«Все люди беременны...»

Рассказ из книги «По кому палка плачет. Рязанских юродивых»

0
958
Время на чтение 8 минут

 

Как уже сообщалось на РНЛ, Игорь Евсин издал новую книгу «По кому палка плачет. Рязанских юродивых». Предлагаем вам один из рассказов о юродивой Нюше, которую еще называют юродивая девица Анна. Место и год её рождения, фамилия и отчество не известны. В начале-середине ХХ в. была прихожанкой Скорбященской церкви г. Рязани. Скончалась в 1947 г. Погребена на Скорбященском кладбище. Местонахождение могилы не известно. В основу этого рассказа Игоря ЕВСИНА легли воспоминания его духовного наставника, известного старца, архимандрита Авеля (Македонова), бывшего наместника Иоанно-Богословского монастыря.

 

БОГ ПРОСТИТ

 

В рязанской городской роще на деревянной скамеечке, простенькой, серой, сидели такие же серенькие простые старушки и беседовали на духовную тему. Около них собрались праздные прохожие и, наблюдая за своими детьми, играющими неподалеку, слушали разговор.

 

- Посты, посты надо соблюдать. В этом суть веры православной, - говорит одна из них, - а если посты не блюдешь, то Бог не простит.

 

- Конечно, не простит, - кивая головой, соглашается другая. - А ты, сама-то, все посты блюдешь?

 

- Все до единого. Правда, нарушаю иногда.

 

- Ну, да Бог простит...

 

- Конечно, простит. Ведь я каюсь. Вот в прошлый пост уж так захотелось мне мясца поесть, что не удержалась. Хотела сварить маленький кусочек, а потом думаю: «Что за маленький кусочек каяться, что за большой». Ну и нажарила целую сковороду. За два дня съела, а потом подумала: «Раз уж собралась на покаяние, так лучше сразу за один большой грех покаяться, чем несколько раз за маленькие». Стала молочко пить. Целую неделю пила. Грешно, да что поделать... Бог простит.

 

- Конечно, простит...

 

- Зато я сразу за всё покаялась. Батюшка хоть и сердился очень, но причастил. Старая ты, говорит. Боюсь, без причастия помрешь, а мне ответ держать. Вдруг Бог не простит?

 

- Конечно, не простит...

 

- Этот батюшка-то, который меня причащал, жадноватый. Он, когда причащает, хлебца да винца в ложечку немножко берет. Уж заранее в чашу кусочки поменьше нарежет. А вот владыка наш - тот большими кусками причастие дает! А батюшка жадноватый. Ну, да Бог простит.

 

- Конечно, простит...

 

Вдруг перед беседующими неожиданно, словно из-под земли появилась небольшая, одетая в поношенную телогреечку женщина и приятным тоненьким голоском засмеялась, так, словно ручеек зажурчал. Но взгляд у нее был строгий и колючий. Оттого вид этой женщины был странен.

 

- Эх, кособокие вы, кособокие, - говорила она сквозь журчание смеха, - у нас во дворе собака каялась каждый день, а вчера куском мяса подавилась да сдохла. И покаяться не успела. Прямиком в ад попала! А другая собака в это время говорила, что ее Бог простит. Да сама вслед за ней отправилась. Вот смеху-то было! Каялись каждый день, да в ад попали. А всё потому, что страха Божья в них не было! Ищите, ищите страх Божий, иначе не спасетесь! - воскликнула женщина и вприпрыжку убежала в сторону Скорбященского храма.

 

ПОМОЩЬ КЛИРОСУ

 

После некоторого оцепенения одна из сидящих на серой скамеечке старушек промолвила:

 

- Да ведь это юродивая Нюша была. Она зря ничего говорить не будет.

 

- Вот и обдумайте, чего вы здесь наумничали, и что глупая Нюрка сказала! - хмуро посоветовал какой-то мужчина из собравшихся слушателей. - А то все уши развесили, вот, мол, какие умные разговоры простые старушенции вести могут!

 

Все медленно и молча стали расходиться. Собеседницы переглянулись, и одна из них промолвила:

 

- Пойдем и мы, пойдем в храм. Надо нам по-сурьёзному слова Нюшины с батюшкой обсудить. Она зря ничего говорить не будет.

 

В Скорбященском храме к этому времени собирался народ. Вскоре должна была начаться вечерняя служба.

 

Началась служба, к Нюше подошла регентша и попросила:

 

- Нюша, постой, пожалуйста, сегодня около хора. Служба будет праздничная, хочется спеть получше.

 

Регентша уже давно заметила, что когда юродивая стоит рядом с хором, то он поет особенно вдохновенно.

 

Юродивая Анна заулыбалась и встала около клироса. Стояла там всю службу и вертелась туда-сюда. Казалось, она скучала и томилась длинной всенощной службой. Прихожане смущались и старались держаться от юродивой подальше. «Глупая бабёнка, - думали они, - сидела бы дома, на печи». Но те, кто хорошо знал юродивую, не раз видели ее молящейся в храме задолго до службы. И молилась она так, что удивляла всех своим неземным видом во время молитвы.

 

СВЕТ МОЛИТВЫ

 

Однажды алтарник Николай пришел на всенощную, когда в храме никого еще не было. Свечи еще не зажгли, но из-за правой колонны исходил тонкий странный свет. Откуда он взялся? Подошел потихоньку к колонне и увидел, что свет исходит от Анны, молящейся пред Скорбященской иконой Божией Матери. Услышав, что кто-то подошел, юродивая приняла свой обычный вид, засуетилась, стала ставить свечу на подсвечник и сказала:

 

- Мне надо дома, на печке сидеть. Я ж беременна. Да и все люди беременны.

 

Послушав ее, можно было подумать, что она не в своем уме.

 

Но Николай понял, что Анна юродствует, не хочет, чтоб ее почитали за праведницу. Он знал, что юродивые всегда скрывали свои духовные дары под маской людей, поврежденных умом. Всячески избегали они людской славы, считая, что она может лишить их славы Небесной. Потому свое молитвенное дерзновение никогда не показывали перед людьми.

 

Но в тайной молитве юродивая горела пред Господом, как свеча, до неба доходящая своим нетварным светом. Светом дерзновенной молитвы, исходящей из души, очищенной от человеческих страстей.

 

Когда Николай увидел такой свет от юродивой Анны, то ободрился, потому как шла война и в Рязань вот-вот должны были войти фашисты. Власти уже объявили об эвакуации.

 

Вдруг в храм вбежала запыхавшаяся женщина и воскликнула:

 

- Православные! Мне сейчас было видение о том, что наш город фашисты не возьмут. Святитель Василий Рязанский не допустит.

 

- Господь помилует! - громко сказала юродивая Анна, кладя очередной земной поклон.

 

- Нюша, ну что ты так стараешься, - обратился к ней согбенный старичок, - эвакуацию объявили, а ты всё в какие-то видения веришь.

 

- Господь помилует! - повторила юродивая, всё так же истово кланяясь. Её слова отчетливо слышались в полупустом храме.

 

Некоторые, глядя на нее, покачали головой. Что, мол, с глупой возьмешь.

 

И лишь после службы, придя домой, прихожане Скорбященского храма по радио услышали, что под Москвой началось контрнаступление и в его рамках первый удар был нанесен фашистам под Рязанью в Михайловском районе.

 

Николай, послушав радио, вновь вспомнил свет, исходивший от юродивой Анны во время ее молитвы до начала богослужения и земные поклоны с утверждением «Господь помилует».

 

«Есть еще праведницы и праведники, - возрадовался он, - есть молитвенники и молитвенницы. Вот и в Захарове, говорят, блаженная Полюшка живет, за Россию молится...»

 

И вдруг его пронзила мысль о странном совпадении: «А ведь фашистов-то с Рязанской земли погнали от Пояркова, от деревни, где блаженная Полюшка родилась. Совпадение ли это?»

 

БЛАГОСЛОВИ, БАТЮШКА

 

Когда алтарника Николая должны были рукоположить в дьякона, он очень волновался. И вот однажды на богослужении в Скорбященском храме его попросили читать часы. Так как это было впервые, то Николай читал с запинками. Тогда одна из стоявших на клиросе монахинь говорит:

 

- Что ж ты, Коля, в дьякона рукополагаться собрался, а часов читать не умеешь.

 

Николай был озадачен. И в самом деле - рано ему еще рукополагаться. Пораженный этим открытием, он, не дожидаясь окончания службы, сразу после чтения часов решил пойти к рязанскому владыке, чтобы отказаться от дьяконского сана. Вышел из храма, а навстречу ему идет юродивая Нюша и спрашивает:

 

- Ты, мой приятный, куда идешь?

 

Всех, к кому юродивая хорошо относилась, она называла приятными, а кто был ей неприятен, - кособокими.

 

Настроение у Николая было скверное, разговаривать ни с кем не хотелось, тем более объясняться.

 

- Домой иду, - ответил он хмуро.

 

Тогда Нюша подошла к нему, взяла за плечи и повернула к храму.

 

- Иди на богослужение, молись. И запомни - дьякона часов не читают.

 

Вскоре Николай принял дьяконский сан. И когда после рукоположения выходил из церкви, подошла к нему юродивая Анна и сказала:

 

- Благослови, батюшка!

 

- Да я же, Нюша, не священник.

 

А она ему снова говорит:

 

- Благослови!

 

Смутился Николай, не знал, что и подумать.

 

Но прошла всего лишь неделя, и рязанский владыка рукоположил его в священники.

 

ВСЕ ЛЮДИ БЕРЕМЕННЫ

 

Однажды пришла Нюша на поклонение к могилке блаженной Любушки. А из стоявшей около ее могилки толпы кто-то в шутку ли, всерьез ли, сказал юродивой:

 

- Нюша, ты чего-то болеть стала. Хоть бы замуж вышла, было бы кому ухаживать за тобой.

 

- Нельзя мне замуж, - улыбаясь, ответила юродивая, - я беременна.

 

По толпе, словно комок сухой листвы, гонимой ветром, прошелестел смешок.

 

- Да не только я, а и все вы беременны, - сказала неожиданно серьезным голосом юродивая.

 

- Мальчиками или девочками? - пошутили из толпы.

 

- Душами. Каждый из нас беременен душой. И в день смерти разродится ей. Как из утробы матери выходит человек, так и из тела нашего выйдет душа. И к Богу она придет такой, какой мы ее выносили в себе. Если оскверняли ее злом да блудом, то и в небеса отлетит она оскверненной и блудливой. И там будет искать не Бога, а такие же скверные души. И вечно будет мучиться оттого, что не сможет ни блудить, ни Бога любить.

 

После этих слов юродивая Анна направилась к Скорбященскому храму. Ходила она всегда как-то странно. Со спешкой, немного подпрыгивая. Казалось, что юродивая отталкивается от земли, по-детски пытаясь быть хоть немножечко ближе к небу.

 

У храма она встретила отца Николая, которому предсказала рукоположение во священники.

 

- Ну что, батюшка, теперь ты можешь меня сколько хочешь благословлять, да только мне хочется, чтобы ты не благословлял, а кричал обо мне.

 

Слово «кричать» значило у Нюши плакать, рыдать.

 

- Скоро я, мой приятный, умру. Так ты будешь обо мне кричать?

 

Отец Николай подумал, что она опять юродствует, и, как бы поддерживая тон такого разговора, сказал:

 

- Конечно, буду. Прокричу - как я рад, как я рад, что наша Нюша померла.

 

- Кто ж так кричит? Ты кричи - как мне жалко нашу Нюшу, как мне жалко нашу Нюшу! Ну да что с тебя взять? Некогда мне с тобой лясы точить. До свидания, увидимся мы теперь с тобой там, - юродивая подняла руку и показала пальцем на небо.

 

Через неделю юродивая Анна действительно умерла. Пришла после Литургии домой, легла на кровать, положила на грудь иконки. Позвала маму и сказала:

 

- Я умираю.

 

И умерла. Тихо и незаметно, с прижатым к сердцу образом Спасителя.

 

Источник ИМ Зерна

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Васильевич Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Васильевич Евсин
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48