От редакции РНЛ: В современной России есть один уникальный опыт самоорганизации русского народа - Обнинская городская казачья община «Спас». Община существует с 1996 года. На базе «Спаса» действует Автономная некоммерческая организация «Общинный центр педагогики «Спас». Бессменным лидером, главным вдохновителем и «мотором» общины является её руководитель Игорь Константинович Лизунов. Беседы с ним можно найти на авторской страничке РНЛ.
Работа по охране и обустройству части усадьбы в деревне Белкино Боровского района Калужской области, памятника XVIII века, воспитание детей, реабилитация и профилактика правонарушений выработали свой ритм и образ жизни общинников, создали устойчивую среду, накоплен богатый практический опыт. И всё это общественными и соборными усилиями общинников, практически без помощи государства. К сожалению, органы государственной власти за все эти годы по-настоящему так и не обратились за распространением положительного общинного опыта по всей стране.
В предлагаемом интервью, с одной стороны, раскрывается жизненный путь военного медика, Дмитрия Вячеславовича Галкина, связавшего со «Спасом» свою судьбу, а с другой - из его рассказа можно многое почерпнуть и в осмыслении сути и направленности деятельности ОГКО «Спас». Для интересующихся в распространении опыта общины - ссылка на сайт ОГКО «Спас»:
Молодой мужчина, выпускник военно-медицинской академии, врач общей практики. Дмитрий Галкин начал карьеру начальником медицинской службы полка противовоздушной обороны. Честно служил, пока была возможность. Сегодня он врач психиатр - нарколог, руководитель медицинского центра в общине «Спас». Каждый день садится в машину и едет 80 километров из Подольска. Когда я спросил о том, что заставляет его это делать, он ответил очень кратко: эту работу кто-то должен делать, без нее людям плохо.
- Дмитрий, скажите, почему перспективный военный врач отказывается от продолжения карьеры?
- Служба в армии была довольно интересной и продуктивной. Я руководил медицинской службой полка, организовывал медицинскую помощь военнослужащим и членам их семей, много ездил по стране. А потом пришла «сердюковская» реформа. Отношение к армии начало меняться. Стали закрывать вузы, сокращать должности. У меня сократили часть медицинского персонала, и выполнять свои обязанности стало невозможно. Я привык выполнять свою работу ответственно, поэтому делать вид, что «всё хорошо» не захотел. Так я покинул армию.
- От Селятино, где вы служили, до Обнинска все же путь не близкий. А «Спас» хоть и напоминает армию распорядком дня, аскетизмом, мужским наполнением, но все-таки далеко не армия. Какими судьбами?
- Когда уволился из армии, очень не хватало «русского духа», такого «товарищества», как у Гоголя в повести «Тарас Бульба». Друг рассказал мне о казачьей общине «Спас» в Белкино, близ Обнинска. Живут скромно, Богу молятся, водку не пьют, занимаются рукопашным боем по старой русской методике «Котёл», детей воспитывают в строгости. Мы собрались и приехали. Попали на «братский день». Посмотрели, ничего не поняли, уехали. Однако желание и интерес остались. Потом приехал на тренировку, понял, что это моё. Я занимался восточными единоборствами, но русская душа просила чего-то русского.
- А почему именно «Котёл»?
- Техника различных единоборств схожа: удары и броски одни и те же. Но тут другая методика преподавания - от общего к частному. Если восточные школы годами тренируют один удар или бросок и медленно восходят к совершенству, то русскому человеку хочется «всё и сразу» и только потом из общего рисунка он начинает видеть красоту и гармоничность отдельных «приёмов». Вот и родилась на наших просторах такая воинская забава как «Котёл». Суть такова. Обучение проходит в виде игры - «забавы». Играть могут одновременно от 2х до 20 человек и более, всех возрастов, габаритов, и умений. Все находятся в кругу за пределы которого выходить нельзя, нужно двигаться, желательно через центр, выполняя условия старшего Котла - «кашевара». Каждый сам за себя. Разрешены все формы воздействия и многих это пугает. Но травматизм штука редкая - участников «Котла» у нас принято беречь, а то не с кем будет играть. Вот и вынужден каждый участник учиться быть хитрее и больше уметь, а не полагаться на одну лишь силу. Так приходят опыт и умение.
- В общем, ясно. Немного напомнило бои масленичные «стенка на стенку», показанные у Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник». Так произошло ваше знакомство с организацией «Спас», что было дальше?
- Посещая тренировки, я увидел, что интересы «Спаса» этим не ограничиваются. На базе общины в 2008 была создана реабилитационная площадка для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе для употребляющих алкоголь и наркотики. Думаю, что она одна из лучших не только в Калужской области, но и в стране. Возвращение к нормальной жизни происходит так называемым «личностно-средовым» методом. То есть, зависимый человек, попадая в здоровую среду, научается жить заново, не без помощи специалистов, конечно.
Решил поучаствовать в этом процессе, встать в один строй. Наркомания это зло убивающее наших детей. 8,5 миллионов систематически употребляют наркотики. Потери сравнимые с боевыми в крупномаштабной войне. А на войне нельзя быть «нейтральным».
Считаю, что равнодушие - самый большой недостаток человека. Лучше быть холодным или горячим, чем быть теплохладным, то есть, никаким. Наблюдая за тем, как человека сжигает страсть к водке или наркотикам, очень хочется его спасти. Но как? Поговорив с руководителем общины Игорем Владимировичем Лизуновым, решили организовать медицинскую службу аналогичную той, которую я возглавлял в армии.
- Что для этого нужно было сделать?
- Пошел учиться. Закончил интернатуру по психиатрии, прошел переподготовку по наркологии на базе третьего медицинского университета в Москве. Мне повезло, я попал в самую сильную школу по психиатрии и наркологии, где преподавали мэтры этого направления. Вышел дипломированным специалистом с опытом работы психиатром и наркологом на базе московских больниц. В 2013 году мы создали медицинский центр «Спас». В 2014-м получили лицензию на необходимые виды медицинской деятельности.
- Расскажите тогда о задачах, которые ставит перед собой центр.
- Первое. Это сопровождение тех лиц, которые проходят реабилитацию в «Спасе». Значение медицинского блока в реабилитации очень велик. Каждый человек имеет право на получение медицинской помощи и каждый приходит сюда с букетом заболеваний. Нахождение тут врача-терапевта позволяет быстро диагностировать патологию, подобрать лечение и при необходимости направить в специализированные медицинские учреждения, с которыми у нас подписаны соглашения. Врачи психиатры и наркологи оказывают нуждающимся профильную помощь.
Второе направление - это профилактика. Государство тратит огромные деньги на лечение и реабилитацию зависимых людей. Мы исходим из мысли, что «Лучшая война та, которая не началась». Профилактическая работа ведётся в трёх мотивационных кабинетах: в Балабаново, Боровске и Обнинске. За ними закреплены психологи и есть волонтеры, которые им помогают. Мы выезжаем в учебные заведения на предприятия и ведем просветительскую работу. В 2016 вместе с Калужским областным специализированным центром инфекционных заболеваний и СПИД, мы планируем профилактику не только алкоголизма и наркомании, но и гемоконтактных инфекций.
- Работает ли ваш центр для внешних посетителей?
- Да. У нас работают специалисты по направлениям «психиатрия», «наркология», «терапия». Скоро мы планируем организовать работу врача инфекциониста и открыть УЗИ-кабинет.
В 2015 году в рамках президентского гранта был приобретён аппарат ксенонотерапии. Это очень перспективное направление развития отечественной медицины. В этом году планируем реализовать проект «ксенон в помощь онкобольным». Для паллиативных пациентов работает служба «стационар на дому».
- Вы говорили, что в «Спасе» организована воспитательная деятельность?
- Да, у нас есть детская дружина «Казачий стан». Дети здесь занимаются ратоборством, туризмом, ориентированием, скалолазанием. Сотрудники медцентра обеспечивают медицинское сопровождение данных мероприятий. Это мне всё очень близко, я сам с третьего класса занимался туризмом.
Есть в «Спасе» своего рода детский досуговый центр «Истоки и корни» Здесь детей учат русским играм, песням, проводятся регулярные занятия по рукоделию. Дети приходят с района и из города. За детьми подтягиваются родители. Здесь мы исходим из того, что употребление алкоголя и наркотиков - это следствие той субкультуры, которую он разделяет. И если человек находится в культуре, которая этого не приемлет, то у него меньше шансов с ними встретиться.
- Проблема наркомании и алгокоголизма это ведь еще и проблема безопасности...
- Да, арифметика простая. Каждый человек, употребляющий наркотики, должен получить в день «дозу», как правило, это неработающие и денег у них нет. Это значит, он совершит одно правонарушение в день, в среднем - это 300 в год. Таким образом, решая проблему наркомании, мы решаем проблему безопасности нашего города и области.
- Во время вашего рассказа у меня невольно создалась ассоциация община - мужской монастырь.
- Действительно есть такая аналогия. Наша община православная и духовный компонент в лечении болезни очень значимый. Мы живем по уставу близкому к монастырскому, есть службы, построен Храм в честь Спаса Нерукотворного. Поэтому аналогия имеет право на жизнь. Но служивые у нас все семейные, многие многодетные. В жизни общины не последнюю роль играют жёны. Без надёжного тыла никуда.
- Будущее центра для вас какое? Какому результату вы будете рады?
- Несмотря на то, что центр развивается, приходят небезразличные люди, строятся корпуса, ведётся профилактическая работа - это всё капля в море. С отношением «меня это не касается ....» или «моя хата с краю ...» в обществе нам в этой войне не победить. Очень хочется, что бы каждый спросил себя, а что он сделал для того, что бы уберечь своих детей и детей своих близких от наркотиков?
Беседовал Георгий Бобылев