В 1996-м году, т.е. 20 лет тому назад, был принят Федеральный закон N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Закон нужный, но слова приватизация в нём нет. А суть приватизации есть в действиях музейщиков, якобы, соответственно этому закону. Казалось бы, это невозможно: национальное достояние сделать частным, т.е. принадлежащим конкретным частным лицам. Оказалось, что возможно лицам юридическим, а в них правят люди, очередные. Речь идёт о государственных музеях, которые и оказались суть этими юридическими лицами, а в них есть самочинная монопольная денежная деятельность - мзда за обладание народными шедеврами. И мзда немалая. Казалось бы, а как это касается каждого из нас? Напрямую. Давайте разберёмся по статьям этого закона и по жизни.
Если шедевры - культурное наследие народов (статья 5), а музеи создаются «для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера» (статья 26), то почему дирекция музея извлекает выгоду?
В статье 33 написано, что «Музеи в Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом». А о целях сказано в статье 27 как о сохранении и приумножении музейного фонда. В цели входит и «Публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности». При этом «Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается».
Издание книг об искусстве как раз и входит в эту цель: «просветительной и образовательной деятельности». Так ведь эти книги издают главным образом не музеи, а картины находятся именно в них... В этом и есть вся загвоздка и причина данного расследования в целях наведения порядка с незаконной монополией музеев, которая накладывает преграду и очень удорожает цены на книги по искусству, которые нам так нужны, особенно ныне.
Незаконная монополия? Да. Музейщики ссылаются на закон и в нём на 36-ю статью. Только получается, что эта самая только лишь одна статья 36 входит в полное противоречие с другими уже упомянутыми четырьмя статьями этого же закона. В ней говорится, что «Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов (...) осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев».
Здесь есть две вопиющие несостыковки с деятельностью музеев и несправедливости. Во-первых, просветительскую книгу - задача государства и музеев, равняют с «сувенирной и другой тиражированной продукцией», а ещё и с товарами народного потребления. Значит книга - плод глубоких и особенных образования и трудов писателя, равняется с простой майкой или значком. Во-вторых, «осуществляется с разрешения дирекций музеев» то, что было или подарено народу, или оплачено народом, да ктому же и принадлежит народам (статья 5). И вот увидеть это в книге об искусстве народ-владелец не может без разрешения безызвестного ему очередного директора-временщика. Кроме того, в законе не сказано что условием этого разрешения есть денежная плата, которую устанавливает этот самый очередной директор государственного музея на основания собственного же приказа. То, что не им оплачено, он как бы приватизировал и стал монополистом. Не верится?
Вот небольшой подсчёт на июнь 2016 года. Третьяковская галерея установила следующие цены. Если учитывать, что издательское дело ныне очень трудное из-за безденежья как издателей, так и читателей, то самый обычный тираж книги - 1 000 экземпляров. Именно для этого тиража ненаучной книги цену за одно цифровое изображение какого-либо предмета искусства из собрания музея нужно заплатить 1 320 руб. Изображение это будет «грязное», т.е. над ним нужно будет поработать издателю, заплатив деньги художнику чтобы «почистил». Равнозначно можно не тратиться, взяв изображение из интернета или отснять самому, т.к. временами Третьяковская галерея за плату в кассе разрешает снимать любому посетителю. В интернете изображения для печатни, у которой свои технические требования, не подходят, как правило - их нужно «вытягивать», что делает художник.
Но самое важное в ценообразовании книги - не это. За право воспроизведения одного изображения шедевра, например древнерусской иконописи или давно умерших Крамского или Сурикова, нужно заплатить Третьяковской галерее 2 360 руб. Складываем: 1 320 + 2 360 = 3 680 руб. Тем самым, издателю или писателю нужно заплатить музею только за одно изображение для книги в 1 тысячу экземпляров, т.к. у музейщиков расценки на всё разные. Кстати, во многих странах мира даже вход в музей бесплатный, а в Третьяковскую галерею - 450 руб. Немало. Продолжаем подсчёт относительно книги о шедеврах русского искусства, хранящихся в музее «для народа». Книга просветительская - не майка или значок и прочий товар народного потребления. Если уж её пишет знаток искусства, то одним произведением он не обойдётся, а покажет хоть краткий, но обзор. Допустим среднее число этих снимков для одной такой книги - 160. Тем самым, писатель или издатель должны уплатить ещё только перед печатней за снимки «грязные» - 211 200 руб., а если заплатить музею без них, а только за право воспроизведения, то нужно 377 600 руб. Сколько будет стоить условная книга за 1 экземпляр, если выполнять по закону цель музея - просвещение? Издателю нужно заплатить печатне (за цветные изображения плата высокая), писателю, книготорговой организации и получить выгоду за свои труды. А ведь только из-за Третьяковской галереи на себестоимость каждой книги ложится 589 рублей... Так ведь у каждого музея своё собственное изучение рынка, а по сути - местничество. Цена этой условной книги, а не альбома с изображениями, для покупателя будет порядка примерно двух тысяч...
В итоге 588 800 руб. получит музей только за то, что на основании собственного Устава не народ, а он якобы правопреемник Третьякова П.М., потратившего миллионы рублей и многие годы труда с целью именно подарить народу его же русское искусство. Он занимался просветительством с удовольствием и безвозмездно, о чём хорошо бы помнить музейщикам. Кстати, наследники Третьякова к музею требований не имеют никаких. И вот тут-то и есть одно из главных буквально преступлений Третьяковской галереи, т.к. музей нарушает закон, по которому он обязан работать. Третьяковская галерея не является правопреемницей Третьякова! Она была подарена городу Москве, а потом национализирована на заре советской власти, а по закону, повторяюсь, единицы её хранения - культурное наследие народов (статья 5). К сожалению, сами музейщики считают себя правопреемниками Третьякова, особенно в отделе доходов и цен. Но в законе о музеях нет даже слово такого - правопреемник. Как и слова «плата», как и деньги, цены, в законе нет вообще, т.к. деятельность музея некоммерческая, как это уже было сказано. Нетрудно прикинуть сколько дирекция музея получила мзды за 20 лет... А зарплаты-то у научных работников, занимающихся именно просветительством, были и есть нищие.
Получается, что народный музей, простите, как собака на сене. Так о каком же просвещении может идти речь, если деятельность дирекции музея есть грубое противоречие не только закону о музеях, здравому смыслу, но и совести?!
Допустим, издатель не будет платить музею. А за что?? Для этого предусмотрена статья 37, в которой сказано так, что понимай как хочешь, следующее. Все «несут административную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством». Разберёмся. В данном законе о музеях нет ничего о плате за изображение музейного шедевра, а речь идёт только о разрешении дирекции на воспроизводство. И вот тут дирекция уже самочинно назначает как саму плату, так и её размер. В законе речь идёт о разрешении. Разберёмся.
В Перестройку, много из памятников древнерусского зодчества было передано Русской Православной Церкви. Любой такой храм является таким же памятником искусства как, например, «Троица» Рублёва. Но большинству настоятелей и в голову не приходит брать плату за воспроизведение изображения храма построенного далёкими предками для народа. На ту пору встретилась только одна такая настоятельница, да ещё один запрещавший снимать вообще, правда, в престольный праздник разрешал. Остальные или без требований или требуют своего устного разрешения. Для чего? Для порядка - чтобы непотребства не было, кощунства. Вот такое, думается, разрешение и требует данный закон. Устное. Потому как на письменное разрешение не ни надобности, ни времени и денег. А Кремль можно воспроизводить в печати? Пока никто денег за этот памятник искусства не требовал, хоть он и является музеем...
Как же быть издателям и писателям, если музей их засуживает? Тем самым, неуплативший мзду дирекции издатель за что должен отвечать и по каким законам? Под какую статью он попадёт? Но под эту лавочку Третьяковская галерея делает просто. Например, она не предъявляет требования к владельцам поисковиков интернета, в котором воспроизведены миллионы изображений шедевров русского искусства. Можно и «зубы обломать» на богачах. Нет, дирекция делает попроще, но по-изуитски. Мол, «Курочка по зёрнышку клюёт, а сыта бывает». Допустим, в книжном магазине продаётся книга или календарь, что есть тоже вид просветительства, в котором воспроизведены шедевры из запасников Третьяковской галереи. Представители галереи покупают этот предмет с изображением своей единицы хранения, а потом подают в суд на директора книжного магазина. Он же, в свою очередь, привлекает в соответчики по этому иску несчастного писателя-просветителя. А тот, уже в очередь свою, издателя-просветителя. И так вот по судам таскают и компенсацию собирают. За что?? За самовольно «приватизированные» шедевры, начиная с древних. А на самом-то деле это именно Третьяковская галерея должна отвечать по закону о самоуправстве и незаконных поборах с просветителей искусства.
И после этого кому нужно осуществлять такое просветительство?? Только дирекции Третьяковской галереи, задача которой она и есть по закону. За чужой счёт. Без каких либо усилий с её стороны.
Так что же мы удивляемся, что новых книг по искусству мало, а если и есть, то они дорогущие. При этом современные дети не знают того, что знали их ровесники в советское время. Тогда даже открытки с изображениями из собраний государственных музеев были доступны простому народу и продавались повсюду и широко. За буквально условную плату, особенно по сравнению с ценами нынешними, даже ребёнок мог купить набор открыток с изображениями шедевров и рассматривать по их времени или по жанрам. А ныне в век высоких технологий и доступности широкого просветительства нет, т.к. книгу заменить не может ничто.
Путин сказал, что наша национальная идея - патриотизм. Дорогая уж больно идея-то выходит... Гарри Поттер подешевле будет, чем самое высокое в мiре русское искусство, насыщенное духовностью и мыслью.
1. Re: Давно «приватизированные» сокровища русского искусства в Третьяковской галерее