Жизнеописание князя Георгия Грузинского

...или в очередной раз о большевистских «туманах философии»

0
1467
Время на чтение 10 минут

Очень радостно, что уважаемая мною «Русская народная линия» за последнее время дважды уделила внимание замечательной исторической личности светлейшего князя Георгия Александровича Грузинского, создателя Нижегородского народного ополчения 1812 года против Наполеона и на протяжении тридцати лет губернского предводителя дворянства. В первом материале «Родом из Библии» известный публицист Сергей Скатов рассказал об участии Нижегородского отделения «Русского Собрания» в торжествах на День памяти князя Георгия Грузинского - 28 мая этого в городе Лысково Нижегородской области (некогда родовое имение князя). Затем в статье «О князе Грузинском замолвите слово!» Ирина Высоцкая, директор Нижегородского благотворительного фонда «Меценат», мой многолетний издатель, дала отповедь на «разгромную» рецензию по моей книге «Из рода Давидова», посвященной князю, со стороны философа и депутата Госдумы РФ двух созывов от КПРФ Н. Бенедиктова... Автор рецензии видит в князе Георгие Грузинском типичного царских времен помещика-»самодура», а если и сделано им что-то в жизни хорошее, то была это «спесивая блажь».

КАК ЗАЧИНЩИК и автор-составитель книги «Из рода Давидова», тоже не удержусь от нескольких реплик по поводу рецензии доктора философских наук коммуниста Н. Бенедиктова. А в завершение предлагаю составленное мною жизнеописание князя (включенное в книгу). По объему оно невелико, но, думаю, многие «прогалы» в биографии князя восполнить может.

Но сначала несколько слов о том, чем фигура князя меня столь взволновала, что книга о нем была написана и издана.

В Лыскове я человек не чужой - прожила здесь в свое время целых 16 лет. И прекрасно знаю, чем этот районный центр должен быть прежде всего знаменит. Не пивом или яблочным вином, не колбасами или хлебными житницами, но его эпохальными великими людьми! Один из них - насквозь обрусевший светлейший князь Георгий Александрович Грузинский. Некогда в первую очередь этой личностью и был знаменит, и был весом маленький город Лысково, прежнее село.

О князе Георгии долго вынашивала свои рассуждения, свою любовь к нему и трепетное отношение.

С матушкой Марией (Кудиновой), схимонахиней Макарьевского Желтоводского монастыря, ставшей впоследствии моей духовной матерью, встретилась давно, когда она только приехала по Воле Божией молиться в разрушенную обитель, где была сплошная мерзость запустения. Мы сидели с матушкой и беседовали на берегу Волги, говорили и о князе Грузинском.

Матушка не одабривала тех людей, кто князя порочил и порочит до сих пор. И она твердым голосом глубинно промолвила: «Надо констатировать положительное, тем более, мертвые срама не имут. К тому же, он был усердный молитвенник и умел открыто, искренне каяться»... И матушка Мария еще тогда благословила меня написать книгу о князе и обличать людей, говорящих о нем ложь.

К этому меня призывал и мой духовный отец, известный московский писатель-богослов протоиерей Михаил Труханов и тоже давал свое благословение.

Очень высоко ценит князя Георгия Александровича Грузинского почтенный в народе архимандрит Нектарий (Марченко), настоятель Оранского Богородичного мужского монастыря. И по его молитвенной помощи писалась и была издана книга «Из рода Давидова».

О князе писала не я одна. Несколько лет назад, например, вышла книга лысковского краеведа, учителя местной школы А.Н. Мясниковой «Князь Грузинский и его столица - село Лысково». На лощеной блестящей бумаге, с цветными иллюстрациями. К сожалению, уж очень много там, в ее книге о князе, сомнительных баек, высосанных из пальца. Впрочем, всё - в традициях большевистского наробраза. Пенные эмоции автора книги перехлестывают здравую логику и часто похожи на деревенские бабьи сплетни.

Альбина Николаевна называла князя своим «коньком», которого, следовательно, безжалостно можно обуздать, бить по бокам. Не раз сражалась с нами (имею в виду Ирину Высоцкую и себя) и при личных встречах, и через лысковскую газету «Приволжская правда». Обижалась, что книги мы публикуем часто.

Зло и зависть разрушают человека, все доброе дает Господь по молитвам к Нему и прошениям... Прискорбно, что А.Н. Мясникова умерла внезапно, не успев придти в церковь и покаяться, надеть крест и вздохнуть о своих ошибках. Помилуй, Господи, и прости ее душу грешную.

Как-то в стихах я писала: «...коммунистическое чванство терзает Родину мою»!

Мой родной дедушка, священник Иоанн Макаров, - мученик Соловков, имел счастие общаться с Павлом Флоренским и погиб за веру Православную на Соловецкой Гологофе. Там я была в свое время с мужем известным поэтом-фронтовиком Федором Григорьевичем Суховым, вышедшим из рядов КПСС; ходила по следам страданий моего деда. Дед мой Иоанн писал стихи, говорил смелые проповеди о Царской власти, за что и был казнен большевиками. Не дай, Бог, с ними соприкасаться и споры иметь, ибо в спорах с безбожниками истины никогда не добьешься, а будут только смятения и «брадодрания». Где нет мира, там нет Бога. Бог, как известно, - Начальник тишины.

Мирская философия не рождает Пророков. Пророков рождают любовь и молитвенные стояния друг за друга.

И снова возвращаюсь к князю.

Досточтимый светлейший князь Георгий Александрович Грузинский постоянно и неустанно читал Псалтирь, Евангелие, пел на клиросе, смиренный до смерти, объявив себя однажды при жизни умершим на три года. Да кто же способен на такое?! Гордец - ни за что. Гордым Господь противится, а смиренным благодать дает.

И прещедрая благодать, от Князя идущая, изливается на земли Лысковские и Нижегородские. И мне не безразлично за людей, погрязших в «туманах философии»:

Жаль, Бенедиктов Николай

Злом переполнен через край.

Из-за очков взирает, хмур,

Князь для него - Князь-самодур.

Коммунистическое зло

Философу бревном легло,

На плечи и на грудь легло.

Знать, не легко такое зло

Нести по черному пути,

А надо бы с него сойти.

И встать на белый, узкий путь,

Да и грехи с души стряхнуть,

Молиться, каяться в церквах,

Иметь в себе Господний Страх,

Итожить только лишь добро.

Оно - любви святой ядро.

Вдовицы лепту соблюдать

И никого не осуждать,

Тем паче, Царственных кровей

Высоконравственных людей,

Каким и был Грузинский Князь.

В нем совести и чести язь

Сияет Божиим огнем

И все-то ярче с каждым днем.

А философский серый мрак -

Что свора лютая собак.

Наш Князь воистину могуч,

В нем Солнца-Бога чудный луч,

Умеющий всю ложь сжигать.

Аминь. Чего еще сказать?

Все сказано. Вздыхает высь.

Восстань, философ, помолись.

Сны кончены, вставать пора

И гнать туманы со двора!

Есть, есть здесь о чем подумать, проторяя свою спасительную стезю - в направлении к Богу.

Мария Сухорукова, участник Нижегородского отделения «Русское Собрание», член Союза писателей России, действительный член Академии русской словесности и изящных искусств имени Г.Р. Державина, профессор

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЕТЛЕЙШЕГО ДОСТОЧТИМОГО КНЯЗЯ ГЕОРГИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ГРУЗИНСКОГО

(Мария Сухорукова - по книге «Из рода Давидова»: издательство «Вертикаль XXI век», благотворительный фонд «Меценат», Н.Новгород, 2013. Стр. 4-13)

Родился князь Георгий Александрович Грузинский 2 ноября (по новому стилю 15 ноября) 1762 года в России. Его корни исходят от владетельных царей грузинской земли, ведущих свой род от Ветхозаветного царя, Пророка и Псалмопевца Давида.

Его родителями были царевич Александр Бакарович и графиня Дарья Александровна Меншикова. Дед - грузинский царь Бакар Вахтангович, прадед - царь Вахтанг VI. Воспитывался он у благочестивой своей бабушки Анны Георгиевны Арагвис-Эриставы.

Георгий получил прекрасное образование, знал много языков, изучал историю, географию, артиллерию, архитектуру. Постоянно читал Евангелие, Псалтирь.

Одно время князь жил в столице России того времени - в Санкт-Петербурге, где его воспитанием занималась тётка Елизавета Бакаровна, блестяще образованная и глубоко верующая.

В юные годы Георгий Александрович также жил в богатом подмосковном селе Всехсвятском во дворце своих знатных родственников. Но когда через село провели Санкт-Петербургское шоссе, князь Грузинский Георгий Александрович уехал в село Лысково Нижегородской губернии, которое князьям Грузинским было пожаловано царём Петром I ещё в 1700 году.

В Лыскове князь Г.А. Грузинский прожил большую часть своей жизни. При его владении село Лысково стало называться столицею князя Грузинского. Оно славилось на весь мир своею Макарьевской ярмаркой. В Лыскове было более тысячи домов, добротных, двухэтажных, с кладовыми. Около Волги - громадная пристань, где останавливались пароходы и баржи с хлебом. На холмах возвышалось более сотни крылатых мельниц. В селе расцветали различные ремёсла: кожевенное, гончарное, столярное, плотницкое, ткацкое, замочное, жестяное, кузнечное.

Князь Грузинский был человеком деятельным, энергичным, живым по характеру, православным по сути, хранителем многих святынь: частиц Животворящего креста Господня, креста Святой Нины, креста Святого Пророка Иоанна Предтечи, руки Святой Анастасии Римляныни и других святынь, приносимых в Россию царственными предками князя.

В Лыскове князь Грузинский имел богатый дворец, построенный по проекту Растрелли, который был окружён огромным садом с теплицами и оранжереями, живописный парк. Рядом с дворцом располагались различные склады, людские, конюшни и каретники.

Живя роскошно и богато, князь не забывал молитв ко Господу. На его средства в центре села возведён архитектурный ансамбль, состоящий из красивой Вознесенской церкви и четырёх Г-образных построек вокруг неё: здания духовного училища, колокольного корпуса и торговых рядов. Ансамбль строился в честь победы Русской армии над Наполеоном.

Князь неустанно заботился о жизни людей, об их благополучии. Построил больницу, библиотеку. Его лакеи были нарядными и чистыми. Князь любил кормить людей. Он принимал беглых крестьян, солдат, странников, содержал нищих и сирот, обогревал вдовиц и калек.

Князь отличался строгим нравом, любил дисциплину и порядок, обличал и круто наказывал людей безнравственных - тунеядцев, воров, зарящихся на чужое богатство обманщиков, пьяниц, блудников, развратников. Иногда он сам вершил суд: если надо -

плёткой, а то и кулаком, чтобы неповадно было больше грешить и других на грехи соблазнять.

Князь не только проживал деньги, но и наживал их. В городе Макарьеве у него была суконная фабрика, в селе Негонове - конный завод, а в Лыскове - винокуренный и пивоваренный заводы. При нём в Лыскове шла бойкая торговля воском, солью, кожей, железом, лошадьми.

В день открытия ярмарки князь приезжал в Макарьевский монастырь на двенадцати запряжённых цугом лошадях, в раззолочённой, поистине царской карете. Церковные службы во главе с архимандритом без него не начинались. Сам Господь как бы говорил, что князь - Его достойный избранник. У себя на груди князь всегда носил частицы Животворящего креста Господня. Князь делал честь своей ярмарке и своим церквам.

Князь был легендарной личностью. В течение 30-ти лет он избирался губернским предводителем нижегородского дворянства. Его почитали и уважали в самых образованных кругах России.

По примеру нижегородского старосты Космы Минина он призвал дворян вложить свои средства в Ополчение 1812 года, и сам возглавил это Ополчение из Нижнего Новгорода.

Князь широко благотворил монастырям, церквам, больницам, приютам, странноприимным домам, ночлежкам.

С годами князь становился мудрее, степеннее, чаще исповедовался и причащался, слёзно каялся и просил прощения у людей, которых сгоряча обидел. Князь любил певать на клиросе. Служба в Георгиевской церкви при нём велась на грузинском языке. До самой смерти он не разучился говорить на своём родном грузинском языке.

В глубокой Православной вере он воспитал своих детей Анну и Ивана, фактически один, так как жена его Варвара Николаевна Бахметева, будучи болезненным человеком, умерла рано. Князь очень сокрушался, когда сын его Иван связался с декабристами. Он говорил сыну: «Я ваших причуд не поддерживаю».

Анна впитала лучшие черты своего отца. Она вела строгий монастырский образ жизни, отличалась безпредельным милосердием и даром благотворительности. Будучи графиней Толстою, Анна дала приют в своём московском дворце на Никитском бульваре великому духовному писателю Николаю Васильевичу Гоголю.

Князь, чувствуя наступление чёрных сил на Россию, сердечно страдал о том, что общество становится безбожным и нравственно больным, стремящимся всё грабить и разрушать. Он глубоко переживал, что Святая царская Русь себя утрачивала, верх брали гордыня, своеволие, непочитание начальствующих.

15 мая 1852 года князь скончался от апоплексического удара...

В 1999 году, в год тысячелетия явления Иверской иконы Божией Матери, на Лысковской земле стали происходить чудеса.

В ночь на 13 ноября, за два дня до рождения князя Г.А. Грузинского, Елене Викторовне Масловой, которая активно помогала в реставрации Спасо-Преображенского собора, снится сон: какой-то незнакомый мужчина говорит ей: «Что ты всё по мне ходишь?» Придя в собор, Елена Викторовна поняла, что она то и дело наступала на какую-то шероховатую, заляпанную цементом плиту. С помощью своего мужа, сына и ещё одной женщины она перевернула плиту. Оказалось, что это была надгробная плита самого князя

Георгия Александровича Грузинского.

Одновременно с этим чудом на стенах храма и на внутренней части купола собора стали отчётливо проступать изображения Святых, Ангелов, до этого сокрытых.

Накануне 240-летия со дня своего рождения и 150-летия со дня успения князь явил новое чудо. Готовился вечер его памяти в Дворянском собрании города Нижнего Новгорода, где должна была принимать участие грузинская община. Благотворительный фонд «Меценат», инициатор вечера, разработал для издания открытку о князе. Но внезапно сломался печатный станок, и пришлось ждать мастера, чтобы его отремонтировать. При молитвенном обращении к князю Георгию Александровичу станок отремонтировали. Организаторы вечера каждый день читали акафист Святому Великомученику Георгию Победоносцу, покровителю князя Г.А. Грузинского. И фотография с изображением дома, в котором жил князь в Лыскове, покрылась маслянистыми пятнами и заблагоухала.

Все эти явления говорят нам о том, что Сам Господь славит Своего избранника.

Светлейший досточтимый княже Георгие, моли Бога о нас, грешных!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. М.Сухоруковой от Сергея Сокурова

Ваша просветительская деятельность, уважаемая Мария, заслуживает одобрение, вызывает добрые чувства. Не сгибайтесь пред мнением критиков от КПРФ. Я от них натерпелся и терплю намало (загляните ради любопытства на сайт "Завтра" да и вообще в др. ИИ. Люди, духовные наставники которых уничтожили могилу кн. Пожарского, взорвали захоронения кн. Багратиона и пр. и пр. - психически нездоровы. Ваш, Сергей Анатольевич Сокуров, sokurus@yandex.ru
енисей / 20.06.2016, 02:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Сухорукова
Сретение Господне
Стихотворения
14.02.2024
Славься, Пасха Красная!
Пасхальные стихи
15.04.2023
Любимица народная
К 150-летию со дня рождения Святой Царицы Александры Фёдоровны Романовой
01.07.2022
Памяти Евгения Родионова
23.05.1977 – 23.05.1996
22.05.2022
Все статьи Мария Сухорукова
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31