотношения Церкви с государством. В настоящее время применительно к системе взаимоотношений государства и религиозных конфессий и организаций употреблять понятие «Церковь» будет не совсем корректно, поскольку в системе религиоведческих дисциплин, и прежде всего социологии религии, стало общепринятым выделять четыре типа религиозных организаций: церковь, секту, деноминацию, культ.

Церковь представляет собой тип крупной религиозной организации, объединяющей в своих рядах, как духовенство, так и мирян одного вероисповедания (или какой-либо его ветви (например, православия или католичества)), обладающей централизованным иерархическим правлением, общими основными положениями религиозного вероучения, канонического права, системой ценностей и правилами совершения культовых обрядов(14). Церковь, как правило, находится в позитивных отношениях с обществом и имеет большое количество последователей; не имеет постоянного и строго контролируемого членства. Принадлежность к церкви определяется скорее и часто традицией, фактом своего рождения в той или иной религиозной среде (когда на основе определённого обряда (например, Крещения, индивид автоматически включается в данную религиозную общность), а не свободным и сознательным выбором индивида.

Секта представляет собой сравнительно небольшой по численности и предрасположенный к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины, тип религиозной организации, характеризующийся негативным настроем к инакомыслящим и оппозиционностью к обществу и господствующей в обществе церкви; настроениями избранничества; претензиями на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли; стремлением к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением предписанных норм и установок; подчеркиванием равенства всех ее членов, часто, в сочетании с отсутствием деления на духовенство и мирян. Для сект характерно добровольное постоянно контролируемое членство. Большая часть членов той или иной секты включается в ее состав не по факту рождения, а примыкает к сектам в молодом и зрелом возрасте, часто отпадая от церкви на основе изменения вероучения и культа.

Деноминация являет собой промежуточный тип религиозной организации, способный соединять в себе черты церкви и секты, в зависимости от особенностей характера её образования и тенденций развития. Деноминация отличается от церкви меньшей степенью универсальности, в тоже время заимствуя у неё относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, под руководством элиты религиозной общины. Подчеркивая свою избранность, в сочетании с претензией на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли, деноминации демонстрируют отказ от изоляционистской позиции сект, практически участвуя в жизни общества, достигая компромисса со светской властью и церковью. Деноминации не претендуют, подобно церкви на охват своим влиянием всех членов общества, но и не замыкаются, подобно сектам внутри своей «избранной» религиозной группы (например, баптисты), признавая возможность духовного возрождения, а, следовательно и спасения души для всех верующих. Как и в сектах, членство в деноминации основано на принципе добровольности, постоянстве и строгом контроле, хотя их деятельность и ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками.

Культ (харизматический культ) представляет собой тип малочисленной, крайне недолговечной, локальной, часто экстремистской, отличающейся эклектизмом, фанатизмом, мистицизмом вероучения религиозной организации, группы с неразвитой организационной структурой, во главе с харизматическим лидером. Культ создается вокруг конкретной харизматической личности, являющейся основателем и руководителем этой организации, объявляемой себя либо Богом, представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). При наличии благоприятных обстоятельств культ может развиться в секту. Имея основные характеристики секты, культ имеет ряд существенных особенностей, связанных, прежде всего, с процессом его формирования. Последователями культа являются люди, отвергнувшие ценности окружающего их мира со схожим индивидуальным опытом и образом мысли, предписываемой манерой поведения. Им обычно не воспрещается поддерживать отношения с другими религиозными организациями или связывать себя обязательствами по отношению к другим религиям.

Обозначенная классификация существующих типов религиозных организаций является в значительной степени условной и основанной на опыте изучения развития христианской традиции, являющейся самой изученной в социологии религии и религиоведении. Понятие «церковь» не может быть применимо в описании типов религиозных организаций в остальных мировых религиях, поскольку они не образуют в своем развитии церковь в его классическом понимании. На примере анализа развития ислама, иудаизма и индуизма хорошо видно, что вне христианства очень сложно применять понятия церкви и деноминации, а также проводить четкое разграничение между ними и другими типами религиозных организаций и институтов. А вот, что можно сказать с большой уверенностью, так это то, что процессы образования тех или иных типов религиозных организаций, происходившие на протяжении всей человеческой истории в последнее время значительно активизировались (прежде всего, культов и сект). Но если традиционные для того или иного общества, культуры, нации или группы религии оказывают конструктивное влияние на процесс жизнедеятельности общества, то возникший в последнее время целый ряд религиозных новообразований, активно распространяющих свое влияние на молодое поколение на Западе и территории бывшего СССР, в значительной степени носит антиобщественный и антигосударственный характер. Речь в данном случае идёт о деятельности целого ряда религиозных организаций, в отношении характера деятельности которых постепенно входят в научный обиход термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» (например, АУМ Сенрике, различные сатанинские культы и секты).

Анализируя роль религиозных конфессий и организаций в процессах осуществления революций и государственных переворотов, следует отметить, что церкви, если эти события не были реакцией на антиклерикальную и антинациональную политику властей или колониальной администрации, очень редко выступают в качестве субъекта, организующей и мобилизационной силы революционных процессов и государственных переворотов. Хотя могут и выступить в таком качестве. Например, в процессе осуществления Исламской революции в Иране 1979 года, - одной из, безусловно, «классических» революций современности, имевшую ярко выраженную религиозную, национально-ориентированную и антизападную направленность.

А вот секты и культы, а также иногда деноминации, как показали события «оранжевой революции» 2004 года и события на Майдане 2013-2014 года на Украине, могут являться активными субъектами революционных процессов и государственных переворотов. Анализ событий большинства «классических» и «современных» революций, наглядно показывает значимую роль сект и религиозных культов в их осуществлении.

По мнению Ш. Эйзенштадта, «разнообразные сектантские группы и гетеродоксные течения представляли собой постоянный компонент динамики цивилизаций. В европейско-христианской цивилизации они составляли центральный компонент, ставший основой современной цивилизации в том ее виде, как она вызрела в ходе Просвещения и великих революций... Современная культурная и политическая программа, сформировавшаяся под влиянием Возрождения, Реформации и Просвещения, но главным образом под влиянием великих революций, очень многим обязана сектантским протофундаменталистским движениям позднего средневековья или начала Нового времени. Именно эти исторические корни великих революций, подвергшихся трансформации в современных условиях, придают им специфику, отличают их от других повстанческих или протестных движений или смены правителей, которые можно найти во многих обществах. Эти характеристики великих революций имеют особое значение для понимания соотношения между этими революциями и политическими режимами и процессами, развивавшимися в постреволюционный период»(15).

Религиозные секты и культы часто являются своеобразными проектами спецслужб, используют методики работы спецслужб, возглавляются бывшими и как бы «бывшими» сотрудниками спецслужб. Они активно используются спецслужбами иностранных государств для сбора разведывательной информации, операций по дестабилизации обстановки в стране, осуществлению различных рукотворных «революционных» сценариев и государственных переворотов. Деятельность некоторых из них носит откровенно экстремистский и террористический характер, и они оказывают негативное влияние на молодёжь.

К религиозным экстремистским организациям, деятельность которых запрещена или приостановлена на территории РФ, относились, например: религиозная группа «Благородный Орден Дьявола», Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог», Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска, Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Самары, Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае, Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», Международная религиозная организация «Нурджулар», Местная религиозная организация «Мусульманская религиозная организация п. Боровский Тюменского района Тюменской области», Религиозная группа «Файзрахманисты» и многие другие.

Особую опасность среди различных сект  и культов для современного российского общества и государства представляют тоталитарные секты и деструктивные культы, о сущности, особенностях функционирования которых и методиках работы с молодёжью, в том числе в Российской Федерации, следует поговорить особо.

 

Молодёжная политика религиозных сект и новообразований в РФ

 

После падения тоталитарного режима на постсоветском пространстве и, в частности, в Российской Федерации появилось большое количество неизвестных ранее в России религиозных сект, а также различных религиозных новообразований местного пошиба. Стремясь заполнить возникший духовный вакуум, все эти нетрадиционные для России религиозные организации (секты и культы), часто политкорректно именуемые «новыми религиозными движениями», развернули активную деятельность, осуществляя пропаганду своих воззрений, прежде всего, среди молодёжи, как самой перспективной, активной, но в то же время неопытной, внушаемой и уязвимой части общества.

Обращаясь к исследованию деятельности данных типов религиозных организаций в отношении молодёжи, для начала, следует акцентировать внимание на критериях и особенностях типологизации и классификации подобного рода религиозных организаций (сект и культов) в современный период.

Среди нетрадиционных для России типов религиозных организаций условно можно выделить три группы сект и новообразований:

«1. Религии, имеющие многовековую историю, но представляющие инокультурную религиозную традицию, не имеющую исторических, этноконфессиональных корней на территории России или бывшего Советского Союза, привнесенные в последнее десятилетие из-за рубежа, находящиеся в формальном подчинении зарубежным религиозным центрам и координируемые ими. К данной группе могут быть отнесены, например, многочисленные протестантские группы и движения американского, южнокорейского или иного происхождения, некоторые течения ислама, буддизма и т.п.;

2. Так называемые религии «Нового века» - НРД, возникшие в последние 100-150 лет и по основам вероучения не соотносимые ни с одной из известных мировых религий. Зачастую они провозглашают собственную культурно-религиозную автономность, имеют эклектичную доктрину, претендуют на надконфессиональность. Нередко такие движения, возглавляемые харизматическим лидером, выдвигают альтернативные программы развития человека и общества. К такого рода движениям, привнесенным в Россию в последние десятилетия и подчиняющимся зарубежным религиозным центрам, могут быть отнесены, например, Сайентология, Церковь объединения (Муна), Международное общество сознания Кришны, вера Бахай и некоторые другие;

3. НРД отечественного происхождения, возникшие или структурно оформившиеся в последнее десятилетие и по характеру близкие к религиям «Нового века». Наиболее крупными из них на сегодняшний являются Церковь Последнего Завета (виссарионовцы), Белое братство - Юсмалос, Бажовское движение, движение «Анастасия», последователи П.К. Иванова (ивановцы) и др.»(16).

Религиозные организации, относящиеся к первой группе сект и новообразований, часто именуют «историческими» или «классическими» сектами или новыми религиозными движениями. Среди второй и третьей групп сект и новообразований отдельно следует выделить целый ряд религиозных организаций в отношении характера деятельности которых постепенно входят в научный обиход термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» (например, АУМ Сенрике, различные сатанинские культы и секты).

К тоталитарным сектам относят «особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками»(17).

Деструктивный культ определяется как: «разновидность культа, разрушительного по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также разрушительного к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность)»(18).

Следует отметить, что на Западе, введённый в научный оборот А.Л. Дворкиным термин «тоталитарная секта» особого распространения не получил и там, для обозначения подобного рода типов религиозных организаций вовсю используют термин «деструктивный культ». Российские же религиоведы и сектоведы часто используют термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ», как своеобразные синонимы для обозначения типов религиозных организаций, деятельность которых направлена на осуществление полномасштабного контроля над жизнедеятельностью и сознанием членов религиозных организаций, и закономерно приводит к деградации личности членов данных религиозных организаций, а также различным асоциальным действиям и проявлениям.

Как отмечает А.И. Осипов в своей книге «Тоталитарные секты: технология обмана»: «Тоталитарные культы, деструктивные организации, деструктивные секты - это разные названия одного и того же. Слово «тоталитарный» должно быть знакомо. Оно означает «полный, всеобъемлющий». Тоталитарная секта - это организация, построенная по иерархическому принципу с железной дисциплиной подчиненная лидеру (лидерам). Лидер этой организации, используя методы скрытого и явного психологического воздействия, добивается трансформации психики членов своей организации, устанавливает тотальный контроль за их сознанием, поведением и образом жизни, что позволяет держать членов организации в состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях»(19).

Современные тоталитарные секты и деструктивные культы по мировоззрению их членов, а также антиобщественному и антигосударственному характеру их деятельности являются в этом контексте стопроцентными антисистемами, несмотря на небольшой период своего существования в России. Поэтому привнесение этого термина в социологию религии, религиоведение и сектоведение было бы очень своевременно и логично.

Среди российских религиоведов в настоящее время нет единого мнения по поводу численности приверженцев религиозных сект и новообразований в РФ, в том числе членов тоталитарных сект и деструктивных культов. У разных исследователей мы найдём разные цифры. Кто-то оценивает их численность в 1 млн. человек(20), кто-то считает, что общее количество последователей сект и культов составляет до 1% численности населения РФ(21), а в ряде источников говорится, что общая численность сектантов колеблется в диапозоне от 3 до 5 млн. человек(22). Но как бы то ни было, несмотря на столь разную оценку численности членов сект и новообразований, все исследователи сходятся в том мнении, что значительный процент от общей численности членов данных религиозных организаций составляет молодёжь, которая является основным объектом миссионерской и пропагандистской деятельности со стороны подобного рода типов религиозных организаций.

По причине исторической неукоренённости подобного рода религиозных сект и новообразований на российской почве и характерных особенностей функционирования данного типа религиозных организаций, их деятельность в отношении молодёжи коренным образом отличается от направлений деятельности и методов осуществления молодёжной политики традиционных для России религиозных конфессий и деноминаций.

К общим характеристикам сект и культов, существующих на российской почве, относят: их нетрадиционное, «экзотическое происхождение; новый культурный стиль жизни; степень вовлечённости в движение; значительно отличающаяся от степени вовлечённости в жизнь традиционных христианских Церквей; харизматический лидер; последователи - преимущественно молодые люди из образованных и обеспеченных слоёв общества; необычность, привлекающая общественное внимание; деятельность на международном уровне; время возникновения - последние полтора десятилетия»(23).

В силу обозначенных особенностей функционирования и характерных черт данных типов религиозных организаций, ни о каком взаимодействии сект и новообразований с государственными органами и другими традиционными религиозными конфессиями и деноминациями в процессе осуществления деятельности по воспитанию, социализации и осуществлении других направлений молодёжной политики речи попросту нет. Мы можем лишь констатировать факты лоббирования интересов сект и новообразований на разных уровнях государственной власти и общественных организаций. Замыкаясь в себе и, ограничивая свои контакты с «внешним миром», представители данных типов религиозных организаций не осуществляют какого-либо взаимодействия с государственными структурами, конфессиональными и общественными организациями по осуществлению государственной и общественной молодёжной политики.

Однако, было бы неправильно утверждать, что религиозные секты и новообразования не осуществляют какую-либо деятельность в отношении молодёжи, т.е целенаправленно не занимаются осуществлением молодёжной политики. Ведь в отношении целого ряда подобного рода организаций в религиоведении и сектоведении укоренился термин «молодёжные религии», употребляемый часто как синоним понятий «тоталитарная секта» или «деструктивный культ»(24). Как мы уже отмечали, большую часть членов религиозных сект и новообразований в России составляет именно молодёжь - так называемые «верующие первого поколения». «Это люди от 20 до 30 лет, среди них мало лиц среднего и пожилого возраста и детей. Поэтому руководящие должности занимают молодые и неопытные люди, стоящие на пороге психологической зрелости и лишь готовящиеся войти во взрослую жизнь, что считается причиной крайних действий некоторых НРД. У новых сект очень высокая текучесть, так как молодые люди через год-другой меняют свои представления о том, чего они хотят в жизни.»(25).

Отличительными чертами деятельности сект и новообразований по отношению к молодёжи являются:

1) Отсутствие специального доктринально-теоретического осмысления молодёжной политики, как особого направления деятельности данных религиозных организаций, в целом, характерного для ряда традиционных религиозных конфессий и деноминаций. А соответственно, и отсутствие основополагающих документов по осуществлению молодёжной политики, сопоставимых по своему значению с «Основами социальной концепции РПЦ» и «Концепцией молодёжного служения РПЦ» для православных; документами II Ватиканского Собора и Молодёжным катехизисом Римско-Католической Церкви (Youcat (Youth Catechism of the Catholic Church)) 2011 года для католиков, а также с «Видением и стратегией РС ЕХБ» для самой крупной организации евангельских христиан-баптистов в РФ.

2) Отсутствие системы органов и должностных лиц, специально созданных и ориентированных на осуществление работы с молодёжью. Масштаб и особенности функционирования данных типов религиозных образований в сравнении с традиционными для России религиозными конфессиями и деноминациями, не позволяют создать сложную многоуровневую систему органов и должностных лиц, целенаправленно занимающихся работой с молодёжью, а также общероссийские централизованные молодёжные организации. В работе с молодёжью целиком и полностью задействованы и вовлечены вся организационная структура, молодёжные организации и должностные лица сект и новообразований.

3) Отсутствие единой централизованной «классической» многоуровневой системы образования и воспитания (включающей в себя системы дошкольного, начального, среднего, высшего, послевузовского, религиозного и светского образования, а также систему организации досуговой деятельности). Обнаруживаются лишь некоторые её зачатки, причём в основном у «исторических», «классических» сект и новообразований.

4) Организация и активное развитие таких важных направлений по осуществлению молодёжной политики, как миссионерская, просветительская и информационно-издательская деятельность с целью пропаганды своего «вероучения».

5) Активное применение различных манипулятивных психо-социальных технологий, а также методов воздействия на сознание с акцентом на вербовку наиболее «подходящих» для сект и новообразований представителей молодёжи.

6) Антисистемный, антипатриотичный, антиобщественный и антигосударственный характер воспитания молодёжи в значительном количестве сект и новообразований. Любовь к России, культурной традиции, вере своих предков, своей семье, активная и патриотичная гражданская позиция - являются неприемлемыми для целого ряда сект и новообразований, в особенности имеющих иностранные корни и финансирование. Например, «Иеговисты отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу и т.п. Они считают себя гражданами единого теократического государства - «Общества сторожевой башни» со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где находится их центр - «Вефиль» (или «Бетель»), их «всемирное правительство» - так называемая Правящая корпорация»(26). Вступление в ту или иную секту или новообразование, в особенности в тоталитарную секту или деструктивный культ, часто закономерно приводит к разрыву и распаду семейных отношений, контактов с друзьями и «внешним» миром.

Следует отметить, что миссионерская, просветительская, информационно-издательская деятельность являются основными направлениями деятельности религиозных сект и новообразований в отношении молодёжи. Секты и новообразования занимаются энергичной вербовкой новых членов своих организаций с активным вовлечением их в жизнедеятельность этих религиозных общин. При этом используемые методики вербовки и привлечения новых членов, отличаются большим разнообразием с учётом интересов и потребностей различных категорий людей.

Вербовка может осуществляться как на улице, в общественном транспорте или у вас дома, с раздачей соответствующей литературы и материалов, с последующим приглашением пройти психологические тестирования, посетить сектантские центры, выставки, семинары, тренинги, поучаствовать в организуемых сектой благотворительных и иных акциях (например, сборе подписей против распространения наркотиков), так и в обычных государственных и общественных учреждениях (например, в школах, ВУЗах, спортивных клубах и организациях), местах досугового времяпрепровождения молодёжи.

«На основании исследований, посвященных влиянию на психику и поведение человека, средств массовой информации, в частности телевидения и кино, можно сделать вывод, что сознание человека, регулярно просматривающего телевизионные программы наиболее уязвимо для культовой вербовки, т.к. предрасположено к участию в массовых шоу, концертах, и различных увеселительных мероприятиях. У современного человека с самого детства формируется потребность в зрелищах и волнующих душу переживаниях. Современная молодежь большую часть своего времени проводит в поисках развлечений, фильмы и телевизионные, и радио передачи с серьезным смысловым содержанием вызывают у них скуку. Предпочтение отдается фильмам, радио- и телеканалам в которых больше спецэффектов, музыки, развлекательных и юмористических программ, и поменьше скучной болтовни. Даже люди в солидном возрасте уже сформировавшиеся как личности отмечают, что разучились смотреть серьезные фильмы, разучились напрягать свой ум для анализа сюжета картины.

Культовые группы ловко используют особенности психики современного человека и предоставляют людям возможность участвовать в различных многотысячных конгрессах, семинарах, массовых молениях, костюмированных шествиях, сеансах психотерапии и в других различных мероприятиях, направленных больше на эмоциональное состояние человека.

В процессе проведения таких мероприятий от участников требуется усваивать не сложную информацию; человек пребывает в хорошем настроении, а часто и в различных экстатических состояниях, то есть получает то, к чему стремится его душа, к чему он заранее тяготеет»(27).

Завлекая людей на организуемые ими мероприятия или в свои центры, сектанты часто применяют простой, но эффективный метод вербовки, получивший в мунитской секте «Церковь объединения» наименование - «бомбардировка любовью». Как отмечает А.Л. Дворкин: «Обычно сектанты ищут людей молодых и переживающих какой-то кризис в жизни. Затащить к себе человека с улицы бывает достаточно непросто, но если он с кем-то поссорился или у него сложности с родителями, или он учится в чужом городе, где еще не успел завести новых знакомств, - тут-то самая пора сыграть на этом и привести новичка на мунитское собрание. У молодого человека часто идет ломка характера, его обуревает масса юношеских комплексов, а тут встречаются люди, которые, как ему кажется, искренне хотят с ним общаться. На самом деле этим достаточно опытным членам секты поручается его опекать (у мунитов это называется термином «сэндвич»: новичок является как бы начинкой между двумя кусками хлеба). Для мунитов очень важно, чтобы новопришедшие не могли обмениваться впечатлениями. Опекающим мунитам поручается следить, чтобы они по возможности вовсе не разговаривали друг с другом. ...« бомбардировка любовью» - ... грубая лесть и попытка сыграть на тщеславии, которое есть у каждого человека. Новичку постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются каждой его шутке, все время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо он сделал, что сюда пришел. Это нравится почти всем, особенно не уверенному в себе молодому человеку или закомплексованной девушке. Хотя «бомбардировка любовью» - термин мунитский, но само явление в той или иной степени присутствует в любой секте: главное - очаровать человека. Обменяться впечатлениями новичку не с кем, вся информация идет от опытных сектантов, опекающих его. Юноша чувствует, что им кто-то искренне заинтересован, что у него наконец-то появились настоящие друзья, о которых он так долго мечтал»(28).

Помимо этого метода для того, чтобы завлечь в свои ряды новых членов, секты и новообразования часто используют как приманку обещание трудоустройства в России на сектантских предприятиях, или заграницей на престижной и высокооплачиваемой работе, организуют бесплатные поездки за границу, бесплатные курсы иностранных языков и воскресные семинары для студентов. Кому-то обещают обретение духовного мира и спасения души, нормализацию отношений в семье и обретение друзей; кому-то - выздоровление и излечение от болезней, успех в бизнесе и материальное благополучие; других привлекают возможностью получения сверспособностей и тайных знаний, бесплатного образования, повышением интеллектуального уровня, поступлением в престижные ВУЗы.

Тоталитарные секты и деструктивные культы при осуществлении вербовки новых членов часто используют обман, скрывая от новичков информацию об организации и её доктрине, а также различные манипулятивные социальные и психологические технологии для осуществления полного контроля сознания «новообращённых» и «промывки мозгов».

Контроль над сознанием «новообращённых» подразумевает установление тотального контроля за их поведением, поступающей информацией, мышлением и эмоциями. Р. Лифтон в своё время выделил восемь «психологических характерных черт, которые являются доминирующими внутри социальной среды исправления мышления»(29) и, в совокупности, способствуют большой эффективности «промывки мозгов». К ним относятся:

1) контроль окружающей среды человеческого общения (наряду с контролем поступающей информации);

2) мистическое манипулирование (т.е. планирование и программирование различных форм поведения или чувств, воспринимаемых индивидом как внешне спонтанные события, «сверхъестественного», мистического характера);

3) требование чистоты (когда задаются заранее невыполнимые стандарты и образцы поведения, способствующие созданию у несоответствующего им индивида перманентного комплекса вины и стыда, а значит, стремления активно работать, чтобы их всё же достичь, вкупе с изоляцией от окружающего мира);

4) культ личной исповеди (как установка и практика исповедаться в появлении мысли, чувства или действий, несоответствующих интересам группы; превращающийся в своеобразный акт подчинения чужой воле и приводящий к разрушению границ личности с одновременным установлением за ней контроля, посредством фиксирования «компрометирующего» материала);  

5) «священная наука» (абсолютизация и догматизация основных положений доктрины, вкупе с явным или неявным запретом на их критическое осмысление или сомнения, трактующиеся как проявления враждебного действия);

6) «передерживание языка» (использование терминологии, слов и фраз, клише, специфического «новояза» понятного только «посвящённым» членам данной группы, позволяющее быстро и упрощенно ответить на возникающие вопросы и исключающее возможность включения воображения и критического мышления и адекватного восприятия);

7) «доктрина выше личности» (личный опыт и сознание индивида не должны подвергать сомнению и опровергать ключевые положения доктрины и верования группы);

8) «разделение существования» (тоталитарная среда проводит разграничительную черту между теми у кого есть право на существование и теми, за кем такого права не признаётся)(30).

Адепты тоталитарных сект и деструктивных культов, в совокупности, используют все перечисленные способы контроля сознания и «промывки мозгов» своих членов, прежде всего, молодёжи, что ещё раз подтверждает тезис об антисистемном характере их мировоззрения и деятельности.

Сектанты-антисистемщики стремятся изолировать новых членов от общества и привычного окружения, создать у них чувство вины перед организацией и негативную оценку прошлой жизни и окружения, заставить их отказаться от своего прошлого, поэтапно формируя у них негативное мировосприятие и миросозерцание, создавая «образ врага» и соответствующую парадигму мышления. На «новообращённых» членов сект для принятия желаемого за действительное, оказывается групповое давление, с использованием различных методик и приёмов, тормозящих процессы мышления (монотонное скандирование, повторение мантр, гипноз и самогипноз, ограничения сна и питания, медитации, физические нагрузки и упражнения), приводящих к уходу от реальности и возникновению у «новичков» различных фобий, усталости и апатии. Параллельно с установлением контроля за языком, эмоциональным состоянием, процессом мышления и сознанием, регламентацией всех сфер жизнедеятельности новых членов, идёт активная пропаганда и внедрение в их сознание основных положений сектантской «вероучительной» доктрины. Целью и результатом подобного воздействия является подавление и трансформация личности члена тоталитарной секты в безвольный объект манипулятивного воздействия и фактического её раба, лишённого сил, финансовых, общественных ресурсов, неспособного самостоятельно принять решение о выходе из данной группы и организации.

Схожие приёмы и методики использовались в сектах-антисистемах прошлых времён. Для современных антисистемных тоталитарных сект и деструктивных культов также характерна разрешённость и праведность лжи, «двойная мораль» и «двойные стандарты». Их адепты полностью уверены, что цель оправдывает средства.

Стремясь укорениться на российской почве секты и новообразования занимаются активной финансово-хозяйственной деятельностью, приобретая различные объекты недвижимости, предприятия, широко используя в своих целях СМИ, вербуя сторонников и лоббируя своих интересы в государственных и общественных органах различного уровня. Большую обеспокоенность среди экспертов вызывает активное проникновение сект и новообразований в школы и ВУЗы страны, систему здравоохранения и социальной защиты, реабилитационные центры, закрытые режимные объекты, предприятия, НИИ. Ведь нет никакой гарантии, что занимаясь вербовкой новых членов и сбором информации о своих членах и их деятельности, данные организации не занимаются параллельно осуществлением разведывательной деятельности в интересах других держав - геополитических противников России, а также подготовкой очередной «цветной» революции или кадров для экстремистских и террористических организаций. Например, А.Л. Дворкин указывает на интересный факт деятельности, появившейся в РФ секты «Трансцендентальная медитация» (ТМ): «Когда секта обосновалась на Филиппинах, то сначала там произошло катастрофическое извержение вулкана, а потом свергли президента Маркоса. Когда «Трансцендентальная медитация» утвердилась в Иране, там произошла революция, свергли шаха и возникла «исламская республика», немедленно ТМ закрывшая»(31).

В силу исторической неукоренённости подобного рода религиозных сект и новообразований на российской почве и характерных особенностей их функционирования очень сложно говорить об их активном участии в процессе социализации современной российской молодёжи, как и о взаимодействии с государственными органами и другими традиционными религиозными конфессиями и деноминациями в процессе реализации иных направлений деятельности по осуществлению государственной и общественной молодёжной политики.

Антисистемный, антипатриотичный, антиобщественный и антигосударственный характер воспитания молодёжи в значительном количестве сект и новообразований ставит вопрос ребром о необходимости полномасштабного регулирования, а также общественного и государственного контроля за деятельностью подобного рода организаций. Как, впрочем, и дальнейшего более пристального и специального изучения их деятельности в отношении молодёжи.

 

Примечания.

 

1. Хунта (исп. «junta» - собрание, объединение) - 1) собра­ние, совет, общественно-политическая организация; 2) в некоторых латиноамериканских странах - испол­нительный правительственный орган, областное правительство самоуправляемой единицы; 3) разновид­ность олигархической группировки, незаконно захва­тив­шей власть, часто путем военных переворотов.

2. Золотой миллиард - наиболее богатые страны мира, возглавляемые США, совокупное население которых составляет около 1 млрд. человек; чье положение обеспечивается организационным, финансовым и военным превосходством и сосредоточением в наиболее богатых странах штаб-квартир транснациональных корпораций и «верхних этажей» технологических цепочек.

3. Глобализм или мондиализм (от фран. «monde» - «мир») представляет собой одну из версий современного атлантизма, господствующую на Западе геополитическую идеологию создания Единого мира, одного единого глобального общества, управляемого из единого центра будущим Мировым правительством. 

4. Масонство (франкмасонство) - квазирелигиозное, этическое движение, учение и практика секретных орденов и организаций (лож), проповедующих идеи служения непрекращающемуся социальному прогрессу, свободы, братской любви, равенству, взаимопомощи и нравственного самоусовершенствования в сочетании с культом избранности и элитарности, элементами религиозного мистицизма (специальными обрядами и «таинствами»). Начало движения, заимствовавшего свои организационные формы, иерархию, символику из практики средневековых орденов и цеховых объединений, было положено в Англии в XVII веке, после чего сеть тайных организаций распространилась на другие страны мира. В силу враждебности масонства к каждой конкретной культуре (традиции), окружающей масона, обладает признаками антисистемы.

5. Мафия (итал. «mafia») - тайная преступная организация с жесткой внутренней иерархией, дисциплиной, системой ценностей и нормами поведения, стремящаяся к достижению политического и административного влия­ния в обществе для прикрытия и обеспечения своей деятельности, использующая насильственные методы для поддержания устойчивости своей внутренней структуры и развития преступного бизнеса. Изначально возникла на о. Сицилия как организованная самооборона населения. Синоним термина «организованная преступность».

6. Общий рынок -  межгосударственное соглашение, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг.

Свободная экономическая зона - ограниченная территория обладающая особым юридическим статусом с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей.

ООН (Организация Объединённых наций) - международная организация, созданная в 1945 году по инициативе ведущих стран антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритании, Франции и Китая), целью деятельности которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами.

Совет Безопасности ООН  - постоянно действующий орган ООН. Устав ООН возлагает на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов. Постоянные члены СБ ООН: Великобритания, Китай, Россия (до 1991 СССР), США, Франция. Решения СБ ООН принимаются на основе принципа единогласия и обязательны для всех членов ООН.

Всемирная Торговая Организация (ВТО)  (World Trade Organization - WTO) - международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли в соответствии с принципами либерализма. Членами ВТО на конец августа 2012 года является 157 стран. Активно отстаивает интересы транснациональных корпораций.

Давосский всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF) - ежегодно организуемая крупнейшей международной неправительственной организацией ВЭФ встреча представителей мировых экономических элит, транснациональных корпораций и сторонников глобализации в городе-курорте Давосе.

ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) (англ. Organization on Security and Cooperation in Europe (OSCE)) - региональное объединение, созданное для поддержания безопасности и развития сотрудничества. Членами ОБСЕ являются 55 государств. Является действенным инструментом обслуживания интересов Запада.

СЕ (Совет Европы) - европейская межправительственная организация созданная в 1949 году с целью обеспечения интеграции европейских стран в единое правовое сообщество, содействию процессам их экономического и социального развития. РФ член СЕ с 1996 года.

7. Обухова Евгения, Огородников Евгений Пора возвращаться с островов// Эксперт. 28.01.2013. № 4. [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: http://expert.ru/expert/2013/04/pora-vozvraschatsya-s-ostrovov/.

8. Дергачев В.А. «Паториоты», обанкротившие Россию. 25.02.2013.  [Электронный ресурс].[Режим доступа]: http://www.dergachev.ru/geop_events/offshore_geopolitics/05.html#.UfKIR209v2Q.

9. Катасонов В.В. Россия: угроза финальной экспроприации. [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: http://ruskline.ru/analitika/2013/06/11/rossiya_ugroza_finalnoj_ekspropriacii.

10. Эдвард Н. Люттвак Государственный переворот: практическое пособие. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. С. 128.

11. Там же. С. 130.

12. Там же. С. 131.

13. Там же. С. 132-133.

14. Помимо этого значения категория церковь используется для обозначения христианского культового здания, имеющего алтарь, помещения для богослужения.

15. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 30-31.

16. Религии России: учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению; под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 92.

17. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Издательство Христианская библиотека, 2012. С. 44.

18. Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 4.

19. Осипов И.А. Тоталитарные секты: технология обмана. Мн.: Белорусский экзархат - Белорусская Православная Церковь, 2000. С. 42.

20. См., например: Около миллиона россиян вовлечены в различные секты // Никольский православный вестник. 2003. №1. С. 2-3.

21. Религии России: учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению; под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 93.

22. См., например: Новые религиозные организации России деструктивного и оккульного характера (справочник). Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник N 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн. Ростов-на-Дону. 1998.

23. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб. 1997. С. 5.

24. Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария. 2008. С. 107-111.

25. Там же. С. 142.

26. Иеродиакон Иоанн. Свидетели Иеговы: Кто они? 11.06.2002. [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт Раифского Богородицкого мужского монастыря].URL: http://www.raifa.ru/numbers/articles/?ID=15 . (дата обращения 19..05.2013).

27. Боков А.В. Методы контроля сознания в деструктивных культах. 19.06.2007. [Электронный ресурс]. [Офиц. Сайт выпускников Тобольской Духовной Академии]. Режим доступа: http://www.tds.net.ru/index.php/nauchnye-trudy/91-sektovedenie/133-metody-kontrolya-soznaniya-v-destruktivnykh-kultakh.

28. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Издательство Христианская библиотека, 2012. С. 77-78.

29. Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма. М., 2005. С. 29-30.

30. См.: Там же. С. 504-516.

31. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Издательство Христианская библиотека, 2012. С. 69.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий