Мы деградируем в музыке и деградируем уже давно. Кто сомневается, может увериться, проанализировав тексты популярных песен разных лет. Я стал обращать внимание на содержание текстов, а не только, так сказать, на музыкальное оформление, должно быть, лет с десяти, то есть, с середины 1960-х. Конечно, на моё восприятие влияло и мнение близких мне взрослых людей, их музыкальные и литературные пристрастия. Другим мощным фактором стало моё обучение музыки. На этой стезе из-за отсутствия таланта и собственной лени я не стяжал никаких лавров, но смею думать, что благодаря музыкальной школе сформировался мой музыкальный вкус. В то время телевизоров было мало. У нас в семье, например, его не было вовсе. Вместо телевидения имелось радио, которое у многих вообще не умолкало. В нашей огромной коммуналке с утра до вечера никого не было, поскольку все работали и, когда я приходил из школы, мне было неуютно и страшновато одному. И тогда я включал радио. Оно создавало иллюзию чьего-то присутствия. Мне уже не было так одиноко, и я его практически не выключал, даже готовя уроки. Вот почему я знаю весь советский песенно-эстрадный репертуар наизусть. Но ведь в то время передавали и народную музыку (сейчас только Бабкину, которую «народницей» можно назвать лишь с натяжкой), а также и классику во всём её разнообразии. Надо сказать, что «пионерские» песни я напрочь игнорировал. Все эти «взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры - дети рабочих», «Будь готов всегда во всём. Будь готов ты и ночью и днём...» А к чему готов? «Заложить» кого-нибудь? Хотя в музыкальном отношении они были составлены вполне профессионально, да и тексты их осмысленные, агитационные. Именно это подсознательно мне не нравилось, возможно, потому, что я из семьи «контриков».
Те же прохладные чувства вызывали во мне, когда я подрос, и песни комсомола («комсомольцы-добровольцы»). А вот многие песни военных лет не только нравились, но и вызывали восхищение. До сих пор я считаю песню «Соловьи» шедевром. Впоследствии я понял, что страшное потрясение и вызванные им патриотические чувства и вдохновение породили эти искренние и проникновенные звуки. Опять-таки, нравилось не всё. Например, кумиры военных лет Шульженко и Утёсов. Последнего я вообще не переношу, а у Шульженко мне нравится совершенно не военная песня «Голубка», хотя, конечно, эта певица талант и звезда в своём роде. Наш сосед по выходным крутил до бесконечности одну и ту же пластинку с записью «Тёмная ночь» в исполнении М.Бернеса. С тех пор эту песню я слышать не могу. А вот «Шаланды полные кефали» люблю. Уж больно эта песня не «советская»! От неё веет самобытностью, независимостью. И только в таком городе, как Одесса, этом своего рода советском Гонконге она и могла родиться. На этой же соседской пластинке помещались и песни более позднего времени: «И опять во дворе», «А ты, улетающий вдаль самолёт». И все их я одинаково не переношу, потому, что слышал раз тыщу, и теперь эти звуки напоминают мне нашего вечно пьяного соседа, который по субботам порол двух своих малолетних сыновей, а по воскресеньям колотил несчастную жену.
В конце 1960-х - начале 70-х моё поколение подрастало, и песни начали меняться. Девчонки в нашем классе с азартом распевали: «Хмуриться не надо Лада, для меня твой смех награда...Лада», а потом и Ободзинского «Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег». Тут уже не было никакой агитации. И, если первая, что называется, псевдёжь, то вторая отвечала нашему молодому настроению и пробуждающимся чувствам. Но и песни 70-х не избежали, на мой взгляд, скудоумия, пошлости текстов и однообразия ритмов. «В белом платье с пояском я запомнил образ твой», «Осень она не спросит». А потом появились ВИА. И вот тут маразм расцвёл: «Не надо печалиться, вся жизнь впереди, надейся и жди» или: «Наши руки не для скуки, для любви сердца, у которой нет конца». Вот это да, «шедевр», нарочно не придумаешь ! И этот самый ансабль «Пламя» дул всё в унисон, в один голос. Некоторые говорят, что никакого «застоя» в период правления Л.И. Брежнева не было. Да был он, был! Достаточно послушать песни тех лет. Эти слова ни в коем случае не относятся к такому ансамблю, как «Песняры». Вот у них, что ни песня, то хит, настоящее событие. Это попытка связать новое и старое, влить новое вино в старые мехи. Как ни удивительно, иногда неплохо получалось. Нельзя также проигнорировать вошедшую в те времена в моду т.н. «бардовскую» песню. Я не являюсь поклонником этого стиля. Скажу только, что признанный ас направления В. Высоцкий, по-моему, интересен как «протестующий» поэт, но не как музыкант и, тем более, исполнитель.
1980-е - эпоха новых веяний в эстраде. Пугачёва, Ротару. Талантливые исполнители. Хорошо начинали. У Аллы была ныне совсем забытая песня из кинофильма «Такая короткая долгая жизнь»: «От всех других, украдкою, стирая слёзы с глаз, читаю строки повести, написанной про нас...». Действительно слёзы наворачивались, когда она это пела. Вторая прославилась вначале на народных молдавских и украинских песнях. Затем обе погрязли в «попсе», из которой так и не выбрались. Появился В. Токарев. Когда я услышал в автобусе «Не надо грустить господа офицеры», то ясно почувствовал: коммунистам конец. Затем был Игорь Тальков и, кажется, одновременно с ним появился отец Роман. Я не знаток теории музыки. Я не знаю, к какому направлению можно отнести творчество этих двух истинно популярных исполнителей. Факт, что здесь текст совершенно осмысленный, без бесконечных повторений одних и тех же слов и фраз, что меня так возмущает в нашей эстраде, а исполнение профессионально и имеет свой индивидуальный почерк, содержание же глубоко патриотично и взывает к лучшим чувствам слушателя. Если и дальше русская песня будет развиваться в этом направлении, то всё в порядке. Если же нет, то первые слова этой заметки продолжают оставаться актуальными. Я имею ввиду именно русскую песню и русскую эстраду, потому, что всё, что нам передают, всю эту жалкую попсу, подражательную (конечно же, Западу), бездарную, пошлую, скучную, пишут и исполняют люди не русские (по крайней мере, не русские душой). А ведь ни один народ в мире, кроме, пожалуй, итальянцев, не может похвастаться таким богатым и превосходным музыкальным наследием, как русские! У кого ещё столько замечательных композиторов? Может быть, не все знают, что П. И. Чайковский самый исполняемый композитор в мире? В мире, а на родине? Часто ли мы его слышим в эфире? Попробуйте включить радио. Всюду англоязычная эстрада, немного разбавленная отечественными «достижениями» в два притопа, в два аккорда. Русская песня полностью исключена из репертуара наших современных СМИ, как и всё прочее, поднимающее русский дух, думаю, вполне осознанно. Вот какой-нибудь дебильный рэп, это, пожалуйста! Рэп представляется мне крайним выражением музыкального и смыслового упадка. Он, без сомнения, войдёт в историю как «современник» ЕГ, как средство отупления масс. В результате развивается болезнь под названием гельмантоз с катастрофическими последствиями, когда инфицированный не может отличить белого от чёрного, добра от зла. Между тем, звучи русские песни в эфире, даже без всяких комментариев, души наших людей не смогли бы не откликнуться: «Эх, донцы молодцы», «Когда я на почте служил ямщиком», «Липа вековая», Варяг», «Что затуманилась зоренька ясная» и несть им числа. Только о тройке русские люди сочинили десятки прекрасных песен. Вкус надо воспитывать с детского сада, а то наши дети и внуки впитают себя такие «шедевры» :
«Мы с приятелем на пару
Забивали косяки.
Неужели нас посадют
За такие пустяки?»
5. 3 рудовский
4. Re: Какие времена, такие и песни
3. Re: Какие времена, такие и песни
2. Это - не упрёк, это - глубокое недоверие
1. Re: Какие времена, такие и песни