Русский язык- целая вселенная. А в ней планеты - со своими законами и проблемами. Возьмём тексты эстрадных песен. Как мучаются поэты-песенники над каждым четверостишием. В советское время авторов текстов песен «закормили» деньгами. Самые ушлые и продвинутые авторы получали по несколько тысяч рублей в месяц. Это в то время, когда хороший инженер получал 120 рублей. Естественно, монополия была полная. Московские творцы не знали :какой деликатес попробовать в ресторане, с какой еще балериной или певицей дружить...В свою дружную команду они никого не пускали...штамповали песни почём зря!
Жилось вольготно, но и у них проблемы с нашим великим и могучим русским языком. Например, на самое популярное в песнях слово «любовь» в рифму находилось только кровожадное слово «кровь» и совсем пошлое слово- «морковь». Еще к месту и не к месту приходилось «дорисовывать» в образ любимой героини песни для рифмы слово «бровь». Вместе со словом «кровь» это слово «гуляло» из песни в песню в самых невероятных и немыслимых сочетаниях.
Было еще слово «не прекословь!» Но оно как-то не сочеталось с советским равноправием мужчины и женщины в вопросах любви.
Есть выражение» из песни слова не выкинешь»!Но это неверно. Песенники выкидывали целые слова. Вышеупомянутая «бровь» шествовала из песни в песню в гордом одиночестве, а точнее - как на прицепе со словом любовь. Вторую бровь просто игнорировали.
Из текстов песен было выкинуто целое крыло самолёта. По этому поводу у меня был в жизни один курьёз. Совершенно реальный курьёз из реальной жизни. Он перед вами.
***
В молодости я работал на одном авиапредприятии Крайнего Севера. Командиром был относительно молодой человек - Феликс Иванович. Специалист по гражданской авиации- классный, но чувства юмора и творческого воображения он был лишён начисто.
Как-то я зашёл к нему в кабинет в тот момент, когда по радио звучала песня в исполнении Аллы Пугачевой. Там были слова о том, что без любимого придётся «лететь с одним крылом». Подписывая мне служебные бумаги, Феликс Иванович прислушался, и вдруг шлёпнул ладошкой по столу.
- Нет, ты погляди: как можно летать с одним крылом?- спросил он.
Ну,- робко возразил я. Это же поэтический образ одиночества. Девушка тоскует, то, сё!
-Всё равно, черт знает что! Крыло есть крыло! Это какая-то насмешка! Поэзия - поэзией, но будьте добры - соблюдайте законы аэродинамики!
Во мне проснулся какой-то чертёнок. Захотелось подзадорить командира, и я сказал:
-А может,. это моно- крыло,как у дельтаплана!
-Ну тогда чего переживать? - не понял меня командир. - Лети себе, зачем драматизировать ситуацию!
Я пробовал еще раз вступиться за поэзию и вспомнил одну песню Валерия Сюткина.
-А вот, пожалуйста,- сказал я. -Есть песня, где герой поёт: « поздний час, половина первого... спит автопилот!» То же образ. Все спят и автопилот спит!
-Да, ну?- удивился Феликс Иванович!- Разыгрываешь! И лётчики, видимо, спят и диспетчер на земле дрыхнет!... Да ты знаешь, мил человек, что когда борт на эшелоне, именно автопилот и работает-держит курс!
-Поэтический образ,- вдохнул я и поднял глаза к небу! - в песне есть еще слова «и разогнав крылом туман!»
-Это значит, подлетает самолет к туману и как курица начинает хлопать крыльями?- угрюмо спросил командир.
- Не крыльями, а крылом!- возразил я.
-Опять одним крылом?- уже почти жалобно и грустно спросил командир.
Я в бессилии развел руками:
- Что делать? Управлять двумя крыльями в стихах и песнях никак не получается. А вот еще один образ «сильная, смелая, как лебедь белая! Я становлюсь на крыло! « Опять на одно крыло, заметьте!
А вот песня военных лет:
Пора в путь- дорогу,
Дорогу дальнюю, дальнюю идём
Над милым порогом
Качну серебряным тебе крылом.
У.У.у,- застонал командир.- А потом хлопнул кулаком по столу.
-Но ведь по законам физики, качнув одним крылом, самолёт, качнул и другим, а?- уставился он на меня. Его взгляд выражал отчаяние!
-Да, надо было,наверно, петь по- другому, типа: я тебе крыльями качну и любить тебя начну (мысленно конечно!) -предложил я. -Не волнуйтесь вы так, воспринимайте, как красивый образ...Сегодня одним крылом качнул, завтра будет пролетать, другим качнёт. Здесь -воздушное судно предстаёт как живое существо. Вот, например, в песне Максима Леонидова есть такие строки:
«Где-то далеко летят поезда, самолёты сбиваются с пути»
Командир закивал головой и злорадно засмеялся: - Всё правильно, если поезда летают, то самолёты шарахаются от них и, естественно, сбиваются с пути! А учитывая то, что эти самые самолёты оборудованы одним крылом, и в кабинах - беспробудно спят автопилоты, то не сбиться с пути просто нельзя! Да еще летят, бедные, и крылом туман всё разгоняют, разгоняют! Глядишь, и заблудились.
Ужас какой-то.... Хорошо, что я после школы не пошёл на филолога учиться! Совсем бы этой «поэзией» голову замутил.
И мы, вздохнув каждый о своём, расстались.