Как уже сообщала РНЛ, 20 мая 2016 года на 76-м году жизни в Благовещенске преставился ко Господу Архиепископ Гавриил (Стеблюченко) - первый архипастырь земли Амурской. Вклад, который внес архиепископ Гавриил, поистине великий, и является неотъемлемой частью истории духовного и культурного возрождения Приамурья. Сегодня, 28 июня, сорок дней со дня преставления Владыки. В связи с этой датой представляем воспоминания благовещенцев о любимом архипастыре.
Священник Олег Родионов. Настоятель храма в честь «Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», с. Возжаевка:
- Когда смотришь на гору вблизи, видишь её отдельные части, задираешь голову, захватывает дух от крутизны, и приходят сомнения в преодолении этих высот, и нужен добрый наставник и помощник, который научит этому делу. Чтобы увидеть всю - нужно отойти на расстояние. Для меня Владыка Гавриил остался той самой скалой нерушимой, за которой чувствуешь себя в безопасности. Душа ничего не боялась, она была смела с ним, она всегда знала, что он поможет, спасет, вразумит. Душа чувствовала себя ребенком, который доверяет своему отцу, знает, что отец его любит, защитит, научит. Благодатное время трудов и молитв, десятилетие как одно дыхание!
Путь к моему священническому сану начался с приезда Владыки к нам в село. Нет, не по поводу строительства храма. Тогда для всех, с кем он говорил, для меня, это было событие потрясающего масштаба. Священник был редкость, а тут сам Архиерей. А причина приезда была проста. Владыка приехал встретиться со мной, какими Божьими судьбами он меня отыскал - Бог весть. Глава сельсовета звонит, так мол, и так, тебя ждет здесь Епископ Гавриил. Гром с неба зимой не так бы удивил, как это известие. Первая встреча с Архиереем. Встретились глазами, а в них глубина бесконечная и любовь, и ещё льется эта отеческая доброта, и нет ей границ. Стою как мальчишка, затаив дыхание, ничего вокруг не вижу, только эту любовь и вдруг понимаю, что эта любовь меня давно знает и ждет, когда я приду к ней. Владыка спрашивает о семье, о моих планах, о родителях. Такая тихая, ласковая беседа, сердце всё наполняется и наполняется этой тихой радостью. 5 апреля, накануне Благовещенья, стою уже послушником пред Архиереем, держу книгу, идет служба. Владыка молится. Мне кажется, что в это время для него открыто небо, и он беседует, просит, призывает.... В Вербное воскресенье я диакон, 7 июля уже священник. Для Владыки нет сокровенного в человеке, каждое движение души ему известно. Строим Кафедральный Собор всем миром, денег как всегда нехватка. Рабочие в волнении, во что одеть ребятишек, чем накормить, жалуются. Я на послушании при стройке. Иду дорогой, думаю, скажу Владыке, что к школе надо бы найти и дать денег рабочим. Настроен, так можно сказать, решительно. Стучусь в дверь кабинета, вхожу, а он уже мне и говорит: «Ну что же, отец, скажи рабочим, что 300 тысяч не будет, но 170 к такому-то дню, чтобы ребят к школе одели, непременно будет». И так во всем.
Прожить жизнь - это подвиг, к которому призывает нас Господь. Терпение к нам, к народу Божьему, являл Владыка. Терпение берется из веры, которую сохранил в чистоте он.
Он был нашей совестью, которая не шла на сделки с нечестивыми делами и помыслами. Много Архиереев, но мало святителей... Среди этих святителей особо стоит Владыка Гавриил, который не уклонился от крестоношения. На пути своем безрассудно не стремился к блестящим подвигам, превышающим наши силы, принимал смиренный подвиг с благоговением, соответствующий немощи нашей, подаваемый как бы видимою рукою Божиею. С ним было легко и трудно. Трудно было подниматься на вершину этой горы, на которую он поднялся и звал нас. Это преображение его требовало умертвить ветхого человека. Этот крестоносец требовал и от нас несение своего креста, учил страху Господню, этому началу премудрости. Этот крестоносец проследовал вслед за Господом. Оклеветан и предан, но сохранивший отеческую любовь к своей пастве, остался стражем и хранителем Богом данной веси. Он прошёл путь до конца. Неусыпающая совесть легла у Собора, построенного и выстраданного им. И стали мы как неприкаянные, и вдруг увидели, что потеряли. Отошли на расстояние и увидели эту Величину. А эта Величина открыла величие его души, и загалдели, зашумели, как и те у Креста с Распятым, уязвленные его совестью. Архипастырь Благовещенский и Тындинский Гавриил так и остался, по моему убеждению, Благовещенским, не отдав правду до конца дней своих на поругание.
***
Валерий Дмитриевич Козлов, иподиакон архиепископа Гавриила (Стеблюченко) с 1995 по 2005 год:
- Прошло сорок дней со дня ухода дорогого для всей Благовещенской Епархии Владыки Гавриила, и очень хочется в этот день поделиться некоторыми воспоминаниями о нем. Конечно для этого смело можно было написать целую книгу, статейный объем не достаточен, поэтому отмечу лишь то, о чем еще не писали.
Храм и Служба занимали центральное место в его жизни. Владыка очень любил служить и относился к этому очень серьезно. Если в его кабинете при обсуждении тех или иных поручений, он был сама внимательность, доброта и мудрость, то на службе Владыка преображался, облачаясь в одежды молнии, грома, предельной сосредоточенности. Происходило преображение человека в Архангела - Силы Божией, с которой лучше было не шутить.
Служба с ним была Духовная баня. Все пространство алтаря наэлектризовывалось некой Божественной - торжественной силой.
Все ждали службы с неким трепетом, понимая, что градус службы будет очень высоким. Если же вдруг узнавали, что Владыка не придет, то с одной стороны был вздох облегчения, а с другой - печаль - Пасхальной Службы не будет. Служба пройдет без него «на расслабоне». После службы с Владыкой, разоблачая его, всегда обращали внимание, что его подсакосник был мокрым от пота. Что говорить - была Духовная баня.
Всегда вспоминаю один случай, как-то один молодой священник наводил порядок на Престоле, после Литургии. Делал он это немного небрежно - Евангелие, Крест положил неровно. Отодвинув этого священника в сторону, Владыка Гавриил подошел к Престолу и с глубоким благоговением все выровнял, в сердцах сказав священнику: «Отец, запомни, на всю твою священническую жизнь, Бог простит тебе все твои человеческие грехи, если ты покаешься, но Он никогда тебе не простит пренебрежения к Нему и делу Божию».
Это запомнил и я грешный. Владыка Гаврииле, не забывай там, на Небе, и нас грешных.
***
Евгений Михайлович Еремин, кандидат филологических наук:
- Личность Владыки Гавриила не укладывается ни в банальное злоязычие, ни в трафаретную елейность. Да, была и жесткость, и властность, и непонятность, и грозность... но! в нашей памяти он был, есть и останется, прежде всего, очень ЖИВЫМ, ЛЮБЯЩИМ, МОЩНЫМ, БЛАГОДАТНЫМ, БЛАГОВЕЩЕНСКИМ, ПАСХАЛЬНЫМ архиереем.
Знаете, мне кажется, его добродушие или нерасположение к кому-либо зависело целиком от внутреннего состояния этого человека. Сужу по себе. Не раз и не два приходилось испытывать совершенно противоречивые, полярные чувства к Владыке и служа сторожем в соборе, и руководя Православной народной библиотекой и состоя в православной молодежной дружине. Если было что чистить-вытряхивать внутри, то душа просто в пятки уходила, выскакивала вон - стоило лишь издали завидеть его. А тишь да гладь в сердце - всё существо трепетало от радости, ловило его взгляд. Господь призвал его в Пасхальные дни и допустил исповедаться, причаститься святых Христовых тайн и собороваться, находясь в ясном уме и твердой памяти. В воскресенье на Жен-мироносиц слег, в воскресенье же на Николая Чудотворца отпет, упокоен у алтаря родного Кафедрального собора Благовещенья Пресвятой Богородицы, воздвигнутого во время его служения, его трудами и молитвами. Возможно, ушел непонятым, неузнанным, не отблагодарённым... Но это-то как раз очень по-христиански. Нет пророка... А знаете, как его любили, почитали, например в Якутии? Мне довелось преподавать в вузе г. Нерюнгри, и вот как только батюшки узнавали, откуда я, сразу начинали расспрашивать о владыке Гаврииле (кстати, почти у каждого в телефоне был закачан «затертый до дыр» видеодиск-приложение к книге «Несвятые святые»). А с какой теплой радостью церковные старушки вспоминали о его прибытии в Якутию с Албазинской иконой. Как они нам, благовещенцам, амурчанам светло завидовали, что можем видеть его почти на каждой службе. А мы... Что имеем, не храним... Сильнее всего мы осознали его молитвенную архиерейскую силу, когда ему пришлось оставить архиерейскую кафедру. Как будто щит над городом убрали... Камень краеугольный вытащили. И сразу стали искать случая увидеть его на службе. Каждый раз, когда он, уже будучи на покое, степенно-осанисто выплывал в конце службы из алтаря Гаврииловского монастыря и по-отечески обводил взглядом храм, прихожан, мы, стоя на клиросе, в прямом смысле тихо ликовали, переглядывались как дети, подталкивали друг друга руками - Владыка, Владыка идет! Бывало даже и не видели как Владыка зашел в алтарь, а чувствовали по особому праздничному трепету - Владыка здесь, с нами. И кому довелось видеть его старинную мудрую детскую ясную улыбку, когда он выпускал голубей на Благовещенье, встречал на железнодорожном городском вокзале мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары или восклицал «Христос Воскресе!» на Пасху... тому предельно ясно - Благовещенск, амурчане обрели своего родного небесного молитвенника пред Господом. «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!» Христос Воскресе!
***
Евгения Викторовна Онищенко, прихожанка Благовещенска:
- Благодарю Господа за соприкосновение с удивительным подвижником последнего времени архиепископом Гавриилом. Я родилась и живу в Благовещенске. В 1989г. крестилась и венчалась здесь. В те времена перестали преследовать верующих и народ хлынул в храмы. А храмов-то нет! Единственная церковь в городе не могла вместить всех желающих. Вместе с моим сыном в начале девяностых крестились еще около 40 человек. На Богослужении трудно было стоять в тесноте и духоте. Около 20 церквей и соборов, существовавших до революции, были уничтожены, служителей нет, книг нет. На нашу огромную область осталось лишь несколько приходов - это на территории, которая вмещает в себя три Франции. В Благовещенске служил один священник и трое на всю область.
Помню, как в 1994г. архиепископа Гавриила назначили на вновь образованную Благовещенскую и Тындинскую кафедру. Владыке пришлось подымать духовную целину нашего Красного острова, буквально из пепла возрождать духовную жизнь. Первое, что бросилось в глаза мне, как прихожанке, - это то, что было снято ограждение в центре храма, который был всегда перегорожен. Стало совершаться таинство соборования, которое на меня в первый раз произвело неизгладимое впечатление. Архиерейские службы всегда были очень торжественные и в то же время напряженные для священников и церковного причта. Владыка зазевавшимся делал замечания. Кому-то это не нравилось, но я относилась спокойно, - дочь ветерана ВС понимала, что без дисциплины никуда. При этом к прихожанам Владыка относился с любовью, но, когда делал замечание, народ весь подтягивался и, конечно, старался на грабли не наступать. Так проходила наша духовная школа, так мы познавали величие и красоту Православной веры под руководством Владыки. Он стал путеводителем по сложному, живому и гармоничному миру Православия, помогая каждому найти свою дорогу к нашему Господу и Спасителю. Мы видели, как изменяются люди и город молитвами и трудами нашего Архипастыря.
Владыка, прежде всего, приучал нас всех к трепетному отношению к Святыне и всему тому, что касается Церкви. Это выражалось даже в мелочах, ведь неверный в малом, не верен и в большом. Благоговение к святыне было всегда и во всем. Все исполнялось строго по канонам Церкви. Владыка был ревностный служитель матери Церкви. Глубокая вера архипастыря была нам примером. Владыка очень скрывал свои духовные дарования, но внимательный человек мог увидеть дар прозорливости Владыки. Сколько при жизни он выдержал клеветы и наветов. При этом выдержка Владыки поражала нас. Его скромность, нестяжательство мы увидели лишь тогда, когда он ушел на покой, и нам было с чем сравнить. Пока Владыка был на кафедре, мы были под его молитвенным покровом, и ощущение рухнувшей стены после его ухода я очень хорошо помню. 06.10.2011г. было объявлено, что Владыка снят с кафедры, а уже на праздник Покрова Пресвятой Богородицы произошло невиданное событие - впервые солнечный день и землетрясение в Благовещенске на Покров! За семнадцать лет служения Владыки умер один священник на Пасху - такой был покров. А за неполные пять лет без него умерло семь священников совсем не пожилых, два схимника, а уж монахинь и людей из причта не сосчитать - только и встречаемся все на похоронах.
В августе 2007г. я потеряла полностью зрение на один глаз и отнялась рука. Жизнь поделилась на «до и после». Мой муж пошел к Владыке Гавриилу просить его молитв. Спустя две недели, по молитвам его и моих близких зрение и рука восстановилась, хотя страшный диагноз теперь пожизненный. После выписки из больницы температура у меня держалась несколько месяцев, никакие препараты не помогали её сбить. На праздничной службе «Введение во храм Богородицы» Владыка подозвал моего мужа и протянул ему целый литейный хлебец со словами: «Передай его своей жене». Благословленный хлеб я поделила на четыре части по числу проживающих в семье и съела одну часть -это было чудо - через 30 минут температура упала и больше не поднималась. Через некоторое время Владыка, помазывая меня на службе, спросил: «Что говорят врачи?». Я ответила: «Говорят, что ситуация безнадежная». Надо было видеть Владыку, он весь встрепенулся и сказал: «Такого не может быть, у Господа надежда есть всегда! Слышишь, всегда!!!». Так, Слава Богу, и живу с надеждой на Господа и святыми молитвами Владыки. Хочется отметить, что я обыкновенная прихожанка, и внимательное отношение Владыки к людям было всегда, но он старался это делать незаметно для других. Мы видели человека, живущего вместе с нами нашими радостями и скорбями.
Владыка говорил: «Быть верующим, не значит быть угрюмым, как некоторые считают - только молиться и бить поклоны. Нет, мы обыкновенные люди и должны быть всегда среди людей, должны поддерживать их....Надо быть оптимистичнее. В этой трудной жизни есть место и шутке». Владыка обладал искрометным чувством юмора: «Однажды мы летели из Москвы в Красноярск - пересадка, стоим в накопителе. Уступают мне: «Пожалуйста, проходите». Я говорю с серьезным видом: «Куда торопиться, на тот свет всегда успеем...» Полковники оторопели: «Как на тот свет?» И сразу отрезвели. Они юмора не поняли...». /Отрывок из книги «Православие на Амуре»/
На день рождение архиерея невозможно было найти. При всей масштабности результатов служения архиепископу Гавриилу были совершенно чужды любые почести и дифирамбы. Более того - он, казалось, намеренно избегал любой шумихи по поводу сделанного на ниве Православия, ему были несвойственны превозношение и самопиар, которые сегодня все больше проникают в церковную жизнь. Никогда не говорил, что он что-то построил сам - мы построили. Полюбил Амурскую землю, как свою малую Родину. Все делал для возрождения ее, опираясь на православные истоки - это не было показным, все выражалось в поступках и бесконечных заботах.
Владыка все делал размеренно, скрупулезно, он был настоящий хозяйственник, талантливейший управленец. Никому даже в голову не приходило, что хоть одна церковная копейка потратится не на благое дело. Он постоянно вставал ночью и обходил монастырь, проверяя, не горит ли ненужная лампочка, все ли в порядке. Все было скромно, рачительно. Это были девяностые, и, чтобы построить Кафедральный собор, надо было немало денег. А строился он на народные средства. Постоянный отчет по собранным деньгам печатался в епархиальной газете. Наш собор одним из лучших на Дальнем Востоке появился на историческом месте первого храма города: золотые купола, великолепный иконостас, три Престола. Благодаря стараниям этого человека возникли новые храмы в Райчихинске, Зее, Тынде, Белогорье, Талакане, Возжаевке, Серышево, Игнатьево, Константиновке.
Единственная на всем Дальнем Востоке чудотворная икона Божьей Матери «Албазинская» возвратилась из музея в собор и, благодаря Владыке, возродилась традиция изнесения чудотворной иконы по городам и сёлам для поклонения верующих, она начала путешествовать по всей стране, освящая не только Дальневосточные, но все Российские земли.
Возобновились, прерванные революцией, Крестные ходы на Казанскую. Удивительная радость - прошагать по дорогам города больше 14 километров. Под песнопения и молитвы обойти Благовещенск, вернуться на негнущихся ногах в храм. А после слов благодарности от Архиепископа Гавриила за такое служение Богу_вроде и ноги не болят...
Восстановлена разрушенная в 30-х годах Триумфальная Арка, на которой сегодня возвышаются образы Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Царя-Страстотерпца Николая II. Много претерпел Владыка во время строительства арки ложных обвинений, оскорблений и злословия, но Триумфальная Арка стала поистине визитной карточкой Благовещенска, известной на всю Россию.
Восстановлен первый дом Благовещенска - благолепная деревянная Свято-Никольская церковь. Увековечено в названии одной из улиц имя первосвятителя земли Приамурской - Иннокентия Вениаминова, установлен памятник Святому покровителю, всегда торжественно праздновался его день. Установлены и освящены памятники основателям города Муравьеву-Амурскому и Святителю Иннокентию, Поклонный Крест в память о первопроходцах, памятник благоверным князьям Петру и Февронии Муромским - покровителям семьи. Заботами Владыки вернулась Православная газета «Благовещенские епархиальные ведомости», которая выпускалась до революции. Открыта Православная библиотека и Православная гостиная, курсы для новоначальных и детская воскресная школа, вход в которые был открыт любому желающему. Были изданы под его руководством серии книг о Православии на Амуре.
На момент ухода Владыки на покой в области было 56 православных приходов, 3 монастыря (один мужской и два женских), часовни в больницах и местах заключения. Архиерей рукоположил 39 священников.
Владыка Гавриил не Почетный житель Благовещенска - он почетный житель в сердцах тысяч жителей области, поминающих каждый день его имя в своих молитвах: «Упокой Господи душу усопшего раба твоего отца нашего духовного - Высокопреосвященнейшего Гавриила, архиепископа Благовещенского и Тындинского, и прости ему всякое согрешение вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное, и его святыми молитвами помилуй нас грешных».