Моя лучшая речь

Александр Сергеевич Пушкин 
0
743
Время на чтение 7 минут

Приближалась историческая юбилейная дата - 100-летия Крещения Руси. Время от времени робко,  а потом все увереннее,  в центральной прессе появлялись краткие сообщения об этом. И у меня в душе тоже проснулась надежда, что к этой дате и у нас в Самаре можно сделать что-то  значимое - передачу по телевидению или радио, или спецвыпуск на студии кинохроники, куда меня время от времени приглашали написать текст для киножурнала «Поволжье», или сценарий документального фильма.

  Я в то время, 1988 году, был « на вольных хлебах»,  занимаясь любимым литературным трудом, а «для заработка» сотрудничая на телевидении и кинохронике.

   Время от времени, тайно, прячась от глаз знакомых и незнакомых, встречая враждебные и настороженные взгляды бабушек ( а не стукач ли пришел?) я стал ходить в церковь, еще не зная  ни  богослужений, ни многого другого, что связано с церковной жизнью, но уже понимая  сердцем сокровенный смысл Божественной литургии. До исповеди и причастия я еще не дорос. Мне надо было просто прийти в церковь, чтобы испытать радость от нахождения там, где, по выражению одного из святых,  можно «подышать воздухом вечности», увидеть убранство храма , послушать божественные песнопения.

  Я пошел к главному редактору местного комитета по телевидению и радио, культурному, хорошему человеку, и стал его «обрабатывать». Я уже  прочел немало книг по зодчеству Древней Руси, иконописи, собрал довольно приличную библиотеку,  где были и книжечки «атеистической литературы»  ( именно через нее я узнавал о содержании и смысле  православных праздников).  У меня был приличный арсенал аргументов, чтобы убедить главного редактора в необходимости хотя бы разовой передачи к юбилейной дате.

  Наконец, мы сошлись на теме «Культура и религия». И передачу мне разрешили подготовить не для телевидения, а для радио.

  И я отправился в епархиальное управление, которое находилось в районе старой Самары, в маленьком каменном особнячке. К нему примыкал небольшой дворик, где уже отцвела сирень.

  Редактор, солидная и бойкая дама,  разместила  внушительный катушечный магнитофон, установила и микрофон  на столе архиерея, в небольшом кабинетике, куда нас ввел секретарь владыки.

  Вот появился и он - невысокого роста, с белым венчиком волос, которые вились по краям, с тихой улыбкой на светлом, чистом лице. Сразу обращали на себя его глаза - светло-голубые, открытые, приветливые. Мы уселись друг против друга, у микрофона, редакторша сбоку, у своей громоздкой аппаратуры. А за спиной владыки встала статная молодая женщина с выразительным лицом и черными пристальными глазами. Позже я узнал, что это была духовная дочь владыки, которая пришла на запись беседы «на всякий случай», чтобы защитить владыку от возможных неприятностей. Ведь это было первое интервью архиерея «средствам массовой информации», а от этих безбожников можно чего угодно ждать.

  Владыка отвечал односложно на мои вопросы по избранной теме, и чтобы поддержать беседу, я стал «петь соловьем», выказывая свою эрудицию по иконописи, церковному зодчеству - всему, что успел прочесть. «Начитался предисловий», как метко заметил Василий Макарович Шукшин в одном из своих рассказов.

  Владыка тихо улыбался, согласно кивал головой в ответ на мои эскапады, продолжая внимательней и пристальней смотреть на меня своими светлыми глазами. Позже я понял, что он изучал меня, давал мне возможность высказаться, и лишь время от времени поправляя меня, добавляя к сказанному существенные замечания.

  Откуда тогда мне было знать, что со мной беседует доктор церковной истории, автор многотомного труда по  истории русских архиереев, который они написали совместно с его учителем, митрополитом Мануилом Лемишевским, одним из замечательных владык,  борцом с обновленчеством, прошедшим тюрьмы и ссылки, но сумевшим сберечь душу свою и потрудиться во славу Православия в полную силу. И передать эти качества своему ученику, в то время архиепископу Самарскому и Сызранскому Иоанну (Снычеву). В Самаре он прослужил четверть века,  а в историю вошел как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский - в северную столицу он уехал от нас в 2000-ом году.

  «Какой ты молодец, - хвалила меня редакторша, когда мы ехали от владыки в радиокомитет. - Ты его забил!»

  И я на самом деле чувствовал себя героем, который сумел-таки побеседовать с архиереем и сделать передачу к  исторической дате.

  Прошло совсем немного дней, когда я понял, что именно со мной случилось со мной в тот памятный день.

  Я получил пригласительный билет на торжественное заседание, посвященное 100-летию Крещение Руси. Вместе с женой мы отправились в помещение театра оперы и балета, где должно было состояться  торжество.

  Все шло обычным чередом - на кафедру поднимались одним за другим сначала  представители власти, потом доктор исторических наук из университета, еще один  известный в Самаре историк. Все они говорили общие, хорошо известные слова. Новым было лишь то, что собрание вел архиерей и что в зале  среди публики сидели и люди в рясах с крестами на груди. И что впервые о Православии говорилось уважительно.

   И вот, когда торжественное собрание спокойным чередом шло к завершению, архиерей вдруг объявил мое выступление.  «Если он, конечно, здесь», - добавил владыка.

   От неожиданности я вздрогнул. Растерялся. Ведь он меня не предупредил. И к выступлению я совершенно не был готов!

  Жена толкнула меня в бок. «Иди!» - требовательно сказала она, и мне пришлось встать, направиться к сцене.

  Обычно, если мне выпадало незапланированное выступление, по пути к трибуне я все-таки успевал что-то сообразить - хотя бы, как начать выступление. Работа на телевидении и в документальном кино приучила меня к быстроте реакции на происходящее. А тут я шел к трибуне с пустой головой. Ни одной мысли в  сознании моем не возникло. О чем я буду говорить? С чего начну?

  Я стоял на трибуне и молчал. Увидел требовательный взгляд владыки. Он кивнул мне, что означало: «Говори».

  И я заговорил.

  Откуда-то, из самых недр моей души вдруг вырвалось:

 

                              Духовной жаждою томим

                              В пустыне мрачной я влачился...

 

  Пушкинского  «Пророка» я не вспоминал со студенческих лет. Не знал вообще, помню ли я его. Но продолжал читать так, как будто готовился прочесть именно это великое стихотворение. Читал, как после мне сказала жена, актриса, выразительно, с чувством.

  А потом стал говорить о Пушкине, о том,  как он от «Гаврилиады» пришел к вершинам духа, заключенным в Православии.  Вспомнился мне и Петр Ильич Чайковский, который приезжал в Самару и регентовал в Казанском соборе, который находился неподалеку от филармонии. А теперь  на месте собора забегаловка.

  А ведь в Казанском соборе исполнялись его, Петра Ильича, духовные сочинения.

  И если я упомянул о филармонии, то сразу же вспомнился и Федор Шаляпин, который приезжал к нам, и пел не только «Ноченьку», но и « Ныне отпущаеши», и «Херувимскую». И тут же вспомнил, как ломился народ в ту же филармонию, чтобы услышать «Реквием» Моцарта. А почему не услышишь ни у нас, ни в столицах «Всенощную» Рахманинова, его «Божественную литургию»?

  И увидев взгляд владыки, его глаза, воодушевился еще белее. И вспомнил о том, что Федор Иванович Шаляпин был у нас на Всехсвятском кладбище, где похоронена его мать. И взял с ее могилы гость земли, и зашил ее в ладанку, которую носил на груди всю оставшуюся жизнь. А у нас теперь на месте кладбища парк имени Щорса. И не исключено, что танцплощадка установлена там, где упокоилась мать  Шаляпина.

  И еще что-то я говорил, и ни разу не сбился, прочитав и «Пророка», и  вспомнив все, что требовалось сказать, чтобы мы очнулись от духовной спячки,  и чтобы с корнем вырвали язык « и празднословный, и лукавый».

  В перерыве ко мне многие подходили - знакомые и незнакомые, и благодарили.

  А на трапезе, куда меня пригласил владыка, он подозвал меня к себе и вручил подарки - Библию, прекрасно изданную к юбилею, пластинку с духовными песнопениями, церковный календарь с иконами на каждый месяц.

  Поздравил меня, поглядел лучистыми своими глазами и ничего не сказал, а только усадил за стол.

  Я был счастлив, как редко когда в жизни, находясь среди духовенства в единственном числе из мирских людей за той праздничной трапезой.

  И лишь спустя годы , вспоминая те дни в подробностях, я понял,  что владыка специально не предупредил меня о том, что мне надо выступить на собрании и сказать нужные слова, которые бы шли из самой глубины души. Он изучил меня во время беседы, которую записали для радио.

   И, конечно же, помолился обо мне и благословил, чтобы я без запинки вспомнил и Пушкина, и Чайковского, и Шаляпина,  сказав самую лучшую речь в моей жизни.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Алексеевич Солоницын
Наш современник Федор Достоевский
Продолжение. Русская правда
08.08.2021
От избытка сердца
Вспоминая протоиерея Николая Агафонова
17.06.2020
Все статьи Алексей Алексеевич Солоницын
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 08:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21