«...и увидел я новое небо и новую землю»
Иоанн Богослов (Откр. 21, 1)
Простым смертным не дано зреть будущее. Однако же нет греха в попытках разобраться в абсолютных условиях строительства Нового мира.
- - -
Кратко напомним о неких принципиально значимых позициях строительства Новой России, о которых мы ранее говорили.
Автор убежден, что корень зла, несущий беды людям, сегодня весьма надежно спрятан от общественного сознания. А проблема состоит в том, что отсутствует повсеместное признание самого главного - социальный мир может быть только общинным, жизнеспособность же общин определяет их, особым образом обустроенный, духовный центр.
Если в стране нашей не будут созданы совершенные Общины, жизнь которых основана на ценностях Православия, то болезненно-разрушительные процессы в ее устройстве, в конце концов, окончательно разрушат его. Ибо - это и есть тот дефект, который в течении веков не позволял народу нашему реализовать полной мерой свое предназначение. Без Общин, в которых Церковь устанавливает надежную связь всего народа с Богом, страна утрачивает свои жизненные силы, утрачивает должную динамику развития. А нет полнокровного социального развития страны - нет государства. Без полнокровной духовной жизни страны, народы, империи рано или поздно обязательно уйдут в небытие.
И все возражения против повсеместного создания Общин могут быть сняты после осознания того, что обязательно следует различать общины традиционные и Общины, которые будут иметь особым образом организованный «ядерный» центр и который, собственно, и сделает их «живыми». Их название будем писать с большой буквы.
А далее автор вынужден сделать утверждение как бы не по своему статусу: «Без живых Общин не может быть создана полноценная система становления личности, без них не может возникнуть адекватная система государственной власти, равно как не может состоятся истинное единение народа нашего на основе Православия».
Сказанное означает еще и то, что формула: «Православие - Самодержавие - Народность» невыполнима в принципе, если общественное сознание не примет идею создания Общин. Идею, о которой недвусмысленно рассказано в Священном Предании. Функция этих Общин - достижение безукоризненно совершенного развития человека и общества. Не могут угаснуть страна и народ, которые живут в согласии с Господом Богом.
Обо всем этом будет разговор отдельный, однако же здесь попытаемся раскрыть уровень обоснованности означенного утверждения...
Итак, по мнению автора, суть решения основных социальных проблем России - это создание образцов-эталонов живых Общин и их тиражирование...
Есть представления о сердечном центре человека, а есть понятие - «сердце народа». На сердечный центр человека можно указать. А как указать на сердце народа? Где оно «спрятано»? Как это ни странно, но на самом деле понятие «сердце народа» - это реальность не сегодняшнего дня, а нашего будущего. Только с появлением Общин, которые будут иметь духовный центр, станет понятным то, где «сердце народа» находиться и именно тогда появится возможность разобраться в том, как оно формируется-совершенствуется. Если нет Общин, которые обладают своими духовным центром, значит нет у народа постоянной прямой и обратной связи с Господом Богом, то есть нет истинного «сердечного центра» народа, а есть нечто иное...
На языке науки Духовный центр Общины мог бы называться ее «ядерно-генетичским» аппаратом.
И еще раз, чтобы не забыть: Община - это абсолютное условие существования любого государства, любого народа. Если нет Общин, то сначала государство теряет свое естественное здоровье, а затем уходит в небытие.
Автор солидарен с мнением о том, что ключевой вопрос существования нашей страны - это полнокровное возвращение Православия в духовные конструкции России. Только это обстоятельство позволит ей выполнить свое историческое предназначение. Представляется, что это утверждение постепенно станет обязательной аксиомой для мыслящей России. Равно как и утверждение о том, что только Община способна превратить Россию в полноценную Православную цивилизацию.
Однако же, не смотря на жизненно важное значение Православия для России и для всего мира, мечту о его полном возрождении в рамках Русско-российской империи, наш политический мир относит к утопии.
Соответственно, следует сделать тот ряд суждений и расчетов, которые позволили бы показать масштаб проблем повсеместного становления Общин в России. Эти расчеты дали бы основание для вполне конкретных выводов о возможности полнокровного возрождения Православия в нашей стране.
- - -
Сегодня большинство социологов считает, что основная единица социальной жизни является семья. Вот характерное суждение на эту тему. «Все многообразие общественных отношений и институтов находится в прямой зависимости от главного союза человеческих особей - семьи. Появление человека на свет, формирование его сознания и моральных качеств происходит на этой «фабрике» человеческих личностей.
В здоровом обществе семья обеспечивает главную функцию - рождает детей, формирует из них личностей, обладающих сознанием, и прививает им моральные авторитеты.» [1].
Объясним почему это не так. Основной «элементарной единицей» социальной жизни должна быть структура: Семья-Община. Если она будет правильно организованна, то общество получит инструмент, способный формировать безукоризненно совершенную психику человека, инструмент позволяющий формировать безукоризненно совершенный властно-управленческий аппарат государства, и плюс к этому в стране появится совершенный механизм, способный объединять народ в праведном действии. То есть само существование структуры Семья-Община позволит исцелять буквально любые социальные болезни. Почему?
Все дело в том, что сегодня, по механизмам передачи родовой памяти, в структуру почти каждой семьи вошло множество проблем, которые как бы на уровне инстинкта принуждают человека совершать греховные поступки и, значит, принуждают его подчинятся «болезням судьбы». «Фабрикой» человеческих личностей может быть только система Семья-Община. Ибо одна семья не в состоянии справится с валом калечащих жизнь событий, но с ними может справится живая Община и только она и никакая иная базовая социальная система.
Именно поэтому при создании совершенной Среды развития детей, структура Семья-Община - это есть абсолютное условие существования естественно-здоровой социальной жизни.
И речь, конечно же, не идет о создании системы безоговорочного подчинения личности коллективу. Речь идет о только о принципах создания системы развития личности человека. Этот процесс всегда будет ущерблен, если ребенок будет находиться вне совершенного коллектива.
Творческий труд - это обращение-требование к личности, оно всегда индивидуально. Творчество требует от человека полной отдачи всех качеств его личности в их полноте и развитости. Успех в творческой деятельности человека прямо зависит от способности всех составляющих его личности, а они целиком зависят от его детства. Если он был погружен в условия Полноты бытия Общины, то совокупная мощь его творческого начала будет наивысшая...
Идея создания живых Общин имеет множество аспектов и мы постараемся взглянуть на эту проблему с различных точек зрения.
Итак, необходимо создание условий, которые позволила бы каждому ребенку пройти все этапы полноценного становления личности.
Нужно помнить, что страх делает ребенка неврастеником, а неврастения может передаваться в поколениях, передаваться по механизму сохранению родовой памяти.
И нужно помнить, что если ребенок попадает в условия депривации, то его психика становится пожизненно неполноценной и эта неполноценность может передаваться следующему поколению по механизмам сохранения родовой памяти. Социум же, состоящий из миллионов «бракованных деталей», не может быть здоровым, не может строить совершенную семью, не может создавать удовлетворительную систему развития для следующего поколения детей.
Депривация и неврастении - это бич современного общества, это основание всех видов социального зла. То есть для того чтобы ребенок получал все для полноценного становления личности, необходимо создание полноценной Среды развития человека.
Внимательное изучение этого вопроса приводит к выводу уже хорошо известному нашему читателю - Полнота бытия человека невозможна без создания живых Общин. Ибо одна семья, без помощи совершенного социального организма, не в состоянии справится с проблемой «заражения» духовной матрицы родовой памяти семьи. Стереть разрушительный негатив из Книги жизни семьи-рода возможно только благодаря совершенной духовной организации Общины, в которую встроена семья.
Только в пространстве Общины, возможно создание Среды обитания некого множества людей, которая имеет совершенную связь с Господом Богом и, значит, жизнь в Общине - это жизнь людей погруженных в благодать Духа Святого. Это означает, что у каждого из детей Общины будет обязательно сформирован духовный разум, которым воспринимается неискаженная реальность мира. Главная функция Церкви - это установление связи человека с Богом. Община же - это и есть та социальная конструкция, которая позволит Церкви полной мерой выполнить свое предназначение.
Таким образом получается, что только через Общину у людей появляется возможность охвата большинства сограждан России Духом и Буквой Православия.
Итак, еще раз, без Общины невозможно создать безукоризненно совершенную систему становления личности человека. Но не только в этом состоит абсолютное значение общинного устройства страны. Следует с предельной четкостью понимать, что без организации живых Общин невозможно исполнение мечты сограждан наших о совершенной форме государственного управления. Почему? По той простой причине, по которой невозможно полноценное управление страной одним человеком, если в ней проживают сотни миллионов граждан.
Один человек может успешно управлять коллективом, состоящим из семи человек. Соответственно, теоретически управленческая вертикаль государства должна строится исходя из этой особенности психики людей. Однако же, если аппарат власти-управления государства будет подчиняться этому правилу, то он станет непомерно сложно-громоздким...
Это суждение делает уместным обращение к естественной природе. Например, мозг человека управляет триллионами клеток, которые живут в одном организме. Мозг никогда бы не справился с этой задачей, если бы организм не имел клеточную организацию. Клетка - это самостоятельная единица жизни. Она имеет собственные обязательные(!) границы, она, в силу своей совершенной организации, способна сама управляется с потоками вещества, энергии и информации. Если мы, например, представим, что все клетки организма потеряли бы свои границы-мембраны и превратились бы в неорганизованные потоки молекул, то управлять бы организмом как единым целым было бы невозможно в принципе.
Только клетка способна совершать чудо превращения неживых молекул, атомов в части живой системы. Она способна управлять ими, а системы управления живыми клетками в многоклеточном организме, успешно выполняет свои задачи лишь потому, что существует низшее звено управления, принадлежащее клеткам.
Точно также и любое государственное управление невозможно довести до логического совершенства до тех пор, пока нация не обрела «клеточное», то есть общинное строение.
- - -
А для того чтобы представить глубинный смысл необходимости создания Общин развития и для того, чтобы понять почему социальная жизнь без них рано или поздно полностью прекратиться, уместно суждение о эволюционном появлении клеточных форм жизни с опорой не только на религиозное, но и на научное представление об этом процессе.
Поговорим об этом.
Для науки нет более сложной загадки, чем загадка происхождения жизни на Земле.
Ну и пусть с ней разбираются ученые естествоиспытатели. Социология и политология не должны иметь к этой проблеме никакого отношения, скажут нетерпеливые гуманитарии. Между тем именно обсуждение этой проблемы позволит выйти на ряд ключевых позиций понимания глубин социальной жизни. Без осознания сути такого рода проблем теряется контекст развития жизни на Земле и, соответственно, зависают любые социальные теории.
Мы не будем пересказывать даже в популярном виде суждения на эту тему специалистов, которые опираются на факты, полученные экспериментальной биохимией, или на теоретические положения, которые опираются на синергетику.
Просто обратим внимание на некий ряд обстоятельств, которые сопряжены с этой проблемой. Оценка уровня их сложности позволяет гораздо увереннее обсуждать физические явления, которые могут происходить только под влиянием мира метафизического. Именно осознание наличия неразрываемой связи между видимым и невидимым мирами позволит предельно точно представить пути естественного социального развития.
Что должны знать гуманитарии о биопоэзе, то есть о проблеме происхождения жизни на Земле? Они должны знать, что как только возникли условия для жизни на нашей планете - она возникла очень быстро. (Конечно, в масштабах геологических эпох). А еще будем помнить следующее:
1. Появление жизни должно начинаться с возникновения границы, которая отделяет клетку от внешней среды, а граница эта не имеет смысла без встроенных в нее приемников информации, поступающей из внешнего мира. Они обладают способностью ее передавать в определенные управленческие структуры клетки, которые, в свою очередь, также должны откуда-то появиться. Это, в частности, означает, что в одноклеточном микроорганизме обязательно существуют механизмы внутренней перестройки, которые включаются в работу в согласии с получаемой извне «разведывательной» информацией. Запомним: нет границы, нет жизни. (Практически сразу же становится понятным смысл слома границ в Европейском союзе - некие силы стремятся с корнем вырвать европейскую цивилизацию. Зачем? Так ведь на Земле должно остаться 500 млн. человек. Нужно убрать всех, кто способен возражать слугам зла).
2. Граница клетки обладает набором «пропускных пунктов», то есть как бы «таможенных барьеров», для селективного отбора из внешней среды нужных для нее веществ.
3. Клетка обязательно должна обладать способностью воспроизводить существа, подобные себе.
4. У нее непременно работает система постоянного притока энергии для всех ее функций.
5. Она должна уметь вовремя «засыпать», то есть при неблагоприятных внешних обстоятельствах, она должна уметь впадать как бы в безжизненное состояние, но при этом сохранять все потенции жизни.
6. Клетка не сможет существовать, если в ней не происходят процессы рекомбинации, репарации и репликации ДНК, а также редактирования РНК, равно как и процессы постсинтетической модификации белков. Самое интересное так это то, что эти внутриклеточные явления аналогичны школьному образованию. Это процессы буквального «воспитания» молекул...
Но откуда все это взялись одновременно?
Согласно с представлениями современной науки, все перечисленное должно появиться одновременно и случайно. Более того, все составляющие живой клетки, случайно возникнув, должны попасть в некое конкретное пространство и случайно самособраться.
Между прочим, даже самая примитивная клетка устроена много сложней современного компьютера. Представим, что все детали компьютера умудрились случайно самособраться и попасть в некую коробочку, которая способна колебаться-вибрировать, в результате чего в этой коробочке могли бы произойти процессы случайной самосборки всех деталей в компьютер, а далее откуда-то случайно появилась энергосеть на 220 вольт, да к тому же в памяти компьютера сама по себе появилась нужная программа, и в результате этот прибор бы заработал. Для кого? Зачем?
Понятно же, что персона, которая все это будет утверждать, да еще будет выдавать все это за науку, наверняка покажется вам странной...
Каждый, кто задумался над проблемой возникновения жизни с позиции науки, обязательно примет к сведению все перечисленное и задаст себе главные вопросы по этой теме. Если же он ответит, что все живое - это особым образом зарегулированные электронные облака и ничего более, то он сразу же попадет в ловушку, из которой выбраться невозможно. Либо он будет вынужден утверждать, что система, по сложности много превосходящая современный компьютер, должна для чего-то случайно самособраться, либо он поймет, что все живое неотрывно связано с, пока что неведомыми для нас полями духовного мира, которые управляются Господом Богом...
Нелепо игнорировать многотысячелетний религиозный опыт сотен миллионов людей...
Сегодня развитие многих наук буквально заблокировано из-за боязни ученых «взглянуть фактам в лицо».
Все сказанное о грандиозном событии биопоэза, то есть о появлении жизни на Земле, должны быть дополнено представлениями о следующем, столь же принципиально значимом событии - возникновении клетки, которая имеет оформленное ядро и которые, тем самым, получают возможность формирования многоклеточных существ.
И, наконец, самое главное, наконец то, для чего мы говорили и о биопоэзе, и о биологических клетках, и о сущностных чертах биологического развития.
Для того чтобы произошел качественный переход в социальном развитии, общественное сознание уже сегодня может усвоить со всею однозначностью, что грядет третий сверхзначимый, третий обязательный этап развития жизни на Земле - это создание социальных живых клеток, которые бы имели всю атрибутику органично единой живой системы. Человечество подошло к тому этапу социальной эволюции, в согласии с которым общественная жизнь закончится трагедией, если не будут созданы живые Общины. Их отличительная черта - наличие ядерно-генетических структур. Именно это обстоятельство позволит Церкви полной мерой выполнить свое предназначение - установить надежную связь социального мира с Богом. Создание живых Общин - это абсолютный этап становления на планете нашей «новой земли и нового неба».
Увы, автор повторяется, однако же затронутая проблема слишком значима и нельзя допустить чтобы что-то было недопонято.
Речь идет о социальной организации единственно приемлемой для людей. Должна быть создана единственно достойная Среда обитания человека, а это есть Среда, которая обеспечивает прочно-неразрывную связь социума и человека с Господом Богом.
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян. 4, 32-33).
Формирование естественного социального мира - это становление «одного сердца народа». Начало же этого процесса должно происходить через создание Общин.
- - -
Все мы хорошо понимаем, что сумма частей целого не даст целое. Все отдельные части зерна, смешанные в нужных пропорциях, зерна не дадут. Они не способны включить синхронно множество потоков веществ в замкнутом пространстве живой системы. Это можно сказать и об Общине. Ключевая роль в ее создании должна принадлежать Церкви. Создание живого социального организма - это задача крайне сложная. Однако же, конечно, читатель хорошо знает, что «с Божьей помощью возможно всё» - главное, чтобы дело было богоугодное...
Так вот, все перечисленное о биологии клетки полезно знать социальной инженерии, поскольку, суждение о совершенных социальных системах не могут не опираться на представления о клетках биологических...
И снова о главном. Человека делает человеком его надежная связь со своим духовным миром, надежная связь с Господом Богом. Эта связь устанавливается благодаря живой «антенне», благодаря некому «приёмо-передаточному» механизму, который будет бесперебойно работать, лишь тогда, когда у человека полностью сформировался духовный разум. Так ведь он должен надежно-гарантированно взяться у великого множества совершенно различных, зачастую далеких от религии людей. Откуда? Только живая Община обладает полным набором «технологий» формирования способности человека воспринимать Истину, воспринимать мир через религиозное сознание...
А вот слова о. Тихона (Шевкунова), которые рвут душу, которые многими воспринимаются крайне болезненно. «В Священном Предании нашем говорят: Суд Божий начнется с Дома Божия - с Церкви. Опять же, это мое личное мнение, но все беды России от нечестия и неблагочестия Церкви. Нет у меня в том никакого сомнения. Вы вспомните предреволюционную ситуацию. Ведь что такое были духовные семинарии? Это были рассадники революции. Я уже не говорю о семинаристах Микояне, Джугашвили и так далее. В ректоров стреляли семинаристы. Некоторые семинарии были закрыты Синодом из-за того, что это были громадные революционные кружки...» [2, с. 190].
Трагические события истории не могут не повторятся в худшем варианте. Они обязательно будут повторяться до тех пор, пока не будет разработан механизм их предотвращения...
Представляется очевидным, что без полнокровного возвращения Православия в Россию, она будет обречена на уничтожение. А единственный надежный способ возрождения и повсеместного распространения нашей религии - это строительство Общин.
Я не писатель, я простой смертный прихожанин православного прихода, если бы мне было дано умение «глаголом жечь сердца людей», то я был бы убедителен, я бы нашел нужные слова, для того, чтобы рассказать сильным мира сего о том, что есть главное Общее Деле России.
И в окружении автора нет писателей, способных сказать самые главные слова о возрождении России.
Увы, непостижимо сложна судьба с виду совершенно очевидных идей.
Когда же я читаю Священное Писание, то со всею однозначностью понимаю, что без создания живых Общин путь социального мира в Царствие Божие будет закрыт...
И уместно вспомнить суждение о будущем отца Тихона (Шевкунова) . «Как это всеобщий мир и справедливость установятся Господом? Это непостижимо для нашего ограниченного ума, а это ведь будет. Мир ждет именно Царствие Божие.
Построение подобия Царствия Божьего на земле - это и есть цель общества.» [2, с. 234].
Да, да - это, конечно же, верно. И в главной молитве христиан есть нужные слова об этом. Однако же чтобы эта мечта народа нашего стала реальностью, необходимо включить естественные механизмы достижения этой цели. Для этого необходимо знать, что все живое настраивается по образцам и воспроизводит образцы. Вот и нужно научиться создавать такие образцы социальной жизни, которые бы соответствовали ожиданию всех народов России и мира. Без создания совершенных Общин-эталонов, которые затем будут тиражированы, наша страна окажется в глухом тупике. Эту цель можно достичь соединив волю Бога с волю народа нашего.
А о желании и о воле народа должны рассказать адекватные писатели!
Это задача культурной политики страны! Поэтому о ней должен идти серьезный разговор в среде священнослужителей.
Желание и воля народа управляют жизнью России. Желание и воля народа удивительным образом подчиняются деятелям культуры, в первую очередь художникам, писателям и священнослужителям. К этой мысли необходимо привыкнуть. Ведь многие считают, что банкиры управляют миром и Россией, но это, пока что, не так. Пока что миром управляют художники, поэты и священники. Необходимо чтобы они это знали и чтобы служба их была в полном согласии с волей Бога...
[1] http://ruskline.ru/special_opinion/2016/aprel/prosvewennyj_tradicionalizm/
[2] Архимандрит Тихон (Шевкунов). «С Божьей помощью возможно все! О вере и Отечестве.» М. Изборский клуб, Книжний мир, 2014, с. 190.