Год назад перестало биться сердце Павла Баулина (23.11.1948, г. Горький - 7.06.2015, г. Запорожье) - известного поэта, публициста и политика. Ценители поэзии знают Павла Борисовича как автора семи стихотворных сборников, получивших высокую оценку со стороны литературных критиков. Будучи руководителем Запорожского областного литературного объединения, для многих своих младших по возрасту коллег он стал заботливым другом и наставником. Как яркий, самобытный публицист Павел Баулин раскрылся на страницах областной прессы, но особенно - на посту шеф-редактора всеукраинской газеты «Русская Правда» (2002-2004) и литературного приложения к ней «Живое Слово» (2012-2014). О его гражданской позиции, равно как о его поэтической технике, дает представление стихотворение «Смута» (1992):
Вновь над Отечеством тьма,
Сердце российское сохнет.
Где же ты, Минин Козьма
С чёрной народною сотней?
Пётр! Золотой государь!
Ты ли не сыщешь управы?
Пачкает всякая тварь
Русскую славу Полтавы.
Падаль холуйская рвёт
Бренное тело Союза.
Родина помощи ждёт,-
Слышишь, фельдмаршал Кутузов?!
Жуков Егорий, взгляни,
К власти проведен Нечистый,
Матушку оборони -
Русь попирают нацисты!
Смута, безумие, мрак,
Кровь азиатского мщенья...
Вороны каркают: «Крах!»
Нет, господа! Очищенье!
Чую, сбирается рать
Витязей славных и верных,
Им не впервой очищать
Русскую землю от скверны.
Брату откроется брат
Общим восторгом и грустью.
Ангелы дня воспарят
Над возрождённою Русью.
Боль о судьбе поруганной, распятой Родины заставила Павла заняться общественной деятельностью. Его дебют на этой стезе состоялся в 1992 году, когда он возглавил пикет активистов Запорожского городского общества русской культуры «Русь» против концертов певицы Азизы, косвенно, как нам тогда казалось, виновной в убийстве Игоря Талькова. Авторитет и популярность Баулина были столь высоки, что вскоре его избирают председателем общества «Русь». Избирался он и народным депутатом Украины 3 созыва (1998-2002), причем его соперниками на мажоритарном округе были такие исключительно сильные политики, как Сергей Соболев и Александра Кужель. Становился Баулин и депутатом Запорожского городского совета, причем дважды - в 1994-1998 и 2006-2010 годах. Входил он и в руководство Партии славянского единства, Партии «Русский блок», депутатского объединения «ЗУБР - За Украину, Беларусь, Россию», Прогрессивно-социалистической партии, движения «Народная оппозиция».
К слову, мировоззрение П.Б.Баулина многим казалось странным, эклектичным. С одной стороны, убеждённый сторонник воссоздания самодержавной царской власти и Русской Империи. С другой, не менее последовательный апологет социалистического строя, общественной собственности на средства производства. Он и носил на лацкане пиджака два значка: чёрно-злато-белый романовский стяг и портрет Сталина. Либеральные газетные умники не раз насмехались за это над ним. Но сегодня для всех очевидно, что как минимум за четверть века до наших дней Павел безошибочно, чистым своим сердцем предугадал восходящий смысловой тренд нынешней эпохи: синтез хаотичного пока ещё движения за народную монархию с движением за возрождение социализма. Это теперь аналогичная проповедь протоиерея Всеволода Чаплина, в недавнем прошлом - главы синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества, воспринимается как нечто само собой разумеющееся («Державность, справедливость, солидарность - это три ценности, на основе которых нам нужно строить систему, которая бы объединила монархию и социализм». Цит. по: газета «Славянка», №12, 2015). Но первым тут всё же был Павел Баулин.
Павла Борисовича убила неизлечимая болезнь, одной из причин которой являются нервные перегрузки, хронический стресс. А нервы ему помотали изрядно. Чего стоит хотя бы скандальное исключение (1999) из Союза писателей Украины - под предлогом того, что-де взгляды и действия Баулина носят якобы «антигосударственный характер». Или что-то в этом роде. Хотя, по правде говоря, лично я не представляю себе, каким образом Борисович уживался бы в одной творческой «Спилке» с коллегами, которые не переносили его на дух. Именно об этом - ставшее хрестоматийным стихотворение «Гонителям. 90-е годы».
Опять меня чихвостят спозаранку
Любители навесить ярлыки:
Телеэкранов бледные поганки,
Печатных СМИ навозные жуки.
Подвижники пустот и примитива
Блюстители помоек и болот
Вас хлёстко жжёт стихов моих крапива
Бросает в дрожь метафоры полёт.
Пестрит от взяток ваш провальный мизер,
Соплив шакалий жиденький оскал.
Вот ваш удел: метать дешёвый бисер
Да гадить под высокий пьедестал.
Неистовые жертвы самомненья
Кропят бесплодным семенем листы...
Не плыть амёбам супротив теченья,
Не превратятся в бабочек глисты.
Он знал о том, что финал его жизни близок. При последней нашей встрече Павел говорил мне об этом с невозмутимым прохладным спокойствием. Он не впадал в хандру, а, превозмогая жуткие боли, спешил завершить земные дела. Успел даже издать последний поэтический сборник с характерным названием - «Возлюбленный Смерти» (2014). Данный сборник - по существу, подведение итогов 67-летнего жизненного пути большого русского поэта, каковым, безусловно, Баулин был и есть. Ибо только крупный, не похожий на других талант-самородок мог выхватить из ноосферы такие поразительные строки:
Уже готовясь к вечному убытью
За сущий миг до траурной межи,
Он обвязал своё запястье нитью
Конец свободный мне отдал: «Держи!..»
Затем шагнул с презрительной улыбкой
Туда, откуда возвращенья нет.
Но след за ним скользнул суровой ниткой,
Продетой через тот и этот свет.
Живая нить! Ушедшего причуда
Моей ладони трепет отдаёт...
Так жутко, что сигнал идет оттуда!
Так благостно, что всё-таки идёт.
Павел Баулин умер 7 июня. На следующий день его отпевали в Свято-Покровском кафедральном соборе Запорожья. Проститься с ним пришли те, кто уважал, ценил и любил Павла Борисовича - в т.ч. и те, кто не всегда и не во всем с ним соглашался, с кем у него порой случались конфликты. Зато местные СМИ, за исключением телеканала «Алекс», ни словом не обмолвились о кончине П.Б.Баулина. Конъюнктура нынче не та! Ну да Бог им судья. Отрадно, однако же, то, что незадолго перед «вечным убытьем» Поэт, как и подобает православному христианину, исповедался и причастился. А ещё раньше - искренне простил всех тех, кто наносил ему душевные раны.
Наверное, не только у меня есть чувство невосполнимой утраты от того, что больше никогда на этом свете не увижу Пашу, не поговорю с ним. До сих пор в ушах стоит его голос с неповторимой баулинской интонацией: «Давай, Сергей Владимирович, встретимся после операции. Выпьем коньячку, вспомним былое...». Не встретились больше, увы! Но остались его книги с дарственной надписью. Осталась светлая память о сложном, неоднозначном, но все-таки прекрасном человеке, отмеченным печатью редкого Божьего дара. О Поэте первой величины, что бы там задним числом ни насвистели черноротые «доброжелатели». В том, что в вершинных своих творениях Баулин поднялся до уровня классики, сомнений нет. Оцените, к примеру, его стих «Крещение светом»:
Плод вкусивший с дерева прозренья,
От сует отринув и забот,
Я постиг, что было до рожденья,
И познал, что после смерти ждёт.
Там, за непроглядною завесой,
В лабиринтах Млечного Пути
Я - то грешный странник бестелесый,
То - безгрешный ангел во плоти.
То воитель, то ваятель-гений,
Тень стрелы, петроглиф на скале...
Но когда одно из воплощений
Цепко явит память о Земле,
По канонам Нового Завета,
Давший благочестия обет,
Буду я крещён в купели света
И преображен в Господний свет.
Устремлюсь к родимому созвездью,
Где земные - отчие места...
И с небес прольюсь Благою вестью
О Втором пришествии Христа.
Похоронен Павел Борисович Баулин на Осипенковском кладбище рядом с его родителями. Те, кому дорога память о нём, знают, как найти его последний приют.
Сергей ГРИГОРЬЕВ
1. Вечная память