О заднем уме

Как нам воспринимать сегодняшний день

0
580
Время на чтение 6 минут

Представим себе утро условного 21-го июня 1941 года. В колхозе только что закончилась утренняя дойка, и дед Мирон, ругаясь сквозь немногие оставшиеся зубы, гнал стадо прогоном в синеющий опушкой недальний лес,   то и дело тыркая кнутовищем в филейное место самой ленивой коровы, плетущейся позади всех. Бабка  Агафья, прополов первую грядку, разогнула спину, насколько позволял возраст, чтобы немного передохнуть. Ей надо было закончить задуманное, пока пчелы не принялись летать, а то потом в ту часть огорода, где поставлены ульи, и зайти невозможно. По сторонам она не смотрела. Не смотрели по сторонам, не видели красоту этого утра и колхозники, которые ехали в пойму на сенокос. Игнат досматривал последние сны. Два Ивана вчера гуляли, и теперь у них раскалывалась голова. Боль накатывала в такт скрипу телеги. Не поднимала головы и старуха Микулишна, вышедшая пораньше (пока не так жарко) на грибную охоту. Её заботил грибной урожай этого года - были большие планы на заготовку. Женился уже второй внук, а это значило, что гостинцы в город должны идти сразу на три семьи  - сыну и обоим внучатам. Крутили головами и смотрели по сторонам ребятишки, сидящие с удочками у реки. Но и они не видели ничего особенного: утро как утро. В доме на краю деревни мать одного из них, замешивая тесто, утирала слезу. Ее пострелёнок получил на экзамене законную двойку, и теперь его надо было как-то посадить за учебу - готовиться к пересдаче. На другой стороне улицы - своя беда: кролики подрыли загон и вырвались на оперативный простор. Соседка, чей огород пострадал первым, уже высказала хозяйке кроликов всё, что она думает по этому поводу. А соседка с другой стороны - молодая фельдшерица, воспитывающая сына одна, прежде чем идти в колхозную контору, где расположился медпункт, села подлатать детские штаны. Делая очередной стежок, схватывающий дыру на коленке, она прикидывала, сможет ли к осени прикупить сынишке что-нибудь магазинное, а то он всё бегает в полученном в наследство от добрых людей. Была и другая думка: вот купит она новое, а на ребёнке одёжка так и горит. Не успеешь оглянуться, всё будет опять с дырками, деньги же уйдут, а их и так не хватает.

 

Мы знаем, что завтрашний день опрокинет это зеркало жизни. Нынешние беды покажутся маленькими, а печали ничтожными. Размеренный порядок вещей, внутренний покой и певучая тишина будут утрачены надолго, если не навсегда. И потом эти люди будут вспоминать последние мирные дни как счастливое, беспечное время.

 

Оглядываясь назад, научаешься ценить то, что утратил, хотя, пока оно было в твоем распоряжении, ты не предавал ему правильного значения. «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Этой пословице вторит поговорка: «Русский мужик задним умом крепок». Русский человек выводит в ней себя, но подобные мысли характерны для многих народов. Это не национальная черта, а  свойство, присущее падшему человечеству. Человек бежит по жизни, прикидывая, как он будет жить завтра. Сегодняшний день, как правило, уже списан в расход. Будущее рисуется более благосклонным, чем настоящее. От будущего человек ждёт добычи, исполнения желаний, накопления качества - денег, славы, знаний, ума. Всё, что сегодня греет твоё сердце, при проецировании в будущее вырастает в размерах. Человек упрямо верит в успех своих земных начинаний, и ради этой отброшенной им самим тени, легко расстаётся с дарами, которые ему были действительно ниспосланы.

 

А будущее может подвести. Оно редко оказывается таким, каким его представляют. Настоящее многогранно: радость в нём смешана с печалью, удовлетворение с трудом, счастье с болью. Конструируя будущее, мы закладываем в него только хорошее, а всё, что не заслуживает этой оценки, планируем оставить в прошлом. Но так не бывает. Созданный нами образ эфемерен, и дыхание реальности разносит его в клочья.

 

Между тем, будущее не выпадает из ниоткуда. Оно складывается в результате развития настоящего. Если присмотреться, знаки того, что будет, рассыпаны всюду. Не видим мы их потому, что уж больно не хотим замечать.

 

Герои нашего рассказа знали, что будет война. Сыну Микулишны - командиру Красной Армии - отменили отпуск. Он обещал навестить мать - и не приехал. Игнат по газетам следил о происходящем в Европе и понимал, что от Европы, в общем-то, уже ничего не осталось. Бравым немецким солдатам надо искать себе новое приложение сил. Или расходиться по домам, во что не верил ни сам Игнат, ни два Ивана, с которыми он обсуждал прочитанное. На прошлой неделе в клубе выступал разъездной лектор и рассказывал, как в случае чего мы стремительным маршем опрокинем врага и будем добивать его уже на вражьей земле. Дед Мирон тогда поинтересовался, о каком враге речь. Лектор от прямого ответа уклонился, но фельдшерица, сидевшая у окна, поймала себя на том, что смотрит на запад долгим тревожным взглядом. И даже бабка Агафья, нежелающая знать ничего, кроме своих пчел, вздрагивала при каждом крике. Слух у неё к старости сдал. Слыша, что кричат, она не сразу понимала, в чём дело. Ах, это опять кролики разбежались, - и она снова сгибалась над грядкой, выбирая сорняки из клубники неуклюже расставленными узловатыми пальцами.

 

Но никто не хотел знать, что война уже на пороге. Казалось, её можно откладывать и откладывать, как починку дверцы у заброшенного курятника. Люди строили планы на жизнь, словно у них достаточно времени, чтобы перейти к тому самому завтра, о котором сегодня можно только мечтать.

 

Мы, сегодняшние, ведем себя точно также. Нам не нравится, как обустроена наша жизнь. Список претензий обширен. Мы их предъявляем властям разных уровней, родным и близким, и очень редко - себе. Желание переменить то или это неистребимо, словно вирус, прижившийся в организме. Оно бродит по задворкам сознания, меняя один объект на другой, портя характер и кровь, заставляя забывать о том, что сегодняшний день прекрасен. Маленькие беды, повседневные печали, привычные трудности и заботы создают иллюзию напряженности бытия. Они ложатся грузом на плечи, на воротниковую зону, поднимая давление. И ведь можно встряхнуться, сбросить их на какое-то короткое время и вздохнуть полной грудью, увидеть чистоту неба, зелень деревьев, расслабленные позы уставших людей, сидящих напротив тебя в общественном транспорте. Но мы не делаем этого. Мы ждём радости от будущего, поэтому в настоящем места ей практически не отводим. Порой она пробирается украдкой, чувствуя себя на птичьих правах - вот-вот мы снова наморщим лоб, нахмурим брови, и она улетит.

 

Нам надо заднего ума. И его отвесят нам полной мерой. Спохватимся, как же хорошо и спокойно нам вот в это время жилось. А мы не ценили, не дорожили каждой минутой. И не то, чтобы мы не знаем, что ходим по грани, - все это чувствуют. Но никто не хочет впускать предощущение беды с периферии сознания в самый центр. Иначе ведь придется нести ответственность, за то, какие выводы ты из этого сделал.

 

Жить задним умом проще. Проще потом бить себя в грудь и рвать на себе волосы, чем прямо сейчас менять устоявшийся порядок надежд. Не подводит только надежда на Бога, но нам милее другие, которые утыкаются в земной горизонт.

 

Сколько у нас ещё есть тихих дней - неизвестно. Но их немного. Во всяком случае, их заведомо меньше, чем требуется для реализации прекрасного будущего, которое каждый уже построил у себя в голове. Однажды календарь перевернётся, и наступит утро условного 22-го июня.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Ответ на 10., электрик:

Но в Истории нашей только после Войны было лучше - осмелитесь оспорить?

Я вырос из того ментального возраста, когда хотелось бури, чтобы она очистила море... Сегодня я понимаю, что буря - это кара. Она будет, если иначе нельзя... Но пока иначе можно, её не будет. Это означает, что пока можно иначе - нужно иначе.
Андрей Карпов / 13.07.2016, 07:32

10. Ответ на 2., Андрей Карпов:

То есть автор думает, что нынешние заботы и тревоги людей - ничтожны в свете грядкщего величайшего Зла? Странный (более чем странный - сомнительный) способ поддержания трезвомыслия и патриотизма. Злом или угрозой зла - Добро не утверждается.Автор думает, что завтра будет хуже и значительно хуже. Поэтому призывает ценить то, что имеем сегодня.

То есть,любить наших благодетелей-олигархов, или терпеть как наименьшее зло? Но война - не зло. Зло - это то, что приводит к ней , в т.ч наша лень,и чрезмерная любовь к "тому, что имеем",мещанство,мелкий животный интерес, и "как бы не было хуже". Но в Истории нашей только после Войны было лучше - осмелитесь оспорить?
электрик / 13.07.2016, 05:19

9. Мы, сегодняшние, ведем себя точно также. Нам не нравится, как обустроена наша жизнь. Список претензий обширен. Мы их предъявляем властям разных уровней, родным и близким, и очень редко - себе. Желание переменить то или это неистребимо, словно вирус, прижи

Но война,Андрей,потому и попускается нам,что мы не можем или не хотим САМИ переменить что-то. Не мог дореволюционный человек переменить множество вещей, в том числе и чудовищную несправедливость социальную,хоть это и не было главным,но тем не менее составляющим "штрихом всей картины". Аналогично и в другие периоды нашей истории. Чего ждать нам сегодня - один из важных вопросов этой темы.И причины грядущего завтра,с учетом состояния сознания и особенностей времени - все те же. .....понятно,ЧТО вы хотите сказать, защищая нынешних олигархов - не понятно ЗАЧЕМ,для чего.
электрик / 13.07.2016, 05:12

8. Re: О заднем уме

Спасибо автору за напоминание. Всегда с интересом читаю Ваши статьи и комментарии, Андрей
РоманС / 12.07.2016, 23:58

7. Ответ на 4., Лебядкин:

То есть - если нет завтра - то и сегодня ценить нечего.

Это - "пока не началось". Потом найдется то, что следовало ценить. Об этом и материал.
Андрей Карпов / 06.07.2016, 14:03

6. Ответ на 5., Лебядкин:

Андрей, получается уж совсем некомильфо - если завтра война, то бери от жизни всё, что можешь, живём на свете только раз.

А это каждый решает сам, чего ему взять от жизни... На самом деле, надо жить так, словно у тебя каждый день - последний, ибо часа своего ты не знаешь. А мы живем как во сне. Строим планы, откладываем на потом... А "потома" не будет... В личном плане - так было всегда, а ныне, возможно, и в социальном плане тоже... Кто-то будет пить, есть и веселиться, поскольку не имеет перспективы вечности. А кто-то - спешить прощать и делать добро.
Андрей Карпов / 06.07.2016, 14:02

5. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Автор думает, что завтра будет хуже и значительно хуже. Поэтому призывает ценить то, что имеем сегодня.

Андрей, получается уж совсем некомильфо - если завтра война, то бери от жизни всё, что можешь, живём на свете только раз.
Лебядкин / 06.07.2016, 12:45

4. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Автор думает, что завтра будет хуже и значительно хуже. Поэтому призывает ценить то, что имеем сегодня.

Да как же его ценить, когда ныне кроме пеней, досадований и воспоминаний - нет ничего. То есть - если нет завтра - то и сегодня ценить нечего.
Лебядкин / 06.07.2016, 11:48

3. Автор думает

Правильно думаете, автор. Сколько у нас ещё есть тихих дней - неизвестно. Но их немного.Во всяком случае, их заведомо меньше, чем требуется для реализации прекрасного будущего, которое каждый уже построил у себя в голове.

. Хорошо, что догадываетесь: Однажды календарь перевернётся, и наступит утро условного 22-го июня.

. Для нас - русских, с начала 20-го века, календарь перевернулся уже дважды, второй раз -"утро" условного 22 июня наступило 4 октября 1993 года, до этой даты не совсем было ясно куда "повернётся" календарь. С тех времён, с 1993 года, воюем, обороняемся, а самое главное уверены (!), что наступит Победа - Настоящая Русская Весна "условного" 9-го мая - 23 мая. За нас, за русских, простых русских людях, там - у Бога молятся Святые Воины-мученики. Точно, Карпов. Мы, сегодняшние, ведем себя точно также. Нам не нравится, как обустроена наша жизнь. Список претензий обширен. Мы их предъявляем властям разных уровней, родным и близким, и очень редко - себе.

. Когда начнёт то? Вместе с властями разных уровней предъявлять претензии, прежде всего, к себе, а не к народу. О! Браво, браво!: Представим себе утро условного 21-го июня 1941 года. В колхозе только что закончилась утренняя дойка, и дед Мирон, ругаясь сквозь немногие оставшиеся зубы, гнал стадо прогоном в синеющий опушкой недальний лес, то и дело тыркая кнутовищем в филейное место самой ленивой коровы, плетущейся позади всех.

. И далее - Ваша "увертюра" про русскую дЯревенщину. Это Шукшин и Шолохов "не то" писали о простых русских людях. Шолохов, вообще "не мог" ничего написать, в принципе, и "обманул" шнобелей, которые ... распределяют Нобелевскую премию по литературе. Правда, потом, после "обманщика" Шолохова всех "уполномоченных" по распределению нобелевской премии по литературе успокоил литературный "гений", равноценный "гению" всех времён и одного народа А. Эйнштейну, А.И. Солженицин А Вы, Карпов, по слогу и манере письма, особенно когда пишете с "душевно добротой и любовью" о русской дЯревенщине, напоминает чем-то "душевную мелодику" А.И. Солженицина.
вода / 06.07.2016, 11:13

2. Ответ на 1., Лебядкин:

То есть автор думает, что нынешние заботы и тревоги людей - ничтожны в свете грядкщего величайшего Зла? Странный (более чем странный - сомнительный) способ поддержания трезвомыслия и патриотизма. Злом или угрозой зла - Добро не утверждается.

Автор думает, что завтра будет хуже и значительно хуже. Поэтому призывает ценить то, что имеем сегодня.
Андрей Карпов / 06.07.2016, 09:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
18.11.2024 13:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
18.11.2024 13:35
Зачем?
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:35
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34