О воспитании духовных устремлений в школе

Русская школа 
0
508
Время на чтение 7 минут

 

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22-23)

 

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показан путь духовного преображения героя. Раскольников убил старую ростовщицу и ее сестру. Убил, исходя из того, что «не преступление» убить «чахоточную, злую, глупую старушонку», что «старушка вредна», что на эти «старухины деньги, обреченные в монастырь» можно сделать «сто, тысячу добрых дел и начинаний». И чем закончилось это «не преступление»?

К величайшему ужасу Раскольникова и вопреки его самооправданиям убийства этой «вши, таракана, (и этого не стоит) старушонки» он вдруг ощутил жестокую боль в душе. Ему не было жалко старуху, но он сам не понимал, откуда пришла эта боль. А боль эта пришла от совести, а совесть - это глас Божий в человеке. Духовные начала, заложенные воспитанием, дали свои плоды, ведь Раскольников был воспитан на православных духовных ценностях.

Научное мировоззрение, которое закладывается в школе, формирует у детей однобокое представление, что все в мире, в том числе и поведение человека, изменяется в соответствии с научными теориями. Однако законы духовного мира выше законов мира материального, дух создает материальные формы для своего воплощения в бытии. Разве законы бытия изменили жизнь Раскольникова? Разве все люди, попавшие в тяжелые материальные условия совершают убийство ради денег и разве это закон? Ни в коем случае, дух зла, родивший в душе гордыню, привел его к убийству.

Воспитанные в свое время в концепции исторического материализма мы свято верили тому, что материальное бытие формируют наше сознание. Если уж Маркс с Энгельсом это утверждали, а Ленин не возражал, то так оно и есть. Это оказалось заблуждением, все судьбоносные повороты в нашей жизни, как и Раскольников, мы делаем не под влиянием бытия, а под влиянием нашего духовного состояния. Бытие дает нам поводы к действиям и в зависимости от того, добро или зло преобладает в нашем духовном состоянии, мы выбираем путь дальнейших действий.

Таким образом, формы нашего бытия, которые мы создаем, целиком и полностью определяются нашим духовным состоянием. Это относится как к отдельному человеку, так и к обществу в целом. А ведь многие из нас убеждены в силе собственного ума, настойчивости, работоспособности, но вот почему то не везет. Другим везет, а ему не везет. Причем не везет так, что болезни одолевают, неприятности идут сплошным потоком. И виноваты в этом конечно они, я то стараюсь, а они только мешают и тормозят. Да нет дружок, виноваты не они, а твое духовное состояние. Оно - первоисточник всех твоих везений и невезений.

Присмотрись внимательно к своим страстям и подумай, какие из них закрывают тебе возможности успеха - уж не жадность ли, не гордыня ли, не зависть ли отталкивают от тебя людей? Понимаешь ли ты, в чем смысл греха и что делать, чтобы не грешить? Если понимаешь, то и работать нужно со своими греховными страстями. Не надо воспитывать других людей, воспитай сначала себя.Это наука о жизни по совести называется православная духовная жизнь. У нее есть свои законы, знать которые культурному человеку нужно обязательно. Для тех, кто считает себя православным, нужно не только знать, но и исполнять по мере своих возможностей. Ведь «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А где Царство Небесное? Оно, согласно Евангелию внутри нас есть - это чистота нашего сердца, избавленного от греховных страстей с помощью усилий и Божьей помощи.

Согласно законам духовной жизни, грех - это рана самому себе, которую наносит человек, давая волю своим страстям. Не Богу, не другим людям, а самому себе. Когда я переедаю, перепиваю, кому от этого плохо? Когда я зеленею от зависти, злобы, ненависти, разве другие от этого страдают? Когда гордыня вводит меня в состояние прелести -непомерного тщеславия, я начинаю относиться к другим с презрением, высокомерием, кому я делаю хуже? Все эти проявления греховных страстей - раны самому себе. Остановить проявление страсти, не допустить греха может только совесть. Разве научные или юридические законы могут остановить людей, принявших решение совершить преступление?

Но многие ли из нас могут постоянно жить по совести? Наверное, немногие и убедиться в этом легко, надо только сказать самому себе - вот завтра с девяти утра отрекаюсь от собственной гордыни, зависти или злобы. И что мы увидим завтра? Мы увидим то, что видели все христиане на протяжении веков - многим это отречение не под силу. Многим нужна церковь, где с помощью таинств крещения, раскаяния и причастия облегчается путь к духовному совершенствованию самого себя. Христос дал человеку свободу выбора добра или зла. Мы сами решаем с кем нам быть - с Богом или со своими греховными страстями.

Поэтому религию нельзя навязать ни дома, ни в школе, выбор религии - это всегда самостоятельный добровольный выбор человека. Божественная благодать дается всем - и грешникам и праведникам и даже атеистам и богоборцам. Но каждый сам выбирает - быть ему в благодати или в греховных страстях и страданиях. Поэтому ознакомление учащихся в школе с законами духовной жизни не является приобщением их к религии. Обращаясь к религии, человек просит Бога о помощи путем раскаяния, молитвы, поста, причастия, которые в светских школах невозможны. И как учат святые отцы, где нет молитвы -там нет религии.

Но знают ли об этом педагоги, родители, ученики? Понимают ли они смысл фразы, что Царство Божие силою берется - что путь духовного совершенствования требует усилий, причем добровольных и огромных, которые человек без Бога не способен совершить. Ведь далеко не все живут по совести. И праведников до Христа было очень немного. Немного их и сейчас, людей которые живут по совести. Ведь многие считают, что с ограничением своих греховных страстей они справляются сами. Возможно это так, но надо знать, что такое убеждение в свое время было осуждено Церковью, как пелагианская ересь.

А что такое счастье? И может ли обуреваемый страстями человек быть счастливым? Многие наши ученики, как впрочем, и их родители видят счастье во внешних формах благополучия. Достиг определенной карьерной должности, имеешь дом, машину, семью, счет в банке - вот тебе и счастье. Но православные подвижники утверждали прямо противоположное. Например, святой, праведный Иоанн Кронштадтский утверждал, что в довольстве малым - счастье человека. Это как же понимать, а где дом, машина, счет в банке?

А известно ли нам, что в благополучной и сытой Европе по опросам общественного мнения - около 50% населения, несмотря на свою материальную обеспеченность, считают себя несчастными и испытывают постоянный духовный дискомфорт? И что же это за малое, по словам Иоанна Кронштадтского, которое дает человеку подлинное счастье? Малое - это такое духовное состояние, когда человек доволен тем, что у него есть и это малое позволяет работать над совершенствованием самого себя, чтобы достичь большего. Работать в духовном плане, ограничивая свои страсти. И опять мы видим проявление закона духовной жизни - дух создает и определяет формы своего воплощения в бытии. Не внешние формы делают нас счастливыми или несчастными, а состояние нашего духа.

Если человек в плену все возрастающего стяжательства, то никакой дом, машина, счет в банке не сделают его счастливым. Такого человека постоянно будет мучить желание иметь еще больший дом, еще более дорогую машину, еще более крупный счет в банке. Такой человек становится рабом сребролюбия и стяжательства. В конечном итоге имея многое, человек так и не получит главного - счастья в жизни, душевной радости и спокойствия.

Вот почему духовное совершенствование должно опережать развитие материального достатка, только тогда ты будешь поистине счастлив - это тоже закон духовной жизни. Не отказ от материальных благ проповедует христианство, а отказ от рабства материальным благам. Раб Божий равнодушен к величине материальных благ, но ревностно относится к своему духовному состоянию. Счастье - это духовное состояние, когда человек стремится к совершенству и имеет хотя бы минимум необходимых для этого материальных благ. Вот, что значит в довольстве малым счастье человека.

А какое отношение к счастью имеют добрые дела? Почему нужно спешить делать добрые дела? Как писал Иоанн Златоуст - подлинно твое только то, что ты отдал другим и это трудно понять, если не помнить о том, что милосердие лечит нашу жадность, зависть и тщеславие и другие страсти. Значит, отдавая, мы приобретаем духовный покой, лечим свои страсти, вот смысл сказанного святителем. Святой Марк Подвижник писал: «Бог оценит наши дела по намерениям их. Ибо сказано - каждый получит по сердцу своему». Получит уже здесь, в этой земной жизни и заберет полученное в вечную жизнь. И дела милосердия - вот то средство, которое помогает, прежде всего, нам самим. И опять вопрос - а знают ли об этом наши ученики, понимают ли они, что быть добрым и милосердным - большая наука, которой нужно долго учиться.

Все мы желаем продлить наши дни на земле. И не все знают о том, что доброделание не только смягчает наши сердца, но и продлевает наши дни. По мнению святых отцов, в частности Паисия Святогорца, если Бог видит, что человек уже не способен духовно расти и встал на путь духовной погибели, он забирает его к себе. Если человек еще способен расти в духовном плане, то Бог дает ему время земной жизни для этого. В свое время М.М. Пришвин изложил суть духовного совершенствования в прекрасной фразе: «Христианство - это когда ты делишься своим счастьем, а не отнимаешь его у других». И чтобы уметь делиться своим счастьем нужно учить детей придерживаться следующих принципов в жизни.

Первый принцип - не бывает нравственности без духовности, не может человек быть честным, справедливым и добрым, если он не понимает и не исполняет духовных смыслов этих качеств. Не может человек соблюдать внешние нравственные законы, если в нем спит совесть. Мы мечтаем об обществе благополучия, при этом воспитываем у детей эгоизм, индивидуализм и стяжательство. И верим в то, что эгоисты и стяжатели создадут общество благополучия. Хочешь вести нравственную жизнь - стремись к духовной чистоте, укрощай свои греховные страсти. Выбирая решение следует помнить, что самое правильное такое, в котором разум и совесть не противоречат друг другу.

Второй принцип - научное мировоззрение, которое в настоящее время воспитывается у детей в школах, не может быть признано оптимальным для полноценной социализации в реальной жизни. Потому что реально жить - это, прежде всего, уметь организовать свои отношения с другими людьми согласно заповеди Священного Писания - относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Организовать такие отношения может только тот, кто способен не осуждать и прощать слабости другого, помогать ему развивать его лучшие качества. Не осуждать и прощать - это большое искусство и наука одновременно, помогать развивать лучшие качества - еще большее искусство и наука.

Третий принцип - делиться счастьем совсем не означает делиться только материальным благом, которое ты имеешь, хотя в ряде случаев необходима и материальная помощь. Делиться счастьем, в первую и главную очередь, означает научить ближнего правильному пониманию счастья и помочь ему в его достижении. Счастье наступает тогда, когда человек осознает свои духовные потребности и начинает стремиться к их приоритетному удовлетворению, довольствуясь теми материальными благами, которые он имеет. Ведь счастье - это мир и радость в душе. А материальное приложится.

В начале прошлого века святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского». Прошло более ста лет и что, наши дети стали понимать, почему Раскольников был сильно неправ?

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Алексеевич Бухвалов
Все статьи Валерий Алексеевич Бухвалов
Русская школа
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Воспитание в духе преемственности поколений
В Калязине продолжается кино-арт марафон «С верой в возрождение!»
14.11.2024
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34