Клыков... Память!

К десятилетию кончины

Вечная память  Екатеринбургские останки  Русская цивилизация 
0
839
Время на чтение 8 минут

 

Память. Время. Жизнь. Люди. Встречи. Образы... Память. Жизнь. Вечность... Жизнь Вечная в Боге... Объемные Слова у каждого человека в сердце наполнены пульсирующим содержанием.

Издревле в Церковно-Славянском Языке слово «Память» означает Богослужебное произнесение Имени - у Жертвенника на Проскомидии, пред Престолом на сугубой ектенье во время Литургии, у кануна на литиях и панихидах.

В государственном Старо-Русском Языке понятие «Память» в первую очередь обозначало завещание умершего, распоряжение человека о своем наследии. Но и тут была духовная подоплека: кто получал часть наследия, нравственно обязывался вспоминать Имя ушедшего благодетеля. В объеме понятия «Память» присутствует некий орбитальный круговорот между земным, духовным и вечным...

Позавчера - 31 Мая исполнилось 70 лет моему Другу и Соратнику Леониду Донатовичу Симоновичу-Никшичу. Многая и благая лета ему!

Сегодня - 2 Июня - десятая годовщина страдальческой и вместе с тем блаженной кончины Вячеслава Михайловича Клыкова. Вечная Ему Память!

В том вселенском выражении - Вечная Память - есть и моя крохотная доля: Донатыч познакомил меня с В.М.Клыковым 24 Мая 1992 года во время торжеств открытия монумента Святых Равноапостольных Учителей Славянских Кирилла и Мефодия... Мы тогда на Славянской площади с Леонидом Симоновичем-Никшичем, Борисом Кондратьевым, Валерием Архиповым и другими братчиками Братства Святого Царя-Мученика Николая держали большой транспарант с Иконой Государя Николая Александровича, а также фотографиями истерзанных и распятых тел Сербских Младенцев-Новомучеников Вуковарских.

С того момента предстоял большой этап моей судьбы, многолетнего и многообразного сотрудничества с Вячеславом Михайловичем. В великом Клыковском всенародном наследии - художественном и общественном - есть моя доля, и мой христианский долг с благодарностью вспоминать его святое имя Вячеслав снова и снова...

В давней статье игумена Алексия (Рождественского) «Православный Царизм - идеология грядущей России», опубликованной в год кончины великого русского скульптора, есть большое программное рассуждение о четырех факторах, которые содействовали возрождению и развитию монархических идей в современном российском обществе. Такими факторами являлись, во-первых, массовое народное движение за церковное прославление Святых Царственных Мучеников в России, во-вторых, борьба против подлога с так называемыми екатеринбургскими останками, в-третьих, деятельность приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева) и, наконец, многообразня общественно-политическая борьба В.М.Клыкова. Вот выдержки, раскрывающие значение личности одного человека в недавней истории:

«Четвертым существенным фактором, который обезпечивал развитие значительной части российского православно-монархического движения в годы губительных реформ и медленного опамятования от них, считаю своим долгом назвать общественно-политическую деятельность в 1992-2006 годах...замечательного русского художника Вячеслава Михайловича Клыкова... Вячеслав Михайлович всю свою репутацию и высокое положение в художественном истеблишменте положил на алтарь Русского Царизма. Успешный и востребованный в верхах скульптор, перед которым - после фигуры Гермеса у Хаммеровского центра - широко открывалась карьера с постоянными заказами, карьера, не менее благополучная и оплачиваемая, чем, скажем, у самого задействованного в современной Москве скульптора, предпочел этот широкий путь деятельности православно-монархического общественного деятеля... В.М.Клыков принес в жертву общественно-политическому служению Царской России всё, что имел, - респектабельную репутацию, большую карьеру, свои деньги, силы, здоровье, творческое время и свою искреннюю любовь, свою искреннюю убежденность....Душа Вячеслава Михайловича уже предстала Богу и Его Суду. И земной путь его общественно-политического служения Господу и Отечеству открыт всем в чистоте общего личного замысла и последнего деяния - проведения восстановительного съезда Союза Русского Народа. Последние годы он знал, что смертельно болен. Напряжением всех своих духовных и душевных сил, мощной волей подлинного русского человека он яростно сопротивлялся болезни. Но больше не лечебными процедурами и дорогостоящими операциями, хотя, видимо, мог бы себе позволить лечение в лучших заграничных клиниках и отдалить свою земную кончину ещё на несколько лет. Нет, он продолжал заниматься творчеством и напряженной общественной деятельностью до последних недель своей жизни....Художественный размах монументалиста был свойственен и всем его общественным начинаниям....Выражаясь языком советской эпохи, В.М.Клыков был «романтиком» Православной Монархии, «энтузиастом» Русского Царизма, а обращаясь к современному молодежному сленгу, можно сказать, что он был «упертым» и «крутым» православным монархистом, русским националистом, черносотенцем образца 1905 года. Сейчас, осматривая в обратной - иконной ретроспективе православно-монархическое русское народно-освободительное движение 1988-2006 годов, можно безо всякой льсти сказать, что Вячеслав Михайлович Клыков был самой заметной и известной мiру фигурой Русского Православного Царизма за этот период. Конечно, среди лидеров, идеологов и деятелей Православного Монархизма были и есть люди исключительные, уникальные, без которых просто невозможно представить Царское служение нашего Отечества в эти годы... Ни одной фигуры - более известной окружающему мiру, более известной политической элите современной России, более яркой и значимой для российской общественности, без учета мiровоззренческих симпатий различных страт этой общественности, более художественно самобытной, кроме В.М.Клыкова, наше православно-монархическое движение не знало и пока не знает. Он не был в буквальном значении этих понятий - нашим общепризнанным лидером и вождем. Но для мiра он все эти годы был нашим лицом. Лицом характерным, своеобычным, благородным и честным. За одно это мы должны быть благодарны Богу в своей памяти о Вячеславе Михайловиче».

В общее полотно общественно-политической деятельности В.М.Клыкова неприметно вплетена ниточка моего личного взаимодействия с ним. Вряд ли в многолюдье общения первого массового праздника Славянской письменности и культуры 1992 года В.М.Клыков хорошо запомнил меня, хотя его цепкая образная память художника, несомненно, позволила ему узнать меня, когда в Январе 1993 года Л.Д.Симнонович-Никшич нас с В.В.Архиповым привел к В.М.Клыкову для переговоров по организации Первой международной научно-практической и богословской конференции «Государственная Легитимность» по проблемам дорасследования убийства Царской Семьи в свете криминалистики, государственного права, исторической истины и Евангельского вероучения.

По-настоящему масштабные русские люди, большие, великодушные русские люди, которые не носятся со своей масштабностью, как с писаной торбой, сразу узнают среди малых и неприметных соотечественников «своих» и по серьезному делу, обращенному к ним, не рассусоливают, не осторожничают, не дипломатничают, а тут же переходят к сути вопроса. В моей жизни и общественной деятельности подобных Русских Человеков я встречал наперечет. Сразу возникает образ приснопамятного Сергея Артамоновича Лыкошина! Несомненно, к таковым относятся Александр Андреевич Проханов, Владимиры Николаевичи Осипов и Крупин... С того же благодатного Русского Поля обильным колосом был и Вячеслав Михайлович Клыков!

Л.Д.Симоновичу-Никшичу даже не пришлось напоминать Клыкову, что нас с ним знакомил на Празднике Славянской письменности и культуры. Клыков разговаривал с нами как с давними и надежными соратниками. Он тут же понял, что проблема так называемых екатеринбургских останков, проблема угрозы мистического подлога - архиважная. И ни на секунду не дал нам почувствовать себя в роли назойливых просителей. Содержательную сторону конференции мы с ним тогда вовсе не обсуждали. Он тут же показал нам и предложил для проведения форума только что отреставрированный зал в Черниговском особняке, отметил только:

- Нет стульев.

Подсказал:

- Можно занять их в соседней школе. Там же можно организовать обед...

Всё!

Мы с Валерием были в восторге от такого приема, вышли совершенно окрыленные... 9 Марта 1993 года В.М.Клыков сам открыл нашу конференцию, которая продолжалась три дня и стала началом масштабного общецерковного процесса противоборства мистическому подлогу с лжемощами, который продолжается до сих пор, теперь под эгидой друга и соратника Вячеслава Михайловича - Владыки Тихона (Шевкунова).

На конференции 1993 года была учреждена Общественная комиссия по данному вопросу, заседания которой при непременном участии В.М.Клыкова чаще всего проходили именно в Черниговском переулке. На одно из наших заседаний он пригласил председателя Конституционного суда Валерия Дмитриевича Зорькина. После заседания было скромное застолье. Помнится, В.Д.Зорькин поднял тост за Клыкова и отметил, что образ нашего великого скульптора у него прочно даже внешними чертами ассоциируется с личностью адмирала Колчака, который был верховным покровителем расследования цареубийства в 1918-1919 годах.

 

Адмирал А.В.Колчак

В тех словах не было даже тени лести или преувеличения. И, на мой взгляд, неоценимый вклад В.М.Клыкова в грядущее и неизбежное законное дорасследования убийства Святых Царственных Мучеников ничуть не меньший, чем вклад адмирала А.В.Колчака и генерал-лейтенанта М.К.Дитерихса. И в самом деле, в непреклонно волевых, в резких чертах их красивых лиц - Колчака, Дитерихса, Клыкова - есть несомненная схожесть.

 

 

Генерал-лейтенант М.К.Дитерихс

В связи с той же темой вспоминается другой эпизод. Мы подготовили сборник материалов Первой конференции «Государственная Легитимность» и заседаний Общественной комиссии к публикации, принесли В.М.Клыкову макет с намерением просить денег на издание... Клыков полистал макет и задал только один вопрос:

- Почему у Двуглавого Орла в лапах нет Скипетра и Державы?

- Тут воспроизведен опричный герб Царя Иоанна...

Дополнительных объяснений не потребовалось, даже до нашей просьбы о деньгах он сразу же выдал нам миллион рублей...

- Больше пока не могу...

Сумма по тем временам весьма солидная и почти достаточная для осуществления издания. Мы с Архиповым были счастливы. И так без лишних слов и уговоров В.М.Клыков всегда помогал нам в общих делах. Потом недостающее нам добавил игумен Алексий (Рождественский), и книжка в Сентябре 1994 года своевременно увидела свет. Почему своевременно? Об этом тоже сказано в статье отца Алексия, которая уже цитировалась выше:

«В рамках Первого объединительного монархического съезда в Октябре 1994 года В.М.Клыков провел Вторую научно-практическую конференцию «Государственная Легитимность»... В спокойной обстановке «клыковского» центра Славянской письменности и культуры в Черниговском переулке уже второй раз встретились специалисты различных профилей. В первую очередь это были московские и питерские криминалисты, часть которых отрабатывали политический заказ по «доказательству» подлинности так называемых «екатеринбургских останков», а другие очень авторитетные ученые излагали свои веские доводы, что эти останки никак не могут принадлежать Царской Семье... Праздничным мероприятием в Колонном зале всей стране В.М.Клыков продемонстрировал, что монархическое сознание современных русских людей живо и умножается. А конференцией «Государственная Легитимность» исполнил благословение Владыки Иоанна (Снычева), которого он чтил с сыновним почтением и любовью и постоянно стремился поддерживать связь с ним как напрямую, так и через ближайших сотрудников Владыки».

Масштаб грандиозной личности Вячеслава Михайловиче и как великого русского скульптора, и как великого подлинно государственного, державного российского мужа виден сейчас, но в ещё большем величии он раскроется в неизбежно грядущую эпоху Русского Православного Самодержавного Царства. Память его из века в век!

 

2 Июня 2016 года

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Часть вторая. Просьба молитвы об узнике
15.12.2024
Реформа языка в начале ХХ века стала диверсией против Великорусской культуры
Стоит ставить вопрос о законодательной охране Церковнославянского языка
07.12.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Вечная память
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
С вечностью наедине
Размышления о лирике Н. Коновского (22.11.1955 - 8.12.2024)
15.12.2024
Добрый юмор и сердечность
Памяти Н.К.Старшинова (6.12.1924 – 5.02.1998). К столетию
10.12.2024
Все статьи темы
Екатеринбургские останки
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Бывшему следователю СКР Владимиру Соловьёву и Ольге Рябовой отказано в защите чести и достоинства первооткрывателя могилы в Поросёнковом Логу под Екатеринбургом
27.12.2024
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
В защиту Святейшего Патриарха Кирилла, священнослужителей Московской епархии и православных христиан
13.12.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Мы добились серьёзных результатов»
О главных итогах 2024 года в законодательной защите семей с детьми и семейных ценностей
27.12.2024
Болезнь этноса
Что такое фаза надлома, и как она протекала в России
27.12.2024
Трагедия деревни
Был нарушен многовековой, привычный крестьянский уклад жизни
27.12.2024
Мы должны понять, что мы – воины Христовы
Но впереди нас ждут новые страдания
27.12.2024
«Важнейшая внешняя угроза – агрессивная экспансия Запада»
Опубликовано Соборное слово XXVI Всемирного русского народного собора
26.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21