Сербия и сербы в отечественной публицистике второй половины XIX века (по материалам журнала «Вестник Европы»)

Генассамблея ООН по Украине 
0
289
Время на чтение 8 минут

Публикуем доклад Мамонтовой Екатерины Андреевны, прозвучавший на 18-й Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, которая проходила в РУДН 13 апреля 2016 года. Тема конференции "Слова принадлежат веку, а мысли векам" (к 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина).

«На небе Бог - на Земле Россия» («На небу Бог на Земљи Русија») - старинная сербская поговорка. «Нас и русских - 300 миллионов» («Нас и руса 300 милиона») - клич сербских партизан. Россия и Сербия имеют давние и крепкие культурные, экономические, человеческие связи, невзирая на окружающую политическую обстановку. Сегодня власти России поддерживают Белград в частности и сербский народ в целом, по различным вопросам:

- открываются культурные центры и школы на территории Сербии и Республики Сербской в Боснии.

- 8 июля 2015 года представитель РФ в Совете Безопасности ООН В.И.Чуркин наложил вето на резолюцию по событиям в Сребренице (9-11 июля 1995), которая должна была обвинить в военных преступлениях периода распада Югославии (1992-1995) лишь сербскую сторону. До этого в 2011 году при Государственной Думе РФ был создан Общественный комитет защиты заключенных Гаагского трибунала (в частности - лидера боснийских сербов генерал-полковника Ратко Младича) во главе с депутатом П.С. Дорохиным.

- между Москвой и Белградом заключаются выгодные и перспективные для сторон военные контракты.

Изучение публицистики второй половины XIX века (1860-1870е - период борьбы Сербского королевства за независимость), посвященной Сербии, дает возможность проанализировать отношение к ней русского общества, того образа, который сложился в те времена и ответить на вопрос - изменилось ли отношение к сербам за последний век?

* * *

В восприятии русской дореволюционной публицистики Сербия и Россия являлись одними из самых близких друг другу стран, самых близких народов. Отмечалась как историческая, так и культурная и религиозная связь. В статье П.А. Ровинского «Два месяца в Сербии» в частности сравнивается великая русская река Волга и не менее великая европейская река Дунай: «Дунай играет в Западной Европе точно такую же роль, какую Волга в восточной, составляя главный путь, с тем однако преимуществом, что вследствие климатических условий он открыт для судоходства несравненно большее время, чем Волга1».

Большое место в публикациях, посвященных Сербии, занимает описание природы и географических особенностей этого края. «Сербия - страна гористая; в ней есть превосходные земли, но их немного; они находятся рассеяно по долинам и расширениям их впредверии рек; остальное же пространство занимают горы и узкие, крутые, ни к чему не годные места2». Отмечается трудность ведения земледелия, пахотных работ и невероятные

усилия, которые вынуждены прилагать крестьяне для ведения хозяйства. Отмечалось так же и сохранение кочевого скотоводства. «Кочевая жизнь давно уже миновала для всего Балканского полуострова, но быт пастухов, круглый год бродящих с места на место, составляющий продолжение кочевого быта, вполне господствует и здесь3». Традиция соединилась здесь с современностью.

Неотъемлемой частью сербского менталитета, по мнению путешественников и мыслителей из России, являлась тяжелейшая история этого небольшого балканского народа - постоянные войны, захваты территории, повлекшие за собой многовековое порабощение. «В истории этой страны нет почти ни одной отрадной страницы: одна война, одни междоусобия, сопровождаемые кровавыми сценами; Сербия страдала и от турок, и от христиан [католиков], иногда вдобавок, природных сербов. История Сербии есть история ее мученичества4».

Авторы приветствовали получение в начале XIX века автономии Сербского королевства от Османской империи и дальнейшую борьбу за получение полной независимости страны. В этом они видели надежду на возрождение славянского мира на европейском континенте. «Новое государство, которое даст больше гарантий свободному развитию, и в этом отношении, как по физическому положению, так и по политическим комбинациям; такую великую задачу могло бы выполнить княжество Сербия5». Россия, по их мнению, обязательно должна была присоединиться к этому процессу.

Историческое развитие Сербии, тяжелые испытания, наложили отпечаток на менталитет населения. Выделим самые примечательные особенности сербского народа, основываясь на произведениях русской публицистики. От других народов Европы, серба отличала внутренняя собранность и умение жить без опоры на внешние обстоятельства, с опорой исключительно на собственные силы. «Серб уверен, что он должен сам все себе добыть, сам все сделать, что ему нечего ждать помощи ни от немцев, ни от другого кого-нибудь, и потому действует самостоятельно, не терпит постороннего вмешательства в его дело, которое всегда было ко вреду его; не выносит опеки, под которой никогда и не жил. Уверенный в себе, разумно рассчитавший и измеривший свои силы, серб выступает на всякий подвиг успешно и решительно6».

С другой стороны, наравне с внутренней закрытостью и серьезностью, путешественники отмечали в сербах невероятную тягу к познанию окружающей действительности, к созерцанию окружающей их природе, даже к сентиментальности. «Он [серб] любит часто поговорить о красотах природы, восхищаться звездным небом и углубляться в непостижимые тайны мирового пространства, отдаваясь притом самым мистическим толкованиям, любоваться нежным цветком, воспевать голубиные чувства, любоваться идеальной красотой женского портрета или фотографии7».

Серб, по мнению П.А. Ровинского, никогда не позволяет себе потерять самоконтроль, даже находясь в увеселении. Автор показывает здесь прямую

противоположность части русского населения, искренне сокрушаясь об этом. «Как бы не разгулялся серб, он никогда не выйдет за пределы благопристойности. В этой массе народу до тысячи или более, вы видите веселых людей, которые пришли с тем, чтобы погулять, повеселиться, и при этом, конечно, выпить, но вы не видите здесь пьяных, разгульных, до неприличия распущенных8».

Последним, на наш взгляд, фактом ярко характеризовавшим менталитет сербского народа в глазах публицистов XIX века является почти полное отсутствие пожаров в стране (городах), что в сравнении с Европой и Российской империей выглядит крайне необычно. Чем это объясняется? Ответ предельно прост: «Причина этого, кажется, заключается не в строении сербских печей, а в характере народа. У серба нет той поэтической беспечности, некоторой апатии и неряшливости, отличающей русского человека, и несмотря на полувоенный образ жизни, он предупреждает многие беды осторожностью, постоянной заботливостью и трезвостью, теми, именно, качествами, которым нам больше всего недостает9».

В период 1860-1870х годов крупнейшим городом Сербского королевства являлся Белград. В отечественной публицистике дается характеристика этого города. Отмечалась чистота улиц, обилие зеленых насаждений, что делало пребывание в столице крайне приятным. «Мало городов в Европе, которые могут с первого раза произвести такое приятное впечатление, как Белград. Большая часть улиц обсажена деревьями. Везде мостовая, нет только тротуаров; везде чисто, все смотрится весело и открыто10». Уклад жизни Белграда напоминал быт Юга России, быт Малороссии. «С первого шага я встретил здесь картину и тип, напоминающий наши юго-восточные пределы, и как бы оставляющие вариант того, что так часто случалось видеть дома. Вообще, сербский тип весьма близок к малорусскому11».

Несомненной ошибкой было уравнивать жизнь столицы с провинциальными городками, скорее похожими на деревни и села. «По характеру и складу быта, города в Сербии недалеко отошли от деревни. Даже во многих окружных городах торговцы и ремесленники, помимо своих специальных занятий, не брезгуют заниматься и хлебопашеством. А есть целые города, где земледелие составляет главное занятие жителей, которые и по одежде ничем не отличаются от поселян12».

Общество, сначала автономного, а затем, спустя несколько десятилетий, и независимого королевства, обладала некоторыми отличительными особенностями. Главной задачей было получить образование, или же дать его своим детям. Однако отмечают публицисты, это не являлось определяющей и первоочередной целью правительства. «Народ сербский желает прежде всего просвещения и жертвует на эту цель охотно, сколько может; а как распоряжается этим правительство? Оно из общего бюджета почти ничего не тратит на учебные заведения, а пользуется для этого народным фондом13».

В отличие от других европейских городов и столиц, во второй половине XIX века, в Сербии еще не сложились рабочие кварталы, а общество не

испытало процесса перехода в пролетариат. П.А. Ровенский оценивал это положительно. Он писал: «Счастье сербов, что их не коснулась еще язва пауперизма, что они покуда пользуются простором и свежим воздухом, а не скучены, не загнаны в сырые, лишенные света подвалы, в которых живет рабочее население в больших европейских городах; сравнительно с другими, они имеют хорошую пищу и хорошо одеты14».

Отмечалось так же стремление народа к независимости, отстаиванию культуры, традиций и истории. «Народ, ряд столетий страдавший под ярмом турок и мадьяр, ни знавший ни отдыха, ни мира, чтобы развиться и окрепнуть духовно и материально, сам без всякой посторонней помощи, единственно подвигами отчаянной храбрости, разрушает цепи многовекового рабства15».

Патриотический дух и желание верно служить своему народу и стране, даже отдать жизнь за Отечество, в случае новой войны или захвата территории, закладывалась с самого раннего возраста. Примером для сербских детей служили герои и образы из прошлого. «Воинственный и геройский у сербов дух воспитывается с самого раннего детства: едва начинающему бродить, четырехлетнему малышу мать внушает, что он должен быть юнак (герой), не плакать, когда ушибиться. Воспитывается этот дух и отцами, заставляющими выучивать, в виде катехизиса, историю падения царства на Косовом поле [битва царя Лазаря с османами 28 июня 1389 года]16».

С высоты сегодняшнего дня, интересно проанализировать то, как в произведениях отечественных дореволюционных публицистов оценивалась сербская семья второй половины XIX века, нравы царившие там. В тогдашнем сербском обществе (отчасти и сегодня) был распространен патриархат. Однако, здесь стоит различать образ жизни семей в городе (Белграде) и сельской местности. В городских условиях женщина обладала большими правами и стояла почти на одном уровне с мужем. «Его никогда почти нет дома, а ей из дома никогда нельзя выйти. При всей этой разнице, в жизни их вы не найдете ни малейшего разлада. С одной стороны муж имеет весьма ограниченные требования от жены; а с другой, нужно отдать справедливость сербской женщине, что она умеет подойти как раз под уровень нравственных понятий мужа17». В сельской же местности все наоборот. «Женщина считается в семье моложе всех ее взрослых членов мужского пола. Она должна целовать руку мужчине даже в том случае, если старше его годами. В доме женщина прислуживает мужчине. Мужа она по имени не называет, а говорит «он». Да и вообще всюду, чтобы не делала женщина, если проходит мужчина и поздоровается с нею, она должна встать18».

* * *

Рассмотрев статьи отечественной дореволюционной публицистики второй половины XIX века, посвященные Сербии, можно сделать следующие выводы:

1) Публицисты второй половины XIX столетия давали сербам следующую характеристику: сербы - патриоты, готовые защищать свою землю, отстаивать ценности, культуру и историю своего народа. Во всех делах рассчитывают

исключительно на собственные силы. В сербском национальном характере внешняя скованность, суровость и неразговорчивость сочетаются с сентиментальностью и добротой.

2) Все перечисленные качества стали той основой, которая помогла сербскому народу выжить на протяжении всей истории, сохраниться и выстоять в XX веке (две Балканские, Первая и Вторая Мировые войны, этнические войны и разделение 1990-х годов), жить и развиваться сегодня.

3) Если сравнивать с современностью, то отношения российской общественности к сербам практические не изменилось. Сербия по прежнему остается близкой нам страной, не смотря на внешнее давление на Белград (вопрос о санкциях против РФ, перспектива вступления в ЕС и НАТО).

ПРИМЕЧАНИЯ

__________________________________________________________________

1 Ровинский П.А. Два месяца в Сербии//Вестник Европы. - 1868. - №11. С. 372

2 Ровинский П.А. Воспоминания из путешествия по Сербии//Вестник Европы. - 1875. - №11. С. 30

3 Ровинский П. А. Сербская Морава//Вестник Европы. - 1876. - №4. С. 518

4 Ровинский П.А. Воспоминания из путешествия по Сербии//Вестник Европы. - 1875. - №11. С. 6

5 Ровинский П.А. Два месяца в Сербии//Вестник Европы. - 1868. - №11. С. 373

6 Ровинский. П.А. Белград: его устройство и общественная жизнь//Вестник Европы. - 1870. - №5. С. 179

7 Там же. С. 137

8 Ровинский П.А. Воспоминания из путешествия по Сербии//Вестник Европы. - 1875. - №12. С. 718

9 Ровинский. П.А. Белград: его устройство и общественная жизнь//Вестник Европы. - 1870. - №4. С. 553

10 Там же. С. 546

11 Там же. С. 534

12 Овсяный Н. Сербия и сербы. СПб.: Типография П.П. Сойкина. 1898. С. 167

13 Ровинский. П.А. Белград: его устройство и общественная жизнь//Вестник Европы. - 1870. - №5. С. 139

14 Ровинский. П.А. Белград: его устройство и общественная жизнь//Вестник Европы. - 1870. - №4. С.563

15 Там же

16 Ровинский П. А. Сербская Морава//Вестник Европы. - 1876. - №4. С. 556

17 Ровинский П.А. Воспоминания из путешествия по Сербии//Вестник Европы. - 1875. - №12. С. 142

18 Овсяный Н. Сербия и сербы. СПб.: Типография П.П. Сойкина. 1898. С. 168-169

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45