Майский номер «Православного Санкт-Петербурга», выходящий в свет в Пасхальные дни, необычен: в нём читатель дважды встретиться с произведениями митрополита Иоанна (Снычёва). В первый раз - на первой полосе, которая целиком отдана духовному завещанию Владыки. Оно, сказанное 21 год назад, поражает тем, что с точностью и мудростью отвечает на те самые вопросы, что так волнуют нас именно сегодня. Из середины 90-х годов владыка говорит нам:
- Любовь - первая и главная добродетель христианина. Без неё невозможно само существование мира, без неё теряет смысл человеческая жизнь. Но эта любовь есть прежде всего любовь к Богу, к тем Божественным Истинам и благодатным Откровениям, которые позволяют человеку победить грех и стяжать себе вечную и блаженную жизнь в обителях райских. Такая любовь не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь беспощадно, до последней капли крови, до последнего издыхания борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями, преисполненными пагубных человеческих заблуждений. Не может быть мира между Истиной и ложью - именно это имел в виду Господь, обязуя своих учеников вести непрестанную брань с гибельными заблуждениями, сказав: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). Этот духовный меч святой Истины должен носить с собой каждый христианин и решительно пользоваться им в случае, если он видит посягательство на родные святыни. В борьбе с неправдой имеем прямое повеление Господа: «Теперь... продай одежду свою и купи меч» (Лк. 22,36).
Это выступление митрополита Иоанна, посвящённое разоблачению экуменизма, названо в газете: «ПЯТЬ УДАРОВ ПО НАШЕЙ ВЕРЕ».
Второе его выступление - «ОТЕЧЕСТВО - ПОНЯТИЕ СВЯЩЕННОЕ», читатель найдёт на седьмой полосе. В нём Владыка Победе нашего народа в Великой Отечественной войне:
- Сегодня, спустя полвека с памятной весны 45-го, всем нам, наследникам Великой Победы, надлежит прежде всего помнить, что она досталась нам благодаря народному единодушию и единению. Страшно представить, что было бы с нашей Родиной, если бы враг напал на Россию не летом 41-го, а, скажем, весной 95-го, когда все наше общество разобщено, разуверено, поделено на «суверенитеты» и пылает пожарами «горячих точек»... Да и уберегли ли мы все то, что с таким трудом отстояли наши ветераны? Увы: сегодня русскую землю растаскивают у нас из-под носа безо всякой войны: миллионы русских «ближнего зарубежья» оказались в полоне, словно во временан татаро-монгольского нашествия. Еще немного - и мы, пожалуй, действительно, пригласим шведов хозяйничать под Полтаву и на берега Невы, Нечерноземье отдадим потомкам Чингисхана, а Кремль поделим между поляками и французами - нам ведь родной земли не жалко? Без прошлого у народа и государства нет будущего. Здоровая историческая память - залог жизнеспособности нации и крепости Державы Российской. Забвение подвигов предков - тяжкий грех, грозящий нравственным одичанием и утратой совести. так пусть же всем павшим в той страшной войне, доныне назидающим нас своим героическим примером самоотверженности и жертвенности на полях сражений, всегда - отныне и до века - возглашается в наших сердцах, как в храмах Божиих, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!.. Аминь».
О другой войне - о войне за умы и души русских людей говорит сегодня доктор культурологи, профессор Ю. ПОМПЕЕВ. В своей статье «ЧУЖЕБЕСИЕ НА ВЕСАХ ИСТОРИИ» он рассуждает так:
- К чему впадать в моральную панику? Русский язык неистощим в соображении слов, как наш трезвый разум неистощим в соображениях новых понятий. Не так ли? Чего стоит новый глагол промельдонили или выражение футбольных болельщиков про удары мимо ворот: скержаковил... В этом мире вся духовная реальность, а значит, и все духовные ценности сосредоточены в людях. Духовный прогресс определяется фразой из христианской молитвы: «Да будет воля Твоя». Незачем, мол, опасаться духовных симулякров, технологической симуляции сознания. Насаждаемые западные образцы, духовное принуждение можно преодолеть, а предлагаемые западные образцы пережить и отвергнуть. На устах у многих одно из последних стихотворений в прозе Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883): «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Эти часто цитируемые строки написаны Тургеневым в июне 1882 года. Ключевая тревога и опасение звучат в словах писателя: «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?». Повторю: чужебесие раскалывает общество, тем оно и опасно. За ним неумолимо следует чужевладство и людодерство, говоря по-современному, оккупационный режим. Режим остается оккупационным и тогда, когда он захватывает самое драгоценное - наши живые души.
Забота о здоровье души не противоречит заботе о телесном здравии: тела наши - храм Божий, и мы должны заботливо содержать их, - тем более, сейчас, в пору весенних простуд и инфекций. Давний друг нашей газеты врач-фитотерапевт Владимир Николаевич Вишнев рассказывает читателям о несколько простых и доступных способах уберечь здоровье. Как всегда его советы чрезвычайно полезны. Вот один из предлагаемых им рецептов противопростудного снадобья:
- Отвар из коры ивы, молодой коры тополя или осины: 1 чайную ложку измельчённого сырья залить 300 мл (1,5 стакана) воды. Кипятить на малом огне, при закрытой крышке 30 минут. Настоять 1 час. Пить по 1/3 стакана 4-5 раз в день, независимо от еды, в тёплом виде.
И это только один из рецептов доктора Вишнева, приведённых им в заметке «ЛЕЧЕНИЕ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ». Но и сам доктор Вишнев - не единственный из гостей майского номера: таких гостей много, и каждый рассказывает читателям что-то интересное и полезное.