«Оправдание» профессора Осипова

Проблемы церковной жизни 
0
3872
Время на чтение 21 минут

 

Трудно пройти мимо богословской несостоятельности аргументации Алексея Ильича Осипова,[1] которую он привел в опровержение «Заключения Синодальной Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви» по поводу его «спорных богословских воззрений».[2] По крайней мере, со всей однозначностью можно говорить об этом в отношении первого пункта этих «спорных воззрений» - вопроса адских мук.

«О вечности геенских мук... вывод [богословской комиссии] такой: «мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании»... Я никогда не говорил «учение Церкви говорит о конечности адских мучений». Я говорю, что мы находим в Священном Писании две линии свидетельств... в Священном Писании, у святых отцов, в богослужебных книгах... две линии свидетельств: одни говорят о вечных мучениях грешников и вечном блаженстве праведников; другие говорят о том, что Жертвою Христовой... в конечном счете Бог будет все во всем... Правда это будет не сразу, каждый перенесет соответствующие страдания в вечности за свои преступления... Две линии, я говорю... Ни одно их этих утверждений не имеет абсолютного значения в Священном Писании, они прямо уравновешиваются...»[3]

Далее А.И. приводит примеры «второй линии», то есть места Священного Писания, свидетельствующие, по его мнению, о конечности мук. «Он [Христос] и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1Пет 3:19-20). Спекулятивность, тенденциозность и (или) недомыслие толкования проф. Осипова приведенных им фрагментов Нового Завета обнаруживается, прежде всего, самым простым методом рассмотрения контекста. «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Пет 3:16-22). Как мы видим, речь у св. ап. Петра идет о «проповедании» всем «непокорным», для спасения которых в качестве непременного условия требуется «обещания доброй совести», которое, по определению, носит сугубо индивидуальный, а не всеобщий характер, поэтому, как тогда (при Ное), так и теперь спасаются «не многие», то есть ищущие Бога человеческие сердца. Поэтому никакой «второй линии» в этом апостольском Послании вообще и в данном конкретном его месте и близко не наблюдается.

То же самое касается и святоотеческого толкования Послания, которое приводит А.И: «Как Максим Исповедник объясняет эти слова Петра: «что бы они, будучи мертвыми, ожили по Богу духом»«. Но вот, что на самом деле говорит преп. Максим: «Некоторые говорят, что Писание называет «мертвыми» людей, скончавшихся до пришествия Христа, например бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причиненные друг другу. Им и была благовествуема, по словам [св. Петра], великая проповедь спасения - когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, - для того чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых. Итак, чтобы понять [это] место [Священного Писания], усвоим его так: на то и мертвым было благовествуемо, осужденным по человеку плотию, чтобы жили они по Богу духом. Или, быть может, [Священное Писание] прикровенно называет «мертвыми» тех, кто носит в теле мертвость Господа Иисуса (2Кор.4:10) и кому поистине, благодаря делам их, даровано божественное Евангелие (ибо Евангелие устанавливает отречение от плотской жизни и исповедание духовной); тех, кто всегда умирает по человеку, то есть для человеческой жизни во плоти и по веку сему, живет же по Богу одним только духом, подобно божественному Апостолу (Гал.2:20, 5:25) и его сотрудникам, живущим не собственной жизнью, но имеющим только живущего в них Христа. Так судятся плотию в веке сем мертвые Бога ради, подвергаясь многим скорбям, мукам и невзгодам и с радостью перенося преследования и тысячи видов искушений» (преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. VII).[4] Снова контекст практически не оставляет места для толкования А.И., потому что, разумеется, преподобным говорится то же, что и святым апостолом: проводится аналогия между спасающими здесь, на земле, христианами (как живущими после Искупления и проповедования Евангелия), и там, в загробном мире (умершими до Пришествия Спасителя и не имевшими возможности сделать свой выбор, ответить на благую весть при жизни). Как здесь далеко не все добровольно делаются «мертвыми по плоти» («теми, кто умирает по человеку, то есть для человеческой жизни во плоти и по веку сему, живет же по Богу одним только духом») и ожившими в Нем по духу, так и там, получается, не все умершие телесно духовно оживают (иначе симметрия была бы перекошенной в противоположную сторону - и умершие до Воскресения Христова оказались бы в несравненно более выгодных для спасения условиях, если проповедь сошедшим в ад Христом делала бы неизбежным для них «воскресение духа»). И в целом попытка проф. Осипова опереться на преп. Максима несостоятельна ввиду того, что в тех своих трудах, где он напрямую касается исповедуемого А.И. и непризнанного Церковью учения свт. Григория Нисского, он, по сути, опровергает его, говоря о «пребывание в приснобытии соответственно тому, как каждый сам расположил себя и как он есть. И соответственно причастность или непричастность в собственном смысле Сущему, Благосущему и Присносущему есть усиление и увеличения наказания для неспособных к причастию и наслаждения - для способных».[5]

Следующее место Св. Писания, якобы представляющее «вторую линию» в нем, по А.И.: «Святой Иоанн Богослов пишет: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1 Ин 2:2)». - Та же история (поразительно, конечно, что профессору приходится все это говорить, но что делать). Буквально следующие четыре стиха апостольского Послания не оставляют ни малейшей возможности для оптимистической экзегезы проф. Осипова: «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал». Произвольность интерпретации А.И. этого места настолько очевидна, что даже не нуждается в подтверждении Священным Преданием (впрочем, сомневающиеся могут легко убедиться и в этом). Снова мы видим в сакральном тексте тот же сотериологический принцип синергии: спасение не безусловно (неизбежно «в конечном счете»), но строго обусловлено выполнением определенного Богом алгоритма действий со стороны человека, актуализирующего, или «воипостазирующего», в нем «плоды Искупления». Разумеется, Жертва Христова - это Искупительная Жертва за все грехи мира в силу ее безмерности и бесценности. Но актуальной в сотериологическом плане она становится только в «ожившем духом» человеческом индивиде: «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди». Соответственно, если не соблюдаем, то суть мы «лжецы», как были, так и остаемся «сынами гнева», «порождениями» «отца лжи», теми, в ком «любовь Божия не совершилась», то есть прошла мимо по собственной воле человека.

Как это ни поразительно, но все остальные цитаты (кроме откровенно оригенических), которые приводит А.И., построены на этом ложном и богословски примитивном отождествлении общих целей Боговоплощения («спасение мира», или «рода человеческого») и универсального характера Искупления («грехов мира»), с одной стороны, и всеобщего актуального спасения - с другой; или, проще говоря, на ложном отождествлении «званых» и «избранных» (Мф 20:16; 22:14; Лк 14:24). «...что писал Афанасий Великий, когда говорил: «весь род человеческий искупил от смерти». - Конечно, искупил, ибо Искупление - это действие Христа в отношении Бога, а не в отношении спасаемого человека, в принципиальном отличии от обожения, или спасения как такового. Благодарю Искуплению, вслед за Христом, все воскреснут в последний день. Но именно потому, что не все по милосердию Божию имеющие воскреснуть в нетлении плоти соблаговолили воскреснуть по духу, будучи в ветхом естестве, назначен правосудием Божиим Страшный Суд каждому по делам его, после которого «пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:46). ««Смерть грешников люта»; разумеет смерть душевную, за которою последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов; ибо грешных ожидают геенна и тьма» (свт. Афанасий Великий. Толкование на псалмы. 33:22).[6]

«...что писал св. Василий Великий: «пришел всех оправдать своей кровью»«. И что же? Неужели это означает, что и нераскаявшиеся грешники, рано или поздно, будут оправданы? Или - не исповеданные грехи оставлены вкупе с исповеданными и засвидетельствованными (в покаянии в них) новой жизнью по заповедям как атрибутами христианской веры как таковой? А если нет (что очевидно), то, значит, по учению А.И. (согласно другим его лекциям и книгам, посвященным этому вопросу, о чем мы уже подробно писали),[7] первые будут постепенно исправлены (после осуждения на Суде) самим перенесением адских страданий, приобретающих тем самым из правосудно-карающего характера «воздаяния» - сотериологический характер «апокатастасиса» (восстановления первозданного состояния). «Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною Жертвою за мир, всех оправдать Своею Кровию. Посему и Тебя Самой, Которая свыше научена о Господе, коснется некоторое борение. И это есть оружие. «Яко до открыются от многих сердец помышления». Дает разуметь, что за соблазном при Кресте Христовом и в учениках, и в Самой Марии произойдет скорее некое уврачевание от Господа Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною Жертвою за мир, всех оправдать Своею Кровию. Посему и Тебя Самой, Которая свыше научена о Господе, коснется некоторое борение. И это есть оружие. «Яко до открыются от многих сердец помышления». Дает разуметь, что за соблазном при Кресте Христовом и в учениках, и в Самой Марии произойдет скорее некое уврачевание от Господа утверждающее сердца их в вере в Него. Так видим, что и Петр после того, как соблазнился, тверже прилепился к вере во Христа. Посему человеческое облечено в немощи, чтобы обнаружилась крепость Господня. Так видим, что и Петр после того, как соблазнился, тверже прилепился к вере во Христа. Посему человеческое облечено в немощи, чтобы обнаружилась крепость Господня» (свт. Василий Великий. Догматические письма. 252 (260). К Оптиму, епископу).[8] Если даже Пресвятой Богородице и Святым Апостолам требовалось «некое уврачевание от Господа, утверждающее сердца их в вере в Него», то каким образом отсюда можно сделать вывод, что и неверующие спасутся «в конечном счете» («прилепятся в вере во Христа»)? По крайней мере, с полной уверенностью можно сказать, что святитель Василий ничего подобного не утверждает в приведенном месте. Зато прямо говорит о вечности адских мучений вначале того же письма к еп. Оптиму («И это суть образы сего века, который протекает у нас в седмидневном круговращении, и в который за грехи менее тяжкие, по человеколюбивой попечительности благого Владыки, возлагаются наказания, чтобы не предавать нас мучению в нескончаемый век»)[9] и во множестве других мест. Мог ли он, равно как и другие Отцы, на которых ссылается А.И., в одном месте утверждать одно, а в другом - прямо противоположное?

Следующая цитата в подтверждение теории постепенного всеобщего восстановления в «боговидной красоте», конечно же, из Первого Послания к Коринфянам: «Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём» (15:28). А.И. ссылается на толкование святителя Григория Богослова: ««Бог будет всяческое во всех, - пишет Григорий Богослов, - во время восстановления всего, когда мы сделаемся всецело богоподобными», - пишет он о всех». И снова элементарное рассмотрение контекста показывает, что мысль святого отца далека от той, которая ему приписывается нашим толкователем. «Сын именуется царствующим, - в одном смысле как Вседержитель и Царь хотящих и нехотящих, а в другом, как приводящий нас к покорности и подчинивший Своему Царствию тех, которые добровольно признают Его Царем. И царствию Его, если понимать его в первом значении, не будет конца, а если понимать во втором, будет ли какой конец? - Тот, что нас спасенных примет под руку Свою (ибо покорившихся нужно ли еще приводить к покорности?), а потом восстанет Судией земли (Пс. 93:3) и отделит спасаемое от погибающего, потом станет Бог посреди богов спасенных, чтоб рассудить и определить, кто такой достоин славы и обители. Присовокупи к этому и ту покорность, какой ты покоряешь Сына Отцу! Что говоришь? Разве Сын не покорен теперь? Но, будучи с Богом, Он совершенно должен покорствовать Богу. Или о каком разбойнике и противнике Божием слово у тебя? Напротив, прими во внимание следующее. Как за меня назван клятвой (Гал. 3:13) Разрешающий мной клятву, и грехом (2 Кор. 5:21) - Берущий грех мира (Ин. 1:29), и Адам из ветхого делается новым, так и мою непокорность, как Глава целого тела, делает Он Своею непокорностью. Поэтому пока я непокорен и мятежен своими страстями и тем, что отрекаюсь от Бога, до тех пор и Христос, единственно по мне, называется непокорным. А когда все будет покорено Ему (покорится же, поскольку познает Его и переменится), тогда и Он, приведя меня спасенного, исполнил Свою покорность. Ибо в этом именно, по моему, по крайней мере, рассуждению, состоит покорность Христова - в исполнении воли Отчей» (свт. Григорий Богослов. Слово 30). В чем же тогда будет состоять покорность «погибающих», так и не «покорившихся Богу» «добровольно» не «признавших Его Царем»? - Не в том ли, что и на них будет всецело «исполнена [царственная] воля Божия», которая и будет заключаться в вечном наказании их перешедшей в вечность непокорности? В таком случае традиционный сотериологический дуализм «спасаемых и погибающих» снимается здесь монизмом всеобщей покорности воли Божией только в этом, то есть весьма условном, переносном смысле (в каком и Сын назван «непокорным» Отцу и «клятвой»). Подтверждение этому мы находим в другом «Слове» святителя Григория, где, во-первых, проводится первостепенное для понимания ортодоксальной сотериологии различие личного духовного и всеобщего телесного «воскресений», а во-вторых, прямо опровергается теория исправительно-уврачевательных (а не юридически-репрессивных) адских мук. «Не омертвей снова, не пребывай с живущими во гробах и не связывайся цепью собственных грехов. Неизвестно, восстанешь ли опять из гробов до последнего и общего воскресения, которое всю тварь приведет на суд, не для уврачевания, но чтобы услышать приговор и дать отчет во всем, что приобретено доброго или худого» (свт. Григорий Богослов. Слово 40).[10]

Здесь же (в качестве окончательного побития этого «старшего козыря в колоде» аргументов проф. Осипова) еще раз приведем ортодоксальное толкование этого места святителя Иоанна Златоуста (которого он также упоминает в своем перечни мнимых голосов «второй линии»: «Иоанн Златоуст что пишет: «Ад упразднися, умертвися, и мертвый не един во гробе»«): «чтобы ты, слыша слова: «все оживут», не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: »каждый в своем порядке» (1Кор.15:23). Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние; если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие. Начаток Христос, потом же Христовы, т.е. верующие и благочестивые. »А затем конец» (1Кор.15:24). Когда (умершие) воскреснут, тогда всему будет конец; а не так, как теперь, по воскресении Христовом, когда дела остаются еще без окончательного воздаяния. <...> Между прочим и то нужно заметить, что Павел говорит о воскресении, которое считалось делом невозможным и которому совершенно не верили, и что он пишет коринфянам, у которых было много философов, которые всегда смеялись над такими истинами. <...> Защищая такую истину, которой так мало верили и над которой смеялись, сколько по предрассудку, столько же и по трудности самого предмета, и желая доказать возможность воскресения, (апостол) доказывает это сначала воскресением Христовым. Доказав (эту истину) свидетельствами пророков, очевидцев и веровавших, и доведя противное мнение до нелепости, он доказывает наконец и (воскресение) людей. <...> Смерть (апостол) поставляет последней для того, чтобы неверующий, слыша о победе над другими врагами, скорее принял и эту истину, потому что если (Христос) низложил диавола, произведшего смерть, то тем более разрушит дело его. Когда таким образом он приписал (Христу) все: упразднение начальства и власти, устроение царства, т.е. спасения верующих, мира вселенной, истребления зол, - а устроить царство и значит истребить смерть <...> Что значит: «да будет Бог все во всем» (1Кор.15:28)? Чтобы все зависело от Него, чтобы никто не воображал двух начал безначальных или другого отдельного царства. Когда враги будут низложены под ноги Сына, и Он, имея их под ногами своими, не будет действовать против Отца, но сохранит совершенное единение с Ним, - тогда (Бог) будет все во всем. <...> (Апостол) говорит здесь о смерти не душевной [то есть «второй смерти» (Откр 20:14), которая и составляет муки ада. - А.Б.], а телесной. Как же она истребится? <...> Бог всемогуществом Своим воскресит тела, плененные смертью» (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое Послание к Коринфянам. Беседа 39:3,5-7).[11]

При этом свт. Иоанн в другом своем труде тоже однозначно опровергает апокатастасис А.И.: «Обратимся же, о, любезная глава! и будем исполнять волю Божию. Он для того и создал нас и привел в бытие, чтобы сделать участниками вечных благ, чтобы даровать царство небесное, а не для того, чтобы ввергнуть в геенну и предать огню; это не для нас, а для диавола, для нас же издревле устроено и уготовано царство. Изъясняя то и другое, Господь говорит "тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира"; а "тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Матф. 25: 34, 41). Итак, геенна приготовлена не для нас, но для него и ангелов его; а царство для нас уготовано еще до создания мира. Не сделаем же себя недостойными входа в чертог: доколе мы пребываем здесь, то, хотя бы совершили множество грехов, есть возможность омыть все, раскаявшись во грехах; но когда отойдем туда, то, хотя бы оказали самое сильное раскаяние, никакой уже не будет пользы, и сколько бы не скрежетали зубами, ни сокрушались и ни молились тысячекратно, никто и с конца перста не подаст капли нам, объятым пламенем, но мы услышим то же, что и известный богач, - что "между нами и вами утверждена великая пропасть" (Лук. 16: 26). Покаемся же здесь, увещеваю, и познаем Господа своего, как познать надлежит. Тогда только должно будет отринуть надежду на покаяние, когда мы будем в аду, потому что там только бессильно и бесполезно это врачевство» (свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему увещевание 1-е).[12] Снова и снова перед нами одна и та же доктрина: 1). неизменность воли Божией, чтобы все спаслись; 2). необходимость для этого исполнения воли Божией и покаяния в ее нарушении; 3). «геенна» (наряду с Царством Небесным для спасающихся), «уготованная от создания мира» для упорствующих в противлении воли Божией; 4). справедливое воздаяние, а не «врачевание», «геенны» для всех «проклятых» как «ангелов диавола».

Апогеем неадекватного цитирования, искажающего мысль святоотеческого дискурса до прямо противоположного, становится ссылка проф. Осипова на преп. Иоанна Лествичника: «Иоанн Лествичник пишет... Лествичник, уж, кажется, все же должны знать [стыдит профессор «невежество» членов Синодальной богословской комиссии. - А.Б.], ну, особенно, монахи, должны же знать... «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, несть бо лицеприятия у Бога»«. А вот как выглядит фраза в оригинале: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, [монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха]; несть бо лицеприятия у Бога (Рим. 2, 11). [Нечестивый есть разумное и смертное создание, произвольно удаляющееся от жизни оной (Бога), и о Творце своем присносущем помышлящее, как о несуществующем]» (Лествица. Слово I, 3-4. В квадратных скобках - опущенные фрагменты). Иными словами, это уже просто коллаж, склеивание отдельных слов текста ради получения никоим образом несвойственного ему смысла. Аутентичный же смысл тот же, что в 16-м псалме: «Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, от людей - рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс 16:13-15). То есть, вольному - воля, спасенным - рай; для нечестивого Бог есть жизнь как общий всем творениям дар Творца, но отнюдь не спасение, которое наследуют, как и во всех приведенных текстах Священного Предания, лишь «произвольно» приближающиеся «к жизни оной (Богу)». «Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это, или ради будущего Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу» (Лествица. Слово I, 5). Как и в случае со свт. Василием, еще более неуместным ссылку проф. Осиповым на преп. Иоанна Лествичника делает то, что в самом цитируемом святоотеческом творении прямо отрицается и осуждается мнение о конечности адских мук. «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым» (Слово V, 41).[13]

Наконец, даже тот св. отец (преп. авва Исаия), цитатой из которого проф. Осипов предваряет свою «оправдательную речь» перед Синодальной комиссией («кто читает Священное Писание и понимает его, но упорно настаивает на своем понимании, тот лишается славы Божией»), свидетельствует против него, потому что случай самого Алексея Ильича и является наглядной иллюстрацией к этому афоризму. Потому что проф. Осипов прямо утверждает, что Слово Божие, учение Самого Христа о вечном наказании нераскаявшихся грешников после Страшного Суда, «не имеет абсолютного значения в священном Писании», но «уравновешивается»... его домыслами, вырванными из контекста и произвольно истолкованными идиомами Нового Завета. Не говоря уже о том, что даже этот «эпиграф» из преп. Исайи говорит о наличии тех, кто «лишится славы Божией» (и, конечно, в вечности, или в ортодоксальном значении «первой линии).

Что же касается третьего хранилища православной веры - богослужебных текстов, в которых якобы тоже есть место свидетельствам о конечности ада и всеобщем спасении, то достаточно будет привести только один фрагмент из этих текстов, чтобы, как минимум, в этом усомниться: «Отметающим безсмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение, анафема, трижды» (Последование в Неделю Православия. Неделя 1-я Великого поста).[14]

Таким образом, можно говорить об усугублении заблуждения уважаемого профессора по данному конкретному вопросу, о чем остается только сожалеть (то же самое касается вопроса Искупления: здесь просматривается одно системное искажение, которое можно обозначить как богословский романтизм, что проявляется в известном антиюридизме этой «органической» доктрины, исторически восходящей к немецкому классическому идеализму и «классическим» ересям за ним). Если бы даже речь шла о теологумене профессора Осипова, о его частном богословском и чисто гипотетическом (рационалистическом) рассуждении по догматическому вопросу, то даже в этом случае оно было бы неуместным ввиду осуждения Церковью этого учения как еретического... Тем более вредным его делает то, что А.И. утверждает о существовании «двух линий в Священном Писании» по этому вопросу, чего, разумеется, нет и в помине, что и констатировала Синодальная богословская комиссия. Наличие же «второй линии» в истории богословской мысли, как было сказано, носит умеренно-оригенический характер и как «не имеющее оснований в Священном Писании» (но обусловленное языческой философией) осуждено Церковью как лжеучение, как минимум, на трех Поместных Соборах (Константинопольских 536, 543, 1082 гг.). Осознанная оппозиция проф. Осипова ортодоксальному содержанию догматов Искупления и вечных мук грешников в представленном видео выражается в уничижительное назывании им академических учебных пособий, составленных на основе символических книг Церкви, «нашими учебничками».

В заключении приведем цитату из решения другой недавней богословской комиссии в подтверждение предположения о генезисе этих воззрений проф. Осипова,[15] еще раз обратив внимание на принципиальное различие в ортодоксальной сотериологии возможности всеобщего спасения (призвании каждого человека в Царствие Небесное, открывшееся благодаря Искуплению как примирению человечества во Христе с Богом) и никоим образом не упраздняемого этим дуализма реально спасаемых и гибнущих, что проходит мимо сознания представителей богословского романтизма в силу ослабленности в нем (вплоть до отрицания) такого понятия, как правосудие, как столь же неотъемлемого атрибута Божественной природы, как любовь и милость. «В ВСЦ существует тенденция к расширению межхристианского единства и включению всех религий мира, потому что спасение Божие якобы предназначено для всех людей и то, каким способом проявляется человеколюбие Божие, нам неизвестно. Такое единство для Православной Церкви неприемлемо, потому что спасение предлагается Богом для всех людей, но люди, отвергая его, идут путями, которые не способствуют принятию спасения. <...> Серьезными опасностями для будущего Православной Церкви чревато изменение православного образа мыслей некоторых богословов, которые участвует в ВСЦ».[16] Подтверждает последнюю мысль и тесное соседство схожих квази-святоотеческих воззрений с глубиной погружения в экуменическое движение у прот. Иоанна Мейендорфа, которому проф. Осипов дает оценку как, «пожалуй, самому выдающемуся богослову XX века» (что предполагает рецепцию идей, потому что у кого еще учиться, как не у лучшего из лучших в данной области). И хотя в экуменизме сам Алексей Ильич уже, похоже, разочаровался (что отрадно), от таких его издержек, как «изменение православного образа мыслей», избавляться, как мы видим, несравненно труднее.

 



[1]http://ruskline.ru/video/2016/aprrel/29/o_zaklyuchenii_sinodalnoj_biblejskobogoslovskoj_komissii_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi/

[2] http://blagogon.ru/news/430/

[3] Здесь и далее курсивом - прямая речь А.И. Осипова на указанном видео.

[4] Цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II.  Изд. «Мартис», 1994. С.44.

[5] преп. Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну. CVII. Цит. по изд.: преп. Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М., изд-во «Институт философии, теологии и истории св. Фомы», 2006. С.299-300.

 [6] Цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго,  архиепископа Александрийскаго. Изд. 2-е, часть 4-я. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. С.121.

[7] Эсхатология проф. МДА А.И. Осипова: генезис и метаморфозы.

 http://ruskline.ru/analitika/2015/08/04/eshatologiya_prof_mda_ai_osipova_genezis_i_metamorfozy/

[8] Цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Изд. 4-е, часть VII-я. СПб, 1902. С.205.

[9] Там же. С.199.

[10] Цит. по изд.: Святитель Григорий Богослов. Том первый. Полное собрание творений святых Отцов церкви в русском переводе. М., Сибирская Благозвонница, 2007.

[11] Цит. по изд.: Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Изд. Санкт-Петербургской Духовой Академии. 1904. Т.10. Кн.1. С.401-406.

[12] Там же. Изд. Санкт-Петербургской Духовой Академии. 1898. Т.1. Кн.1. С.11. 

[13] Цит. по изд.: преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица, или Духовные скрижали. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Ср.: «Преподобный отец указывает на то мнение Оригена, Пятым Вселенским собором в 553 году осужденное, по которому все люди, даже самые нечестивые, и диаволы, претерпевши долгие муки в геене огненной, будто бы очистятся наконец и будут помилованы» (там же: примечание).

[14] Цит. по изд.: Последование в Неделю Православия. СПб, 1904.

[15] «Ранее уже звучавшая мысль о том, что практическая сторона экуменического движения (комплекс мероприятий по «уврачеванию расколов» путем постепенного расширения церковных границ ради воссоединения различных конфессий, разделенных в «темные века» церковной истории) в современном «оптимистическом богословии» находится в прямой концептуальной зависимости от оригенической эсхатологии (что особенно заметно в теологии II Ватиканского собора), мысль эта получила очередное подтверждение в новом цикле лекций профессора МДА Алексея Ильича Осипова» (Эсхатология проф. МДА А.И. Осипова: генезис и метаморфозы).

[16] Комиссия по догматическим вопросам Священного Кинота Святой Горы Афон. Меморандум об участии Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. http://www.bogoslov.ru/text/355452.html 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

94. Прошу обратить внимание!

Судя по фактам, заявлениям, поведению и методам "полемики" - образовалась ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА поклонников профессора МДА А. И. Осипова. Признаки: -отсутствие критического мышления; -неспособность восприятия других точек зрения; -подмена понятий, притягивание и передергивание, приписывание критикам А. И. Осипова того, чего они не говорили; -придумывание разных небылиц и приписывание их критикам А. И. Осипова; -открытая ненависть к тем, кто осуждает учение А. И. Осипова; -деление на своих и чужих, чужие (все не согласные) называются еретиками; -личностное уничижение тех, кто поддерживает критику А. И. Осипова; -привлечение к "критике", яростным нападкам на православных обличителей лжеучения А.И. Осипова разного рода сектантов, маргинальных, двусмысленных личностей, сомнительных ресурсов, в том числе и денежных (долларовых, евровых, шекелевых); -изобретение и навешивание ярлыков, типа "ветхозаветные штанишки", "католики", "иудо - католики"; -требования запретить, заставить замолчать противников А.И. Осипова, предать их анафеме, суду, попытки втягивания в склоку священноначалия; -создание своего, в своем понимании "православного" учения, агрессивное навязывание своего мнения другим; -жестокость, отсутствие внешних признаков присутствия любви к людям, свободная возможность изливать свою ярость на "маргиналов"; - не христианское миросозерцание, гностическая эсхатология, ненависть ко всему мiру, страстное желание ада для крещёных, младенцев, праведников, православных народных масс; -узаконенность лжи по отношению к противникам А. И. Осипова, но не по отношению к своим адептам, ложь, как основное орудие войны с критиками А. И. Осипова, лицемерие; -неукоренённость и неприязнь к церковной традиции. Основу этой партии составляют те, кто называют себя борцами за свободу православного богословия от латинского пленения. Для того чтобы секта стала полноценной ей не хватает одного ГУРУ, пока еще никто не подходил на роль второго. Кто же возглавит такое радикальное течение?! Может быть давний раскольник Кураев? Плоды их работы – РАСКОЛ православных - на партии тех что ЗА и тех что ПРОТИВ. Сатанинская работа. До сих пор НИГДЕ не опубликован сам документ или его скан "Равноапостольный Алексей Ильич", неизвестно кто его подписал. Публикует его сам А.И.Осипов (инициатор клеветнической компании против Православия и ее главный ведущий), на своем сайте, только текст электронного письма якобы пришедшего на его почту вероятно от своего сотоварища Кочеткова. Это не мешает ему утверждать что "заключение" подписал патриарх. До сих пор, - вопящие о своем "истинном православие" не смогли найти и сформулировать ни одного достоверного ФАКТА, не свидетельствующего о ереси А.И. Осипова, проклятой семью Вселенскими Соборами. Только ложь, подлоги, клевета, личные нападки, забалтывание темы.
Лев Хоружник / 05.10.2016, 10:18

93. Ответ на 92., Kiram:

Любая секта начинается с гуру. И вокруг него собираются адепты. Но никак не наоборот! Васькин хоть и скрылся под ником, но от нас ему не скрыться ))
М.Яблоков / 05.10.2016, 08:25

92. Ответ на 89., ИщитеИОбрящите:

Судя по фактам, заявлениям, поведению и методам "полемики" - образовалась СЕКТА противников профессора МДА А. И. Осипова. Признаки:-отсутствие критического мышления;-неспособность восприятия других точек зрения;-подмена понятий, - притягивание и передергивание, приписывание А. И. Осипову того что он не говорил;-придумывание ересей и приписывание их А. И. Осипову;-открытая ненависть к тем кто не осуждает А. И. Осипова;-деление на своих и чужих, чужие (все не согласные) называются еретиками;-личностное уничижение тех кто не поддерживает критику А. И. Осипова; -привлечение к "критике", яростным нападкам на Осипова сектантов, маргинальных, двусмысленных личностей, сомнительных ресурсов, в том числе и денежных;-изобретение и навешивание ярлыков, типа "учение Осипова", "осиповцы", "осипляне";-требования запретить, заставить замолчать Осипова, предать анафеме, суду, попытки втягивания в склоку священноначалия;-создание своего, в своем понимании "православного" учения, агрессивное навязывание своего мнения другим;-жестокость, отсутствие внешних признаков присутствия любви к людям, свободная возможность изливать свою ярость на "еретика";-отрицательное миросозерцание, мрачная эсхатология, ненависть ко всему мiру, страстное желание ада для некрещёных, младенцев, грешников, громадных народных масс;-узаконенность лжи по отношению к А. И. Осипову, но не по отношению к своим адептам, ложь, как основное орудие войны с А. И. Осиповым, лицемерие;-неукоренённость и неприязнь к церковной традиции. Основу этой партии составляют те, кто, называют себя последователями о.Даниила Сысоева.Для того чтобы секта стала полноценной ей не хватает своего ГУРУ, пока еще никто не подходил на эту роль.Кто же возглавит такое радикальное течение?! Может быть давний раскольник Вершилло? Плоды их работы - РАСКОЛ.Православных - на партии тех что ЗА и тех что ПРОТИВ.Сатанинская работа.До сих пор НИГДЕ не опубликован сам документ или его скан "Заключение СББК", неизвестно кто его подписал.Публикует сам Люлька (инициатор клеветнической компании и ее главный ведущий), на своем сайте, только текст электронного письма якобы пришедшего на его почту от СББК (вероятно от своего сотоварища Малера).Это не мешает ему утверждать что "заключение" подписал патриарх. До сих пор, - вопящие "ересь" не смогли найти и сформулировать ни одного достоверного ФАКТА, свидетельствующего о ереси.Только ложь, подлоги, клевета, личные нападки, забалтывание темы.

Что это, если не чушь? Для того чтобы секта стала полноценной ей не хватает своего ГУРУ, пока еще никто не подходил на эту роль.

У Вас он уже есть. Догадываетесь о ком я? Плохи дела, ибо наличие у вас своего ГУРУ нехороший признак. На воре, говорят, шапка горит!
Kiram / 05.10.2016, 05:33

91. Ответ на 89., ИщитеИОбрящите:

образовалась СЕКТА противников профессора МДА А. И. Осипова.

Ага, с богословской комиссией во главе.
Lucia / 05.10.2016, 05:07

90. Ответ на 89., ИщитеИОбрящите:

Этот коммент написал полный тупица в сектоведении. Любую секту в первую очередь характеризует наличие гуру. Вот осиповцы как раз самая настоящая секта. А гуру - А.И.Осипов.
М.Яблоков / 05.10.2016, 03:32

89. Re: «Оправдание» профессора Осипова

Судя по фактам, заявлениям, поведению и методам "полемики" - образовалась СЕКТА противников профессора МДА А. И. Осипова. Признаки: -отсутствие критического мышления; -неспособность восприятия других точек зрения; -подмена понятий, - притягивание и передергивание, приписывание А. И. Осипову того что он не говорил; -придумывание ересей и приписывание их А. И. Осипову; -открытая ненависть к тем кто не осуждает А. И. Осипова; -деление на своих и чужих, чужие (все не согласные) называются еретиками; -личностное уничижение тех кто не поддерживает критику А. И. Осипова; -привлечение к "критике", яростным нападкам на Осипова сектантов, маргинальных, двусмысленных личностей, сомнительных ресурсов, в том числе и денежных; -изобретение и навешивание ярлыков, типа "учение Осипова", "осиповцы", "осипляне"; -требования запретить, заставить замолчать Осипова, предать анафеме, суду, попытки втягивания в склоку священноначалия; -создание своего, в своем понимании "православного" учения, агрессивное навязывание своего мнения другим; -жестокость, отсутствие внешних признаков присутствия любви к людям, свободная возможность изливать свою ярость на "еретика"; -отрицательное миросозерцание, мрачная эсхатология, ненависть ко всему мiру, страстное желание ада для некрещёных, младенцев, грешников, громадных народных масс; -узаконенность лжи по отношению к А. И. Осипову, но не по отношению к своим адептам, ложь, как основное орудие войны с А. И. Осиповым, лицемерие; -неукоренённость и неприязнь к церковной традиции. Основу этой партии составляют те, кто, называют себя последователями о.Даниила Сысоева. Для того чтобы секта стала полноценной ей не хватает своего ГУРУ, пока еще никто не подходил на эту роль. Кто же возглавит такое радикальное течение?! Может быть давний раскольник Вершилло? Плоды их работы - РАСКОЛ. Православных - на партии тех что ЗА и тех что ПРОТИВ. Сатанинская работа. До сих пор НИГДЕ не опубликован сам документ или его скан "Заключение СББК", неизвестно кто его подписал. Публикует сам Люлька (инициатор клеветнической компании и ее главный ведущий), на своем сайте, только текст электронного письма якобы пришедшего на его почту от СББК (вероятно от своего сотоварища Малера). Это не мешает ему утверждать что "заключение" подписал патриарх. До сих пор, - вопящие "ересь" не смогли найти и сформулировать ни одного достоверного ФАКТА, свидетельствующего о ереси. Только ложь, подлоги, клевета, личные нападки, забалтывание темы.
ИщитеИОбрящите / 04.10.2016, 19:16

88. Про Осипова

После видео Осипова, где он рекомендует молодым супругам не зачинать детей, т. к. это может оказаться для них "трагедией", а с помощью современных средств медицины "перехитрить" природу, мне не хочется видеть и слышать этого "богослова".
YES / 11.07.2016, 20:46

87. Re: «Оправдание» профессора Осипова

Святитель Феофан Затворник о вечных муках: http://blagogon.ru/digest/290/ Редакции БО: К сожалению, в своем предисловии вы не обошлись без свойственной известному вашему члену, мягко говоря, вольности, назвав святителя Феофана "нехудшим христианином". (((
М.Е. / 23.06.2016, 09:15

86. Ответ на 80., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

С Праздником Пресвятой Троицы, Александр! Искренне.

С праздником, отец Александр! (простите за запоздалый ответ, только что увидел).
Буздалов А. / 19.06.2016, 19:17

85. Ответ на 83., иерей Илья Мотыка:

По словам преподобного Юстина Поповича "Человеколюбивый Господь пребывая в аду,проповедовал Евангелие всем человеческим душам, не исключая самых грешных, ведь святой Апостол особо указывает, что Спаситель проповедал душам и тех, кто за свою порочность пострадал от потопа (1 Пет. 3:20). Несомненно, души в аду могли ответить на проповедь Спасителя либо ее принятием, либо отвержением, потому что бессмертные человеческие души и в царстве смерти именно потому что человеческие, что обладают человеческими чувствами, человеческим рассудком, человеческой свободной волей. И при чем чувствами, рассудком и свободной волей, несущей в себе опыт и отпечаток земной жизни, что вероятно и оказало влияние на их выбор либо в пользу Христовой проповеди, либо против нее. Еще нечто: если бы души человеческие в аду не имели способность к самоопределению, то разве бы Спаситель проповедовал бы им Евангелие, которое ни силой, не навязывается, ни механически не приобретается, а принимается добровольно? В таком случае проповедь была бы неуместной и излишней. Несомненно то, Что в Господе Иисусе Христе познали Спасителя и Искупителя и приняли Его как Такового прежде всего избранные сыны Израиля, которые еще во время жизни на земле благочестиво Его ожидали и богодухновенно предсказывали". Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви/ Собрание творений преподобного Иустина (Поповича) М. Паломник 2006. т.3 С.194

Именно так. Согласен с преп. Иустином (Поповичем). Только такие могли принять проповедь Господа нашего и выведены Им из ада. Много ли иудеев обратилось к истинному Богу-Троице во время первого Пришествия? Много ли сейчас спасается? Что это за ересь такая, что когда-то кто-то из еретиков нераскаянных и безбожников может быть спасен? Ответы известны. А. Осипов ответит за соблазн, который он посеял в души многих тысяч людей. Желаю ему покаяться и публично отречься от своих лжеучений. Всех православных христиан поздравляю с днем Святой Троицы!
М.Е. / 19.06.2016, 16:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Вячеславович Буздалов
«Наш ответ Чемберлену»
Наиболее адекватным ответом Кремля на удары американскими ракетами стало бы широкомасштабное использование северокорейских войск в зоне СВО, в чем до сих пор Москва была недостаточно решительна
21.11.2024
«Вскормленный в неволе…»
Легализация украинских раскольников и русских расстриг вроде Кураева – это разменная монета для иуд
12.04.2024
«Парадокс китайского мандарина»
Будучи искренно убеждённым, что он изжил все «законные заблуждения юности» и «вернулся к почве», гностический сверхчеловек Нового времени остаётся в демонических сетях всё того же Отступления
21.07.2023
Вторая Крымская
Глава из книги «Вера и война»
19.07.2023
Пиар войны́, или Новая Атлантида против народов мира
О войне за гегемонию Атлантов
11.07.2023
Все статьи Александр Вячеславович Буздалов
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
23.11.2024 14:38
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Фиалковский
23.11.2024 13:59