Скоро одна другую сменят две памятные даты жизни Максима Трошина - 18 июня 1978 года родился и 5 июня 1995 года трагически погиб в начале духовного подвижничества, менее, чем за две недели до своего 17-летия. Переход из детства к ранней юности брянского дарования совершился под покровительством Русской Православной Церкви. Здесь он нашел новые истоки своего творчества, обрел святых покровителей и наставников.
Максим родился в семье, не близкой к Богу. Родители его родителей после идеологической ломки своего сознания в ранний советский период не стали воинствующими атеистами, но уже жили в бытовом равнодушии к церкви и ее обрядам. Деды были людьми разных судеб. Павел Фаддеевич Трошин, из заводских рабочих в Брянске, вернулся с фронта гвардии сержантом с медалями на груди. Михаил Никифорович Андреев был сельским интеллигентом, если таковым можно назвать агролесомелиоратора, но он виртуозно играл на балалайке, писал ноты, в каждой тамбовской деревне, куда получал назначение после осушения местных болот вокруг прежнего временного жилья, занимался в клубном драмкружке. Незадолго до войны был приговорен к десяти годам лагерей по доносу о раскуренной им самокрутке из обрывка газеты с портретом Сталина. Бабушки были похожи друг на друга тихой религиозностью. В тамбовских деревнях православные крестики сохранялись под бельем в фанерном чемодане. В Брянске тайно сберегалась икона Спасителя, передававшаяся в семье по наследству.
Но свадьбу сына в Брянске обряд обошел. Хозяйка эту икону передала верующей соседке по заводскому бараку. Будущая невестка Надя Андреева, крещенная когда-то в тамбовской деревенской церкви, была лидером профсоюзного движения, возглавляла его первичную ячейку в конструкторско-экспериментальном отделе Брянского автозавода, выпускавшего ракетные колесные тягачи и другую уникальную технику для нужд обороны СССР. Новый художник - оформитель Юрий Трошин вначале привлек ее внимание своим внешним видом. Бородатый, как почти все молодые конструкторы, он ходил в синем халате с пятнами краски и надписью «Гений» на спине. Один из друзей так вывел кистью, восторгаясь скоплением многих талантов в одном человеке. Художник Трошин уверенно исполнял сложные музыкальные композиции на гитаре, писал стихи, его пародии на поэтические строки Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского были опубликованы в столичном журнале, ироническая поэма «Гамлет» распространялась самиздатом (появилась в печати только в постсоветское время). Выучил испанский язык, чтобы читать стихи чилийского поэта Пабло Неруды в оригинале. Это был сгусток энергии и эта шаровая молния обожгла профсоюзную активистку.
В глубине своей натуры Юрий Трошин оказался ранимым человеком, испытывал душевное беспокойство и растерянность. Скрываемые чувства выражали его стихи «в стол»: «Где расстоянья не измерены / И где дороги не очерчены, /Как будто что-то мной потеряно, /Как будто ночь легла на плечи мне...».
Потом все случилось словно по Откровению Иоанна Богослова, когда Господь встает у сердца человека, прежде не веровавшего в него, «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему...». (Откр. 3, 20). Юрий Павлович уже сделал несколько записей песен Максима в звукостудии Олега Глазова, рабочий график которого выстраивался с учетом посещения им Воскресенского храма. Однажды для продолжения прерванного разговора по пути в церковь, отец Максима не остался ждать собеседника на улице, но, по его убедительному настоянию, также переступил порог храма. Проповедь иеромонаха Никиты (Заиграйкина) и последующее общение с ним развернули старшего Трошина в другую сторону.
Сильное воздействие оказала также личность самого монашествующего пастыря, человека твердых принципов и убеждений, строгого образа жизни без суетных поклонений земной власти, тонкого богослова с образованием Московской духовной семинарии и академии, носителя чудесного дара исцеления телесных и душевных недугов.
Церковь раскрылась для Юрия Павловича и его сыновей - двенадцатилетнего Максима и четырехлетнего Павлуши - с крещением. Каждому из них иеромонах Никита стал крестным и духовным отцом, нашел возможность, чтобы за первое лето показать семье Трошиных все православные храмы и монастыри Брянской области и наиболее значимые - в соседних регионах. Дача оказалась заброшенной, но вырос урожай иного рода. В первый большой пост Юрий Павлович, тяжело страдающий от астмы, почувствовал себя человеком оздоровленным, отказался от медицинских препаратов.
Семья Трошиных вошла в православную общину, принявшую от властей в 1991 году помещения недавнего архива в стенах бывшего брянского храма Тихвинской иконы Божией Матери, с 1934 года стоявшего без куполов. Этот переход был связан с назначением о.Никиты уже в чине игумена настоятелем нового храма.
Восстановительные работы для прихожан и первого священнослужителя были тяжелыми, но благодаря этим стараниям Тихвинский храм обрел нынешнее великолепие. Также усердно исполнялись духовные труды. За три года приход стал самым многочисленным в Брянской области.
Свои дарования Максим не таил. С благословения настоятеля он в воскресной школе при храме преподавал игру на гуслях, был регентом детского церковного хора, звонарем на колокольне. Игумен Никита для Максима, который уже два года выступал на концертных площадках разного значения, некоторым образом стал и музыкальным наставником, не замещая в этой роли отца юноши. Переданная священнослужителем Максиму катушка с магнитофонной записью песнопений иеромонаха Романа, псковского затворника брянских корней, явилась своеобразным камертоном, перестроившим прошлый репертуар. За благословением на исполнение таких пронзительных песен Юрий Павлович и Максим Трошины ездили к иеромонаху Роману на дальние острова. В дальнейшем творчестве юного певца и поэта отразились боль за Святую Русь, призывы к ее жертвенной защите в новые смутные времена в начале девяностых годов прошлого столетия, преодолению всех преград к торжеству православной веры.
В Тихвинском храме Максим со временем получил благословление игумена прислуживать в алтаре. Центральный алтарь Тихвинского храма был освящён Архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком, первым архипастырем вновь образованной Брянской епархии, незаурядной фигурой в истории Русской Православной Церкви со времени его архиерейства в Свердловской области, когда на руинах Ипатьевского дома, места казни последнего российского императора и его семьи, он заложил первый камень Храма - на Крови.
Максим Трошин был призван в уже обретший статус кафедрального собора Брянской епархии Вознесенский храм, где был когда - то крещен. Здесь он стал иподиаконом при архиерее во время его священнодействий. Архиепископ Мелхиседек был Максиму мудрым наставником с высоты своего опыта жизни и молитвенного труда. Но юноша не терял своей духовной связи с настоятелем Тихвинского храма игуменом Никитой, приходил к нему, когда появлялось время, свободное от концертных выступлений и службы в кафедральном соборе. На постоянное служение в Тихвинский храм Максим вернулся незадолго до часа своей смерти.
Обстоятельства смерти Максима - трагичны. Правоохранительные органы не пошли дальше одной версии. У людей, видевших тело юноши после того, как водолазы достали его со дна Десны, возникали иные догадки. У церкви - особое понимание. Известны слова нынешнего архимандрита Никиты на смерть своего крестного и духовного сына: «Светлый отрок. Человек не от мира сего и не во время свое. Какая у него нездешняя, затаенная мысль. Какие неземные переживания. Он как бы смотрел вдаль, в вечность, раскрывшуюся перед ним. Им здесь, до смерти, уже все оставлено. Он уже успокоился, умиротворился, подготовился. Он со смертью Талькова это очень почувствовал - поэты и певцы, честные, правдивые, на Руси долго не живут». Максима отпевали в Тихвинском храме день и ночь при открытых дверях алтаря. Его останки перед прощанием при колокольном перезвоне обнесли вокруг церкви. На Центральном кладбище Брянска над могилами Максима и Юрия Павловича, скоропостижно скончавшегося за полгода до гибели сына, прихожанами возведена символическая часовенка.
Церковь опекает память о Максиме Трошине. Бывший детский хор Тихвинского храма - уже как вокальный ансамбль «Славичи» - известен за пределами брянского региона исполнением песен своего первого регента. Мемориал Максима Трошина с благословения митрополита Брянского и Севского Александра размещен в Духовно-просветительском центре имени преподобного благоверного князя Олега Брянского на территории кафедрального собора во Имя Святой Троицы.
Надежда Михайловна, мать Максима, продолжает служить в Тихвинском храме. Она уже переселилась из ветхого жилья, в красном углу новой квартиры висит икона Спасителя, которая после смерти соседки по заводскому бараку, вернулась в живущую православной верой семью Трошиных.