5 октября 2014 года в Малоярославце, малой Родине автора настоящих строк, открыт памятник священнику Василию Васильковскому, первому в России и единственному из пяти тысяч полковых священнослужителей награждённому орденом Георгия Победоносца за мужество проявленное боях с армией Наполеоновской Франции. Событие было приурочено к 202 годовщине сражения под Малоярославцем в октябре 1812 года, в котором принимал участие священник. Исход этой битвы стал началом разгрома Великой армии, потерей ею стратегической инициативы и отступления Наполеона, первого в истории его войн и сражений. Для оставшихся в живых после Малоярославецкого сражения воинов Великой армии, как они вспоминали, «исчезла всякая надежда на скорое прибытие в богатые и ещё не затронутые войной провинции» (1)
Малоярославецкий музей 1812 года открывается большой картиной художника баталиста А. Аверьянова «Сражение за Малоярославец 12 (24) октября 1812 г.». Художник Александр Юрьевич Аверьянов, знакомясь с материалами музея, изучая места сражения, делая эскизы ландшафта, провёл кропотливое исследование деталей сражения, выявление конкретных участников сражения с обеих сторон. Знание исторических деталей позволило художнику решить масштабную задачу, добросовестно, ответственно, вызывая доверие зрителя, показать самое кровопролитное рукопашное столкновение на площади перед воротами Николаевского монастыря. Интерес к полотну и сегодняшних и будущим поколений, и неопытных зрителей, и военных историков будет вызывать прекрасное владение художником оснащением армий, обмундированием, знамёнами, оружием, наградами.
На картине ключевой момент сражения. У дымящихся развалин строений солдаты 19-го егерского полка атакуют противника. Среди них с забинтованной головой и поднятой в правой руке крестом отец Василий. Им отважно противостоят солдаты единственного во французской армии полка на древке знамени которого пластина с надписью: «один против десяти». Этот девиз полк заслужил в 1809 году за разгром десятикратно превосходящих его в сражении австрийцев. Видим, как французский солдат пытается спасти раненого офицера, а семнадцать офицеров этого полка остались на поле брани. По воспоминаниям очевидцев, полк и в этом сражении показал свои высокие воинские качества. На картине не мало реальных исторических лиц, известных военно-начальников и отличившихся в бою младших офицеров и солдат. Вдали, на поднимающейся от реки дороге, на штурм города двигаются свежие силы противника. Необыкновенное упорство, проявляемое русскими воинами, в конечном счёте, заставило Наполеона принять решение об отступлении.
Идея увековечивания подвига священника Василия Васильковского обсуждалась общественностью при музее и руководстве города и до написания в 1998 году картины А. Аверьяновым. Однако реализовать её не представлялось возможным. Во-первых продолжалась напряжённая работа общественности по воссозданию главного Монумента победы русского оружия в Малоярославецком сражении, разрушенного в тридцатые годы. Величие значимости этой победы отмечено М.И. Кутузовым: «Сей день один из знаменитейших в сию кровопролитную войну» (2), а так же словами на снесённом монументе: «Предел нападения, начало бегства гибели врагов» (3) Во- вторых шло изучение, осмысление своего прошлого через наследие Православия. После многих лет замалчивания исторической правды о значении Православной церкви в Отечественной войне 1812 года об этом стали говорить, писать. Отход от штампов в оценке роли церкви можно отметить в работе администрации и Военно-исторического Малоярославецкого музея войны1812 года. Начались исследования, публикации, тематические издания, обсуждения на проводимых научно-исторических конференциях с привлечением широкого круга учёных, специалистов, краеведов материалов о деятельности духовного сословия во время войны. Всё это способствовало открытию занимательного и поучительного пласта истории малоярославецкой земли, в том числе пополнялись сведения и об отце Василии. Однако, при испытываемых трудностях воссоздания Монумента героям сражения 1812 года, не верилось, что удастся поднять ещё и памятник - Православному священнику.
В том, что сегодня в городе великого сражения 1812 года стоит и памятник герою этой войны - отцу Василию главная заслуга Российского военно-исторического общества. Велико значение поддержки инициативы Военно-исторического общества Митрополитом Калужским и Боровским Климентом, благословившим начать во всех храмах Калужской области сбор средств на установку памятника священнику. Храмы, мемориалы и памятники на Руси всегда были общим, народным делом.
Об участии священнослужителей малоярославецкой земли в горячих событиях войны 1812 года, и позже о священнослужителях, собиравших сведения о войне и имена достойных памяти её участников и очевидцев, автор настоящего повествования не раз выступал и в печати и на исторических конференциях. (4)
С древнейших времён дружины шли в бой с благословения Церкви и с заступничеством чудотворных икон, крестов, хоругвей. А с появлением в России регулярной армии, при Государе Алексее Михайловиче, возник институт военного духовенства «для удовлетворения религиозных потребностей военных чинов, а также для духовного и патриотического воспитания» (5) Это воодушевляло воинов на беззаветное служение отечеству, укрепляло веру в удачу, надежду на Божью помощь, и в свои силы, безусловно.
Священник с крестом для противника не представлял непосредственной, прямой угрозы в отличии от шедших на него с оружием. Вооружённые сходились в схватке, наносили и принимали удары, и касательно доставалось и священнику. Отец Василий поднимал над головой крест, как Божью защиту и помощь. Надо сказать, что Французы, имевшие возможность наблюдать за религиозным поведением, молебнами русских, например, на Бородинском поле, не понимали происходящего, считали проявлением невежества, чувствуя себя носителями разума и цивилизации в стране варваров.
Идея памятника священнику - герою великолепно одухотворена в скульптуре народного художника России Салавата Щербакова. Отец Василий в воодушевлённом порыве, в бесстрашном устремлении вперёд на преодоление невидимого нам, но знаем хорошо вооружённого и смелого противника. В облике священника, поднимающего и ведущего за собой воинов, непоколебимая убеждённость в правоте и святости дела служения Вере и Отечеству, готовность «положить жизнь «за други своя».
Дважды раненый в Малоярославецком сражении, отец Василий оставался в гуще боя до конца. Особенно отличился тем, что заняв место убитого офицера, остановил растерявшихся воинов, повернул и повёл за собой в успешную атаку.
Василий Васильковский родился в 1778 году в городе Севске Белгородской губернии. По окончании духовной семинарии избрал путь приходского священника, и в1804 году его 26 летнего назначают священником в Ильинскую церковь в Сумы. Нужен был грамотный священник для школы при церкви. Умирает жена и вдовий батюшка с 4х летним сыном перебирается в Старо-Харьковский монастырь залечивать душевную рану. С назначением в 1810 году священником 19-го егерского полка, начинается для него жизнь с тревогами и тяготами в походах и ратных трудах. Он безропотно переносил трудности воинской жизни, являясь примером беззаветного служения Отечеству. Командир полка полковник Т.Д. Загорский в специальном «списке о поведении священника» от 5 января 1811 года отмечал в священнике Васильковском порядочность, рассудительность, обладание искусством красноречия, знание математики, физики, географии и истории, владение несколькими иностранными языками. (6)
С начала Отечественной войны 1812 года 19-й егерский полк принимал участие, практически, во всех крупных сражениях. И везде отец Василий проявлял необыкновенное мужество и поразительную отвагу.
Боевой и духовный подвиг священник Васильковский совершил в июле 1812 году под Витебском в тяжелейших боях полк сдерживал атаки превосходящих сил противника. Шеф полка Иван Вуич, докладывая о результатах боя, особо отмечал бесстрашие армейского священника отца Василия, в гуще сражен вдохновлявшего егерей и поддерживал их боевой дух, несмотря на то, что был ранен в лицо и в ногу, а затем контужен от удара пули в его наперсный крест на груди. (7) По ходатайству командира дивизии генерала П. Г. Лихачёва к обер-священнику армии и флота И.С. Державину за проявленное мужество в бою отец Василий был отмечен церковным знаком камилавкой фиолетового цвета (высокий головной убор священника).
Оправившись после ранений и контузии отец Василий вернулся в строй, участвовал в Бородинской битве. Особо отмечается его подвиг 12 октября в жестоком бою за Малоярославец, генерал С.Д. Дохтуров ходатайствуя о награждении отца Василия, докладывал главнокомандующему М.И. Кутузову, что священник. Васильковский в этом бою всё время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причём сам был ранен в голову. (8) Кутузов поддержал ходатайство и обратился к императору. «Государь Император по представлению Господина Генерал-Фельдмаршала Князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова- Смоленского, Всемилостивейше изволил пожаловать орден Св. Великомученника Георгия 4-класса священнику 19-го егерского полка Васильковскому за то, что он, находясь в сражении при Малоярославце, шёл впереди полка с Крестным знаменем и примером своего мужества поощрял воинов к быстрому поражению неприятеля, причём он получил рану...в голову...» (9) В официальных докладах и представлениях не упоминается поступок Васильковского, имевший серьёзное значение в бою, когда он заменил выбывшего из строя офицера.
Известно, что отец Василий дошёл со своим полком до Франции. Умер от ран 24 ноября 1813 года. Могила его утрачена. Короткая и яркая жизнь отца Василия, а было ему 34 года, останется вечным примером честного служения, исполнения долга и не только для священнослужителей. И сегодня, когда мы вспоминаем его, он, как и сонм его товарищей, проливших кровь за Отечество, близкие ныне ко Господу, молят о защите России и нас.
Раздумья о патриотическом, гражданском служении Православного Священства приводят к мысли о существующей своеобразной, не всегда видимой, или не всеми видимой симфонии церкви и общества. В защите церкви мы нуждаемся и сегодня. Наш президент В. Путин осудил западный мир, продавший христианские ценности. Ощущая давление либеральной толерантности на традиционные нравственные ценности, мы, ставя памятник священнослужителю, надеемся на заступничество и молитвенную помощь Православной церкви.
В открытом в Малоярославце памятнике священнослужителю воплощён образ собирательный, свидетельствующий о самоотверженном христианском служении Отечеству многих и в разные времена. Его символическое значение шире памяти о герое - отце Василии, и простирается далеко за границы войны 1812 года. Памятник священнику - и повод вспомнить, что Православие являлось идеологической основой Российской империи и одним из важнейших факторов, определяющих мировоззрение русского народа. Церковь была серьёзной силой в деле обеспечения победы и национальной безопасности. Образ героя - священнослужителя - упрочение памяти о деяниях наших предков, преодоление непростого времени пренебрежения, извращения, вражды к собственной истории. Это знак всем, стоящим на защите истины, что подвиг их не будет забыт, и для кого-то послужит опорой в минуту принятия ответственного решения. И слова на пьедестале напоминание нам о памяти многих и многих известных и безвестных: «Полковому священнику».
Благодаря глубокому, серьёзному образованию полковые священники (в большинстве своём скромного происхождения) могли свободно общаться с представителями аристократии - своими однополчанами. Вместе с тем социальное происхождение, а главное, повседневное служение сближало их с солдатами. В рапортах о награждении полковые командиры неоднократно упоминали, что священники пользуются всеобщим уважением офицеров и нижних чинов. (10)
Со времени жесточайшей боевой схватки октября 1812 года сохранился уникальный наглядный её свидетель - Святые Голубые ворота Николаевского монастыря. (11). Город восемь раз переходил из рук в руки в течение 18 часового боя. Территорию монастыря занимали то французы, то русские, как и площадь перед Святыми воротами и спуск к реке. В память о сражении, оставшиеся на Святых Голубых воротах следы от пуль, ядер и картечи решено было при ремонтах оставлять неприкосновенными. Об этом напоминает восстановленная ныне памятная доска: «Язвы в память французской войны".
Святые ворота монастыря во времена детства автора настоящих строк, жившего в Малоярославце, неухоженные, не крашенные, но более живо, и зрительно и через прикосновение передавали насыщенность оружейных, пушечных, осколочных следов на них. Можно было ощутить плотность огня не только по точкам-выщерблинам, как сегодня, но и по касательным «царапинам» от ядер и их осколков. И тогда все обращали наше, детей, внимание на Нерукотворный Образ Христа, венчающий ворота: «Смотрите, стена вся в следах страшного боя, а на лике Спасителя - ничего!» Предположительно, указание о сохранении следов-ран на воротах и нетронутого ими Образа Спасителя принадлежит Государю Александру I.
Государь, как и члены царской фамилии, были частными вкладчиками в строительство в монастыре на месте разрушенных и сгоревших построек огромной, по масштабам монастыря, да, и города, Соборной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. (12) Собор стал замечательным памятником всем, кто погиб «у стен оного монастыря за Веру, Царя и Отечество».
После долгого удручающего запустения, разрухи сегодня монастырь, как цветущий рай. В нём в любви и благоухании цветов приют для шести десятков девочек, брошенных родителями, или лишённых родительских прав. Результаты молитвенных, Богоугодных, хозяйственных дел монахинь и насельниц налицо. Восхищает то, как удаётся игуменье и настоятельнице монастыря матушке Николае осуществлять, высоко оцененную государством, благотворительную и общественную работу с ведением не малого монастырского хозяйства: строительством новых зданий, общежития, трапезной, монастырскими огородами, обучением и воспитанием детей, устройством в жизни достигших совершеннолетия. (13) Кстати, в первых рядах, присутствующих на открытие памятника отцу Василию, думаю многих, порадовали улыбками и цветами воспитанницы монастырского приюта.
Площадь перед Голубыми воротами, самая жарко-насыщенная огнём сражения 1812 года, является естественным местом для памятника отцу Василию. Сегодня он стоит в сквере на Соборной площади у южной стены древней части храма Казанской иконы Божьей Матери, возведённого помещиком малоярославецкого уезда Радищевым. Многим по школьной программе известен революционно настроенный его внук Александр Николаевич Радищев. За спиной отца Василия очертания храма, стены, окна, купола..... Но идея памятника, фигура священника предопределяют что-то другое для его фона, но не застройка, пусть даже и Святого Собора. Подошли бы стройные, как солдаты, туи - довольно избитый и часто встречающийся приём... Но, лучше всего небо. Небо, принявшее всех, кого поднимал и увлекал за собой отец Василий. Не менее важно и направление устремлённости фигуры памятника, как говорят архитекторы, и «обратный ход», навстречу к кому, к чему смелый порыв, заложенный в скульптуре? На главный Монумент той же темы, героям Малоярославецкого сражения. Досадно, но место постановки памятника обусловлено готовым благоустройством сквера и желанием избежать этой пугающей работы там, где по историческому содержанию, по градостроительной значимости и большему зрительному эффекту он должен был бы стоять. Свежо в памяти, что открытие главного Монумента было задержано чуть ли не на два года из-за такого пустяка, как благоустройство площади. Место памятника напротив Голубых ворот, на противоположной стороне монастырской площади. Подходящие к монастырю, к главному месту сражения видели бы скульптуру в профиль, художественно более содержательной в своём движении. С площади он был бы на фоне неба, в устремлённости, в порыве именно туда, от куда и двигался на него противник. Наполеоновские войска, шли, как раз со стороны ворот, поднимались вдоль монастырских стен, от реки, из лежащей внизу долины на монастырскую площадь. А это - эпицентр сражения, как знаем по картинам и рисункам отечественных и зарубежных художников. Перспектива речной долины с площади, из города, из монастыря - это великий ландшафтный памятник славному1812 году. На долину, естественно, обратился бы взгляд и после осмотра памятника, будь он на своём месте.
Здесь отец Василий как бы закрывал собой противнику дорогу на юг, в тёплые и не разорённые войной губернии. Но смысловое содержание его становилось бы ещё значительнее и значимее, но об этом ниже
Думаю, когда-нибудь, на месте оврагов, вдоль спускающейся к реке дороги, будут установлены памятные знаки или кресты, если Европа всё ещё будет оставаться Христианским материком. (14) Удивляет- сегодня как будто забыли, что эти глубокие овраги стали могилой тысяч погибших воинов Великой армии, среди них очень много итальянцев, «дети лучших фамилий Италии» - итальянская гвардия. А 65-70 лет назад об этих захоронениях можно было услышать, передаваемое из поколения в поколение, что наступившая зима 1812 года не давала возможности уважительно придать земле всех павших. Тела русских воинов были похоронены в четырёх могилах, к сожалению, только три из них сохранились до наших дней. А могилами погибших Великой армии стали овраги вдоль дороги, поднимающейся на монастырскую площадь. Причём наполнение их телами павших начали сами французы, каждый, очередной, раз пробиваясь в город, освобождая дорогу для пушек и сопровождающих их повозок, сдвигали в стороны, в овраги своих мёртвых и солдат и лошадей и повозки. Это можно понять из воспоминаний участников сражения, отмечающих, «что весь бой сосредоточен был в одной точке необозримого пространства...». (15) В силу этого всюду, не просто, масса убитых, а «нагромождение трупов». (16) Не все верили в эти захоронения, несмотря на то, что на огородах, разбитых в просевших, плодородных низинах оврагов, земля постоянно выталкивала какие-то металлические предметы, различные знаки, пряжки, пуговицы наполеоновских воинов. Никаких исследований оврагов не производилось, хотя помню разговоры старших об этом с Александром Ефимовичем Дмитриевым - создателем малоярославецкого музея 1812 года. К нему, а он же и преподаватель первой городской школы, мы, ребята, относили найденные нами предметы войны1812 года. А в шестидесятые годы один из оврагов, по которому велась тропинка от реки в город, засыпали 4-5-ти метровым слоем глины и строительного мусора.
Овраги с своим печальном напоминаем, являются неотъемлемой частью комплекса памяти участников жесточайшего сражения. В который входят и израненные монастырские Голубые ворота, как и вся монастырская площадь. Потомки французского генерала Дельзона уже поставили на ней памятный камень, отметив место геройской гибели своего предка. «...Генерал Дельзон, увидев, что они (французские солдаты - А. Луняков) начали отступать, - вспоминал французский капитан Э.Лабом, - бросился в гущу боя, чтобы их воодушевить. В то время, как он упорно оборонял заставу города....одна пуля, попав ему в лицо, уложила его на месте». (17)
Доминантой, центральной темой над всем комплексом памяти и памятников стала бы фигура человека с крестом, на самой высокой точки площади. И образ священника уже не только заслонял бы собой дорогу Великой армии на юг, а закрывал Россию от постоянных угроз и нашествий «многия языцы». Воззвание Святого Синода 1812 года напоминает нам сегодня «о важной миссии, возложенной Богом на Россию» более широкой нежели «остановить завоевания французского Императора», что и сделали наши предки. России «предназначено освободить Европу». (18)
В памятнике звучит и тема любви ко всем, кто под Крестом и с Христом. Герой его становится выше земной вражды, всего земного. Он бессмертен и бесконечен.
В сражении под Витебском, как отмечали очевидцы, нагрудный крест отца Василия, фактически, спас его. Пуля, раздробила кипарисовое дерево и серебряную облицовку и только контузила священника, которого вынесли с поля боя. (19) А как относиться к массе случаев, казалось бы, не объяснимым, таких, как отказ врагов России от наступления. Если моления и выставление икон случайные совпадения с решением неприятеля об отмене сражения, то само количество подобных совпадений говорит о какой-то системе происходящего.
На слуху: «Россия жива, пока стоит Троице-Сергиевская Лавра». Известно - выстояла Троица в смутные времена 1611-13 годов, вышла из них победителем и Россия. К чему подводит осмысление нами военных событий, связанных с Троице-Сергиевской Лаврой? Пришельцы из цивилизованной Европы в 1812 году, зная о богатствах Святой Троицы, полагали их своими. Наполеон дважды отправлял в Троицу специальный отряд. (20) Полковник Монтемар, получивший приказ начальника штаба маршала Бертье идти на Троицу: вспоминал, как, принимая к исполнению, приказ услышал, «...что при монастыре войска нет, народ устрашён успехами французского оружия и потому овладеть монастырём нет никакого труда». Но не дошли до Лавры французы, не помогли ни ласки, ни угрозы крестьянам - проводникам, как, сговорившись они твердили, что войск у Лавры «тьма тьмущая, и всё казаки» Испугались или, действительно, заблудились французы, но с наступающей темнотой решили вернуться. «Наполеон был рассержен... Через неделю Бертье опять послал меня к Троице» - вспоминал Монтемар, - усилил отряд, велел взять две пушки...» и рано утром выступить из Москвы. Заставу города миновали под спускающимся туманом, и чем дальше, тем более он сгущался, так, что «в двух шагах не могли видеть... Солдаты отряда были люди закалённые в битвах, а тут напал на них такой панический страх...» Отряд вернулся в Москву. Наполеон набросился на подчинённых, досталось от него и русскому климату, однако новых попыток «взять Лавру» не предпринимал. А монахи безоружной Лавры в эти дни обходили обитель крестным ходом. Дополним перечень подобных «случайных совпадений», связанных с «стоянием» Троице-Сергиевской обители в Отечественную Войну 1941-45 года. Сталин имея религиозное образование, верил ли в это предание, но не мог не знать его. В переломном, военном 1943 году, он вернул Троице-Сергиевскую лавру верующим для молитв за победу... Парад победы в Москве, на Красной площади состоялся 23 мая 1945 года в праздник Пресвятой Троицы.
В трудные моменты и собственной жизни и истории мы чаще обращаемся к Богу. Памятник священнослужителю - патриоту в Малоярославце - вневременное обращение к Всевышней защите. Из огромного числа примеров патриотического служения Отечеству священников в годы Великой отечественной войны 1041-45 годов, возьмём лишь один: выступление Местоблюстителя Сергия Старгородского 22 июня 1941 года. Утром владыка после отслуженной им литургии, получил сообщение о начале войны, и он тут же произнёс проповедь. В тот же день она была размножена и разослана по приходам страны для зачтения. Следует заметить, что тогда церкви не разрешалось вмешиваться в политические и государственные дела. Смелость Митрополита и понимание значимости своевременно сказанного и пастве и священству с разъяснением, поддержкой, поднятием духа. Знаменитое христианское обращение «братья и сёстры» И.В. Сталина прозвучали лишь 3 июля. В Послании Митрополита так же было предвосхищено обращение Сталина к святым Русским князьям в его выступлении на параде в ноябре. (21)
Русская Православная церковь, считая войны, вообще, бедствием, несомненным злом, войны в защиту Отечества полностью оправдывает, объявляя их священными, а погибших в них воинов совершающими подвиг жертвенной любви. (22)
Вандализм наполеоновских завоевателей вызвал взрыв всеобщего негодования, расширение сопротивления, носившего во многом религиозный характер. (23) Адъютант генерала А.И. Остермана-Толстого Ф.Н. Глинка говорил о Малоярославце после его освобождения: «Все церкви ограблены и поруганы. На одной из них читали надпись: «конюшня генерала Гильемино!» (24) «В то время я вполне испытал жажду мщения. Впрочем, это горестное зрелище возобновлялось потом при каждой церкви, мимо которой проходил неприятель» Поручик И.Т. Радожицкий вспоминал: «Солдаты содрогались при виде следов нечестия неприятельского к святыням» (25)
Отношение противника к святыням нередко побуждало священников вступать в вооружённую борьбу. При этом изумляет следование священников Обращению Синода: «Не ущемлять, не оскорблять чужую веру, веру противника» (26) Подобное и в наставлении русскому воинству: «К иноверческим храмам неприятеля проявлять уважение... побеждать врага «столько же великодушием, сколько оружием» (27) И этому предостаточно подтверждений в воспоминаниях о пребывании русской армии в Европе. И совсем современной формой «принуждения к миру», звучит христианское поучение 1810 года к русскому воину: идущему «на все опасности, дабы одолением врага даровать мир Отечеству. (28)
Среди вступивших в ополчения значительное место занимают ученики духовных академий, семинарий и уездных училищ. Интересно отметить, что из калужской семинарии ушло в ополчение 50 человек, больше только из Казанской духовной Академии. (29) Среди партизан было не мало церковных служителей, которые часто являлись организаторами и руководителями крестьянских отрядов, Говоря о стойкости русских в отношении Веры, традиций, нравственных устоев своих предков, не безынтересно напомнить о католическом аббате А. Сюгюге, прибывшим в Москву задолго до своих соотечественников - завоевателей. Никто не тронул и не причинил ущерба церкви Святого Людовика Французского, в которой служил аббат. Однако «за всё время пребывания французов в Москве в церкви появилось четверо или пятеро офицеров из старых фамилий Франции».
Сильное воздействие на крестьян, основную часть населения страны, оказывало проповедническая деятельность приходских священников. После войны «гражданские начальники и помещики ряда уездных городов...обратились к епархиальным архиереям с просьбами о награждении священников, заслуга которых заключалась в том, что они, утвердили своих прихожан в верности Государю Императору и Отечеству», результатом чего стало «оказание сопротивления противнику» (30)
Примечания и используемые источники
1 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.371.
2 - Беспалов В., Дмитриев А. «Малоярославец», Калуга, 1962, С.113.
3 - «Монумент в память Малоярославецкого сражения 12 октября 1812 года», Калуга, 2011, С.24.
4 - «Московский журнал. История государства Российского», 2008, N2; 2014, N2.
5 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.20-21.
6 - Международный клуб Православных священников литераторов «Омилия», статья от 02.11.2012 г. протоирея Николая Агафонова «Священник Василий Васильковский».
7 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.107.
8 - Там же, С109.
9 - «Малоярославецкое сражение 12/24 октября 1812», Калуга, изд. «Золотая аллея» 2012, С.86. Орден Святого Георгия Победоносца - высшая военная награда тех лет, предоставлял не мало льгот, включая производство в потомственные дворяне. Судьба сына отца Василия Симеона, неизвестна, но могла бы заинтересовать краеведов Севска. Последнее известное место его пребывания Старо-Харьковский монастырь.
10 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.104.
11 - Святые Голубые ворота Николаевского Черноостровского монастыря. Монастырь заложен в XVI веке на высоком мысу, вдающемся в долину реки Лужи и впадающую в неё Ярославку, и окружённом с двух сторон глубокими оврагами с родником и ручьём в одном из них. Место похожее на остров, соединённым с «материком» перешейком, где всегда и находились ворота. А «Черно...» происходит от когда-то бывшего вокруг чёрного густого леса, или от «чёрный» - красный - красивый по древнему наречию.
12 - Есть упоминания священников и иерархов Калужской епархии о том, что автором проекта являлся А.Л. Витберг, проектирующий и начинавший строить, первый, или Александровский, вариант Храма Христа Спасителя в Москве на Воробьёвых горах. Инженерные, материальные, организационные сложности, а главное, смерть АлександраI, и совершенно другие архитектурные предпочтения Николая I, не дали осуществиться этому проекту. И в Москве мы видим другую архитектуру Храма и не там, где задумывал Александр I. Автор настоящей статьи продолжает поиски документального подтверждения авторства Витберга.
13 - 20 августа 2012 г. За большой вклад в благотворительную и общественную деятельность орденом Святой Великомученицы Екатерины была награждена игуменья Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в г. Малоярославце. (Из официального сайта Президента России).
14 - Администрация Малоярославца была приглашена посольством Французской республики (по просьбе Межправительственной Российско-Французской комиссии) на встречу с представителями деловых кругов и общественных организаций Франции, желающих установить контакты с российскими городами и организациями. К сожалению, из за отсутствия на этой встрече от города специалиста, владеющего вопросами войны 1812 года - директора одноимённого музея, город не использовал возможность привлечения французской стороны к благоустройству памятных мест и работ по увековечиванию павших воинов обеих сторон.
15 - «Малоярославецкое сражение 12/24 октября 1812», Калуга, изд. «Золотая аллея» 2012, С.235.
16 - Там же, С. 352.
17 - Там же, С.344.
18 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.55.
19 - Там же, С.109.
20 - «Московский журнал. История государства Российского», 2011, Приложение. !811 год, «Недаром помнит вся Россия...», С.21.
21 - «Обращение писателей России к участникам Русского Народного Собора и к Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу», газ. «День», ноябрь 2914 г., N11
22 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.19.
23 - Там же, С.62.
24 - «Малоярославецкое сражение 12/24 октября 1812», Калуга, изд. «Золотая аллея» 2012, С. 234.
25 - там же, С.260.
26 - Мельникова Л.В. «Русская Православная Церковь в Отечественной Войне 1812 года» изд. Сретенского монастыря, 2002, С.87.
27 - Там же, С. 110. 28 - Там же, С. 37.
29 - Там же, С. 83.
30 - Там же, С.66.
1. Re: Полковой священник Василий Васильковский