Сотрудники Киевских духовных школ приняли участие во II Всеукраинском фестивале православной неслышащей молодежи «Первомайские встречи», - сообщает портал Православная жизнь. Форум, объединивший людей с дефектами слуха со всей Украины и ближнего зарубежья, проходил 20-22 мая в Первомайске.
Фестиваль открылся молебном, который совершил епископ Вознесенский и Первомайский Алексий, и приветственным словом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, которое огласил глава Административного аппарата Киевской Митрополии архимандрит Виктор (Коцаба). После выступлений организаторов и представителей местных органов власти состоялась концертная программа.
В рамках второго дня фестиваля старший помощник ректора КДА по учебно-методической работе архимандрит Сильвестр (Стойчев) передал участникам приветствие Управляющего делами УПЦ, ректора КДАиС митрополита Бориспольского и Броварского Антония. Представитель Киевских духовных школ рассказал как важны для студентов изучение жестового языка и участие в миссионерских проектах, посвященных сотрудничеству с неслышащими и слабослышащими людьми.
Далее программа фестиваля перешла в формат бесед. Архимандрит Виктор (Коцаба), профессор архимандрит Сильвестр (Стойчев), преподаватель КДАиС В.М. Чернышов рассказали о пользе и негативном влиянии социальных сетей и Интернета; о необходимости изучения Библии и догматического богословия Православной Церкви; о миссии в среде верующих христиан и неверующих граждан нашего Отечества.
Перевод выступлений на жестовый язык осуществляли преподаватель КДАиС Анна Блощинская и представители одного из организаторов «Первомайских встреч» Киевской воскресной школы для людей с дефектами слуха «Слышать сердцем».
Публикуем доклад профессора В.М.Чернышева, прозвучавший на II Всеукраинском фестивале православной неслышащей молодежи «Первомайские встречи».
***
«Когда я говорю о Боге, то слова мои как львы ослепшие, что ищут источника водного в пустыне»
М. Волошин о преп.Серафиме Саровском
Когда мы говорим о служении людям Словом Божиим, то следует помнить, что это благовестие не только будущего века, но и века сегодняшнего - это красноречие самой нашей жизни.
Святой Исаак Сирин говорит, что «Истина Божия познается силою жития». Ведь служение Словом, лишенное благодатного внутреннего содержания - это лишь жалкое пустословие. Поэтому говорить как «власть имеющие» мы можем только «от избытка сердца» нашего. Ибо только «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). А чтобы наполнить наше сердце этой благодатью - нам нужна молитва, смирение и терпение. (Здесь к месту вспомнить «Золотое правило Свв.Отцов», которое указывает путь к спасению, состоящий из трех основ: 1.не грешить и творить добрые дела; 2.если грешим, то каяться и по мере сил творить добрые дела; 3.если грешим и не умеем каяться, то без ропота терпеть те скорби, болезни и негоразды в нашей жизни, которые Бог посылает нам для нашого очищения).
Сегодня говорить простые нравоучения без силы Божией - все равно, что мазать раковую опухоль йодом в надежде исцелить ее.
И все же, как ни драгоценен дар слова, но в некотором отношении упражнение в безмолвии намного выше. Ведь в богословии если не очем молчать, то и не о чем говорить... Само слово Теос (Бог) означает - «бежать» (от нас). Свят.Григорий Богослов именно это поясняет нам: «Бог убегает от быстроты приближающегося к Нему ума; предвосхищает всякую нашу мысль, чтобы мы в желаниях своих простирались непрестанно все к новой и новой высоте». Уединение, которого некоторые люди совсем не могут выносить вследствие их внутренней нищеты - такое уединение для благоразумных и мудрых дороже всего. Спокойное рассуждение, безмолвная молитва, не нашедшие громкого выражения восторги - вот где находятся драгоценнейшие благословения и алмазы мира.
Основная цель служения Словом людям - Воскресение. И Воскресение «мертвых по делам своим».
Когда вы еще с самого юного возраста встречаетесь с испорченностью, безверием и порочностью людей, некто вдруг пошепчет на ухо: «А оживут ли кости сии?» Но вашим ответом должны быть слова: «Господи Боже! Только Ты знаешь это!» Доверяя все в руки Всемогущего, надо заниматься своим делом: говорить Слово сухим костям и Небесному Духу, и тогда в скором времени вы также, как Иезекииль, увидите в долине вашего видения признаки торжества жизни над смертью.
Любая наша встреча, беседа, лекция, проповедь должны быть христоцентричны. Именно во Христе заключается все наше благовествование. Его личность, Его служение, Его дела - это неиссякаемая тема для миссионерского служения. Мы должны учить не философии, а простому Евангелию. Когда-то Анна Ахматова написала замечательные строки:
О, есть неповторимые слова!
Кто их сказал - истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
Сегодня много говорится о «гуманизме» вне Самого Бога. Ведь можно быть «и так хорошим человеком, причем же тут ваш Бог?» - обыкновенно спрашивают нас. Но абстрактный гуманизм, по сути, не имеет подлинного содержания. Гуманистическая система закладывает основы неизбежной порочности человека и общества, поскольку критерий истины переносится из сакральной сферы в область человеческого своеволия, а, следовательно, и никакого единства истины, как и нравственного единства, быть при господстве таковой системы не может.
Поскольку тема всех наших миссионерских встреч с людьми - это спасение во Христе, то никаким искусством и никакой философией не подменить Слово Божие. Искусство всегда остается «душевным», как и философия, и иные сферы человеческой деятельности. Та же наука работает лишь «на прахе этого мира», открывая созданные Богом эмпирические законы, поєтому она не может доказать, что «Бога нет» (как, впрочем, и что Он есть). Искусство же - это, по большому счету, лишь тоска по утраченному Раю. Прикровенное воспоминание его красоты и гармонии. Поэтому подлинное искусство стремится явить себя в звуках музыки и пения, в красках и линиях живописи, в поэтическом слове, в гармоничных формах статуй и зданий (скульптура и архитектура) - единую совершенную красоту - видимую ризу Незримого Логоса. Подлинное искусство ищет единства в области воображения, в царстве образов.
Христос, воплощенный образ совершенной красоты, является высшим вдохновителем искусства: Ему посвящено высшее творчество слова (Достоевский), музыки (Бах), живописи (Крамской, Васнецов, Нестеров), ваяния (Антокольский), зодчества (храмовое строение Айя-София в Константинополе)... Такое искусство стремится не только изображать жизнь, но и преображать ее, по крайней мере в мире мечты; дать победу красоте над безобразием и уродством в мире человеческого созерцания. И этим творчеством углубить в человеке жажду осуществления красоты в реальности. Следует помнить, что подлинная Красота всегда евхаристична. Именно о ней сказал русский поэт Бальмонт:
Одна есть в мире Красота,
Не красота богов Эллады
И не влюбленная мечта,
Не гор высокие громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире Красота
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
И культура тоже может стать почвой приносящей плод сотрудничества Бога и человека, но может стать и полем битвы, где человек поработится дьяволу. Размышляя об этом, архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) в эссе «Что такое культура» пишет: «Истинная культура есть связь человека с Творцом и со всем миром. И эта связь называется религией. Это связь с высшим миром бытия, истины и любви должна пройти через все отношения людей и народов. Войти в рояль музыканта, в лабораторию ученого, в тетрадь писателя, в интуицию врача, в руку сеятеля, сеющего на земле хлеб... По холодной проволоке материальных отношений должно пробежать тепло жизни. По жилам человечества должна пробежать кровь, соединяющая людей в высшее единство, все оживляющая и все отдающая Единому Сердцу - Иисусу Христу. По культуре добра и духа томится всякое человеческое - русское - сердце...».
Пораженная же почва принесет лишь отравленный плод. Зараженная культура убивает в человеке, вкусившем ее плода, все святое. К такой псевдокультуре у миссионера должен быть выработан иммунитет, потому что ему зачастую придется работать в зараженной зоне. Псевдокультура, сегодня становясь массовой, стремится приобрести глобальный характер и подмять под себя целые поколения. Поработив сознание, она как пожар чумы, распространяется, паразитируя на вечных ценностях, профанируя и подменяя их истинный смысл. И вот уже под словом «блаженство» подразумевается комфорт. Под словом «свобода» - вседозволенность и неограниченная анархия. Под словом «любовь» - не заповедь и добродетель, а буйство плоти.
Сегодня слова-сорняки буйным чертополохом заполонили наши просторы: чисто, конкретно, в натуре, вааще, типа того, короче, ништяк - беззастенчиво вытесняя нормальные слова. А вот и новояз молодежных «тусовок»: бабки (деньги), байк (мотоцикл), башлять, бой-френд, гей-клуб, дампинг, имиджмейкер, ксивник (имеющий важное удостоверение), лейбл, пиарить, плюрализм, прикид, тусовка, диск-жокей, рэллер, секс-шоп, секьюрити, татуаж, тинейджер и т.д. Или странное словосочетание «заниматься любовью». Любовь - это чувство. Это то же самое, что сказать, например: «Хочу до обеда позаниматься ненавистью, а после этого жалостью. Перед сном же, пожалуй, позанимаюсь недоумением, потом отбой!».
Следует знать, что в слове содержится великая духовная энергия любви и добра, или, наоборот, богопротивная энергия зла. А энергия, как известно, никогда не пропадает: «...ни злоречивые...Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).
Примером поглощения сознания человека идеей глобализации стала первая вавилонская цивилизация, от которой остались только руины. Сегодня псевдокультура тоже стремится приобрести глобальный характер. Не только словесная смердяковщина вырвалась наружу, но и нецензурная брань, подобнозловонной аварийной канализации, затопила наши улицы и дома. Проклятие и матерщина вызывает биологические мутации, ведущие к вырождению человека. Ученые предупреждают, что любое произнесенное слово есть не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших потомков.
Часть сленга моделируется для нашей молодежи за «большой лужей», о чем никто не должен догадаться (план Даллеса никто пока не отменял).
Вавилонское столпотворение явилось апогеем безумной гордости. Огромная башня, достигшая до небес, должна была стать символом безбожной культуры протеста. Вавилонский столп должен был стать памятником могущества и свободы безбожного человечества, которого неволила сама мысль о Всемогущем Боге. Эта первая «статуя свободы» не доросла до небес, поскольку первобытное общество еще не доросло до идеала общины. Впоследствии Израиль - народ Божий - сполна отведает горечь безбожной свободы в вавилонском плену. Вавилон в библейском осмыслении стал эпитетом крайней и окончательной апостасии, отпадения от Творца. Вавилон духовный и поныне жив идеями безбожной культуры и мракобесия гей-парадов, педофилии, гендерной самоидентификации, эвтаназии, трупного донорства, легализации наркотиков, однополых т.н. «браков», ювенальной юстиции и проч.
Когда мы говорим о Логосности культуры через образ Божий в человеке, то должны осознать, что всякое искажение Истины (а «Слово Божие есть меч обоюдоострый, разделяющий до составов и мозгов и судящее помышления сердечные» Евр.4:12) - враждебно Божественному Логосу. Любая псевдокультура, направленная не на созидание человека по Образу Божественной Любви, является антикультурой.
Как же практически выстраивается наша православная миссия?
Термин «миссия» происходит от латин. глагола mittere в значении «отправлять», «посылать». Буквально означает «поручение». Первыми христианскими миссионерами были апостолы. Сам Господь сказал им: «Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа; уча их соблюдать все, что Я повелел вам; се, Я с вами во все дни до скончания века» Мф. 28:19,20). Таким образом, миссия присуща самой природе Церкви: если Церковь христианская - значит она Церковь миссионерская. Однако в Ней различают миссию внутреннюю и внешнюю. В чем их отличие?
В н у т р е н н я я миссия обращена к членам Церкви, включая тех, кто крещен, но недостаточно просвещен в православной вере, не имеет опыта участия в таинственной жизни Церкви. Внутренняя миссия служит духовному возрастанию ее членов. Неотъемлемой частью этой миссии является катехизация и религиозной образование.
В н е ш н я я миссия обращена к тем, кто находится вне Церкви. Адресатом внешней миссии Церкви являются приверженцы различных верований и носители разных мировоззрений - как религиозных, так и светских. Результатом ее является приобщение новых членов к Церкви и, как следствие, создание церковных общин или вовлечение новообращенных членов в жизнь уже существующих общин.
Сегодня миссия как прямое обращение к людям со Словом Божиим остается основным призванием Церкви - там, где это возможно и уместно. Но существует в арсенале Церкви свидетельство о Евангелии не прямое, а опосредованное - через выражение православной позиции в разных областях общественной и культурной жизни, которая именуется «миссией присутствия». Ее формы сводятся к четырем измерениям: информационной, культурной, социальной и личной.
И н ф о р м а ц и о н н а я предполагает распространение знаний об истории христианства, о Православной Церкви, о культурах православных народов, донесение позиций Церкви по широкому кругу вопросов с помощью СМИ до общественности.
К у л ь т у р н а я предполагает участие официальных представителей Церкви, а также отдельных священнослужителей и мирян в культурной деятельности с целью осуществления православного свидетельства.
С о ц и а л ь н а я - это свидетельство о Христе через доброделание, социальное служение, дела милосердия, помощь бедным и обездоленным, согласно евангельскому призыву: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Л и ч н а я - это свидетельство православных христиан словом и делом о своей вере, своем личном духовном опыте, о христианских ценностях.
Все вышеперечисленные формы миссии присутствия уместны как в тех сообществах, где утвердился мировоззренческий и религиозный плюрализм, так и в тех, где по политическим или иным причинам не признается право на свободу совести и религиозной проповеди (Сев.Корея, отчасти Китай, страны исламского Востока). Поэтому особое значение в последнем случае имеет личная миссия, которая часто становится единственно возможной.
Таким образом, внешняя миссия утверждена для язычников и нехристиан, а внутренняя - для бывших православных, тех, кто ушел в раскол, в сектантство, а также для просвещения самих православных.
Каковы же формы и методы миссионерской работы?
1.В о с п и т а т е л ь н а я миссия (воцерковление). Это миссионерская работа с ищущими Бога людьми, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещены, не получили должного научения основам христианской веры. Цель такой миссии - включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни.
2.А п о л о г е т и ч е с к а я миссия. Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическим и иными учениями. Апологетическая миссия направлена и на противостояние прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений.
3.И н ф о р м а ц и о н н а я миссия. Здесь необходимо освоить информационное пространство, используя радиовещание, телевидение, интернет, печатные СМИ. Здесь важно издавать книги по вопросам веры, молитвы, творений Свв.Отцов с комментариями, ориентированные на новоначальных христиан для их просвещения, образования и формирование целостного представления о православной духовности.
Важно также придать миссии в информационном пространстве упреждающий характер, что предполагает быстрое реагирование на происходящие в обществе события (напр., на захват храмов канонической Церкви в Западной Украине или законодательные инициативы в пользу раскольнических и сектантских образований).
4.М и с с и я п р и м и р е н и я. В современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии.
Миссия примирения должна помогать людям осознать возможность и необходимость созидания мира на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия, в соответствии с апостольским призывом: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
Ближний для нас - любой человек, независимо от его веры, национальности, пола и социального статуса. Такое отношение к ближнему, обществу и ко всему миру является действием Божественной благодати согласно ангельской песни: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14).
Миссия примирения развивается как «диалог жизни», когда христиане живут и общаются в бытовой и социальной сферах с людьми других исповеданий и идеологий. Так люди узнают друг друга, учатся уважать друг друга, ибо по свт.Иоанну Златоусту, «у нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же другими людьми мы имеем много общего».
Однако и здесь следует сделать оговорку. Сегодня у всех на слуху модное словечко «толерантность». Оказывается, значение этого слова не только «терпимость» и «снисхождение», но есть и другое определение этому термину. В биологии и медицине это понятие связано с крайне существенным негативным явлением. Когда речь идет о живом организме, то «толерантность» означает полное или частичное отсутствие иммунной реактивности, потерю способности к выработке антител. В частности, СПИД - это следствие неумеренной толерантности. А это практически всегда ведет к смерти любой биологический организм, да и не только биологический...
Истина по своей природе непримирима по отношению ко лжи. Если дважды два будет четыре, то значит дважды два не может быть пять. Но нельзя человека считать нетерпимым, только потому что он не согласен с ответом пять и настаивает на том, что дважды два - это все та ки четыре. Этот принцип можно отнести и к религии. Нужно быть терпимым в отношении других мнений и взглядов, но нельзя принудить человека во имя терпимости соглашаться с теми взглядами, которые противоречат истине.
Такое положение было бы весьма глупым по подобному же изречению: «Неважно во что верить, лишь бы верить».
Различные многообразные виды миссионерского служения всецело основываются на принципе Божественной любви. И это главное. Если не самое главное. Поэтому непременно оставаясь верными Православию, мы обязаны уважать в человеческом отношении представителей других религиозных убеждений. И в то же время наше мирное сосуществование с людьми иных вероисповеданий не должно пониматься как возможность смешения (синкретизма) различных религиозных традиций.