Память. Время. Жизнь. Люди. Встречи. Образы... Память. Жизнь. Вечность... Жизнь Вечная в Боге... Объемные Слова у каждого человека в сердце наполнены пульсирующим содержанием.
Издревле в Церковно-Славянском Языке слово «Память» означает Богослужебное произнесение Имени - у Жертвенника на Проскомидии, пред Престолом на сугубой ектенье во время Литургии, у кануна на литиях и панихидах.
В государственном Старо-Русском Языке понятие «Память» в первую очередь обозначало завещание умершего, распоряжение человека о своем наследии. Но и тут была духовная подоплека: кто получал часть наследия, нравственно обязывался вспоминать Имя ушедшего благодетеля. В объеме понятия «Память» присутствует некий орбитальный круговорот между земным, духовным и вечным...
Позавчера - 31 Мая исполнилось 70 лет моему Другу и Соратнику Леониду Донатовичу Симоновичу-Никшичу. Многая и благая лета ему!
Сегодня - 2 Июня - десятая годовщина страдальческой и вместе с тем блаженной кончины Вячеслава Михайловича Клыкова. Вечная Ему Память!
В том вселенском выражении - Вечная Память - есть и моя крохотная доля: Донатыч познакомил меня с В.М.Клыковым 24 Мая 1992 года во время торжеств открытия монумента Святых Равноапостольных Учителей Славянских Кирилла и Мефодия... Мы тогда на Славянской площади с Леонидом Симоновичем-Никшичем, Борисом Кондратьевым, Валерием Архиповым и другими братчиками Братства Святого Царя-Мученика Николая держали большой транспарант с Иконой Государя Николая Александровича, а также фотографиями истерзанных и распятых тел Сербских Младенцев-Новомучеников Вуковарских.
С того момента предстоял большой этап моей судьбы, многолетнего и многообразного сотрудничества с Вячеславом Михайловичем. В великом Клыковском всенародном наследии - художественном и общественном - есть моя доля, и мой христианский долг с благодарностью вспоминать его святое имя Вячеслав снова и снова...
В давней статье игумена Алексия (Рождественского) «Православный Царизм - идеология грядущей России», опубликованной в год кончины великого русского скульптора, есть большое программное рассуждение о четырех факторах, которые содействовали возрождению и развитию монархических идей в современном российском обществе. Такими факторами являлись, во-первых, массовое народное движение за церковное прославление Святых Царственных Мучеников в России, во-вторых, борьба против подлога с так называемыми екатеринбургскими останками, в-третьих, деятельность приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева) и, наконец, многообразня общественно-политическая борьба В.М.Клыкова. Вот выдержки, раскрывающие значение личности одного человека в недавней истории:
«Четвертым существенным фактором, который обезпечивал развитие значительной части российского православно-монархического движения в годы губительных реформ и медленного опамятования от них, считаю своим долгом назвать общественно-политическую деятельность в 1992-2006 годах...замечательного русского художника Вячеслава Михайловича Клыкова... Вячеслав Михайлович всю свою репутацию и высокое положение в художественном истеблишменте положил на алтарь Русского Царизма. Успешный и востребованный в верхах скульптор, перед которым - после фигуры Гермеса у Хаммеровского центра - широко открывалась карьера с постоянными заказами, карьера, не менее благополучная и оплачиваемая, чем, скажем, у самого задействованного в современной Москве скульптора, предпочел этот широкий путь деятельности православно-монархического общественного деятеля... В.М.Клыков принес в жертву общественно-политическому служению Царской России всё, что имел, - респектабельную репутацию, большую карьеру, свои деньги, силы, здоровье, творческое время и свою искреннюю любовь, свою искреннюю убежденность....Душа Вячеслава Михайловича уже предстала Богу и Его Суду. И земной путь его общественно-политического служения Господу и Отечеству открыт всем в чистоте общего личного замысла и последнего деяния - проведения восстановительного съезда Союза Русского Народа. Последние годы он знал, что смертельно болен. Напряжением всех своих духовных и душевных сил, мощной волей подлинного русского человека он яростно сопротивлялся болезни. Но больше не лечебными процедурами и дорогостоящими операциями, хотя, видимо, мог бы себе позволить лечение в лучших заграничных клиниках и отдалить свою земную кончину ещё на несколько лет. Нет, он продолжал заниматься творчеством и напряженной общественной деятельностью до последних недель своей жизни....Художественный размах монументалиста был свойственен и всем его общественным начинаниям....Выражаясь языком советской эпохи, В.М.Клыков был «романтиком» Православной Монархии, «энтузиастом» Русского Царизма, а обращаясь к современному молодежному сленгу, можно сказать, что он был «упертым» и «крутым» православным монархистом, русским националистом, черносотенцем образца 1905 года. Сейчас, осматривая в обратной - иконной ретроспективе православно-монархическое русское народно-освободительное движение 1988-2006 годов, можно безо всякой льсти сказать, что Вячеслав Михайлович Клыков был самой заметной и известной мiру фигурой Русского Православного Царизма за этот период. Конечно, среди лидеров, идеологов и деятелей Православного Монархизма были и есть люди исключительные, уникальные, без которых просто невозможно представить Царское служение нашего Отечества в эти годы... Ни одной фигуры - более известной окружающему мiру, более известной политической элите современной России, более яркой и значимой для российской общественности, без учета мiровоззренческих симпатий различных страт этой общественности, более художественно самобытной, кроме В.М.Клыкова, наше православно-монархическое движение не знало и пока не знает. Он не был в буквальном значении этих понятий - нашим общепризнанным лидером и вождем. Но для мiра он все эти годы был нашим лицом. Лицом характерным, своеобычным, благородным и честным. За одно это мы должны быть благодарны Богу в своей памяти о Вячеславе Михайловиче».
В общее полотно общественно-политической деятельности В.М.Клыкова неприметно вплетена ниточка моего личного взаимодействия с ним. Вряд ли в многолюдье общения первого массового праздника Славянской письменности и культуры 1992 года В.М.Клыков хорошо запомнил меня, хотя его цепкая образная память художника, несомненно, позволила ему узнать меня, когда в Январе 1993 года Л.Д.Симнонович-Никшич нас с В.В.Архиповым привел к В.М.Клыкову для переговоров по организации Первой международной научно-практической и богословской конференции «Государственная Легитимность» по проблемам дорасследования убийства Царской Семьи в свете криминалистики, государственного права, исторической истины и Евангельского вероучения.
По-настоящему масштабные русские люди, большие, великодушные русские люди, которые не носятся со своей масштабностью, как с писаной торбой, сразу узнают среди малых и неприметных соотечественников «своих» и по серьезному делу, обращенному к ним, не рассусоливают, не осторожничают, не дипломатничают, а тут же переходят к сути вопроса. В моей жизни и общественной деятельности подобных Русских Человеков я встречал наперечет. Сразу возникает образ приснопамятного Сергея Артамоновича Лыкошина! Несомненно, к таковым относятся Александр Андреевич Проханов, Владимиры Николаевичи Осипов и Крупин... С того же благодатного Русского Поля обильным колосом был и Вячеслав Михайлович Клыков!
Л.Д.Симоновичу-Никшичу даже не пришлось напоминать Клыкову, что нас с ним знакомил на Празднике Славянской письменности и культуры. Клыков разговаривал с нами как с давними и надежными соратниками. Он тут же понял, что проблема так называемых екатеринбургских останков, проблема угрозы мистического подлога - архиважная. И ни на секунду не дал нам почувствовать себя в роли назойливых просителей. Содержательную сторону конференции мы с ним тогда вовсе не обсуждали. Он тут же показал нам и предложил для проведения форума только что отреставрированный зал в Черниговском особняке, отметил только:
- Нет стульев.
Подсказал:
- Можно занять их в соседней школе. Там же можно организовать обед...
Всё!
Мы с Валерием были в восторге от такого приема, вышли совершенно окрыленные... 9 Марта 1993 года В.М.Клыков сам открыл нашу конференцию, которая продолжалась три дня и стала началом масштабного общецерковного процесса противоборства мистическому подлогу с лжемощами, который продолжается до сих пор, теперь под эгидой друга и соратника Вячеслава Михайловича - Владыки Тихона (Шевкунова).
На конференции 1993 года была учреждена Общественная комиссия по данному вопросу, заседания которой при непременном участии В.М.Клыкова чаще всего проходили именно в Черниговском переулке. На одно из наших заседаний он пригласил председателя Конституционного суда Валерия Дмитриевича Зорькина. После заседания было скромное застолье. Помнится, В.Д.Зорькин поднял тост за Клыкова и отметил, что образ нашего великого скульптора у него прочно даже внешними чертами ассоциируется с личностью адмирала Колчака, который был верховным покровителем расследования цареубийства в 1918-1919 годах.
Адмирал А.В.Колчак
В тех словах не было даже тени лести или преувеличения. И, на мой взгляд, неоценимый вклад В.М.Клыкова в грядущее и неизбежное законное дорасследования убийства Святых Царственных Мучеников ничуть не меньший, чем вклад адмирала А.В.Колчака и генерал-лейтенанта М.К.Дитерихса. И в самом деле, в непреклонно волевых, в резких чертах их красивых лиц - Колчака, Дитерихса, Клыкова - есть несомненная схожесть.
Генерал-лейтенант М.К.Дитерихс
В связи с той же темой вспоминается другой эпизод. Мы подготовили сборник материалов Первой конференции «Государственная Легитимность» и заседаний Общественной комиссии к публикации, принесли В.М.Клыкову макет с намерением просить денег на издание... Клыков полистал макет и задал только один вопрос:
- Почему у Двуглавого Орла в лапах нет Скипетра и Державы?
- Тут воспроизведен опричный герб Царя Иоанна...
Дополнительных объяснений не потребовалось, даже до нашей просьбы о деньгах он сразу же выдал нам миллион рублей...
- Больше пока не могу...
Сумма по тем временам весьма солидная и почти достаточная для осуществления издания. Мы с Архиповым были счастливы. И так без лишних слов и уговоров В.М.Клыков всегда помогал нам в общих делах. Потом недостающее нам добавил игумен Алексий (Рождественский), и книжка в Сентябре 1994 года своевременно увидела свет. Почему своевременно? Об этом тоже сказано в статье отца Алексия, которая уже цитировалась выше:
«В рамках Первого объединительного монархического съезда в Октябре 1994 года В.М.Клыков провел Вторую научно-практическую конференцию «Государственная Легитимность»... В спокойной обстановке «клыковского» центра Славянской письменности и культуры в Черниговском переулке уже второй раз встретились специалисты различных профилей. В первую очередь это были московские и питерские криминалисты, часть которых отрабатывали политический заказ по «доказательству» подлинности так называемых «екатеринбургских останков», а другие очень авторитетные ученые излагали свои веские доводы, что эти останки никак не могут принадлежать Царской Семье... Праздничным мероприятием в Колонном зале всей стране В.М.Клыков продемонстрировал, что монархическое сознание современных русских людей живо и умножается. А конференцией «Государственная Легитимность» исполнил благословение Владыки Иоанна (Снычева), которого он чтил с сыновним почтением и любовью и постоянно стремился поддерживать связь с ним как напрямую, так и через ближайших сотрудников Владыки».
Масштаб грандиозной личности Вячеслава Михайловиче и как великого русского скульптора, и как великого подлинно государственного, державного российского мужа виден сейчас, но в ещё большем величии он раскроется в неизбежно грядущую эпоху Русского Православного Самодержавного Царства. Память его из века в век!
2 Июня 2016 года