Народный храм

О непростой судьбе церкви во имя Саввы Сербского в Екатеринбурге

0
1629
Время на чтение 7 минут

 

 

Замысел создания на Урале храма, посвященного одному из самых почитаемых в Сербии святых, возник как отклик на трагические события 1999 года в Югославии, когда под ударами авиации НАТО горела древняя и прекрасная балканская земля, и в жестоких религиозно-этнических конфликтах гибли ее люди, пустели ее села и города, рушились памятники истории и культуры, в числе которых были сербские православные храмы и монастыри...

Юные сербы из Крагуевца, пережившие 79 дней натовских бомбардировок, в августе 99-го приехали в Екатеринбург в гости к ученикам Славянской школы, инициировавшей эту встречу и взявшей на себя все расходы по перелету, проживанию и психологической реабилитации 24 сербских школьников, среди которых была и нынешняя знаменитая сербская певица - Елена Томашевич. Это стало знаковым событием в развитии неформальных, человеческих, русско-сербских отношений - общение ребят по старинному обычаю завершилось обрядом побратимства.

Славянская школа, негосударственное образовательное учреждение, работала в Екатеринбурге с 1991 по 2008 год. Организовала ее педагог-новатор Лианна Петровна Никитина. Помимо общеобразовательных предметов на разных ступенях обучения дети изучали историю славянских народов, славянские языки, русскую философию, а главными целями воспитания были верность духовно-историческому наследию и любовь к Родине. Хорошая крепкая дружба связывала школу с разными учебными заведениями и общественными организациями балканских стран. Несколько раз и ученики Славянской школы приезжали в Сербию, летом - в международные детские лагеря, а зимой - на праздник Святого Саввы, который в Сербии почитается как покровитель школ и просвещения, и его день широко и торжественно отмечается повсюду.

В Славянской школе учились дети разных национальностей, вероисповеданий и мировоззрений, объединенные общей любовью к Родине и взаимоуважением к культуре друг друга. По желанию же родителей для детей из православных семей был введен предмет «Православная этика». Для его преподавания в 2002 году в школу по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия пришел священник Олег Вохмянин. Отец Олег, в свое время окончивший Уральский политехнический институт по специальности «радиоинженер» и прошедший через войну в Афганистане, по просьбе учредителя и директора школы Лианны Петровны Никитиной начал вести и уроки физики. С искренней любовью и уважением к нему относились и малыши, и старшеклассники, и учителя, и родители.

С приходом отца Олега и возникла идея открыть при школе храм Святого Саввы как символ русско-сербского православного братства. Директор выделила одно из школьных помещений с отдельным входом, стройматериал для ремонта, и в январе 2003 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, посетив школу, благословил создание архиерейского подворья во имя Саввы Сербского, и настоятелем его был назначен отец Олег.

Храм хотелось сделать светлым, теплым, в традициях русского деревянного зодчества. Отец Олег и один из прихожан, Геннадий Анатольевич Еремеев, сами выполнили основные работы - обшили стены, сделали перегородки, установили иконостас и престол.

Первое богослужение прошло на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2003 года. Так начал свою историю храм Святого Саввы Сербского в Екатеринбурге - единственный в России, на границе континентов, Европы и Азии, на рубеже веков и тысячелетий... Как бы громко ни звучало, но ведь так?

А кроме того, это был единственный храм в обширном микрорайоне города. Поэтому он и объединил под своим кровом многих людей, в него приходили и пожилые верующие, и молодые родители с детьми.

Важной частью церковной жизни, по убеждению отца Олега, является чин оглашения. Приходя в течение года на беседы со священником, наставляющие в основах веры, человек приучается к каждодневному ответственному нравственно-религиозному выбору в своем поведении и жизненном обустройстве, во взаимоотношениях с окружающими, и начинает осознавать себя частью общины.

25 января 2004 года в День памяти святителя Саввы храм посетили архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Ученики Славянской школы выступили с концертом, на котором исполняли старинные русские народные песни и стихи и песни о Святом Савве на сербском языке, с теплой и воодушевлением принятые гостями.

Маленький храм тихо, но упорно служил делу сохранения и укрепления духовных уз православного единения России и балканских стран. Однако к сентябрю 2005 года Славянская школа была вынуждена переехать в другое здание, а бывшее - было передано под частный детский сад, владельцам которого храм был не нужен. Лишившись стен, храм Святого Саввы прирастал духовной стойкостью своих верующих.

Службы велись то по квартирам прихожан, то в депутатском центре, - и так продолжалось три года. За это время, в трудностях верующие сплотились, а ведь именно духовно-деятельная община и есть живая основа всякого по-настоящему народного храма.

Изо дня в день прихожане выстаивали очереди на прием к разным городским чиновникам, и наконец, своим упорством добились официального выделения земельного участка под строительство храма. Администрацией Екатеринбурга был утвержден Генеральный план возведения каменного храма во имя святителя Саввы Сербского в сербско-византийском стиле по проекту архитекторов Предрага и Саввы Ристич, предоставленного общине в дар.

Возведение большого каменного храма требует много средств для строительства и времени на подготовку документации по подключению коммунальных сетей. Поэтому вначале, для скорейшей организации церковной жизни прихода на обретенном месте, с 5 декабря 2008 года в уголке отведенного городом участка по благословению архиепископа Викентия и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия прихожане начали строить малую деревянную церковь во имя святого Симеона Мироточивого, отца святителя Саввы.

Прихожане рассказывали: «Строили мы по возможности, - богатых людей у нас нет, - оттого и неспешно. Нас это обстоятельство не огорчало: успевал, хоть немножко, да поучаствовать каждый. Даже бабушки, по пять человек с каждой стороны, тянули веревками бревна наверх. Оттого и дружба у нас крепла, что узнавали каждого».

Действительно, каждый делал то, что мог. Виктор Германович Антонов украсил храм нарядной деревянной резьбой, Виталий Анатольевич Игнатьев выполнил роспись иконостаса, а священник освоил профессии и проектировщика, и электрика, и кровельщика, и печника, и жестянщика.

При проектировании один из прихожан, Юрий Григорьевич, предложил сделать прозрачную крышу. Так и сделали: восьмерик ажурный, прозрачный, - Небо встречает молитву. Большая русская печь обогревает храм.

Любовью к Богу, Людям и Родине скрепляют общинники свое единство. При храме ведется разнообразная воспитательная работа: военно-патриотические мероприятия, спортивные соревнования, туристические походы, праздничные спектакли и концерты к духовным или историческим датам. Действует детская воскресная школа, где наряду с духовными предметами, в расписании занятия для мальчиков и девочек - «Хозяюшка», «Кулинария», «Умельцы».

Юные прихожане участвуют в восстановлении заброшенных храмов в далеких деревнях, посещают детские дома, не забывают о внимании к ветеранам военных конфликтов.

          В направлении «Родная линия» в приходе создан и работает Родительский комитет, который занимается вопросами воспитания детей на основе традиционных православных нравственных ценностей, защитой семьи от неоправданного вмешательства чиновников органов опеки, оказанием помощи в преодолении семейных конфликтов духовным и правовым путем.

В прошлом году несколько прихожан совершили паломническую поездку по храмам и монастырям Сербии и Черногории, где их принимали, как родных, радуясь существованию на далеком Урале храма во имя сербского святого и показывая храмы, возведенные на балканской земле в честь русских, глубоко почитаемых у сербов и черногорцев. Воодушевленные картинами благодатных и светлых священных мест по пути паломничества, прихожане, вернувшись в родной город, ждали возобновления работ по строительству большого каменного храма.

          Прихожане готовились к долгой, ответственной, сложной работе. Вновь предстояло и необходимые средства собирать всем миром, и строить сообща.

Но священник был смещен с должности настоятеля, с формулировкой «неэффективное использование земельного участка», на его место был назначен другой священник, который сообщил прихожанам об епархиальных планах скорейшего строительства храма во имя свт. Саввы Сербского. Через полгода он представил общине эскиз плана, на котором уже возведенной и действующей деревянной церкви в честь святого Симеона Мироточивого... не было. Не было на этом плане и помещений для занятий с детьми и организации жизни прихода.

На недоуменные вопросы прихожан последовал успокаивающий ответ, что сносить деревянный храм никто не будет: «Это же народный храм, его никто не тронет». Еще через полгода появился новый проект, в котором по-прежнему не было деревянной церкви и уже не было храма святителя Саввы Сербского, - и имя его оказалось густо закрашено черным маркером...

И сейчас, после письменного обращения к митрополиту, после встречи с его помощниками, община слышит одно: «По-вашему не будет, оставьте надежды, - здесь будет другой храм, другому святому».

А разве святитель Спиридон Тримифунский (именно ему хочет построить храм представитель греческой диаспоры с благословения митрополита) в жизни своей кого-то обирал, разрушал, пользуясь своей святительской властью, вмешивался насильно в чьи-то судьбы?

Напротив, он все свое раздавал бедным. Почему его любят - потому, что он великий помощник в нуждах и бедах людских, а не разрушитель. Вся жизнь его, без сомнения, говорит о том, что согласия своего на такие действия он не даст никогда, да вот никто его и не спрашивает.

Будто и не было жизни и истории общины, прихода, настоящего народного храма, живого символа русско-сербской дружбы, которую в одночасье предали умолчанию, забвению, и в чью-то угоду - Бог знает, - пренебрегли интересами духовно-исторического и геополитического значения.

В Екатеринбурге живет и работает много сербов, но в храме своего национального святого бывают единицы. А ведь община столько трудов физических и сил душевных приложила, чтобы выпестовать, украсить и сохранить это место духовной сопричастности с братским славянским народом на уральской земле. Не за награды и признание, - по велению русского сердца. Не ожидая благодарности от сербов, - без пафоса.

Но в сложившейся ситуации, угрожающей дальнейшему существованию храма, прихожане вправе надеяться на помощь и поддержку сербской диаспоры в Екатеринбурге. С самого первого богослужения в 2003 году и по сей день, без перерыва, произносит священник молитву о защите и спасении православных людей в Сербии, Черногории, Боснии, Герцеговине, Македонии, Косово.

А кто замолвит слово и воздаст молитву в поддержку самих прихожан, за благополучное осуществление их надежд?

За продолжение строительства единственного в России храма Саввы Сербского - символа славянского единства.

За сохранение бревенчатой церкви святого Симеона Мироточивого - настоящего народного храма, возведенного руками простых людей, где сквозь прозрачный купол Небеса улыбаются верующим, благословляя на повседневный подвиг...

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. Почему молчит епархия

Считаю, что наш владыко Кирилл не желает общаться с народом, потому что один их наших людей видится с ним очень часто. Со слов этого человека создается ошибочное мнение у владыки о нашем приходе, людях и отце Олеге.

17. Ольга

Зашла случайно в Храм С. Мироточивого три года назад – да так и осталась его верной прихожанкой по сей день…Все здесь по душе - и деревянные стены, и прозрачный купол, и большая русская печь… А главное – атмосфера.. Намоленная, теплая, по-особому живая. Оттого, что люди в общине дружные, духовно сплоченные. Оттого, что ядро сильное – отец Олег. Недаром говорится: каков батюшка, таков и приход. Отец Олег для нас и строгий пастырь, и мудрый педагог, и заботливый отец. И все это возникло не в одночасье, а создавалось долгие годы терпеливым трудом общинников во имя и под покровительством Саввы Сербского. Маленький приход с большим сердцем… Люди так мечтали буквально по кирпичикам воссоздать каменный храм во имя святителя Саввы – а их надежды разрушили… Объяните, пожалуйста, руководители Екатеринбургской епархии, как решение о строительстве Храма во имя другого святого, принято в одностороннем порядке, «сверху», соотносится с понятием «жить по доброй христианской совести?»
Люда / 07.07.2016, 14:30

16. Ответ на 13., Иосифович:

Юридически это не «рейдерский захват». Согласно Уставу Русской Православной Церкви, имущество, принадлежащее приходу, в том числе приобретенное или созданное за счет собственных средств, пожертвованное физическими и юридическими лицами, является имуществом Русской Православной Церкви и в случае ликвидации прихода переходит в собственность епархии. В том-то и состоит корень проблемы: люди объединяются для постройки храма, годами налаживают общинную жизнь — молитвенную, миссионерскую, образовательную, досуговую, — а потом по решению свыше, не спрашивая (!) мнения самих прихожан, могут разрушить их жизнь и их храм. При этом и по закону всё чисто, а вот по совести…
Наталия И. / 01.07.2016, 14:56

15. Re: Народный храм

Для отца Олега характерна высокая гражданская позиция-при храме организовано и военно-патриотическое воспитание, и огласительные курсы, и воскресная школа.Все то , что и должно быть в жизни настоящего христианина.И покровителем всего этого являетя святитель Савва,к нему в первую очередь направлены молитвы прихожан. Крик наших душ:не лишайте нас надежды на появление каменного храма Саввы Сербского, уже воздвигнутого в наших сердцах ,не черните маркером высокую идею объединения двух братских народов, ведь этот храм -единственный в России!
lida / 27.06.2016, 18:49

14. Re: Народный храм

В нашем мире так мало того, что по-настоящему может соединить людей разных стран:политики, СМИ изо всех сил стараются столкнуть интересы граждан, разжечь рознь, вызвать взаимную агрессию...Истинным объединяющим фактором может являться только вера, особенно когда сердца обращены к одному святителю -в нашем случае к Савве Сербскому, для которого значимы чаяния и русского человека, и хорвата, и серба,ведь просьбы о помощи к Небесам у всех нас, по большому счету, одинаковы. Для многих наш храм на ЖБИ имени Симеона Мироточивого уже много лет является тем островком духовной опоры, который позволяет не исчезнуть навсегда под тяжелыми волнами житейского моря.На каждой службе,с момента основания храма, отец Олег молиться за судьбы и россиян, и сербов, и черногорцев,и именно в эти минуты ощущаешь всем сердцем не разобщенность, а настоящее единение и сострадание,и понимаешь, что все мы живем в одном общем доме, на одной Земле
lida / 27.06.2016, 17:47

13. все как у неверущих?

Из этой статьи получается, что церковное руководство Екатеринбурга грубо вмешивается в дела своих же религиозных формирований, возникших, так сказать, «снизу»? То есть, сначала это сообщество верующих самоорганизуется на почве веры в бога, потом для удовлетворения своих религиозных нужд самостоятельно занимается поиском территории и постройкой Храма на свои средства. А потом местные церковные руководители производят просто обычный рейдерский захват? То есть все происходит как у обычных «мирских» бизнесменов? Так сказать с заменой руководства и сменой приорететов в политике «предприятия»? Простите, а чем тогда церковь на примере этой ситуации отличается от обычной фирмы? Как будто и бога нет вокруг. По-моему, хоть в этой то среде должно быть все по какой-то высшей справедливости, а не по законам победившего капитализма. Прискорбна, однако, такая ситуация… :(
Иосифович / 14.06.2016, 06:55

12. Цель не оправдывает средства

Мы ведь давно привыкли к тому, что ради общезначимой цели или же просто ради интересов того, кто имеет власть и средства, нужды отдельных групп людей не принимаются во внимание. Очень грустно, что подобное положение дел уже воспринимается как естественное и в церковной жизни. Примеров того, как строительство храмов и монастырей начиналось с инициативы одного или нескольких человек и как потом ситуация менялась, когда приходили другие люди с иным ее видением и иными финансовыми возможностями, немало. Взять хотя бы Храм-на-Крови: между собором построенным и задумывавшимся изначально огромная разница. Однако же главное было сохранено: сегодняшний величественный храм посвящен именно тому событию, которое и послужило причиной для его возникновения. И в истории навсегда остался первый скромный поклонный крест, и первая община, и молебны на пустыре на месте снесенного Ипатьевского дома, и еженедельное чтение акафиста Царю-Мученику, и первая Божественная литургия ночью — в часы убиения Государя и его семьи, и даже так и не реализованный проект Константина Ефремова. А представьте, если бы в 1990-е, когда община искала деньги на строительство, кому-то из меценатов вдруг захотелось возвести на этом месте собор в честь, допустим, своего небесного покровителя? Сегодня такая идея кажется нереальной, но почему же с уже действующей церковью в память Симеона Мироточивого она мыслится вполне осуществимой? А ведь если в итоге на намоленном месте вырастет совершенно новый храм с новым именем, получится, что будут уничтожены труды и чаяния десятков людей, перечеркнута почти полуторадесятилетняя история прихода и, что самое страшное, вымараны черным маркером с карты города и с карты России имена преподобного Симеона и святителя Саввы. Допустимо ли перешагнуть через всё это, пусть и ради благой цели? Для многих на пути к Богу соблазном становятся знаменитые слова героя Достоевского о том, стоит ли высшая гармония слезинки ребенка. Ситуация, складывающаяся с церковью святого Симеона, тоже может послужить таким соблазном. Большой каменный храм микрорайону необходим, но какой ценой?
Наталия И. / 13.06.2016, 13:11

11. Комментарий

Также согласен со всеми комментариями к статье и присоединяюсь к ним, а также дерзну представить некоторые соображения: община возникла так, как и должна «в идеале» возникнуть и развиваться любая другая православная община – уверовавшие во Христа люди объединяются «снизу», получают благословение, назначается пресвитер, и затем строят храм - стены и купол - и дальше идёт развитие, рост прихода и благоустроение храма. Нет никакого сомнения в том, что этот внешний процесс сопровождается внутренним изменением душ и умов прихожан – то, что называется покаянием, потому что каждый вкладывает своё сердце, труд, чаяния и надежды в созидание храма как материального сооружения, при этом происходит духовный труд каждого над собой и созидание храмов душ человеческих, продолжающееся всю жизнь. Об этом свидетельствуют события жизни прихода, изложенные в статье и комментариях к ней. Христианам открыто, что «…Всевышний не в рукотворённых храмах живёт» (Деян. 7, 48), Ему нужно наше сердце, оно должно стать истинным Божиим храмом. Что же происходит на деле? В этот процесс созидания вносится смущение и недоумение. Ситуация вызывает такое ощущение, что церковная система выстроена так, что голоса «снизу» не имеют в ней никакого значения и церковное руководство озабочено прежде всего внешней формой, а что происходит в душах людей - второстепенно. Будут выстроены храмы на деньги богатых, но кто в них будет ходить? Административно-хозяйственная функциональная деятельность всё равно не сможет заменить собою явную нехватку духовных авторитетов и наставников и воцерковлённых искренне верующих мирян. А Русская православная церковь жива, пока её составляют такие люди, без этого живая вера превратится в функциональную, а Церковь – в «комбинат по оказанию религиозных услуг». Ситуация, сложившаяся вокруг прихода, известна многим, и кто ответит на вопрос – не породят ли действия церковных властей разочарование и скепсис в душах людей, которые находятся в духовных поисках истины и ещё не пришли к твёрдой вере?
Мирянин Олег / 04.06.2016, 11:30

10. Нина Глазунова:

Согласна со всеми комментариями к данной статье! Добавить хочется большую благодарность о.Олегу, который мудро и аккуратно через огласительные беседы приводит к вере! А удивительная атмосфера любви, сочувствия, доброты в нашем храме помогает пережить все житейские невзгоды, укрепиться в вере! Такая община должна жить и развиваться!!!! Помоги и сохрани наш приход, Господи!
Иулия / 03.06.2016, 15:42

9. Любовь.А:

Наш храм удивительный! Именно в этом храме через огласительные беседы у О.Олега, внимательное тёплое, доброе отношение прихожан и произошло моё укрепление веры и я начала активно участвовать в жизни прихода. В тяжёлые минуты я получаю поддержку, помощь от всех прихожан и О.Олега. Спасибо Господу за это!
Иулия / 03.06.2016, 15:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08