От редакции. А.С. Пушкин родился 26 мая по юлианскому календарю (Россия жила по юлианскому календарю до 1 февраля 1918 года, когда большевики, привыкшие к жизни в Европе, объявили своим согражданам, что нынче не 1-е, а 14-е). Церковь в день рождения Пушкина праздновала день памяти апостолов Карпа и Алфея. (В Европе и правда тогда было 6 июня, но нам-то какое дело).
Наша Церковь празднует день памяти апостолов Карпа и Алфея, как и во времена Пушкина, 26 мая, но по европейскому календарю сегодня это 8 июня. А нам настойчиво предлагают день Пушкина праздновать 6 июня, как было в Европе в 18 веке (причем на самом исходе, поскольку, когда младенцу Александру был год, с 1800 года в Европе было уже 7 июня).
Поэтому ориентироваться нам надо на церковный календарь, тогда все будет правильно с днями памяти наших писателей, поэтов, музыкантов и художников. Но объяснить это чиновникам и деятелям культуры, лишенным церковного сознания трудно. Поэтому мы у себя на РНЛ стараемся восстановить справедливость и день рождения Пушкина отмечаем как положено, 8 июня, в день апостолов Карпа и Алфея.
***
Нет, не о 12-ом дне июня здесь речь. Для меня «дней России» в году - 365, временами - на день больше, а что до «праздника независимости», то празднуем уже с 1480 года, показав через реку Угру язык хану Ахмату: вот те, казанский сирота, последняя дань! Пора и передышку сделать. Есть в июне день, памятный с 1799 года. Правда, 217 лет тому назад он случился в конце мая, но за эту неразбериху благодарите реформаторов нашего календаря.
События последних лет - Украина, Крым, Сирия, санкции, экономический кризис - настолько наполняют умы и сердца, что всё иное, достойное внимание и отклика, воспринимается второстепенным. Сюда относятся события давние, которые, полагают многие, необязательно помнить. Но помнятся, никуда от них не денешься.
Вот, например, 8 июня исполняется 217 лет Пушкину. И 190 ровно годков тому лету, которое стало последним в абсолютно вольном двухлетии ссыльного острословца. Ведь так называемая «Михайловская ссылка» обернулась небывалой творческой свободой. Спасибо «тирану» Александру I! И от Пушкина спасибо, и от русской литературы. Покоритель Парижа и основатель Царскосельского лицея вольно или невольно (не имеет значения) буквально спас юное, ещё нравственно не окрепшее дарование от развратной, убивающей драгоценное время столицы, переместив его в пространство, наполненное разнообразными впечатлениями.
27-ю годами раньше младенец, крещённый Александром, появился в семье моэора Сергея Львовича Пушкина в Москве. Но зрелого творца художественного слова подарило России позже псковское Святогорье, сельцо Михайловское, что в 5-и верстах от обители.
Некоторые способны на низкий вопрос: «А при чём здесь лирик Пушкин, когда вокруг довлеет суровая «проза жизни»?». Охотно поясню: от Александра Пушкина «пошла есть» не только зрелая поэзия, от лирической до гражданской. Он прозаик и драматург, глубокий публицист, историк и мыслитель. Он действительно «наше всё», о чём догадался ещё при его жизни проницательный Гоголь. Казалось бы, ну что можно заимствовать у Пушкина, ведя речь о нынешних событиях на Украине или на Ближнем Востоке. Не знаю, как обходитесь вы, но я нередко ссылаюсь на Пушкина в своих статьях на злобу дня, вообще, в сочинениях разных по жанру и теме. Но сегодня позволю себе ограничиться своим.
***
Июньским утром, на рассвете,
я, волей Неба трижды дед,
проснусь, бывает, в кабинете,
когда иного места нет.
Сказав адьё своей подушке,
на календарь бросаю взгляд,
чтоб день шестой (родился Пушкин!)
не прозевать, как говорят.
Да, для меня тот день особый
(надеюсь, также и для вас) -
для сердца испытанье-проба
на чувства добрые подчас.
Мечтою, с детства окрылённой,
лечу к Нему. В Святых Горах,
близ храма, у стены белёной
под белым камнем - светлый прах.
Живой, звучит словами, дышит,
ведёт тропой старинных рощ
в обитель под тесовой крышей,
куда паломник всякий вхож.
И каждому дана возможность
с поэтом встречи, тет-а-тет,
Коль с чувством искренним, не ложным,
пришёл сюда, поэту вслед.
Смотри вокруг, внимая гиду,
И вместе с тем - в себя смотри.
Ну как, настроился? Ты видишь
на взгорке сосны? Сразу три.
А Он в рубашке, с непокрытой
бедовой, тёмной головой,
несёт подмышкою корыто -
от Рыбки дар старухе злой.
Меня узрев, рукою машет,
мол, подсоби. Я рад помочь.
Далёк наш путь, средь рощ и пашен
аж к Лукоморью, день и ночь.
... Чтоб видеть так, одно есть средство.
Охотно открываюсь вам:
ступайте с Пушкиным от детства,
внимайте Пушкинским словам.
Когда скитался я по свету,
раскрыл мне пред глазами Бог
в краю полуночном планеты
чудесный псковский уголок.
И я узнал! - Святые Горы
и рощи в пене ветровой,
извивы Сороти, озёра
меж гор в низине луговой,
и дом с белёными столбами,
и круг дерновый во дворе.
Всё это видели вы сами
над тихой речкой, на горе.
А я там мыслями. Стараюсь
услышать оклик. Чую: Он!
Стою, с волненьем озираюсь,
но слышен зов со всех сторон -
от вековых гигантов-елей,
из груды мшистых валунов,
из сада, с липовой аллеи,
с покрытых ряскою прудов.
Под сводами древесной сени
плывут виденья, рифмы звон.
И в очертаниях каждой тени,
куда ни глянь, повсюду Он.
Со светлым днём, соотечественники! Да освободятся наши души хотя бы на тот день от злого!