Две свечи

В день памяти Владимирской иконы Божией Матери

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
551
Время на чтение 30 минут

 

СТАЛИН И НАВУХОДОНОСОР. «ТРОИЦА» И «ЧК». РАССТРЕЛ БЕЛОГО ДОМА. РАЗЛОЖЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С БЕЗВЕРИЯ ЭЛИТ. ДА НЕ СОТВОРИМ НАД СОБОЮ ЧУДА ЗЛОГО

НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ И ВОСПОМИНАНИЯ ВО ДНИ ПОЧИТАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ, бл. вел.кн. ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО, свт. АЛЕКСИЯ и преп. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСКИХ

 

***

 

«СОТВОРЮ ТЯ ЛОВЦА ЧЕЛОВЕКОМ»

 

Еще в начале XIV века Москва была маленьким городком, не представлявшим для завоевателей особого интереса, что позволило ей сохраниться (а заодно укрепиться) во время разгрома Ордой всей русской земли (кроме Новгорода и Пскова)...Помогло упрочению Москвы и время, когда, по свидетельству летописца, «была тишина великая на 40 лет» (от разгрома Твери в 1328 г. до первого похода Ольгерда на Москву в 1368 г.).

Именно в эти годы определилась судьба инока Алексия (память 2 июня н.с.), подвизавшегося в Богоявленском монастыре вместе с братом преп. Сергия Радонежского Стефаном.

На всю жизнь отпечатался в душе Елевферия (такое имя ему дали при крещении) день, когда он в двенадцатилетнем возрасте в жаркий день ставил силки для птиц, задремал - и услышал сквозь сон голос: «Алексие, почто всуе труждаещися? Се сотворю тя ловца человеком».

Родом из знатной семьи Черниговского боярина Феодора Бяконта, переехавшего при княжении св. Даниила в Москву, он в двадцать лет принял постриг с именем Алексия, и трудами своими и благочестием обрел уважение и любовь великого князя Симеона Иоанновича (Гордого) и митрополита Феогноста, который поручил ему ведение церковных дел, а в 1350 году рукоположил во епископа Владимирского...В предсмертном завещании митрополит Феогност призывал духовенство и народ внимать и следовать советам «святого отца Владыки Алексия».

После кончины в 1353 году и митрополита и великого князя Симеона, святитель Алексий был избран собором иерархов и великим князем Иоанном Иоанновичем главой митрополии и отправился в Константинополь, где патриарх Филофей поставил его митрополитом Киевским и всея Руси России...

Нелишне напомнить, что Филофей был учеником преп. Григория Паламы, автором его жития, и учение о «фаворском свете» и умной молитве, сформулированное афонским подвижником, которому посвящается вторая неделя Великого поста, оказало влияние, посредством свт. Алексия, и на его младшего друга и сомолитвенника преп. Сергия Радонежского, который также стал сопричастником Божественного Света.

 

***

 

Много искушений довелось претерпеть новому главе Российской Церкви. На пути в Царьград корабль попал в сильнейшую бурю, и только молитвами святителя все были спасены, он же обещался построить в случае благополучного исхода храм в честь святого, который будет поминаться в этот день.

Корабль цел - невредим вошёл в бухту Золотой Рог в празднование Нерукотворного Образа Спасителя. И появился, по обету, в Москве одноименный храм, со Спасо-Андрониковым общежительным монастырем.

Удивительно, но этот храм сохранился до наших дней и является ныне древнейшим на территории столицы!.. Здесь в 1380 году перед походом на битву с Мамаем молился святой великий князь Димитрий Донской (память 1 июня н.с.). В этом храме еще сохранились фрагменты росписей Андрея Рублева и Даниила Черного. Св. Андрей был похоронен рядом с храмом, хотя точное место не известно.

 

***

Литовские князья в то время старались подчинить Российскую церковь своему влиянию, поставить во главе ее своего человека, и не останавливались ни перед чем.

По возвращении, на посольство Алексия было совершено коварное нападение князя Ольгерда, разграблены все церковные ценности и реликвии, а святителя заточили в темницу.

Верные люди помогли ему бежать, однако чтобы положить конец претензиям литовцев на московскую кафедру, святителю пришлось в 1356 году снова посещать Константинополь, где уже патриарх Каллист подтвердил его право на управление Русской Церковью с титулом «Всечестный Митрополит и Экзарх».

Всеми силами души и сердца святитель Алексий стремился к укреплению православного духа русского народа, сплочению Руси вокруг Москвы, упрочению молодой государственности, во имя будущего освобождения Отечества от иноземного ига.

Святость его была настолько очевидна, что о ней ведали и ордынские властители.

 

***

 

Промыслом Божиим, узнавший о Божиих дарах русского митрополита хан Джанибек велел ему прибыть в Орду - и исцелить слепую его жену ханшу Тайдулу. Ни больше ни меньше! Атеистов тогда не было: раз Бог тебя слушает - значит обязан сделать!

Святитель поначалу восскорбел: от него требовали совершить евангельское чудо!.. Но хан-язычник пригрозил новым нашествием, князья и бояре стали умолять Алексия не отказываться от опасного поручения, выхода не было, и он стал готовиться к поездке, сказав при этом князю: «Прошение и дело превышает меру сил моих, но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - и не презрит Он молитвы веры».

В Успенском соборе Кремля был совершен, со множеством духовенства, молебен Божией Матери перед ракой с мощами чудотворца святителя Петра, и во время этого молебна сама собой загорелась свеча!.. Это было принято как Божие благословение, и взяв с собой остаток этой свечи (а еще маленькие ее части раздав, с просьбой молиться), святитель отправился в опасный путь...

Вскоре Тайдуле приснился сон, будто ее исцелили священники в блестящих одеждах, и она велела изготовить точно такие.

Когда святитель Алексий прибыл, он облачился в поданную ему ризу, зажег чудотворную свечу, отслужил молебен, окропил Тайдулу освященной водой - и она прозрела!.. Вера Джанибека и его жены в силу христианского Бога оказалась не тщетной!

В ризнице Успенского собора долгое время хранилось драгоценное кольцо, подаренное митрополиту Алексию благодарным ханом, а на участке земли в Кремле, принадлежавшем Тайдуле и дарованном ею своему исцелителю, свт. Алексий основал Чудов монастырь, который особенно любил и велел похоронить себя в нем.

***

(Отрадно, что президент Путин стал инициатором восстановления разрушенного в 1929 году монастыря и недавно побывал на этом месте, где археологами выявлены остатки церквей святителя Алексия и Благовещения, а также трапезной. Пока на месте разобранного корпуса разбит парк, но все впереди!).

 

***

 

После смерти Джанибека митрополиту Алексию снова пришлось отправляться в Орду, чтобы ходатайствовать за народ и Церковь перед свирепым ханом Бердибеком, который грозился пойти на русскую землю.

«Видев великий князь твое велие духа мужество, умоли тя поити к безбожному царю Вердевиру: ты же абие шед благими и кроткими словесы зельный гнев его на род христианский утолил еси» (икос 5 Акафиста).

«Безбожный» - мягко и благочестиво сказано: Вердевир - Бердибек убил ради воцарения двенадцать своих братьев (!).Это чтобы представлять, куда и на что шел Алексий...

Здесь пришлось ему участвовать в прениях о вере с мусульманскими богословами, он смог опровергнуть их доводы, поистине богодухновенной беседой с Бердибеком сумел смягчить ханский гнев, мало того - исходатайствовал у него освобождение от непосильных налогов для народа и Церкви и заверения о мире с христианами.

Поистине был наш святитель Божий человек!

 

***

Незадолго до кончины великого князя Иоанна Иоанновича свт. Алексий стал наставником и фактически воспитателем его сына, Димитрия, будущего благоверного князя, впоследствии названого Донским, в котором прозревал вождя, способного повести народ на освободительную борьбу против иноземного ига, собрать и объединить многострадальную русскую землю под властью великих князей Московских.

Соратником и сомолитвенником в этих трудах был ему и младший друг и помощник преподобный Сергий Радонежский, которому он со временем хотел передать руководство Русской Церковью, предвидя будущие нестроения... Мы знаем, что смиренный подвижник отказался от этого, и святитель понял его и не стал настаивать.

«Священная распря» двух великих друзей (так выражается автор жития преподобного св. Епифаний Премудрый) изображена на живописном полотне, которое располагается на пилоне прямо напротив раки с мощами святителя Алексия в Богоявленском соборе (он сохраняет статус Кафедрального и после переноса кафедры Патриарха в воссозданный храм Христа Спасителя в 2000 г.).

Собор не закрывался, в нем много прекрасных икон, особо чтимая - чудотворная Казанская икона Божией Матери 1612 года.

Любит народ и большую икону Казанскую, что справа у входа, в южном Благовещенском приделе, близ свечного ящика: Матерь Божия смотрит прямо в душу, и с укоризной, и сострадательной, призывающей к чистоте любовью... В этом же приделе, прямо над головой - фреска с изображением Спасителя, бережно держащего притихшую на Его руках потерянную овечку. Сколько здесь слез, безмолвных воплей, горячих молитв прозвучало и звучит: «Господи! Спаси и меня, как заблудшую овцу, отбившуюся от стада, исцели больную, прокаженную душу мою, спаси и сохрани!».

В Богоявленском прекрасно, по - уставному читают и поют, и это тоже привлекает сюда многих людей. Однажды я вошел в собор, когда пели «Царю Небесный» и почувствовал, как принизала меня неизъяснимая волна свыше.

 

РОЖДЕСТВО С ПРЕЗИДЕНТОМ

 

Попал я неожиданно, будучи в Москве, и на ставшее известным богослужение праздника Рождества Христова в 1992 г., с присутствием первых лиц государства.

Народу было - не пошевелиться, я стоял близ раки с мощами свт. Алексия, и вдруг во время службы открывается южная диаконская дверь и выходит на солею тогдашнее руководство страны, всем знакомые лица. Впереди встали вице-президент А.Руцкой и В.Зорькин, за ними толпились другие.

Народ, конечно же, глазел на правителей, и это несколько отвлекало от богослужения, которое правил Патриарх Алексий. И я, естественно, краем глаза наблюдал за ними - есть ли хоть намек на веру или так пришли, для «этикета»?

Изредка клал на себя крестное знамение Зорькин, крестился и Станкевич.(Отмечу, что В.Зорькин - единственный из «команды», кто потом, в конце богослужения приложился к мощам свт.Алексия, вместе со всей чередой архипастырей, священнослужителей и мирян).

Где-то уже в полночь прокатился легкий шум: на солее появился Б.Ельцин, торжественно встал с возженною свечою рядом с Руцким и Зорькиным...

Bпервые - после многих десятилетий, глава Государства пришел во храм, это было знаковое событие.

Служба продолжалась, звучала молитва, возносилось праздничное пение: «Христос раждается, славите!»

Через несколько минут президент, неожиданно отделившись от своих соратников, двинулся к ближайшему подсвечнику, в нескольких шагах - и решительно воткнул свечу в одно из гнёздышек.

Воткнуть-то воткнул, но свеча, как мы знаем, так запросто стоять не будет: надо подплавить основание, тогда она пристынет.

И вот через несколько секунд президентская свеча, на которую невольно устремились наши взоры, сильно накренилась, оплавляя стоящие рядом свечи и разрушая ровное гармоничное горение.

Ещё бы немного, и она бы завалилась вообще, если б не появилась монахиня, следившая за подсвечниками. Она быстро вытянула свечу (не зная, что это президентская), подплавила её, поставила, и теперь свечечка спокойно и ровно горела вместе со всеми другими.

Пустячное, конечно, происшествие. Но однако же в малом часто запечатлевается, а то и прообразуется нечто большее.

Даже в такой детали, была, конечно, серьезная и грустная символика - совершенная оторванность власти от Церкви.

 

***

 

При поездках в Москву, я неоднократно в те годы имел возможность бывать на службах Святейшего Патриарха, благо он приезжал почти на все престольные праздники в крупных столичных храмах.

Будет, наверное, еще немало написано и рассказано людьми, знавшими Алексия II близко - о его деятельности в служении Богу и Отечеству, позволившей провести Церковный Корабль в сложнейшую эпоху новой революции, перемен, потрясений, смены президентов и правительств - между многочисленными Сциллами и Харибдами искушений и опасностей...

Мне же хочется сказать о нюансе, всплывшем в разговоре с одним архиереем в преддверии Поместного Собора 2009 года, когда Владыку доняли (как и всех епископов, священников и церковных людей!) вопросами на тему: как вы думаете, кого изберут?.. Преосвященный сказал, что избирает Бог, конечно же, но не без человеческого участия, и наше дело - молиться усердно.

Если вглядеться в историю, продолжил он, можно увидеть, что Господь избирает в каждое время оптимально «наилучшего» для этого времени Предстоятеля Церкви. И добавил: когда избрали Алексия II, мало кто думал, что он будет очень «соответствующим», а он оказался - Великим Патриархом. Вот такое мнение.

 

***

Богоявленский Собор называют и Елоховским, по названию села, которое когда - то здесь было. «Елох» значит ольха, и речка была Елоховец.

А мемориальная доска на входе извещает, что именно в этом храме принял таинство Крещения и стал членом Церкви великий русский поэт А.С. Пушкин.

Само село с храмом известно с XIV века, нынешнее пятикупольное здание построено в 1835-45 г.г. (архитектор Е.Д. Тюрин). Сюда приходил, говорят, и св. Василий Блаженный, он был родом из Елохова...

Однажды на службе я увидел человека в аккуратном костюме, он истово, с благоговением пел «Честнейшую...» и др., когда это позволено молящимся мирянам, только был он... босиком. Потом я видел его еще несколько раз, а вот в последние годы уже не встречал. Жив ли?..

 

ОТВЕДИ ВОЙНУ, ПРЕЧИСТАЯ

 

В начале 90-х возник в столице Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне университет), первый в истории России вуз, обеспечивающий богословское образование для мирян. Он «вырос» из вечерних Богословско-катехизаторских курсов, на которых занимались 450 человек из 120 приходов Москвы и Московской области. Они-то и стали первыми студентами, это был 1992-й год.

А в 1993 г., будучи в очередной раз в отпуске в столице, я проведал, что только что образовано заочное отделение, и сразу пришла мысль: а почему бы не попробовать? Съездил, порасспросил, приемная комиссия заочного деканата тогда, на первых порах, располагалась на втором этаже старенького здания (где сейчас «Троицкая книга», рядом с храмом Живоначальной Троицы на Пятницкой), с покатыми деревянными полами и скрипучей лестницей. Там сидели 3-4 девушки, которые объяснили, что можно подавать документы, а благословение от епархии, которое также требуется, учитывая первый прием, подослать позже.

Экзаменов было три: Закон Божий, в объеме книги протоирея Слободского, сочинение и история России. Я уже подвизался в воскресной школе для взрослых, и особого труда сдать эти экзамены не стоило...

Помню, какая радость была, когда мне выписали зачетку и студенческий билет!.. Мы были первым заочным курсом и курировала нас Алла Львовна Дышко, духовное чадо ректора о. Владимира Воробьева, тоже кандидат физматнаук и замечательная женщина (Царство ей Небесное). При всей ее доброте, она была строга во всем, что касалось учебы, и не давала нам расслабляться... (И списывать на экзаменах).

 

 

Меня зачислили на катехизаторский факультет, а деканом заочного отделения был протоиерей Николай Соколов, из известной священнической династии, настоятель храма свт. Николая в Толмачах (в ограде Третьяковской галереи), где хранится величайшая наша святыня - Владимирская икона Божией Матери.

Тогда, в 93-м, она еще находилась в экспозиции музея.

 

***

 

Сдача приемных экзаменов совпала с октябрьскими событиями, закончившимися расстрелом Белого дома. Я жил тогда у другини - землячки в скульптурной мастерской в Спасо-Песковском переулке, у храма Спаса Преображения: окна подвала мастерской выходили прямо на церковь, она была напротив, метрах в двенадцати через дорогу.

Здесь мы обсуждали горячо, как и вся Москва, как и вся страна, кто прав, кто виноват, ночью постреливали вокруг, потом, когда начался обстрел из танков Белого дома, я пошел на набережную.

Дикое, какое-то ирреальное зрелище: мирный город, солнечный день - и горит-полыхает огромный Дом правительства, загорается окно за окном, черный, вязкий дым выползает и устремляется вверх... и там - люди, живые люди! наши же! известные всей стране, а теперь и миру!..

Неведомо, сколько тогда погибло наших сограждан, в этой несколькодневной маленькой гражданской войне, но однажды в эти дни я вышел ночью проветриться - прогуляться после штудий, где-то в половине двенадцатого, дошел до метро «Смоленская», вышел на Смоленский проспект...

Быстро, спешно прошел наряд милиции: майор с пистолетом в руке, на привязи, с ним еще двое сотрудников, а потом на проспекте появилась машина с мигалкой, за ней милицейский же мотоцикл с коляской, за которым следовал грузовик с прицепом, в каких возят, например, сено...и как-то странно смотрелся будто вздрагивающий от движения груз под брезентом, пока кто-то рядом не сказал с ужасом: это же трупы!..

Колонна, замыкаемая также милицейским мотоциклом, проехала довольно быстро, а мы еще долго стояли молча, а потом разбрелись по домам...

 

***

 

Известно, что наша Церковь, священноначалие предпринимали все возможные усилия, чтобы не дать разгореться насилию, остановить кровопролитие.

Когда шла стрельба с обеих сторон, с белым флагом в сторону Белого дома направился, по благословению Святейшего Патриарха, некий иеромонах в черном одеянии, в центральных газетах публиковался снимок.

Только через семь с лишним лет мы узнали, что этим вестником был архимандрит Феофан (Ашурков), тогдашний заместитель председателя ОВЦС, наш будущий епископ (а ныне митрополит Казанский и Татарстанский).

Он неоднократно встречался, вел переговоры с вице-президентом А.Руцким и председателем Верховного Совета Р.Хасбулатовым.

***

 

Патриарх Алексий II вынужден был тогда срочно вернуться из США, куда он накануне отправился на празднование 200-летия Американской Православной Церкви.

По пути туда он заехал в Магадан, где его с великой радостью встречал весь народ. Сопровождал Патриарха митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, у которого, как оказалось, побывал в колымских лагерях отец...

Тогда северяне впервые услышали об этом.

 

***

3 октября 1993 г. в Елоховском Богоявленском соборе состоялся молебен, который проводил Святейший Патриарх Алексий II в сослужении епископата и священства. Была привезена под особой охраной, в специальном контейнере Владимирская икона Пресвятой Богородицы из Третьяковской галереи.

 

Я помню, как горячо молились Патриарх и все священство, и все мы перед этим святым образом, умоляя Матерь Божию ходатайствовать пред Господом о прекращении смуты и кровопролития.

Потом начали прикладываться к иконе, я подошел, по кругу, два раза, хотел (ревность не по разуму!) и в третий, но меня остановил батюшка: ты уже прикладывался, хватит.

После этого молебна у Патриарха заболело сердце, но главное - молитва Святейшего и всей Церкви была услышана и принята.

Помню, с какой скорбью и жалостью взирала на нас Богородица...

Именно молитва Церкви, ее миссия сыграла решающую роль и погасила пламень вражды, грозивший обратиться в пожар гражданской войны.

 

***

 

Расстрел Ельциным законно избранного парламента, жестокая расправа над Верховным Советом России, пролившаяся кровь многих безвинных людей, попрание решений Конституционного суда открыли путь к прямому беззаконию, которое в многообразных формах привело страну к исходу столетия к угрозе распада.

До сих пор Россия испытывает последствия трагедии 1993 года.

 

***

 

В первый раз я был перед Владимирской где-то года два до этого. Привел впервые дочку в Третьяковскую галерею, и видим - священник появился и остановился у одной иконы, что в застекленной витрине. И мы подошли. Оказывается, был день памяти Владимирской, 3 июня, и мы счастливо угодили на молебен, который тут же, в музее, и состоялся!..

(Это празднество в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.; память спасения от орды хана Ахмата в 1480 г. - 6 июля; принесение иконы в Москву, Сретение празднуется 8 сентября, все даты по н.с.)

Как известно, эту икону, главную нашу святыню, государство очень упорно не отдавало Церкви долгое время. Уже и Указ самого президента был на этот счет, и уже несколько раз назначались сроки, но нет!..

Ученые и музейщики, цепко державшие икону, говорили, что может от изменений температурного режима, влажности и т.д. посыпаться краска, и икона будет безвозвратно утеряна! Люди церковные возражали, что она целое тысячелетие перемещалась по Руси - из Киева во Владимир, из Владимира в Москву, из храма в храм, и ничего не сделалось, и бережет ее особая Божья благодать... Что икона имеет литургическое назначение, а не эстетическое.

Интересно на этот счет свидетельство из жития - «егоже написа Никон Патриарх по повелению Преподобного Елеазара, когда был учеником у него» - преподобного Елеазара Анзерского, в котором рассказывается об Образе Спаса Нерукотворенного: написанный на убрусе и устроенный над входом в церковь, в течение 65 лет «на всяко лето от вара солнечнаго пожизаем, и зноем и мразом, и вихри и дождем, и снегом изнуряем, и цел пребывает, чудесно соблюдаем Божиею благодатию за угождших ради Преподобного Елеазара и ученика его».

Слово ради несет тот оттенок, что благодать Божия, хранящая образ, также подается по силе веры людей.

Может, по вере нашей, ещё неокрепшей - она не отдавалась нам тогда, Владимирская икона?..

Споры закончились, наконец, всеми приемлемым решением: в 1999 году, когда был полностью отреставрирован Толмачевский храм святителя Николая, устроен подобающий температурно-влажностный режим с соответствующим контролем, эту икону, наконец, перенесли в храм, где она пребывает в специальном контейнере и сегодня.

И в этот храм, где хранится великая святыня, всегда можно придти, даже когда нет богослужений, пройти через общий вход и вас пропустят в церковь.

Какое это великое счастье для верующего человека - иметь каждодневную возможность помолиться перед иконой, которая, по преданию, написана самим евангелистом Лукой, которая не однажды спасала Отечество наше от врагов, от порабощения, от бед, с которой с невыразимой нежностью, печалью и надеждой смотрит Сама Богородица, призывающая нас к чистоте, к святости, к истинной любви ко Христу. Ко спасению!

Вот так, просто, взять обычный билет в Третьяковку, в любой день, и прийти к вечности, к нашей самой любимой Матери! Она поможет, Она всегда поможет, утешит, успокоит, утрет нашу слезу...

Многие ли из нас пользуются этой святой возможностью?..

 

***

 

ОТ «ТРОИЦЫ» ДО «ЧК» (Черного квадрата)

 

В толмачевский храм свт.Николая один раз в году, на Пятидесятницу, приносится (бережно, на руках) хранящаяся в Третьяковке подлинная «Святая Троица» преп. Андрея Рублёва.

В постановлении Поместного Собора 1988 г., когда был канонизирован и выдающийся иконописец, говорится: «Через многие иконы преподобного Андрея, особенно через образ «Святой Троицы», ставшей совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется всему миру».

 

***

 

Икона - это «окно» в духовный мир, это «Умозрение в красках» (как выразился в очень интересной одноименной работе 1915 года князь Евгений Трубецкой), помогающее нам приблизиться к изображенному первообразу.

Икона - не «портрет», не аллегория, не иносказание, это присутствие иной реальности. В иконах открывается нам инобытие - та вечная жизнь, о которой молятся православные: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь» (Символ веры).

В иконе нет земных страстей, нет ничего плотского и грубовещественного, материального.

В эпоху св. Андрей Рублева русская иконопись достигла выcочайших вершин, однако уже в XVII в. в церковное искусство стала вторгаться реалистическая живопись, следовавшая западным образцам. Знаменитый раскольник протопоп Аввакум непримиримо писал по этому поводу: «По попущению Божию умножилось в русской земле иконного письма неподобного...».

Протестуя против плотского изображения святых, он говорит: «Старые добрые изографы писали не так подобие святых: лицо и руки и все чувства отончали, измождали от поста и труда и всякия скорби. А вы ныне подобие их изменили, пишете таковых же, каковы сами».

Князь Е.Трубецкой считает, что «эти слова протопопа Аввакума дают классически точное выражение одной из важнейших тенденций древне -русской иконописи...». И далее он пишет в своей работе «Умозрение в красках»: «Икона - не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Что означает в этом изображении истонченная телесность? Это - резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь...».

 

***

 

Процесс апостасии - богоотпадения, все более захватывавший Запад во втором тысячелетии по Р. Х., через «прорубленное» в Европу окно мертвящим холодом вползал все более и в духовную атмосферу России. Идеи материализма, нигилизма, атеизма - биологизма, все более пленяли русских людей, в особенности интеллигенцию - писателей, художников, философов, оказывавших огромное влияние на состояние и течение духовной жизни в стране.

В начале прошлого века этот процесс достиг ужасающих форм. В 1915 г. художник К. Малевич выставил ставшее широко известным полотно под названием «Черный квадрат»...

Глубокую оценку этому «произведению» дал Александр Бенуа. Увидев в этой вещи икону, которая предлагается взамен традиционной и освященной христианской благодатью, он писал: «Черный квадрат в белом окладе - это не простая штука, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик... а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кончится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного, нежного приведет всех к погибели».

Встревоженный Бенуа оказался прав.

Биологизм, плотскость, богоотпадение в красках, по выражению князя Е.Трубецкого, - вот что все более и более захватывало и захватывает в разных формах мир, и ныне претендует на то, чтобы стать преобладающим не только в изобразительном, но и во всех видах искусства, так же как и во всей культуре и жизни современного человечества.

 

***

 

Святые отцы Православия говорят: ум становится тем, что он созерцает. Зрительные образы оказывают чрезвычайно сильное влияние на человеческую душу, особенно детскую, формирующуюся.

Недавно появилась новая наука - видеоэкология. Ученые находят, что формы, изображения, контуры, краски, среди которых живет человек, оказывают прямое воздействие на человеческую психику. Наш глаз устроен так, что ему необходимо созерцать, впитывать как можно больше жизнерадостных красок, линий, контуров - деревьев, гор, всей природы в ее богосотворенной красоте, многообразии и подвижности.

Всякого же рода «кубизм», прямолинейность, жесткость, искусственность (основы, которые идут от «черных квадратов») действуют на душу человека, особенно ребенка, удручающе, обедняя и ожесточая ее. Здесь во многом причины нервозности, болезненности современных городских детей.

А об ужасных последствиях современного кино и видео, открыто культивирующих безобразность, жесткость, насилие - и говорить нечего.

 

О НАВУХОДОНОСОРЕ, СТАЛИНЕ И «ХОДЯЩИХ ГОРДО»

 

Однажды в редакции произошел анекдотический случай. Я попрекнул слегка (будучи зам. редактора) одного журналиста, что он дня три ничего не сдавал из обязательного официоза (ощущалась нехватка). Тот вскинулся: да я вчера только сдал информацию! О чем, спрашиваю. Он задумался, крутнул головой искренно: не помню! - Да ты сам должен знать! - защищаясь, попрекнул он уже меня.

Все мы дружно посмеялись, но я спросил: слыхал он когда-нибудь о Навуходоносоре?

Не слыхал, Библию не читал, и я коротко рассказал ему, что однажды царю этому могучему приснился скверный сон, который он, однако, не запомнил. А потому, призвав всех мудрецов (волхвов, звездочетов-астрологов), объявил им, что видел очень нехороший сон, но не может вспомнить его, и вот они, самые умные и интеллектуальные люди империи, должны сказать: какой он видел сон, и что он означает.

Если они это не смогут сделать, их всех разрубят на куски.

Мудрецы, объятые страхом, сказали: о великий государь, мы можем истолковать любой сон, который приснился тебе, но чтобы объяснить, что значит сон, которого ты сам не помнишь - это невозможно, такого еще не бывало!

Разгневанный Навуходоносор приказал их казнить.

 

***

 

Сон, как мы помним, по промыслу Божию рассказал и истолковал молодой тогда еще пророк Даниил. Для того, чтобы император самого могучего в тогдашней цивилизации царства уверовал, что «правильный», настоящий, имеющий силу Бог - Бог, которому поклоняются Даниил и его товарищи юные Анания, Азария и Мисаил.

Для израильтян Навуходоносор, разоривший их страну и разрушивший Первый храм, был бич Божий, ибо уже не оставалось иных средств для того, чтобы исправить, вернуть к истинной вере этот упрямый, «жестоковыйный» народ, возжелавший служить чужим, «удобным» идолам, а не своему Богу, Который так заботился о нём...

Но и могучего Навухоносора, когда множество иудеев пребывало в семидесятилетнем вавилонском пленении, Бог тоже поучал, и неоднократно.

И все же сила земной власти, абсолютного земного могущества настолько возгревала тщеславие царя, что, как повествует Библия, после другого сна и пророческого предостерегающего толкования Даниила, «По просшествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!..» (Дан. 4, 26-27).

Но не успел он и договорить это, как с неба раздался голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя. И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!».

Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и семь лет он, тронувшись умом, жил как животное, а по просшествии их обрел ум истинный, снова занял престол, еще больше возвеличился, но отныне до конца жизни своей прославлял Бога: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и который силен смирить ходящих гордо».

 

***

 

О том, как Бог смиряет «ходящих гордо», мы хорошо видим из истории своего «вавилонского пленения», начавшегося в 1917 году.

В каком состоянии заканчивал жизнь Ленин, всем известно.

Сталин же некоторым образом подобен древнему Навуходоносору, он действовал и как бич Божий поневоле, с 1943 года дав возможность, в силу необоримых обстоятельств, восстанавливать церковную жизнь в России.

Что творилось у него в душе, ведает только Бог. Неведомо нам, и с каким сердцем отошел он к Творцу, Создателю на суд...Возможно, с молитвой, подобной той, с которой обращался напоследок к Богу владыка Вавилона.

Мы знаем, как погибли Троцкий, Бухарин, Зиновьев и многие другие...

Если народ, в общем, вразумляется посредством власти, которую попускает Бог, как наиболее полезную для него в то или иное время, то и цари-правители, чтобы не «ходили гордо» и не забывали о Боге (тем паче - не боролись с Ним), также смиряются различными обстоятельствами, умягчающими их сердца...

 

***

 

Кстати сказать, например, у одного из самых выдающихся политических деятелей современности, смелого, бесстрашного человека генерала Де Голля третий ребёнок, дочь Анна родилась с болезнью Дауна... И он очень любил это дитя...

Уехав со своим подразделением на сборы за 140 километров от дома, он каждую ночь брал машину и отправлялся к ней, чтобы подержать её, поласкать и возвращался обратно.

В 1940 году, когда генерал вёл танковую дивизию на немцев, он рассказывал полковому священнику: «Поверьте, для отца это очень большое испытание, но для меня это ещё и настоящее благословение. Этот ребёнок - моя радость. Анна помогла мне подняться и над славой, и над неудачами, научила быть выше обстоятельств».

В начале 60-х (Анны уже не было в живых) он говорил своему врачу: «Без Анны, возможно, я не достиг бы того, чего достиг. Она давала мне так много сердца, так много духа». Удивительные, поистине христианские признания великого человека...

 

ЧУДО МОЖЕТ БЫТЬ И НЕДОБРЫМ

 

Как свидетельствует о силе церковной молитвы святой о. Иоанн Крондштадтский: «Церковь, вместе молящаяся, есть великая сила Божия, побеждающая полки демонские и могущая испросить у Бога всякий дар совершенный, всякую помощь, всякое заступление, избавление, спасение. Господь любит и слушает более молитвы, когда мы не в одиночку и не от себя лишь и не о себе одних молимся, а вместе, от всех и за всех».

Но это должна быть именно молитва - сердечная и покаянная. Каждое слово прошения должно проходить через наше сердце - тогда это будет наша молитва.

В канун катастрофы 1917 года во многих тысячах храмах и монастырях собирались массы людей на общую молитву. Но сердца многих, увы, посещающих храм (это слово в данном случае уместно), и внешне участвовавших в богослужении - уже были перестроены, и стремились не к исполнению заповедей Божиих, не к идеалам Евангелия, но к идеалам своего земного бытоустройства, идеалам создания «рая» на земле, которые прививались через лжеучения, хулящие Церковь, через Богоотрицание - начиная с декабристов, нигилистов, «народников» и иже с ними, и заканчивая Львом Толстым, большевиками и анархистами.

Господь говорит: «Сыне, даждь Мне сердце». По сердцам нашим совершаются изменения, чудеса, в том числе - в негативную сторону, мы об этом как-то почти не задумываемся.

Широкий резонанс получил фильм «Гибель Империи. Византийский урок» о. Тихона (Шевкунова), ныне епископа Егорьевского, наместника Сретенского монастыря. В нем в заостренной форме показаны спроецированные на сегодняшнее российское общество проблемы, из-за которых рухнула некогда могущественная и богатейшая Византийская Православная империя. Что называется, один к одному.

Когда в одном из интервью (А.Проханову в газете «Завтра»,позволю процитировать несколько фрагментов, размышления сохраняют жгучую актуальность - авт.) о. Тихону был задан вопрос - в рамках разговора о Российской империи - о роли чуда, «отклика» Божия на наши прошения, он сказал: «Чудо все-таки - не «авось». Чудо созидательно. «Авось» же от лености и ленивой глупости. Основа чуда лежит в законах взаимоотношения Бога и человека. В Псалтири есть слова: «Даст тебе Господь по сердцу твоему» (выделено и далее мной - авт.). Вот когда сердце человеческое или сердце народа чего-то очень сильно восхочет, то Господь дает это. Таков духовный закон. Это может быть нечто доброе, но может быть и злое. Тогда Господь попускает и зло, если оно так желанно человеческим сердцем, его свободной волей...

То, что произошло у нас в 17-м году, было последствием темных, но настойчивых желаний огромного количества сердец в России. И Господь попустил. Это, если хотите, было самое страшное, самое жестокое чудо в истории России, когда народ сам позволил горстке своих врагов буквально за пару десятилетий разрушить величайшую, необычайно могущественную державу...».

И далее о. Тихон, на примере своего монастыря (образованного на месте встречи - Сретения Владимирской иконы Божией Матери) рассказывает о том, что делала настоящая, горячая, сердечная вера русских людей, какими чудесами откликался Господь на такие молитвы...

Говоря о чуде спасения Москвы и всей Руси в 1395 году от нашествия Тамерлана, о. Тихон подчеркивает: «... надо помнить, что это чудо было основано в первую очередь на огромном внутреннем духовном труде, единодушном желании множества сердец, на горячей вере во Христа тысяч и тысяч людей. В тот год летом на Русь шел непобедимый хан Тамерлан с самой лучшей тогда армией в мире, завоевавшей пол-Евразии. А Московское княжество было тогда слабым данником татарского хана Тохтамыша и еще не оправилось от разгрома 1382 года, последовавшего как месть ордынцев через два года после Куликовской битвы. Страшный, жестокий Тамерлан шел, разоряя и сжигая все на своем пути. Он взял Елец и стоял меньше чем в ста километрах от Москвы. Три дня легких конных переходов - и он захватил бы и уничтожил Москву. И тогда встал бы вопрос не только о Московском княжестве, но и обо всем будущем Руси, России.

Молодой московский князь Василий вышел навстречу непобедимой армии с небольшим войском, чтобы доблестно пасть в битве с врагом. Надежда была только на чудо. Тогда бывший в Москве митрополит Киприан, кстати, почти неизвестный, но один из самых выдающихся духовных и политических собирателей Русской земли, послал во Владимир (по совету великой княгини Евдокии, вдовы Димитрия Донского, об этом ниже - авт.) посольство священников за величайшей святыней Руси - чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. 26 августа весь московский люд вышел навстречу этому духовному посольству.

В предместье Москвы, где сейчас стоит Сретенский монастырь, люди встретили икону и опустились перед образом Матери Божией на колени. Как пишут летописцы, люди просили не о себе.

«Матерь Божия, спаси землю русскую!» - вот как записали единодушное желание сердца тысяч москвичей летописцы.

Тогда и произошло то, о чем до сих пор спорят историки.

Во сне Тамерлану явилась Божия Матерь и приказала оставить московские пределы. И Тамерлан, устрашенный этим видением, наутро развернул войска от совершенно беззащитной Москвы и направился на юг, где наголову разбил войска Тохтамыша. Этим он практически освободил Русь от многовекового ордынского ига - так умели молиться наши предки.

Затем Тамерлан направился еще южнее, и в грандиозной битве под Анкарой разбил войско турецкого султана Баязида, чем почти на полвека отсрочил падение Константинополя, который в тот момент уже пять лет был в осаде турков. Сердце каждого человека и сердце народное востребовали вмешательства в свою жизнь высшей силы - и чудо совершилось...».

Воистину: «Даст тебе Господь по сердцу твоему».

 

***

 

Далее в этой беседе, говоря о том, что «сегодня осознание российской имперскости кристаллизируется и формулируется у очень многих людей», о. Тихон подытоживает: «Это простое возвращение к самим себе. А возвращение к самому себе - это ни что иное, как покаяние. Что такое покаяние? Это когда человек освобождается от фантомов, фантазий о себе, перестает себя обманывать. Когда он имеет мужество и силы посмотреть на самого себя такого, каков он есть. Покаяние разрушает ложь и приводит человека к картине порой очень тяжелой и неприглядной, но реальной. Чтобы покаяние было действенным, созидательным, не вело к отчаянию, безысходности, мраку, напротив, давало силы и приводило не просто к жизни, а к Вечной Жизни, оно должно быть обращено к Господу Богу, ко Христу.

Также и Россия. Она может фантазировать о себе очень долго и самозабвенно, говоря о своем либерализме, о своем давнем комплексе - желании быть похожей на Запад, о мечтах пожить как Франция, Германия, Бельгия или Гонконг, - но история говорит нам, что это все лукавые фантазии. И мы будем только такими, какие мы есть. И осмеянная и враждебная для многих мысль о своеобразности и имперскости России, о неповторимости ее пути все больше и больше приходит на ум нашим современникам. Мы понимаем, что это не гордыня или не зашкаленная самооценка, но та историческая реальность, с которой нам жить».

 

***

 

После того, как скончался (1июня 1389г.), не дожив до сорока лет - от ран, полученных на Куликовом поле - князь Димитрий Донской, за малолетством сыновей, стала управлять государством, совместно с боярами его верная и любимая жена великая княгиня Евдокия (преп. Евфросиния, память 30 мая). Именно по её совету была принесена Владимирская икона в нашествие Тамерлана, и Евдокия, с митрополитом Киприаном, боярами и всем народом встречали ей на Кучковом поле.

Замечательная русская женщина - глубоко верующая, кроткая и мудрая, она устроила в Кремле Вознесенский монастырь, в память о муже и Куликовом поле, Евдокия и сама стремилась к монашеской жизни, но увы - лишь за месяц до кончины воплотилась эта её мечта, и она - святая по жизни - отошла ко Господу уже с именем Евфросиния, принятом при постриге...

А до этого она была обязана нести крест государственного служения, и мечтая о черной мантии - в роскошных одеждах участвовать в боярских советах и пирах...Никто почти не догадывался о внутренней, глубинной ее жизни, а внешняя вводила многих в соблазн, так что начались клеветнические слухи, дошедшие до сыновей.

Когда они осмелились сказать ей об этом, мать приоткрыла на груди одежду свою, и они увидели её плоть, изможденную постом и веригами. Потрясенные князья бросились со слезами к ее ногам, прося прощение, но она лишь кротко заметила: «Дети, не верьте никогда внешнему».

А святость ее была такова, что перед кончиной явился ей Архангел Михаил, возвестивший о скором разрешении от земных уз, а сама она одним прикосновением исцелила слепого нищего, которому явилась во сне...

 

ПРИЧИНА КРУШЕНИЙ - БЕЗВЕРИЕ ЭЛИТ

 

Почти четверть века миновало от Ельцинской свечи до Путинской поездки на сегодняшний Афон. Многое изменилось... Но многое и не изменилось.

Президент Владимир Путин, символически запечатленный в императорской стасидии, на сегодня, по сути, и без того является фактически верховным правителем огромного имперского пространства России, со всеми ее радостями и печалями.

На сегодняшний день Россия, возглавляемая им, выполняет поистине роль «удерживающего» от угрозы сползания мировой цивилизации в бездну.

Потому все силы ада брошены на то, чтобы подавить, растерзать, расчленить наше Отечество. А для этого в первую очередь скомпрометировать Президента. И все мы понимаем, что никакого отступления с «их» стороны не будет.

Только сила, мощь, угроза ответного возмездия сдерживает пока неким образом оконтуренное мировое сообщество (с условным брэндом «партнеры»), которому ненавистно неискаженное, православное христианство, еще освещающее, указывающее всему остальному миру путь к Истине, к спасительному образу жития-бытия человека в земном историческом мире.

Мы видим, что президент В.Путин - Богу слава - меняется во времени, по его же словам (хоть ироничным), как верно подмечено и авторами РНЛ: от «менеджера» по управлению государством - к «рабу на галерах», а из этого состояния - к осознанному уже служению православному Отечеству, нашему великому многонациональному русскому народу.

Именно православному, ибо неправославной России не существует (разве только в качестве фантома, симулякра) и не может существовать, это ее онтологическая суть. Именно под покровом неискаженного - православного христианства могут жить в добропорядочности и нравственной чистоте все ее многочисленные народы. Но, выдираясь из прежних реалий, власти нельзя повторять прежние системные ошибки, вот в чем проблема.

 

***

От правящей элиты, ее духовно-нравственного состояния зависит во многом будущее российской государственности.

В упоминавшемся интервью о. Тихон (Шевкунов) говорит: «Глубинная историческая сила Российской империи заключена в первую очередь в осознании своего предназначения: в ее верности Христу и Его Церкви. Пока это будет для большинства абстракцией или даже религиозным бредом, оторванным от реальной жизни, - короче, покуда не будет понимания этой главной исторической задачи, - мы обречены на периоды бурных, но недолгих и провально заканчивающихся историй типа СССР. Механизмом распада всегда выступают вконец разложенные безверующие элиты. В Византии именно предательство и разложение элит стало причиной крушения государства. Абсолютно то же самое случилось и в Российской империи, и в СССР».

***

 

Хочется верить, что все больше людей - в правящих элитах, во всем российском обществе, в народе - понимают это.

Князь Е.Трубецкой, говоря о «Троице» как гениальном художественном воплощении Андреем Рублевым божественных воззрений св. Сергия Радонежского, современника и друга митрополита Алексия, пишет: «В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного...Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнялся той любовью, которая царствует в Предвечном Совете Живоначальной Троицы».

Последуем и мы примеру наших великих святых, которые всегда рядом с нами, аминь.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Павлович Рыжов
«Ангелам Своим Он заповедает ...хранить тебя на всех путях твоих...»
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
Дай нам, Господи, веру как у тунгуса!..
23 сентября/6 октября - память свт.Иннокентия Московского
05.10.2024
Смотри в Евангелие – «А больше нигде правды не будет!..»
О колымском узнике из Глинской пустыни преп. Андронике (Лукаше). К 50-летию преставления преподобноисповедника (1974 г.)
21.09.2024
50 оттенков «многонациональности»
3. Которая быстро перетекает в русофобскую мультикультурность. Авторы и исполнители
17.09.2024
50 оттенков «многонациональности»
2. Которая быстро перетекает в русофобскую мультикультурность. Авторы и исполнители
15.09.2024
Все статьи Станислав Павлович Рыжов
Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59