13 мая 2016 года исполнилось 149 лет со дня кончины известного православного пастыря и выдающегося духовного писателя Святителя ИГНАТИЯ (Брянчанинова). В этот день на его отчей земле состоялось несколько памятных мероприятий.
В храме Пресвятой Богородицы села Покровское, где Дмитрий Александрович родился 5 февраля 1807 года и был крещён в этой церкви, отслужил Божественную литургию митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Он же открыл и VII-й фестиваль православной культуры «Покровские встречи».
В это же утро в городе Грязовце состоялись VI-е Игнатьевские чтения на тему «Христианские основы российской культуры», их организовали Музей истории и народной культуры и Центральная библиотека.
Прозвучало около двадцати докладов и сообщений, затрагивающих самые разные стороны этой проблемы, а также некоторые малоизвестные подробности жизни и творчества Святителя.
Остановим взгляд на наиболее важных из них.
«ШКОЛА ВЕЧНОСТИ» НАЧИНАЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ
Открывая чтения, заместитель главы Грязовецкого муниципального района Оксана Крылова отметила, что имя Святителя Игнатия не нуждается в каком-либо представлении, его знают повсюду в православном мире: от Москвы до Сиднея, Нью-Йорка, Токио, Иерусалима и стран Африки и Латинской Америки. И везде к Игнатию сохраняется трепетно-почтительное отношение, как к одному из ярких проповедников Православия.
Ну, а одна из задач чтений на Родине - возвращать из забвения образ неустанного духовного труженика, приблизить каждому, кто хочет приобщиться к Вере, идущей ещё от Древней Руси.
Этот образ в жизнеописании 1881 года ученики подвижника и его родной брат Петр обозначили следующими чертами:
«Краса иночества нашего века, святитель является деятельным учителем иноков, и не только в писаниях своих, но и во всей жизни своей представляет дивную картину самоотвержения, близкого к исповедничеству, борьбы человека со страстями, скорбями, болезнями, картину жизни, которая при помощи и действии обильной благодати Божией увенчалась победой, привлекла к подвижнику многие редкие дары Святого Духа».
Напомню, подвижник как бы «унаследовал» имена двух святых, широко известных в Русской Православной церкви: при крещении его назвали Дмитрием в честь Дмитрия Прилуцкого, а при монашеском постриге в Воскресенском кафедральной соборе Вологды ( 28 июня 1831 года) он получил имя в честь Игнатия Прилуцкого; мощи обоих святых ныне покоятся в Спасо-Прилуцком Дмитриевом монастыре.
Такое вот необычное совпадение!
Мне не впервые приходится участвовать в Игнатьевских чтениях, и всякий раз я узнавал что-нибудь новое, интересное, поучительное. Прошедшие чтения не стали исключением. В частности, главный специалист культурно-просветительского и духовного центра «Усадьбы Брянчаниновых» Нина Лыскова подробно поведала о материалах личной переписки Святителя Игнатия с его современниками. Данное исследование вскоре ляжет в основу экспозиции в музее села Покровское.
Сотрудница привела ряд эпизодов данной переписки со своими комментариями.
Со Степаном Дмитриевичем Нечаевым, обер-прокурором Святейшего Синода, Дмитрий Брянчанинов познакомился на встрече у Императора Николая I. Царь пригласил Нечаева, чтобы вместе с ним решить вопрос о назначении Брянчанинова наместником Свято-Троицкой Сергиевой путыни в Стрельне под Петербургом. И такое назначение состоялось, Брянчанинов прослужил в пустыни 24 года.
Знакомство с Нечаевым переросло позже в дружеские отношения. Степан Дмитриевич был довольно яркой личностью: писал стихи, занимался исследованием событий Куликовской битвы. В своих письмах к Нечаеву Дмитрий Александрович касался вопросов духовности, Православия. Многие из советов или рекомендаций Святителя не потеряли актуальности и теперь.
Просто удивительно, насколько обширным был круг общения настоятеля пустыни. В числе тех, с кем он поддерживал переписку, были вице-губернатор Петербурга Фёдор Петрович Опочинин (кстати, зять легендарного полководца Михаила Илларионовича Кутузова), граф Дмитрий Шереметьев и его супруга Анна, военный министр Дмитрий Александрович Милютин, министр иностранных дел Александр Михайлович Горчаков, известная петербургская благотворительница Татьяна Потёмкина. Все они, когда попадали в затруднительные душевные состояния, просили совета и поддержки у Дмитрия Александровича и находили её.
Особый интерес, соответствующий теме чтений, представляет переписка Брянчанинова с известными деятелями русской культуры, в частности, с композитором Михаилом Ивановичем Глинкой и художником Карлом Павловичем Брюлловым, композитором Алексеем Фёдоровичем Львовым, автором музыки гимна «Боже, царя храни...».
Если сказать кратко, то Святитель утверждал, что в основе русской культуры должна быть духовность, постижение художником Божественной Истины, ибо «школа вечности», в которую неизбежно будет определен всякий человек, начинается здесь, в земном существовании. «В минуты тяжких страданий, - признавался Михаил Иванович Глинка в одном из писем, - жаждал более всего удостоиться принятия Святых Тайн из рук Вашего Высокопреподобия...».
Своего рода маленькой сенсаций стало утверждение Нины Лысковой о том, что один из адресатов Святителя, Наместник и Главнокомандующий на Кавказе Николай Николаевич Муравьев-Карс кий, выступил инициатором перевода Брянчанинова на епископскую кафедру в Ставрополь. Он очень хотел, чтобы население Кавказа укреплял такой дивный подвижник - архимандрит Игнатий. Во всяком случае, прежде никто из исследователей не говорил о таком намерении Муравьева-Карского.
Известно, что переписка с Муравьевым-Карским - самая обширная в эпистолярном наследии Дмитрия Александровича. Впервые она была собрана и издана вместе с «Историей рода Брянчаниновых» в 1998 году под общим названием «Будущее России в руках Божественного Промысла».
В этой замечательной работе Святитель размышляет, в частности, об истинной и ложной славе человеческой. «На поле битвы человек часто бывает героем от кипения в нём крови; - в переворотах жизни можно быть героем только от величия души, - писал архимандрит в октябре 1847 года в письме к Н.Н.Муравьеву-Карскому. - Муж доблестный, оставивший поприще подвигов воинских, перековывает на плуг или соху меч свой, меч - грозу отечества; а всякий истинный гражданин, а за ним История и потомство, с почтением взглянут на этот плуг, потом кинут взор презрения и негодования на знаки отличия, которыми усеяна грудь какого либо подлеца: на ней каждый знак - памятник интриги, низости, бездельничества. Скажите, что в том, что на голове Гришки Отрепьева был венец Мономаха? Какая его слава? - Слава лихого, бесстыдного, бессовестного злодея, не останавливающегося ни перед каким беззаконием, - слава, неразлучная от проклятий. Избави Бог всякого от этой славы. А сколько самозванцев!».
Как это созвучно нашему времени!
Сколько у нас всяких самозванцев и героев - не от величия души, а именно от наглого бестыдства, интриг и самомнения.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ
С юных лет Дмитрий Брянчанинов ощущал в себе один из даров Божьих - литературный талант. И способствовало этому всё то, что он видел вокруг.
В лучах зимнего солнца деревья в старинном парке сверкают снежными шубами, искрятся, мерцают; воздух такой, что не надышишься. Скоро, скоро уйдут холода, и природа оживёт, заполнив пространство зелёным нежным лепетом. Когда же подступит золотая осень, парк опять явит взору чудные картины. Поэтому, приехав в усадьбу Покровское в любую погоду, чувствуешь какой-то особый настрой, волнение; а иначе и не может быть - по этим дорожкам, мимо этих лип ходил сам будущий Святитель. Как и много лет назад, природа сохранила здесь некую первозданность.
Сельская тишина, уединённые места в старинном парке, благолепный храм - всё привлекало отрока Дмитрия. Можно без всякой натяжки утверждать, что красота русской природы пробудила писательский талант у Брянчанинова, а позже, в пору зрелости, близость к русской природе стала одной из составляющих его литературного творчества. Не случайно во многих своих работах Святитель прибегал к сравнениям, сопоставляя явления природы с явлениями духовной или общественной жизни. Это видно в замечательных очерках «Плач мой», «Сад во время зимы», «Кладбище», «Дерево зимою перед окнами келии» и некоторых других.
И даже тогда, когда писатель вёл с читателем разговор о сложных духовно-нравственных проблемах, он старался раскрыть их суть, использую какие-либо понятия из мира природы.
Несомненно, важнейшую роль в формировании писательского идеала у Брянчанинова имели годы учебы в Санкт-Петербурге в Главном военном инженерном училище, куда он поступил в 1822 году. Через родную свою тётку А.М.Сухареву провинциал Брянчанинов был введён в дом Алексея Николаевича Оленина, директора Публичной библиотеки и Президента Академии художеств. По традиции по вечерам в доме Оленина собирались очень известные деятели русской культуры - писатели Иван Андреевич Крылов, Александр Сергеевич Пушкин, Константин Николаевич Батюшков, художники, композиторы.
Как это ни покажется странным, но юный Дмитрий не «затерялся» среди признанных мастеров культуры; наоборот - стал в их кругу «любимым чтецом», не исключено, что показывал им свои поэтические и прозаические опыты.
Эти русские писатели, выражаясь современным языком, имели «почвенническое направление», в отличие от столь популярного тогда в Петербурге «западничества». И это обстоятельство помогает нам понять личность будущего Святителя. Если многие его современники, якобы «лучшие представители народа» стремились свергнуть царя и влились в ряды декабристов, то Дмитрий Александрович направил свою жизнь на служение Богу и Отечеству. Таков был его выбор при содействии Божественного Промысла.
К сожалению, писатель не оставил какой-то отдельной работы, где бы мы могли увидеть в полноте его литературные воззрения; разные замечания рассыпаны в тех или иных работах.
«Часто смиренные пустынники, выходя их пустынь своих, словом скудным и нескладным возвещали христианскому миру святую и спасительную Истину, - высказывал он свой взгляд на предназначение литературы. - Напротив того - сколько видим книг, убранных звучными словами, блестящими мыслями, в стройном систематическом порядке - а они заключают в себе яд, убивающий души!».
И до сего дня, увы, таких изданий, «убранных звучными словами», множество, но они не помогают ни уму, ни сердцу.
Смею предположить, что Святитель был знаком с повестью митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати» (1037-1050 гг.), где автор провозгласил определённые творческие принципы: «Но напоминать в писании сем и пророческие предсказания о Христе, и апостольские предсказания о Будущем Веке - (значит говорить) лишнее и впадать в тщеславие.
Ибо повторение (того, о чём) в других книгах написано и вам известно, подобно дерзости и славолюбию.
Ведь не к несведующим пишем, но к довольно насытившимся сладости книжной, не к враждующим с Богом неверным, но к самим сынам Его, не к чуждым, но к наследникам Царства Небесного».
На мой взгляд, эти правила и были положены Дмитрием Александровичем в основу его творчества: не впадать в тщеславие при создании того или иного произведения; не повторять писания других авторов, то есть не впадать в дерзость и славолюбие; жить, как пишешь, и писать, как живёшь.
Слово, язык, образ - главные инструменты писателя. По этим трём составляющим можно определить - настоящее произведение литературы или нет. Дмитрий Александрович придавал исключительное значение и слову, и языку в целом, и, конечно, образу. Сегодня, 13 мая 2016 года, когда мы отмечаем 149-ю годовщину со дня кончины Святителя, его произведения читаются так, будто они написаны только вчера. Я вспоминаю одну из встреч с Василием Беловым, он рассказывал, что читает Игнатия Брянчанинова и поражается его языку - настолько этот язык современный и понятный, ясный и образный.
Действительно, это так!
Да, разумеется, духовная проза, очерки и письма Святителя Игнатия - не развлекательное чтиво, не детектив какой-либо или любовная мелодрама.
Его проза требует от человека определённой подготовки, определённого настроя, определённых знаний православной культуры. Без знания хотя бы начальных основ Православия трудно воспринять эту благотворную прозу.
А то, что её воздействие благотворно, нет сомнений. Хотя и в ту пору, когда архимандрит создавал свои произведения, выходило в свет немало сочинений, направленных на разрушение и человека, и страны. Вот как их оценивал подвижник: «Расставлены сети для ума моего в различных книгах, именующих себя светом, а содержащих в себе учение тьмы, написанных под явным или прикрытым влиянием мрачного и всезлобного миродержца, из источника разума, повреждённого грехопадением, во лжи человечества, в коварстве козней льщения, по выражению апостола, писателями, которые
без ума дмятся от ума плоти своея» (выделено полужирным мною - Г.С.).
Такая оценка, увы, подходит и для некоторых современных авторов. В своё время жюри премии «Русский Букер» присудило премию за роман «Цветочный крест», грубо попирающий православные основы русской жизни. Что тут началось? Правительство области взахлеб говорило о «выдающейся писательнице», все газеты «областной столицы» напечатали её портреты. Как же? «Покатила бочку» на Русскую Православную церковь - слава ей! Или вот недавний пример. Профессор государственного университета, считающий себя филологом и знатоком литературы, выступает редактором сборника, где печатает стихи восходящей «звезды» с использованием... мата! Ай да профессор, ай да государственник!
Подобных примеров можно привести великое множество. «Без ума думятся от ума плоти своея» и хотят, чтобы за это им воздали общественное признание.
ЕЩЁ НЕ ВСЁ ИЗВЕСТНО ОБ ИХ РОДЕ
Несколько выступлений на чтениях были посвящены истории рода Брянчаниновых на Вологодчине. Здесь сохраняются «белые пятна». Краевед из села Юрова (когда-то оно входило в имение Брянчаниновых) Ирина Бахорина отметила, что насчитывается 544 персоны из рода Брянчаниновых, причастных к Вологодской земле. Она исследовала населенные пункты Комельской волости бывшего Грязовецкого уезда, где проживали связанные родством Брянчаниновы.
Лично меня поразила карта, которую развернула перед слушателями Ирина Валентиновна. Вся она усеяна деревнями, селами, хуторами. Да, вот была какой деревянная Русь: селение от селения - километр или даже меньше. А что сегодня? На десятки вёрст - безлюдность, заросшие поля, обмелевшие речки. Такова плата нашего народа и страны за демократию с её революциями, войнами, перестройками.
Интересными наблюдениями поделилась краевед Ольга Шигаревская, которая рассказала о костромских дворянах Брянчаниновых и их вологодских корнях. На чтениях шла речь и о том, что именно современную русскую культуру необходимо строить на христианских основах. Такой пример есть в Сокольском районе - там действует проект «Монастыри и подвижники Заозерского края», инициатором его выступила директор районного музея Марина Давидчук.
Примечательно, что в Игнатьевских чтениях участвовала молодёжь - старшеклассники из Ростиловской средней школы и школы N 1 г. Грязовца.
Доклады детей были интересными и увлекательными, ничуть не уступали взрослым исследователям.
И это радует.
Геннадий САЗОНОВ, член Союза писателей России
ВОЛОГОДСКАЯ область,
май 2016 г.