Не так давно, в начале нынешней весны, заглянула к нам в редакцию газеты давний наш автор, учительница Наталия, боевая, с тремя высшими образованиями (в т.ч. юридическим), борец за правду и обижаемых коллег, палец в рот не клади. Член КПРФ, красивая женщина. Всегда с новостями.
Разговорились про очередной её суд (с одной обслуживающей организацией, Наташа всегда права), рассказывает: надо было утром бежать на заседание, но потерялась важная бумага, осмотрела все папки - нет, караул, начала звать: «Солдат Иван, помоги! Солдат Иван, помоги!», прямо глаза повело - да вот же она! А ещё раньше кольцо потеряла, обручальное, «Солдат Иван, помоги!», и тут сразу мысль - под диван закатилось, вот оно!».
Я с некоторым изумлением слушал её:
- Наташ, это ж святой Иоанн Воин! Ты же коммунистка!
- Ну и что? Меня подруга научила, всегда прошу, если что потеряла, и всегда помогает! - И улыбается Наталья довольная...
И я вместе ней радуюсь: солдат Иван, помогай нам! Он всегда подсобит, быстро. Это давно наш народ знает.
***
Святой мученик ИОАНН ВОИН издревле широко почитается на Руси.
Его, христианина, в царствование Юлиана Отступника, посылали преследовать наших братьев-христиан. Юлиан, родной племянник св. императора Константина Великого, был философ-неоплатоник, отрекшийся от Христа и делавший всё для возрождения языческих культов по вступлении на престол в 361г. В римской армии дисциплина была железная, отказ исполнить приказ был равносилен самоубийству...
«Бурею помышлений сумнительных колебашеся блаженный Иоанн, егда послан бысть в Нумеры Ифальския, да мучит тамо верующия во Христа. «Аще убо, - глаголаше, - по повелению цареву имам благоверныя люди мучити и убивати, осужден буду от Бога, аще же не иду тамо в чине воинства моего обрящуся царю противен и предан буду смерти лютей». Обаче страхом Божиим водимый, веру Христову в сердце своем сохранил даже до злостраданий и уз темничных, вопия Христу: Аллилуйя» (акафист, кондак 4).
Иоанн, внешне подчиняясь приказам, на самом деле тайком, где мог, предупреждал христиан о грядущем гонении, многих сам укрывал, а других, которые были уже схвачены, по возможности отпускал на свободу. Словом, помогал как мог своим единоверцам, нашим братьям.
По свидетельствам древних авторов, св. Иоанн был воином в полку, составленном из солдат скифского племени таифалов, высказывается предположение о его славянском происхождении...
Юлиан Отступник, узнав о скрытной деятельности Иоанна, велел схватить его и отправить в темницу, где он и пребывал до смерти этого гонителя христиан. Блаженный воин сомневался, опасался, может ли выдержать мучения, страдания ради Христа, и всячески молил Спасителя, чтобы Тот помог, укрепил его. Господь не посрамил его благих устремлений.
В 363-м году Юлиан Отступник погиб бесславно в сражении с персами, его преемник Иовиан освободил всех христиан из тюрем, и Иоанн Воин, оказавшись вновь на воле, продолжал свою добротворческую, во имя Христа, миссию...
Он был вообще добрым, скромным и сострадательным человеком, и старался помочь каждому, кто к нему обращался, просто не мог отказать страждущему... Так и прожил он свою долгую жизнь и скончался мирно, и погребли его, по его же смиренной просьбе, в том месте, где хоронили бродяг, странников - он и здесь пожелал быть с самыми обездоленными, оставаясь верным своему предназначению.
Святой Иоанн Воин так старался служить Христу и все делать Христа ради, что по завету Апостола предпочел не обзаводиться семьей, и так в одиночестве отошел в мир иной...
Но однажды явился он в видении одной женщине, и промыслительно весь мир христианский узнал о добром угоднике Божием Иоанне, который всегда готов придти на помощь тем, кого обижают, на кого ополчаются, кого обкрадывают.
На Руси издревле чувствовали ту благодатную силу, которую Господь подает через Своего друга Иоанна Воина, и почитали его, и молились ему, и получали всегда помощь по вере. Множество чудес совершалось и совершается по молитвам к блаженному мученику.
***
В нашей стране построено этому святому немало храмов, как защитнику обижаемых и обездоленных, а также покровителю воинов. В Москве посвящена св. Иоанну одна из самых красивых церквей, на Якиманке.
Она сооружена по личному указу Петра I, вместо обветшавшей вследствие весенних разливов прежней церкви, стоявшей «под горою» на самом берегу Москвы-реки. Храм святому Иоанну Воину был воздвигнут в честь великой победы под Полтавой, автором проекта был один из любимых архитекторов Петра Иван Зарудный (+ 1727 г.), тот самый, что построил и «Башню Меншикова».
Царь сам для сооружения новой церкви указал возвышенное место, пожертвовал 300 рублей золотом... Когда церковь была готова, освятил ее митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). К освящению Петр I прислал в дар золотые драгоценные сосуды, которые при нашествии Наполеона в 1812 году были утрачены... Как и многие храмы, церковь св. Иоанна Воина была осквернена и разграблена.
Зато московский пожар не коснулся ее: пламя, бушевавшее на Якиманке, остановилось перед церковной оградой, и храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара...
В церкви - прекрасный золоченый резной иконостас, которому исполнилось в 2008-м году 300 лет - он был сооружен для церкви Трех Святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928-м.
Храм не закрывался, не был у обновленцев, и многие московские святыни из разоренных церквей были убережены именно у мученика Иоанна Воина (что, видится, тоже неслучайно). Здесь хранятся частицы мощей 150-ти святых Вселенской Церкви и в земле Российской просиявших, много древних икон.
По местному преданию, большая икона на холсте «Моление о чаше» была написана специально для этого храма выдающимся русским художником XIX в. А. Ивановым.
Достопримечательностью храма являются деревянные скульптуры XVIII века - Распятие и Христос Сидящий (большой металлический сосуд с чеканкой для Богоявленского освящения воды), а также старинное архиерейское седалище на горнем месте, которое, по преданию, было коронационным троном императора Павла I, и он пожертвовал его в храм.
Окружает храм высокая кирпичная ограда с узорной металлической кованой решеткой, в том же барочном стиле, что и сама церковь. Ограда была воздвигнута в 1754 году, передвигалась во время реконструкции улицы в 1984 г.
***
Когда выходишь из метро «Октябрьской» на Большую Якиманку, храм св. Иоанна Воина не виден, все подступы застроены. Напротив - французское посольство...
Рядом с храмом, где еще недавно было пустое место, построили японский ресторан, но... вот мелькнула радостная невесомая решеточка ограды, а вот и сам он весь открылся - в легких, веселых красно-белых тонах, в тонком узорочье белокаменной узорчатой резьбы, сияющий позолоченными главами под ажурными крестами, здравствуй, святой Иоанн Воин!..
И когда заходишь в сам храм, тут же, в притворе, где пишут записочки, в красном углу, он сам встречает нас - на небольшой скромной иконе, над всегда горящими свечечками - такой же простой и скромный, добрый солдат Христов, который готов и рад помочь каждому пришедшему к нему...
***
Накануне вечером я решил по обычаю прочитать акафист святому Иоанну Воину, в Москве ещё день, а у нас в Магадане уже вечернее богослужение закончилось, в храме побывать не удалось... Дочитываю 12-й икос, две фразы последние, раздается звонок по мобильному.
Это неожиданно из Боровска, где Пафнутьев монастырь (Калужская область), Люда Киселева, давняя моя другиня. Я уже упоминал о ней в публикациях на РНЛ: Людмила с детства прикована к постели, но вся жизнь её - подвиг. Она много лет опекает несколько детских домов и приютов, занимается самыми оставленными маленькими инвалидами и сиротами. Людмила - член творческих Союзов художников, писателей и журналистов, автор многих книг и альбомов...
Я уже больше двух месяцев не звонил в Боровск, только сэмээски иногда, знаю, как она занята и в постоянных болезнях, всегда сначала с помощницами разговариваю, они у телефонов, на связи, а тут вдруг сама.
- Что-то сильно разболелась, поджелудочная мучит, ты там помолись за меня.
Я-то знаю, что не только поджелудочная, у неё букет многолетних болезней, и вся жизнь - нам трудно представить - ежеминутное преодоление боли. Это не образ, не метафора, буквально. Это человек огромной воли и святой жизни, конечно же мы все, кто знает Людмилу, молимся за неё.
- Я только акафист закончил Иоанну Воину, завтра память, и ему помолимся.
- У нас же придел Иоанна Воина.
- Где, в Благовещенском? (это центральный храм Боровска).
- Да нет, в Крестовоздвиженском, один Всех скорбящих Радосте, а второй Иоанна Воина.
- Да ты что! - изумляюсь я. - Он тебе-то обязательно поможет!..
Дело в том, что именно многолетними стараниями Людмилы Киселевой был восстановлен разоренный в богоборческое время Крестовоздвиженский храм, построенный в славу победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, на народные копейки. А разрушен он был - стыдно сказать сейчас - в год Победы нашего народа в другой Великой Отечественной войне, в 1945-м...Долгие годы здесь была водокачка, ремонтные мастерские и - вино-водочный магазин...Потом отдали Людмиле под склад для детских вещей и продуктов, которые доставали для приютов и детдомов стараниями Киселевой...
Так, Промыслом Божиим, забота о немощных и обездоленных детях привела в свое время и к мысли о ремонте и восстановлении Божьего дома.
Ныне золотой купол храма, где проводятся богослужения, виден из окна Людмилы. Книга «Когда живешь долго», где она пишет и об этом многотрудном чуде, открывается известным «От Меня это было» преподобного Серафима Вырицкого, а заканчивается словами:
«...А я радуюсь, что живу так долго, что моё окно приоткрылось к Небу для встречи с Богом. И теперь я понимаю смысл сказанного:
Я - Бог твой,
Располагающий обстоятельствами,
И не случайно ты оказалась на своем месте,
Это то самое место,
Которое Я тебе назначил».
И сегодня, прославляя верного друга и слугу Божьего Иоанна Воина, мы воистину видим, как дивен Бог во святых Своих, и в тех, кто уже в Церкви Небесной, и в тех, кто ещё на нашей грешной, но Богоспасаемой Русской земле.
Иван солдат, Иоанн Воин, друг наш сердечный, помогай Людмиле болящей, и всем нам, на своем неслучайном месте, которое назначил каждому из нас Бог, аминь.