СЯМА - ЗЕМЛЯ КРЕСТЬЯН, ПОЭТОВ И СВЯТЫХ
За Новленским снова можно свернуть ближе к озеру на старую дорогу. Слева будут поля, с права тоже поля, за ними прибрежные кусты и гладь Кубенского озера... То и дело, как приметы вечности, у обочины дороги сложены камни, не большие или огромные замшелые валуны, уже тысячи лет «родит» их здешняя земля, и с неизменным упорством убирают крестьяне эти камни с полей...
Сергей Чухин писал об этой дороге:
* * *
Приозёрная эта дорога
Торилась веками
Рыбаками, паломниками,
В катаниках, босиком...
На обочинах камни лежат,
Придорожные камни,
Как усталые люди,
Что в землю уткнулись ничком.
Что у них накопилось
Под задубелою кожей?
Рассказали б о судьбах
О мимо прошедших людских...
Но они не очнутся,
Пока не очнётся прохожий
И не сядет рядком,
Бесконечно задумчив и тих.
И, спиной привалясь
К разогретому солнцем граниту,
Вдруг почувствуешь ты,
Будто крылья растут за спиной.
Ты же с предками связан
Не просто незримою нитью,
А дорогой на родину,
Родиною самой.
Так и взмыл бы, как птица,
Над пойменными ивняками!
Только не торопись,
Подвигайся неспешно пешком.
Уступают дорогу тебе
Придорожные камни,
Поздоровайся с каждым,
Пускай он тебе не знаком...
1. Благословенная Сяма
А вон впереди уже и благословенная Сяма - стены Богородице-Рождественского монастыря и рядом деревенька, в которой по переписи 2002 года население составляло 20 человек (11 мужчин, 9 женщин). Сейчас и того меньше.
В этой-то деревеньке на берегу Кубенского озера, согласно жития, родился Мартиниан Белозерский (мирское имя Михаил; около 1400-1483) - преподобный Русской православной церкви. Ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основатель Вожеозерского Спасского монастыря, игумен Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей, духовник великого князя.
Память его празднуется в день представления святого 12 (25) января, в день обретения мощей 7 (20) октября, а также в Соборе Вологодских святых в третью неделю по Пятидесятнице.
Согласно житию преподобного, родился он в в деревне Сяме в крестьянской семье Стомонаховых и при рождении был наречён Михаилом. Примерно десяти лет от роду мальчик был приведён родственниками в Кирилло-Белозерский монастырь к преподобному Кириллу. Отрок сам упросил святого принять его в свою обитель.
После обучения, одним из послушаний Мартиниана стало списание книг. Нёс монастырское послушание в хлебне и поварне.
В житие написано: «И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу - словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, «плоть изнуряя, душу же просвещая»«.
Мартиниан ещё в юных годах был пострижен Кириллом Белозерским, а по возмужанию был сделан сначала клириком соборной церкви, а затем хиротонисан в иеромонаха.
Вскоре после преставления своего учителя (в 1427 году), Мартиниан в стремлении к безмолвию ушёл за сто вёрст от монастыря и поселился на острове на озере Воже. Но отшельничество Мартиниана на Вожже длилось недолго. К нему вскоре пришли другие иноки из Кирилловой братии и уговорили святого принять их. Вскоре была поставлена церковь, которую освятили во имя Преображения Господня. Так возник новый монастырь, получивший впоследствии название Вожеозерского Спасо-Преображенского.
Однако вскоре святой покинул основанный им монастырь, чтобы стать игуменом Ферапонтова монастыря. Ранее основатель монастыря преподобный Ферапонт Белозерский по настоянию Можайского князя Андрея Дмитриевича покинул основанную им обитель, чтобы основать близ Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь.
Именно Ферапонтов монастырь со времени игуменства там Мартиниана долгое время носил название «Мартемьяновского».
Знакомство преподобного с великим князем Василием Тёмным произошло в 1447 году, когда тот, поддержанный большинством боярства, церковными иерархами и игуменами важнейших монастырей с новонабранным войском проходил через белозерские пределы. Великий князь посетил Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Житие рассказывает, что великий князь, получил благословение у святого, и, выслушал его наставления. А вскоре преподобный был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. В декабре 1447 года Мартиниан Белозерский подписал послание иерархов Русской Церкви Дмитрию Шемяке, уже как игумен Троице-Сергиева монастыря. Житие сообщает, что преподобный Мартиниан стал духовником великого князя.
В 1455 году преподобный оставил игуменство в Сергиевом монастыре и вернулся в Ферапонтов, ради безмолвия.
Однако и в Ферапонтовом монастыре ему не удалось в полной мере предаться безмолвию: братия упросила его занять должность монастырского строителя и продолжить попечение об устройстве обители.
В 60-х годах Пахомий Логофет именно со слов Мартиниана написал житие Кирилла Белозерского.
Преставился преподобный Мартиниан Белозерский 12/25 января 1483 года.
Нетленные мощи преподобного Мартиниана были обретены 7/20 октября 1513 года. К лику святых преподобный Мартиниан был причислен в 1547 году.
Знаменита Сяма и Богородице-Рождественским монастырём, вокруг которого и раскинулась деревня (когда-то, видимо, село), и под стенами которого торговала когда-то знаменитая в Кубеноозерье Сямская ярмарка.
Дата основания монастыря - 1524 год. В 1613 году он был разорён польско-литовскими отрядами, но восстановилсяся. В 1642 и в 1690 обитель полностью уничтожается пожарами, но вновь отстраивается. До конца 1760-х все строения обители были деревянные. В 1770 возводится первый каменный храм.
Монастырь действовал до 1924. С 1936 по 1983 в постройках монастыря располагалась Березниковская школа.
3. Родина дяди Гиляя
С Сямой связано и имя «короля репортёров» В. А. Гиляровского (1853 (1855) - 1935)
Местом своего рождения сам Владимир Алексеевич Гиляровский называл "лесное имение графа Олсуфьева", где-то близ Сямского монастыря и деревни Березник. Отец его, Алексей Иванович, служил помощником управляющего этим лесным имением. Мать, Надежда Петровна, происходила из запорожских казаков.
Двойная дата рождения Гиляровского в не случайность. Действительно, долгие годы не вызывало сомнений то, что родился он в 1853 году. Лишь в 2003 открылись новые обстоятельства. Вот что пишет об этом Владимир Аринин ("Гиляровский на Кубенском озере", "Красный Север", 2005, 1 октября): "Дата - 8 декабря 1853 года ни у кого не вызывала сомнения. Но грянула сенсация как раз в духе самого Гиляя. Сотрудник Госархива Вологодской области, археограф И. В. Игнатьевская, выполняя авторский запрос, не имеющий никакого отношения к Гиляю, в метрической книге Покровской церкви, что на Сяме, натолкнулась на столь нам известную фамилию - Гиляровский. Она обратила на это внимание опытного архивиста, заместителя директора Госархива по науке Любови Николаевны Мясниковой. Записи метрической книги Покровской церкви были сопоставлены с официальными данными о Гиляровском в исследовательской литературе. И сразу стало ясно, что сведения о времени рождения Гиляровского неверны... Владимир Алексеевич родился не 8 декабря 1853 года, а на два года позже - 8 декабря 1855 года".
Выдвигает Владимир Аринин и свою версию о месте рождения В. А. Гиляровского, считая таковым деревню Горка-Покровская, но это предположение пока не нашло документального подтверждения.
В детстве большое влияние на Гиляровского оказал двоюродный брат деда, бывший матрос Китаев. После смерти матери воспитанием Гиляровского занималась вторая жена отца родовитая дворянка Мария Ильинична Разнатовская. В 60-х годах семья переехала в Вологду, где Владимир Гиляровский поступил в гимназию. Не окончив гимназию, он убежал из дома и в течение десяти лет скитался по России, работал бурлаком, крючником, пожарным, артистом цирка. Принимал участие в русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов, где за храбрость получил солдатского "Георгия". Первым опубликованным произведением В. А. Гиляровского стало стихотворение "Листок", напечатанное в вологодском гимназическом сборнике. В 1881 году Гиляровский поселился в Москве, где и начинается его уже профессиональная литературная и журналистская работа. В 80-е годы Гиляровский сотрудничал с юмористическими журналами "Зритель", "Будильник", "Развлечение", познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась долгие годы. Продолжал писать и стихи. В 1887 году был опубликован сборник рассказов В. А. Гиляровского "Трущобные люди", но по распоряжению цензуры, весь тираж сборника был изъят и уничтожен, сохранились лишь отдельные его экземпляры. В эти же годы Гиляровский много работает в московских газетах как журналист-репортёр. Он оперативно и ярко освещал события, волновавшие всю Россию: пожар на фабрике в Орехово-Зуеве (1882), железнодорожную катастрофу на стации Кукуй (1883), эпидемию холеры (1892) и др. Гиляровский был единственным, кто успел опубликовать тяжёлую правду о катастрофе на Ходынском поле во время коронации Николая Второго (1896). Лично участвуя во многих событиях, о которых писал, Гиляровский часто подвергался серьёзной опасности, но незаурядная физическая сила и смелость всегда выручали его.
Всероссийскую известность приобрели его репортажи о театральной и литературной жизни. Он принял своеобразное участие в работе театра МХАТ над постановкой по пьесе Горького "На дне": пользуясь своими знакомствами, он водил по трущобам Хитрова рынка К. С. Станиславского и артистов труппы.
После революции Гиляровским были написаны и изданы книги: "Мои скитания" (1928) о бродячей жизни в молодые годы, "Люди театра" (1935, опубликована в 1941), "Москва газетная" (1934, опубликована в 1960) и др. Но наибольшую известность Гиляровскому принесла книга "Москва и москвичи", над которой он работал с 1912 по 1931 годы.
Гиляровский был своего рода московской достопримечательностью. А. И. Куприн писал ему в письме: "Скорее я воображу себе Москву без царя-колокола и без царя-пушки, чем без тебя. Ты - пуп Москвы!" Незаурядная внешность Гиляровского не раз вдохновляла художников и скульпторов: И. Е. Репин рисовал с него одного из казаков на картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", а скульптор Н. А. Андреев лепил Тараса Бульбу для барельефа на памятник Н. В. Гоголю. Кстати именно Гиляровскому принадлежит честь установления точной даты и места рождения Н. В. Гоголя.
Многие стороны разнообразной деятельности В. А. Гиляровского сегодня полузабыты, но его книги "Москва и москвичи" и "Мои скитания" и в наше время занимают своё, значительное место в русской литературе.
4. «Сямское землячество» - стояние за родину
Юрий Михайлович Кумзеров, председатель общественной организации «Сямское землячество». Он и рассказал об этой уникальном содружестве земляков... Да, уникальном. Региональная общественная организация РОО «Вологодское землячество» действует в Москве (есть, кажется, отделение этой организации и в Петербурге), существуют и другие региональные организации, «землячества» организованные по национальному признаку, а вот такой организации, объединяющей людей даже не одного района или сельсовета, а, скажем по старому, волости, как «Сямское землячество», похоже, что больше и нет... В нашей области нет точно...
- Наша маленькая организация, принятая, между прочим, в качестве «коллективного члена» в Вологодское землячество, - рассказывает Ю.М. Кумзеров, - поначалу не была никак официально зарегистрирована...
Начиналась эта организация, по словам Юрия Михайловича, с общения бывших одноклассников.
- Наша дружба не прекращалась и после того, как мы, окончив школу, разъехались по разным городам и весям... По возможности мы встречались, в основном, в Сяме, там, где в бывшем монастыре до начала восьмидесятых и была наша школа. Эти встречи сближали нас. Были и застолья, конечно, но главное, что мы общались, помогали друг другу, а потом и какие-то совместные мероприятия стали проводить...
Одним из таких общественно-значимых мероприятий, организованных Сямским землячеством, стала установка памятного знака в Березниках в честь 60-летия Победы. На территории сельсовета, около пятисот жителей которого не вернулись с полей Великой Отечественной, до того времени не было памятника в честь Победы.
- Все, кто чем мог, помогали, собирали материальные средства. Один из наших товарищей, Юрий Александрович Маслов, помог брусчаткой, которой выложена площадка у памятного знака. Помогал, конечно, и совет ветеранов, и колхоз...
Теперь памятный знак стоит у конторы колхоза «Ильюшинский», там всегда чисто, красиво, в День Победы там проводятся торжественные мероприятия, туда приходят и ветераны, и школьники. Вот это и есть - патриотическое воспитание, не на словах - на деле.
- Потом, - вспоминает Ю. М. Кумзеров, - было стопятидесятилетие Гиляровского. Ну неужели мы могли пройти мимо такой даты? Нет! Естественно, мы связались со школой, с библиотекой. Там уже велась исследовательская работа в этом направлении...
Результатом совместной работы Сямского землячества и березниковской общественности стала установка в Сяме, на малой родине «короля репортеров», памятного камня-знака...
Официально землячество было зарегистрировано как общественная организация в 2006 году. Сегодня некоммерческая общественная организация «Сямское землячество» насчитывает 17 членов. Есть совет организации из пяти человек, есть два сопредседателя и председатель. Среди членов землячества и те, кто сегодня живут далеко не только от Сямы, но и от Вологды, но помнят и любят родной край. Например, Б. М. Хайдин живет в Подмосковье, работает в Москве. Землячеству он подарил картину «Сяма середины 19 века».
- Борис Михайлович не профессиональный художник, но его картины принимали участие во многих выставках, в том числе и за границей, есть его работы и в районном музее в селе Кубенском, - рассказывает председатель землячества. - Наталья Николаевна Вяткина тоже живет в Москве, она художник, скульптор, подготовила медали, которые мы вручаем активным участникам Сямской ярмарки.
Кстати, ежегодная ярмарка в Сяме - еще одно, и, пожалуй, наиболее известное сегодня направление работы Сямского землячества.
- Уже состоялись пять ярмарок. С одной стороны - это восстановление традиции. Ведь ярмарки издавна проводились под стенами Сямского монастыря, основанного в 16 веке. Причем, раньше они проходили три раза в год. Традиция эта сохранялась до 30-х годов 20 века. С другой стороны - это желание помочь сегодняшним крестьянам, нашим землякам попробовать заработать какую-то копеечку в свой бюджет. Местный житель - набрал брусники, клюквы, вырастил овощи на своем огороде, сделал какие-то поделки из дерева - и ему не нужно ехать на ярмарку в Вологду или еще куда-то... Да к тому же - ярмарка это и праздник... Но я против тех заорганизованных праздников, которые сейчас во множестве проводятся, в том числе и в нашем районе. Когда на оргкомитете ярмарки стали звучать слова, что надо бы и нам все делать, как на тех праздниках и т.д. Я сразу сказал - не надо заорганизовывать. Нет денег на городских артистов - и не надо! Выступили самодеятельные артисты из местного Дома культуры - и спели, и сплясали. Если у людей будет работа, будет перспектива нормальной достойной жизни на этой территории - люди сами сделают праздник, - рассуждает Ю. М. Кумзеров, и с ним трудно не согласиться.
- Мы давно дружим со школой традиционной культуры из Вологды, - продорлжал Юрий Михайлович. - На территории нашего поселения ребята из этой школы собирали фльклорные материалы - обряды, частушки, местные легенды. Потом на основе этих материалов была издана замечательная книжка «Древо жизни». Ребята из этой школы принимают участие и в наших ярмарках - в народных костюмах, как старинные коробейники предлагают товары, следят за чистотой и порядком на территории монастыря...
Пожалуй, главным и хорошим отличием Сямской ярмарки, является то, что на ней совсем не продается алкогольная продукция. Нет пьяных людей на этой ярмарке...
- Когда мы только задумывали нашу ярмарку, стали думать - чем она будет отличаться от других подобных мероприятий, в чем будет ее особенность? И решили, что наша ярмарка будет «чайной». Столько лугов кругом, столько полезных лекарственных трав! И теперь на нашей ярмарке люди пьют не пиво, а вкусные и полезные травяные чаи... Никакого спиртного на нашей ярмарке нет категорически!
- Еще задачу землячества, - продолжал Юрий Михайлович, - мы видим и в том, чтобы доводить до власти, до широкой общественности мнения, проблемы, насущные нужды наших земляков. Так, например, случилось со святым источником в Елегонке. Его обустроили, стали проводиться молебны - хорошее дело! Но, когда люди узнали, что там же планируется организация торговли, какие-то шашлыки, песни и танцы, люди стали возмущаться. Нельзя это делать в святых местах! Об этом мы от имени землячества и жителей поселения и написали в открытом письме главе Вологодского района, которое было опубликовано в «Маяке». Нельзя устраивать гулянки и автостоянки у святых мест! Там надо расчистить дорожки, сделать освещение, поставить наряд милиции от пьяных - все, больше ничего не надо. Для автостоянки есть хорошее место километрах в двух от источника - большая поляна, там, где раньше стояла деревня Токарево, между прочим, родина моего отца. Вот там и сделайте стоянку, там может быть и торговля и предоставление других услуг, а к источнику пройдите пешком. У нас так и было исстари. Я сам еще в детстве бывал на этом источнике. Дорога к источнику тогда была со стороны деревни Еленьги, ныне не существующей, на ее месте остались лишь огромные тополя. В этой деревне жили наши родственники, мы бывали у них в гостях. От деревни к лесу и дальше к источнику шла тропа. У входа в лес у тропы лежал большой камень, он и сейчас там лежит. Я не видел, но рассказывают, что на камне был четко виден отпечаток ступы. По преданию - это стопа проходившей к источнику Богородицы. Люди ходившие к источнику, оставляли на этом камне денежки, на которые потом бабушки, следившие за порядком на источнике нанимали мужиков - подновить гать, еще что-то поправить там... Нашлись инициативные сельсоветчики - срубили тот след, там на камне видны сколы. И все в округе прекрасно знают, у кого из тех сельсоветчиков потом рука отсохла, кого камнем придавило, у кого дом сгорел... Это все правда. Это все было. Об этом надо бы помнить и сегодня. Потому что, то, что сейчас происходит у источника - это кощунство...
Конечно, в таком разговоре не могли мы не коснуться судьбы и самого Сямского монастыря, который сегодня, к сожалению, находится без постоянного присмотра, монастырские здания ветшают и рушатся, реставрация колокольни заморожена... Долгие годы, после закрытия школы, здания находились на балансе ВГПУ, приезжали туда студенческие экспедиции. Проживание вольной студенческой братии не пошло на пользу помещениям. Все там, по словам Юрия Михайловича, было разворочено и загажено...
Сегодня два здания, двух и одноэтажное, признаны памятниками регионального значения, колокольня, по причине ветхости к числу памятников не отнесена, хотя и был начат ее ремонт, реставрационные леса, уже обветшавшие и сегодня остаются вокруг нее... Не может пока оказать помощь и епархия. Священники приезжают на праздничные богослужения (в одном из зданий для этого оборудована комната), этим все пока и ограничивается...
- Мы просили в безвозмездную аренду одно из зданий, - рассказывает Ю. М. Кумзеров,- но пока и это не получается. Все-таки что-то пытаемся сделать - вставили окна, отодвинули землю от фундамента, чтобы здание «дышало»... Оборудовали комнату для богослужений. А хорошо бы иметь там и музейное помещение - собрать старинные вещи имеющие отношение к монастырю, школе, деревне. Ведь у этого края богатейшая история! С ним связаны имена святого Мартиниана Белозерского и Владимира Гиляровского, по нашей старой Кирилловской дороге проезжали цари и великие князья... Кроме того - надо бы сделать комнату для проживания. Чтобы в ней мог отдохнуть или переночевать, приехав на богослужение, священник. Да и не только священник, если мы думаем о развитии этой территории. Можно сделать и небольшой пищеблок, колодец рядом, можно провести водопровод. Землячество собирает библиотеку - ей бы тоже место в этом здании... Задумок и планов по обустройству монастыря и ближайших территорий много. Но одним нам не справиться. Со стороны власти пока мы видим лишь попытки найти «инвестора», который вложил бы деньги в эти помещения и территорию. Но нужен ли нам инвестор со стороны, который прежде всего будет думать о том, чтобы заработать. Мы представляем, что здесь появилось бы прежде всего - развлекательно учреждение с баней и т.п. А надо бы организовать здесь рабочие места для своих, местных людей, которые не гнались бы за прибылью, а старались бы сохранить это историческое место. Необходимо взаимодействие землячества, местной и районной администрации, церкви. Мы работаем в этом направлении и готовы к сотрудничеству. Но главное - это найти отклик и привлечь на свою сторону общественность. Посмотрите, в Кубенском - именно благодаря общественности открылась церковь, восстанавливается храм в Кулемесове...
Кроме больших, можно сказать, глобальных мероприятий по проведению ярмарок, обустройству территории монастыря, Сямское землячество принимает активное участие в жизни сельского поселения...
- Мы подключились к ежегодно проводящимся соревнованиям на призы Ильюшина. На эти соревнования в Березники приезжают команды из всех окрестных поселков и деревень. Проводятся лыжные соревнования, по минифутболу и волейболу. Землячество учредило два переходящих кубка для лыжников - юношей и девушек. По возможности оказываем помощь школе, библиотеке. Ежегодно выписываем на Березниковскую библиотеку какую-нибудь газету... Но и люди, местные жители всегда помогают нам. Например, приходят на субботник перед ярмаркой. Самые добрые отношения сложились у нас с председателем СХПК «Ильюшинский» А. А. Клековым, он является членом оргкомитета ярмарки, принимает участие во всех значимых мероприятиях.
Рассказал Юрий Михайлович и о себе...
- Нас у родителей было пятеро детей. Мы все родились во Фрязинове. Когда-то это было село в полтораста домов, был и храм. Сейчас там два дома, храма давно уже нет... Там родилась мать, а отец из деревни Токарево, естественно - они крестьяне. Он участник войны, защищал Ленинград, мама во время войны работала на лесозаготовках. В 1958 году переехали в Сяму. После школы я работал в совхозе, после срочной службы в армии работал Вологодском райкоме комсомола, в горкоме, а затем был направлен на службу в КГБ. Девять лет служил в Таджикистане, а затем в Вологде. И всегда помнил, что в Сяме - родительский дом. Знал, что родина всегда ждет, всегда примет. Поэтому нам и надо стоять за свою родину.
Думаю, не будет преувеличением, если скажу, что создание «Сямского землячества», его работа,- это и есть пример стояния за свою малую и большую Родину.