Замысел создания на Урале храма, посвященного одному из самых почитаемых в Сербии святых, возник как отклик на трагические события 1999 года в Югославии, когда под ударами авиации НАТО горела древняя и прекрасная балканская земля, и в жестоких религиозно-этнических конфликтах гибли ее люди, пустели ее села и города, рушились памятники истории и культуры, в числе которых были сербские православные храмы и монастыри...
Юные сербы из Крагуевца, пережившие 79 дней натовских бомбардировок, в августе 99-го приехали в Екатеринбург в гости к ученикам Славянской школы, инициировавшей эту встречу и взявшей на себя все расходы по перелету, проживанию и психологической реабилитации 24 сербских школьников, среди которых была и нынешняя знаменитая сербская певица - Елена Томашевич. Это стало знаковым событием в развитии неформальных, человеческих, русско-сербских отношений - общение ребят по старинному обычаю завершилось обрядом побратимства.
Славянская школа, негосударственное образовательное учреждение, работала в Екатеринбурге с 1991 по 2008 год. Организовала ее педагог-новатор Лианна Петровна Никитина. Помимо общеобразовательных предметов на разных ступенях обучения дети изучали историю славянских народов, славянские языки, русскую философию, а главными целями воспитания были верность духовно-историческому наследию и любовь к Родине. Хорошая крепкая дружба связывала школу с разными учебными заведениями и общественными организациями балканских стран. Несколько раз и ученики Славянской школы приезжали в Сербию, летом - в международные детские лагеря, а зимой - на праздник Святого Саввы, который в Сербии почитается как покровитель школ и просвещения, и его день широко и торжественно отмечается повсюду.
В Славянской школе учились дети разных национальностей, вероисповеданий и мировоззрений, объединенные общей любовью к Родине и взаимоуважением к культуре друг друга. По желанию же родителей для детей из православных семей был введен предмет «Православная этика». Для его преподавания в 2002 году в школу по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия пришел священник Олег Вохмянин. Отец Олег, в свое время окончивший Уральский политехнический институт по специальности «радиоинженер» и прошедший через войну в Афганистане, по просьбе учредителя и директора школы Лианны Петровны Никитиной начал вести и уроки физики. С искренней любовью и уважением к нему относились и малыши, и старшеклассники, и учителя, и родители.
С приходом отца Олега и возникла идея открыть при школе храм Святого Саввы как символ русско-сербского православного братства. Директор выделила одно из школьных помещений с отдельным входом, стройматериал для ремонта, и в январе 2003 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, посетив школу, благословил создание архиерейского подворья во имя Саввы Сербского, и настоятелем его был назначен отец Олег.
Храм хотелось сделать светлым, теплым, в традициях русского деревянного зодчества. Отец Олег и один из прихожан, Геннадий Анатольевич Еремеев, сами выполнили основные работы - обшили стены, сделали перегородки, установили иконостас и престол.
Первое богослужение прошло на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2003 года. Так начал свою историю храм Святого Саввы Сербского в Екатеринбурге - единственный в России, на границе континентов, Европы и Азии, на рубеже веков и тысячелетий... Как бы громко ни звучало, но ведь так?
А кроме того, это был единственный храм в обширном микрорайоне города. Поэтому он и объединил под своим кровом многих людей, в него приходили и пожилые верующие, и молодые родители с детьми.
Важной частью церковной жизни, по убеждению отца Олега, является чин оглашения. Приходя в течение года на беседы со священником, наставляющие в основах веры, человек приучается к каждодневному ответственному нравственно-религиозному выбору в своем поведении и жизненном обустройстве, во взаимоотношениях с окружающими, и начинает осознавать себя частью общины.
25 января 2004 года в День памяти святителя Саввы храм посетили архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. Ученики Славянской школы выступили с концертом, на котором исполняли старинные русские народные песни и стихи и песни о Святом Савве на сербском языке, с теплой и воодушевлением принятые гостями.
Маленький храм тихо, но упорно служил делу сохранения и укрепления духовных уз православного единения России и балканских стран. Однако к сентябрю 2005 года Славянская школа была вынуждена переехать в другое здание, а бывшее - было передано под частный детский сад, владельцам которого храм был не нужен. Лишившись стен, храм Святого Саввы прирастал духовной стойкостью своих верующих.
Службы велись то по квартирам прихожан, то в депутатском центре, - и так продолжалось три года. За это время, в трудностях верующие сплотились, а ведь именно духовно-деятельная община и есть живая основа всякого по-настоящему народного храма.
Изо дня в день прихожане выстаивали очереди на прием к разным городским чиновникам, и наконец, своим упорством добились официального выделения земельного участка под строительство храма. Администрацией Екатеринбурга был утвержден Генеральный план возведения каменного храма во имя святителя Саввы Сербского в сербско-византийском стиле по проекту архитекторов Предрага и Саввы Ристич, предоставленного общине в дар.
Возведение большого каменного храма требует много средств для строительства и времени на подготовку документации по подключению коммунальных сетей. Поэтому вначале, для скорейшей организации церковной жизни прихода на обретенном месте, с 5 декабря 2008 года в уголке отведенного городом участка по благословению архиепископа Викентия и митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия прихожане начали строить малую деревянную церковь во имя святого Симеона Мироточивого, отца святителя Саввы.
Прихожане рассказывали: «Строили мы по возможности, - богатых людей у нас нет, - оттого и неспешно. Нас это обстоятельство не огорчало: успевал, хоть немножко, да поучаствовать каждый. Даже бабушки, по пять человек с каждой стороны, тянули веревками бревна наверх. Оттого и дружба у нас крепла, что узнавали каждого».
Действительно, каждый делал то, что мог. Виктор Германович Антонов украсил храм нарядной деревянной резьбой, Виталий Анатольевич Игнатьев выполнил роспись иконостаса, а священник освоил профессии и проектировщика, и электрика, и кровельщика, и печника, и жестянщика.
При проектировании один из прихожан, Юрий Григорьевич, предложил сделать прозрачную крышу. Так и сделали: восьмерик ажурный, прозрачный, - Небо встречает молитву. Большая русская печь обогревает храм.
Любовью к Богу, Людям и Родине скрепляют общинники свое единство. При храме ведется разнообразная воспитательная работа: военно-патриотические мероприятия, спортивные соревнования, туристические походы, праздничные спектакли и концерты к духовным или историческим датам. Действует детская воскресная школа, где наряду с духовными предметами, в расписании занятия для мальчиков и девочек - «Хозяюшка», «Кулинария», «Умельцы».
Юные прихожане участвуют в восстановлении заброшенных храмов в далеких деревнях, посещают детские дома, не забывают о внимании к ветеранам военных конфликтов.
В направлении «Родная линия» в приходе создан и работает Родительский комитет, который занимается вопросами воспитания детей на основе традиционных православных нравственных ценностей, защитой семьи от неоправданного вмешательства чиновников органов опеки, оказанием помощи в преодолении семейных конфликтов духовным и правовым путем.
В прошлом году несколько прихожан совершили паломническую поездку по храмам и монастырям Сербии и Черногории, где их принимали, как родных, радуясь существованию на далеком Урале храма во имя сербского святого и показывая храмы, возведенные на балканской земле в честь русских, глубоко почитаемых у сербов и черногорцев. Воодушевленные картинами благодатных и светлых священных мест по пути паломничества, прихожане, вернувшись в родной город, ждали возобновления работ по строительству большого каменного храма.
Прихожане готовились к долгой, ответственной, сложной работе. Вновь предстояло и необходимые средства собирать всем миром, и строить сообща.
Но священник был смещен с должности настоятеля, с формулировкой «неэффективное использование земельного участка», на его место был назначен другой священник, который сообщил прихожанам об епархиальных планах скорейшего строительства храма во имя свт. Саввы Сербского. Через полгода он представил общине эскиз плана, на котором уже возведенной и действующей деревянной церкви в честь святого Симеона Мироточивого... не было. Не было на этом плане и помещений для занятий с детьми и организации жизни прихода.
На недоуменные вопросы прихожан последовал успокаивающий ответ, что сносить деревянный храм никто не будет: «Это же народный храм, его никто не тронет». Еще через полгода появился новый проект, в котором по-прежнему не было деревянной церкви и уже не было храма святителя Саввы Сербского, - и имя его оказалось густо закрашено черным маркером...
И сейчас, после письменного обращения к митрополиту, после встречи с его помощниками, община слышит одно: «По-вашему не будет, оставьте надежды, - здесь будет другой храм, другому святому».
А разве святитель Спиридон Тримифунский (именно ему хочет построить храм представитель греческой диаспоры с благословения митрополита) в жизни своей кого-то обирал, разрушал, пользуясь своей святительской властью, вмешивался насильно в чьи-то судьбы?
Напротив, он все свое раздавал бедным. Почему его любят - потому, что он великий помощник в нуждах и бедах людских, а не разрушитель. Вся жизнь его, без сомнения, говорит о том, что согласия своего на такие действия он не даст никогда, да вот никто его и не спрашивает.
Будто и не было жизни и истории общины, прихода, настоящего народного храма, живого символа русско-сербской дружбы, которую в одночасье предали умолчанию, забвению, и в чью-то угоду - Бог знает, - пренебрегли интересами духовно-исторического и геополитического значения.
В Екатеринбурге живет и работает много сербов, но в храме своего национального святого бывают единицы. А ведь община столько трудов физических и сил душевных приложила, чтобы выпестовать, украсить и сохранить это место духовной сопричастности с братским славянским народом на уральской земле. Не за награды и признание, - по велению русского сердца. Не ожидая благодарности от сербов, - без пафоса.
Но в сложившейся ситуации, угрожающей дальнейшему существованию храма, прихожане вправе надеяться на помощь и поддержку сербской диаспоры в Екатеринбурге. С самого первого богослужения в 2003 году и по сей день, без перерыва, произносит священник молитву о защите и спасении православных людей в Сербии, Черногории, Боснии, Герцеговине, Македонии, Косово.
А кто замолвит слово и воздаст молитву в поддержку самих прихожан, за благополучное осуществление их надежд?
За продолжение строительства единственного в России храма Саввы Сербского - символа славянского единства.
За сохранение бревенчатой церкви святого Симеона Мироточивого - настоящего народного храма, возведенного руками простых людей, где сквозь прозрачный купол Небеса улыбаются верующим, благословляя на повседневный подвиг...
18. Почему молчит епархия
17. Ольга
16. Ответ на 13., Иосифович:
15. Re: Народный храм
14. Re: Народный храм
13. все как у неверущих?
12. Цель не оправдывает средства
11. Комментарий
10. Нина Глазунова:
9. Любовь.А: