«С вами я горжусь моим разрывом...»

Духовное прочтение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
1290
Время на чтение 30 минут

 

                                              I

 

Об этом замечательном произведении написано очень и очень много. Нет, наверно, ни одного заметного литературоведа, который бы не коснулся, хотя бы мельком, бессмертной комедии. Однако в океане этих публикаций есть один серьезный изъян: все они написаны со светских позиций. К большому сожалению, до сих пор нет ни одной статьи, которая бы рассматривала грибоедовский шедевр с духовной, то есть с Евангельской точки зрения. О советских исследователях и говорить нечего, для них этот путь был просто закрыт. Иван Александрович Гончаров написал большое, подробное, очень глубокое исследование о комедии, затронув в нем такие моменты, о которых никто до него не говорил. Но и он, несмотря на то, что был глубоко верующим человеком, оставил в стороне духовную сторону произведения.

Попытаюсь с Божией помощью восполнить досадный пробел.

Действие комедии происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова, «управляющего в казенном месте», то есть в московском обществе далеко не последнего человека. Перед нами проходит целая галерея разных лиц, начиная с лакеев и слуг и кончая влиятельными аристократами. Главный герой пьесы - Александр Андреевич Чацкий, молодой умный образованный человек; после трехлетнего отсутствия он прибывает в Москву и наносит визит Софье, дочери Фамусова, с которой прошли его детские и юношеские годы и к которой он питает самые пылкие чувства. Но - сэ ля ви! - неожиданно получает, мягко говоря, холодный прием.

Очень скоро выясняется, что Софья увлечена Молчалиным, секретарем Фамусова, пустейшим, ничтожнейшим человеком, который ухаживает за нею не по зову сердца, а по совету своего отца:

 

       Мне завещал отец:

         Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

         Хозяину, где доведется жить,

     Начальнику, где буду я служить,

     Слуге его, который чистит платья,

     Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

     Собаке дворника, чтоб ласкова была.

 

Он лицемер до мозга костей; кроме того, он тяготеет к Лизе,

служанке Софьи, и расточает ей свои комплименты, ну, а Лиза, в свою очередь, к Петрушке. Любовная линия, таким образом, полна горького комизма - этот ход позднее использует А. П. Чехов в своей комедии «Чайка».

Перейдем к хозяину дома - Павлу Афанасьевичу Фамусову. Поговорив некоторое время с Чацким и услышав от него нелицемерное мнение о «веке нынешнем и веке минувшем», а также о карьеристах, «чья чаще гнулась шея», и об охотниках «поподличать везде», он заключает:

 

                        Строжайше б запретил я этим господам

                        На выстрел подъезжать к столицам...

 

  И объявляет его карбонарием, опасным человеком, кто «вольность хочет проповедать».

Жить надо совсем по-другому; у Павла Афанасьевича множество примеров того, как именно надо жить; вот один из них:

 

                 Покойник был почтенный камергер,

                 С ключом, и сыну ключ умел доставить,

                 Богат, и на богатой был женат;

                 Переженил детей, внучат;

                 Скончался; все о нем прискорбно поминают.

                 Кузьма Петрович! Мир ему! -

                 Что за тузы в Москве живут и умирают!

 

И когда Софья заикается о бедном женихе, которого она видела во сне, Фамусов восклицает:

 

                 Ах, матушка, не довершай удара!

                 Кто беден, тот тебе не пара.

 

Служанка Лиза в разговоре с Софьей дополняет его характеристику:

 

                 Как все московские, ваш батюшка таков:

                 Желал бы зятя он с звездами да с чинами,

                 А при звездах не все богаты, между нами;

                 Ну, разумеется, к тому б

                 И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы;

                 Вот, например, полковник Скалозуб:

                 И золотой мешок, и метит в генералы.

 

Фамусов - решительный противник просвещения и образования, от которых, по его мнению, только один вред:

 

                 Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

                 Что нынче пуще, чем всегда,

                 Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

 

Тут он, конечно, кидает камешек в огород Чацкого.

И добавляет:

 

                                               Уж коли зло пресечь:

                 Забрать все книги бы да сжечь.

 

И тогда, только тогда в государстве наступил бы полный порядок, потому что не было бы ни вольнодумцев, ни смутьянов.

Павел Афанасьевич часто дает балы и званые вечера, его дом знает вся Москва, но... он совершенно не разборчив в людях:

 

                                       ...возьмите вы хлеб-соль:

                 Кто хочет к нам пожаловать, - изволь;

                 Дверь отперта для званых и незваных,

                 Особенно из иностранных;

                 Хоть честный человек, хоть нет,

                 Для нас равнехонько, про всех готов обед.

 

Для него важно, чтобы о нем и его хлебосольном доме шла по городу хорошая молва, а кто разносит эту молву, ему совершенно безразлично. Ему знакома почти вся Москва, все знатные и влиятельные, а главное, богатые люди, в них он души не чает, поэтому и произносит такие слова:

 

                 Возьмите вы от головы до пяток,

                 На всех московских есть особый отпечаток, -

 

и далее как бы вбивает гвоздь:

 

                 Решительно скажу: едва

                 Другая сыщется столица, как Москва.

 

Он имеет в виду, что в Первопрестольной живут такие уважаемые и достойные люди, как он сам, как полковник Скалозуб, князь Тугоуховский, графини - бабушка и внучка - Хрюмины, у которых многому можно поучиться и которые задают тон всей московской жизни. Однако автор комедии вкладывает в эти слова совсем другой, потайной смысл - о нем я скажу ниже.

Какими еще отличительными чертами отмечен уважаемый Павел Афанасьевич? Было бы странно, если бы он не любил пиров и не страдал чревоугодием:

 

                 Куда как чуден создан свет!

                 Пофилософствуй - ум вскружится;

                 То бережешься, то обед:

                 Ешь три часа, а в три дни не сварится!

 

Впрочем, этот «дар» присущ не только ему, но и всем завсегдатаям светских салонов.

 

                                              II

 

Полковник Скалозуб - один из самых почетных гостей в доме Фамусова; Павел Афанасьевич так и вьется около него: как же! такой выгодный жених для его дочери! У того есть заветная мечта, и о ней он может говорить всегда и везде:

 

                 Я с восемьсот девятого служу;

                 Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

                 Об них как истинный философ я сужу:

                 Мне только бы досталось в генералы.

 

Ну, а когда это сбудется (в этом не сомневается никто - ни он сам, ни Фамусов, ни другие гости), то для него откроется новое поприще, где процветут его несомненные таланты:

 

                 Я вас обрадую: всеобщая молва,

                 Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

                 Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

                 А книги сохранят так: для больших оказий.

 

Что касается морали или элементарной порядочности, а также важных государственных вопросов то, простите, они не для него; между ними и Скалозубом «дистанции огромного размера». Поэтому не будем докучать господину полковнику разными учеными рассуждениями, а сразу же перейдем к другому персонажу, ну, например, к Антону Антоновичу Загорецкому. Много гостей собралось на пышный бал в дом Фамусова, но Загорецкий - один из самых-самых. Вот как аттестует его Платон Михайлович Горич:

 

                 Как эдаких людей учтивее зовут?

                 Нежнее? - человек он светский,

                 Отъявленный мошенник, плут:

                 Антон Антоныч Загорецкий.

                 При нем остерегись, -

 

советует он Чацкому, -

 

                                                     переносить горазд,

                 И в карты не садись: продаст.

 

В этот момент появляется старуха Хлестова, свояченица Фамусова, она приехала с девкой-арапкой, которая служит у нее для разного рода услуг; она, Хлестова, дополняет портрет героя:

 

Представь: их (то есть девок-арапок), как зверей, выводят напоказ...

Я слышала, там... город есть турецкий...

А знешь ли, кто мне припас? -

Антон Антоныч Загорецкий.

 

Не совсем ясно, где он приобрел этих девок-арапок - то ли в Турцию успел скатать, то ли в другом месте подсуетился, главное не это, а то, что он занимается куплей-продажей людей, то есть работорговлей, крупно зарабатывая на этом - деньги ведь, говорят, не пахнут.

Старуха Хлестова знает, кажется, всю его подноготную:

 

                 Лгунишка он, картежник, вор.

                 Я от него было и двери на запор;

                 Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

                 Двоих арапченков на ярмарке достал;

                 Купил, он говорит, чай в карты сплутовал;

                 А мне подарочек, дай Бог ему здоровье!

 

Если бы она, старуха Хлестова, придерживалась строгих нравственных правил, то прогнала бы Загорецкого в шею вместе с арапченками, но нет, приняла, да еще и благодарит его - хочет жить, как другие, и не отставать от последней моды.

Загорецкий, кажется, ничего не боится: ни молвы, ни сплетен, ни злых языков, для него все это - как с гуся вода; хотя нет, есть одна вещица, которой он страшится, как огня:

 

                 ...книги книгам рознь. А если б, между нами,

                 Был ценсором назначен я,

                 На басни бы налег; ох, басни - смерть моя!

                 Насмешки вечные над львами! над орлами!

                 Кто что ни говори:

                 Хотя животные, а все-таки цари.

 

Почему он страшится басен? Да потому что узнает в них себя, погрязшего во грехах человека.

 

                                              III

 

Далеко за полночь званый вечер в доме Фамусова заканчивается; гости разъезжаются восвояси. Графиня внучка Хрюмина, утомленная светской суетой, пока ее укутывают в парадных сенях, кратко, но емко отзывается о вечере:

 

                 Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!

                 Какие-то уроды с того света,

                 И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

 

Приглядимся внимательнее к выражению «какие-то уроды с того света». Кто это такие «уроды», да еще «с того света»? Это, как вы прекрасно понимаете, мои дорогие читатели, бесы. Там, за чертой этого света, в кромешной тьме, могут обитать только силы зла, силы сатаны, то есть бесы. Сказав это, графиня внучка и сама не очень-то разбирается в сказанном, но зато очень хорошо разбирается автор, вложивший в ее уста эти слова.

Дожидаясь своей кареты, Чацкий встречает еще одного представителя бесовского племени - имя ему Репетилов. Враль и пустомеля, он с места в карьер начинает свою «исповедь»:

 

                                               Зови меня вандалом.

                 Я это имя заслужил.

                 Людьми пустыми дорожил!

                 Сам бредил целый век обедом или балом!

                 Об детях забывал! Обманывал жену!

                 Играл! проигрывал! в опеку взят указом!

                 Танцовщицу держал! и не одну:

                 Трех разом!

                 Пил мертвую! не спал ночей по девяти!

                 Все отвергал: законы, совесть, веру!

 

Впрочем, Чацкий, кажется, не верит ни единому его слову. Между тем Репетилов (благо, язык без костей) начинает новую исповедальную речь, сомневаться в которой теперь уже нельзя, настолько она серьезна. Он только что вернулся из Английского клуба:

 

                                                      Чтоб исповедь начать:

                 Из шумного я заседанья.

                 Пожало-ста молчи, я слово дал молчать;

                 У нас есть общество, и тайные собранья

                 По четвергам. Секретнейший союз...

 

Что это за «секретнейший союз»? Это, скорей всего, одна из масонских лож, которые проросли на российской почве и которые собрали весьма богатый урожай среди тщеславных аристократов. Репетилов от них без ума:

 

                 Что за люди! mon cher! Без дальних я историй

                 Скажу тебе: во-первых, князь Григорий!!

                 Чудак единственный! нас со смеху морит!

                 Век с англичанами, вся английская складка,

                 И так же он сквозь зубы говорит,

                 И так же коротко обстрижен для порядка.

 

Репетилов не понимает, что попал в западню, так же как князь Григорий и его единомышленники; все они оказались в лапах сатаны, который очень ловко, с помощью лжи и искусных маневров, затуманил им мозги и увлек на пагубный путь. А. С. Грибоедов вскрыл один из острых социальных гнойников русской жизни, поразивший высший свет и принесший нашей стране много зла и катастроф.

 

                                              IV

 

В фамусовском доме Чацкий чувствует себя чужаком: ему не нравятся его обитатели, их пустопорожние разговоры, их невежество и лицемерие, отсутствие каких-либо высоких интересов, странная мода («хвост сзади, спереди какой-то чудный выем»).

 

                 Да мочи нет: мильон терзаний

                 Груди от дружеских тисков,

                 Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,

                 А пуще голове от всяких пустяков.

                 Душа здесь у меня каким-то горем сжата,

                 И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

                 Нет! недоволен я Москвой.

 

Особенно поразила его одна сцена, свидетелем которой он был; с большой душевной болью он поведает о ней Софье:

 

                 Французик из Бордо, надсаживая грудь,

                 Собрал вокруг себя род веча

                 И сказывал, как снаряжался в путь

                 В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

                 Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

                 Ни звука русского, ни русского лица

                 Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

                 Своя провинция. - Посмотришь, вечерком

                 Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

                 Такой же толк у дам, такие же наряды...

                 Он рад, но мы не рады.

                 Умолк. И тут со всех сторон

                 Тоска и оханье, и стон.

                 Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -

                 Решили две княжны, сестрицы, повторяя

                 Урок, который им из детства натвержён.

                 Куда деваться от княжён! -

                 Я одаль воссылал желанья

                 Смиренные, однако вслух,

                 Чтоб истребил Господь нечистый этот дух

                 Пустого, рабского, слепого подражанья...

 

Язва «слепого подражанья» поразила князей и княгинь, графов и графинь, коллежских асессоров, министров, фрейлин и проч., и проч. Французский язык заполнил все аристократические гостиные и салоны, дворцы и особняки, частные пансионы и учебные заведения. Променять самый лучший, самый выразительный, самый богатый русский язык на французский, который и в подметки ему не годится, - это ли не абсурдная картина!? это ли не величайшее заблуждение?! это ли не сатанинское помешательство?!

Вместо того, чтобы самим воспитывать своих детей, богатеи нанимали гувернеров и гувернанток из Франции (да, да, не откуда-нибудь, а непременно из Франции), так как считали, что они-то уж по-настоящему воспитают их чад, научат их всему самому хорошему. И ошиблись - они научили их самому плохому.

Не отстал от моды и Павел Афанасьевич Фамусов, хотя и понимал, что делать этого не надо:

 

                 Берем же побродяг, и в дом и по билетам,

                 Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

                 И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

                 Как будто в жены их готовим скоморохам.

 

Негативные результаты от вторжения в его дом этих «побродяг» сказались очень скоро, и Фамусов с горечью восклицает:

 

                 А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

                 Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

                 Губители карманов и сердец!

                 Когда избавит нас Творец

                 От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

                 И книжных и бисквитных лавок!

                

Что-нибудь изменилось у нас с тех пор? Ровно ничего. Наоборот, нашествие иностранной моды, «книжных и бисквитных лавок» во много раз увеличилось.

 

                                              V

 

Чацкий говорил горькую правду, говорил не в бровь, а в глаз, но это не нравилось Фамусову и его гостям, потому что они жили по искаженным нравственным законам, исповедовали ложные жизненные принципы. («А как Я говорю истину, то не верите Мне» - Ин. 8, 45).

Что мог Александр ожидать от них? Да ничего хорошего. Он пришелся не ко двору - «с ним говорить опасно», - его оклеветали, объявили якобинцем и наконец сумасшедшим.

Если внимательно разобраться, то сумасшедшие как раз фамусовы, скалозубы, загорецкие, хрюмины, молчалины, а не Чацкий - все наоборот, перед нами перевернутый мир, в котором ложь процветает пышным цветом, а истина отвергается.

Как тут не вспомнить печального рыцаря Дон Кихота Ламанчского; он был единственным здравомыслящим человеком среди многих и многих людей, с которыми сводила его изменчивая судьба. Александр Чацкий и славный идальго Дон Кихот Ламанчский - это духовные братья.                

Редко кто из нас может похвастать тем, что его ни разу в жизни не оклеветали. Книжники и фарисеи оклеветали Самого Христа, говоря, что в Нем бес (Ин. 8, 48), что уж говорить о других людях.

 

                 О! если б кто в людей проник:

                 Что хуже в них? душа или язык? -

 

задается вопросом Чацкий.

Ответа на поставленный вопрос он не дает.

 

                                              VI

 

А. С. Грибоедов показал общество, которое поражено духовной проказой. «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3, 9).

(Вот тот подтекст, который автор вложил в свои слова о Москве).

Где искать причину такой нездоровой ситуации? Все дело в том, что Фамусов, его домочадцы и гости живут вне Церкви, вне Христа. В Москве очень много церквей, каждое утро и каждый вечер раздается звон колоколов, созывающий на богослужение, но эти люди не слышат его, как будто живут в дикой пустыне. Говорить о том, чтобы зайти в храм и поставить свечку во спасение своей грешной души, - это, простите, не для них - в храмы ходят только такие смутьяны, как Чацкий и ему подобные.

Фамусовы, хрюмины, молчалины, горичи не знают Евангелия, не знают заповедей Христовых, не знают ни постов, ни молитв, ни канонов, - а где нет Христа, там хозяином является некто другой, диктующий им свои правила и свои законы (Ваш отец диавол - Ин. 8, 44).

Автор несколькими меткими штрихами показал безбожие фамусовского дома. Пригрозив дочке тем, что сошлет ее «в глушь, в Саратов», Фамусов не сомневается, что она будет «за святцами зевать». А за святцами зевает только совершенно равнодушный к вере и к храму человек.

Слуге Петрушке хозяин однажды утром говорит: «Читай не так, как пономарь...» В его словах сквозит презрение и к церковному чтению, и к церковной жизни, - мы знаем, что пономарь во время богослужения читает, не в пример Петрушке, очень красиво и внятно.

Лишь однажды Фамусов во время разговора с Чацким сказал правильные слова:

 

                 Хоть душу отпусти на покаянье! -

 

но это пустая, ничего не значащая фраза - каяться Фамусов не собирается ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра, это занятие не входит в круг его жизненных интересов.

Или вот Лиза, Софьина служанка. Она говорит, что «грех не беда», причем говорит об этом как о вещи давно проверенной, не подлежащей сомнению. Впрочем, эти слова автор мог бы вложить в уста любого героя своей комедии, кроме Чацкого.

Павел Афанасьевич и другие персонажи в разговорах частенько упоминают имя Господа Бога, но упоминают его всуе, по давно укорененной привычке.

Фамусовское общество - это бесплодная смоковница (Лк. 13, 7-8). У этого общества нет будущего. А впрочем, есть - 1917-ый год. После этой даты Россия оказалась в большевистском болоте, яды которого отравили абсолютно каждого человека, - выздоровление не наступило до сих пор.

Если взглянуть на сегодняшнюю Москву, то распространенные пороки, которые нарисовал А. Грибоедов, нужно возвести не в третью, не в пятую, не в десятую, а в сотую степень. Мы живем в городе, который уже давным-давно по своему нечестию превзошел библейские Содом и Гоморру.

Русский народ ныне похож на «несмысленных» галатов (Гал. 3, 1), не покорившихся истине. А если народ не покоряется истине, то его ждет Божие вразумление. По предсказанию святого Нила Мироточивого, оно наступит - еще раз! - в 2017- ом году. И будет, конечно, еще более грозное, чем сто лет назад.

 

                                                     VII

 

«Горе от ума» - это, скорее, трагикомедия, чем просто комедия.

Главный герой страдает, и очень сильно, от цинизма, мракобесия, пошлости, безнравственности окружающих его людей; он мучается, пожалуй, больше, чем праведный Лот (Быт. 19, 4-9). Его трагизм усугубляется тем, что Софья, которая ему очень нравится, оказалась такой же духовно опустошенной, как и все остальные герои бессмертной комедии.

Пьеса несет в себе далеко идущее обобщение: фамусовский дом - Москва - Россия - весь мiр. Все грешное человечество попало под прицел выдающегося мастера.

Если сравнить произведение А. С. Грибоедова с романом А. Пушкина «Евгений Онегин» и с романом М. Лермонтова «Герой нашего времени», то эти сочинения значительно уступают первому как по высоте мысли, так и по социальной значимости главного персонажа. И Онегин, и Печорин слишком мелки рядом с таким гигантом, как Чацкий, их интересы, желания, а главное поступки не идут ни в какое сравнение с последним.

Кроме того, и «Евгений Онегин», и «Герой нашего времени» - произведения сугубо светские, не выходящие за рамки «обычных» романов того времени, тогда как «Горе от ума» - сочинение духовное, озаренное ярким Евангельским светом.

 

                                              VIII

 

Заключительная сцена комедии поставила все точки над i; последние надежды Александра относительно Софьи рухнули - его пассия, став свидетелем низкого поведения Молчалина, оказалась, мягко говоря, «на мели». Чацкий, наконец, прозрел.

 

                 С вами я горжусь моим разрывом, -

 

заявляет он Софье, а в ее лице всему фамусовскому обществу и продолжает:

 

                 Так! отрезвился я сполна,

                 Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;

                 Теперь не худо б было сряду

                 На дочь и на отца

                 И на любовника-глупца,

                 И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

                 С кем был! Куда меня закинула судьба!

                 Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,

                 В любви предателей, в вражде неутомимых,

                 Рассказчиков неукротимых,

                 Нескладных умников, лукавых простаков,

                 Старух зловещих, стариков,

                 Дряхлеющих над выдумками, вздором, -

                 Безумным вы меня прославили всем хором.

                 Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

                 Кто с вами день пробыть успеет,

                 Подышит воздухом одним,

                 И в нем рассудок уцелеет.

                 Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

                 Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

                 Где оскорбленному есть чувству уголок!..

 

Чацкий принимает единственно правильное решение - бежать! Но куда? В Санкт-Петербург? Но там точно такая же картина. В Казань? И там не лучше. В Париж? Тут еще хуже. В Мадрид? Боже, упаси! В Лондон? Только безумец выберет этот адрес. Некуда бежать бедному Чацкому. Здесь, на грешной земле, куда бы ни направил свои стопы, он никогда не найдет, «где оскорбленному есть чувству уголок». А где же найдет? Только на Небесах, в Райских Чертогах, куда не приблизится «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21, 27), где нет печали и страданий, предательства и клеветы, а есть несказанная радость и ликование, где разлито дивное благоухание и никогда не смолкает Ангельское пение.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: «С вами я горжусь моим разрывом...»

Разбор не слишком глубок. Но радует сам факт появления подобной статьи. Все лучше, чем очередное нытье или очередная здравица (в честь минувшей или действующей власти) или очередная порция конспирологии.
рудовский / 02.08.2016, 21:06

4. Re: «С вами я горжусь моим разрывом...»

При ближайшем рассмотрении Фамусов оказывается не так уж и плох, при всех своих недостатках. Это - старая Москва. Полковник Скалозуб, вообще, между прочим, герой. Чацкий же - типично "лишний" человек. Весь его ум - это критичность, и только. Софья (софия - мудрость, между прочим) его раскусила совершенно точно. Но обманулась на Молчалине, которого просто себе придумала. Комедия очень глубокая. Её можно разбирать и разбирать. Видеть в ней пасквиль на Россиию - значит не видеть ничего (вернее, как автор этой статьи - идти вслед за традиционными, прогрессистскими интерпретациями.
Андрей Карпов / 02.08.2016, 19:24

3. Горе от отсутствия ума

Повеяло давно забытым .... школьной программой конца 70-х прошлого века. Из таких то воспеваний Чацкого выросла вся дряь и сволочь, сгибившая СССР. Вообще гимн "Горюшке.." - это гимн смутьяну-сатане.
Лебядкин / 31.07.2016, 05:27

2. Re: «С вами я горжусь моим разрывом...»

Апографъ, ваша неумеренная хлёсткость, напоминающая убойную статейку в жёлтой газетке, коей можно было прихлопнуть что муху, что человека, полная бездоказательность и вообще отсутствие какой-либо обоснованной аргументации, на грани хамства, выдают в вас "тролля обыкновенного". Это пройдёт. Когда вместе с мозгами включится такт и уважительность, и исчезнет злоречивость.
Александр А.Б. / 30.07.2016, 14:48

1. Re: «С вами я горжусь моим разрывом...»

Обычное повторение этого масонского произведения, мажущего Россию чёрной краской, с примитивными комментариями и ничего другого, тем более евангельского. Да ещё и бездельника и революционера (по сути антихриста) Чацкого в святые записал! О, "евангелисты" недоваренные!
Апографъ / 29.07.2016, 10:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Кокухин
Сатанизм стучится в церковные двери
Реплика о шоу «Гарри Поттер и философский камень»
16.11.2024
Васнецовы – это прекрасно!
Рассказ о трех богатырях русского изобразительного искусства
13.11.2024
Бесславный конец аравийских пальм
К 210-летию со дня рождения М. Лермонтова
17.10.2024
Ученица Апостола Павла
Память 7 октября
07.10.2024
«Они приглашают нас в Райские Чертоги»
Рассказ о том, как преподобная Евфросиния Полоцкая пришла в гости к Евфросинии Московской
27.09.2024
Все статьи Николай Петрович Кокухин
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34