«Наша ботаничка прыгает, как птичка:
На высоких каблуках, с семядолями в руках».
Но всё равно, отношение к предмету уже не было пренебрежительным. А в следующем классе, когда уже принялись за зоологию, Зосик принёс в школу часть своей коллекции насекомых. Учительница (всё та же) опять пришла в восторг, ребятам тоже понравилось, но последователей у юного энтомолога больше не нашлось, наверное, потому, что коллекционирование насекомых не такое романтичное занятие (особенно, в глазах девчонок), как собирание цветов.
На шестом году обучения в классе появился новый ученик Миша Прошкин. К сожалению, почти в каждом коллективе (и не только в людском) есть некто, исполняющий роль парии, отверженного, над которым все смеются и многие издеваются. Вот эту сомнительную роль стал исполнять новичок. Началось всё с первого дня - с первого сентября. Когда Миша с робким видом вошёл в новый для себя класс, он не знал, как себя вести и к кому сесть за парту. Свободные места имелись. Он неуверенно приблизился к парте, за которой сидела местная первая красавица Ася Литвинова. Место рядом было свободно, но девчонка бросила на сиденье портфель и, задрав носик, сообщила, что «место занято». Миша перешёл на другое - туда, где сидел силач и забияка Вовка Матвеев, но тот, сделав большие глаза, цыкнул: «Пошёл отсюда!» Новичок поспешно ретировался и попытал счастья на новом месте, но тоже получил отказ. Он стоял в затруднении, капли пота появились на лбу, а лицо стало совершенно несчастным. И тут прозвучал голос с последней парты: «Садись ко мне». Этот зов шёл от Зосимы Розова. Миша поспешно последовал приглашению. «Два недоделанных будут вместе» - прокомментировал Вовка. И действительно, «недоделанные» стали не только сидеть на одной парте, но и дружить. Этой странной дружбе способствовало три обстоятельства, о которых не имели понятия одноклассники. Первое: мальчики жили в одном доме и даже в одном подъезде. Второе: Миша Прошкин в раннем детстве переболел страшной болезнью - церебральным параличом. Благодаря хорошему уходу и родительской, вернее, материнской самоотверженности ребёнок не стал инвалидом и смог учиться в обычной школе, хотя успевал весьма посредственно. Дети чувствовали его ущербность, полностью скрыть которую мальчик не смог и, порой жестоко его «доставали». И тут, неожиданно для всех, заступником и защитником новичка стал Зосик. Правда, его авторитет среди одноклассников был не особенно высок. У него не было ни силы, ни ловкости - преимуществ, особо ценимых в подростковом возрасте. Он не пользовался расположением девочек, как, например, будущий сердцеед Вовка Матвеев, но Зосик мог помочь с уроками, особенно в тех предметах, где был сам силён и он, как мог, заступался за друга, пресекая всякие над ним издевательства. Почему он принял такое участие в судьбе забитого Мишки? И тут выступает третье, неведомое одноклассникам обстоятельство: оба мальчика были из верующих семей.
Выяснилось это случайно, когда оба семейства: Розовы и Прошкины встретились в церкви. Причём, в целях конспирации, в храме, удалённом от района проживания обеих семей. Такое это было время - шестидесятые, хрущёвские гонения на Церковь. Дед Зосика по отцу был священником. Его расстреляли в тридцатых. Внук носил имя деда - протоиерея Зосимы. Мишу воспитывала верующая мать, так как отец развёлся с супругой, узнав о болезни сына. С момента встречи в храме у мальчиков появились дополнительные общие интересы и общая тайна, которую приходилось тщательно скрывать от посторонних. Религиозность в те годы не прощалась, повсюду насаждался атеизм и нетрудно представить, как отнеслись бы к верующим одноклассникам их товарищи. До появления Миши у Зосика не было знакомых ребят из православных семей и ему не с кем было поговорить о Боге, о церкви, поделиться мыслями о своей вере. А тут новый друг, который внимательно, не перебивая, слушал и, главное, сочувствовал.
Учебный год завершился вполне благополучно для Зосика и более удачно, чем в прошлые годы для Миши. Благодаря помощи нового друга он одолел никак не дававшийся ему французский язык и получил за год вполне достойную четвёрку. То же самое и с русским - написал прилично сочинение с минимумом ошибок. В следующем учебном году дружба мальчиков продолжалась и крепла, и так же преумножались их маленькие успехи. Оба перешли в восьмой класс. По тогдашней системе восемь классов - неполное среднее образование, получив которое, можно устраиваться на работу. Наступили долгожданные каникулы. Оба мальчика первое время оставались в Москве, потому, что у Розова родители получили отпуск в августе, а мать Михаила не имела возможности вывезти сына куда-либо из столицы, так как ради сына трудилась на двух работах.
С некоторого времени Зосик стал замечать, что его друг Мишка что-то невесел. На расспросы, что случилось, не отвечал. Мальчики встречались ежедневно. Чтобы отвлечь и развлечь друга Зосик брал его на свои вылазки в «поле» за насекомыми и растениями в какой-нибудь из столичных парков. Однажды они гуляли во дворе своего большого дома в сквере, засаженном акацией и серенью. Миша в тот день был особенно подавлен и вдруг признался, что оказался в трудном положении. Некоторое время назад он поддался угрозам одного хулигана, который несколько раз побил его, а потом потребовал денег, иначе обещал «превратить в кусок мяса». Миша поддался и раза два откупался от побоев, но аппетиты гада растут и он потребовал в виде выкупа уже три рубля, что составляло по тем временам приличную сумму. Мишкина мать работала на фабрике день и ночь, одна содержала сына. Мишка не смел никому пожаловаться и, молча, терпел издевательства своего тирана. «И вот» - чуть не плача продолжил он, - «сейчас я должен с ним встретиться и отдать деньги, а у меня их нет». «Кто он?» - поинтересовался Зосима, - «я его знаю?» В ответ Мишка замолчал и с ужасом воззрился через плечо друга, словно узрел там Горгону-Медузу. Зосик обернулся и увидел парня намного старше их, лет семнадцати, известного всему району по кличке Костыль, злостного махрового хулигана, по которому колония плачет. Костыль, одетый в франтоватый пиджачок и лёгкую кепку, надвинутую на глаза, с окурком в зубах, как и полагалось по образу типичного московского хулигана, приближался к мальчиком с глумливой улыбочкой на губах. «Ну, что принёс?» хриплым голосом вопросил он, обращаясь к сникшему, как кролик перед удавом, Мишке. Мишка молчал, моргая глазами, не в силах что-либо ответить. «Ах ты, сынок маменькин, получай!» Костыль протянул руку и отвесил Мишке увесистый подзатыльник: «Я ж тебе говорил: не принесёшь, получишь серию точных боксёрских ударов...» Костыль не договорил, так как в этот момент увесистый обломок кирпича, пущенный рукой Зосика, врезался в его правую голень. Великовозрастный хулиган взвыл и обхватил ногу руками, согнувшись в три погибели. «Ботаник», подхватив испуганного Мишку под руку, ринулся наутёк, но было очевидно, что неприятель преследовать их не в состоянии.
Это происшествие могло иметь неприятные последствия для нашего героя, но ему не пришлось пожалеть о своём порыве, так как вскоре Костыль угодил в колонию, а оттуда впоследствии - во взрослую зону. Видно, успел натворить бед и за него взялись всерьёз. Он больше никогда не возникал на пути двух друзей, а новые проблемы они продолжали решать сообща, и их дружба продолжалась всю последующую жизнь. Слово «ботаник» в те времена не имело нынешнего обидного смысла: «недоделанный», «учёный, не от мира сего», «не приспособленный», но Зосима Розов именно таким и был - «ботаником» в современном жаргонном понимании и стал реальным ботаником по профессии, когда поступил в университет. И лишь немногие знали, что под этой вывеской живёт и действует добрый, умный и великодушный человек. Он продолжал опекать и защищать Михаила, а тот, в свою очередь, окреп не только телесно, но и духовно благодаря защите, покровительству и личному примеру своего друга. Окреп настолько, что со временем смог пуститься в самостоятельное плавание в бурном море нелёгкой нашей жизни.
Февраль 2016