I.
Касаясь вопроса «здоровых апокалиптических настроений», святитель Феофан Затворник в своих «Кратких мыслях на каждый день года...» писал: «Тать ночью подкрадывается, когда его не ждут. Так и день Господень придет, когда его не ждут. Но когда не ждут Грядущего, то и не готовятся к сретению Его. Чтоб мы не допустили такой оплошности, Господь и заповедал: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42).
Между тем, что мы делаем? Бдим ли? Ждем ли? Надо сознаться - нет. Смерти еще ждет иной, а дня Господня - едва ли кто. И будто правы. Отцы и праотцы наши ждали, и не пришел день. Как не видим ничего, почему бы надо было подумать, что он придет в наши дни; то и не думаем; не думаем и не ждем. Что дивного, если при таком нашем расположении, день Господень ниспадет на нас, как вор. Мы похожи будем на жителей города, которых обещался посетить начальник губернии, ныне или завтра. Ждали они его час, ждали другой, ждали день и потом сказали: верно, не будет, и разошлись по домам. Но только что разошлись и предались покою - он тут и есть. То же и с нами будет: ждем ли, не ждем, день Господень придет, и придет без предуведомления, Ибо Господь сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24, 35; Лк. 21, 33; Мк. 13, 31). Но не лучше ли ждать, чтоб не быть застигнутыми врасплох? Ибо это не пройдет нам даром».
«На что вчера навел нас Апостол, - продолжает святитель Феофан, - то ныне прямо внушает нам Евангелие. «Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13, 33). «Итак бодрствуйте... чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими» (Мк. 13, 35-36). Надобно ждать, и каждое мгновение держать в мысли, что вот-вот явится Господь и воссияет, как молния от одного конца Вселенной до другого. Иным думается, что можно это ожидание Господа заменить ожиданием смерти. Хорошо и это или хоть это. Но ожидание Господня пришествия одно, а ожидание смерти - иное. Иная мысль о том и другом; иное и чувство, рождающееся под действием той и другой мысли. Дня Господня жди, в который все кончится определением безвозвратным. После смерти все еще будет длиться время нерешенного состояния; а день Господень все распределит на вечные веки и запечатлеет так, что уж не жди изменения. Ждал, говоришь. И еще жди. И все жди. Но это, скажешь, отравит все радости. Не отравит, а только изгонит из порядков твоей жизни такие радости, которые незаконно пользуются этим именем. Будешь и при этом радоваться, но только о Господе. И Господа ждать при такой радости можно, и если Господь застанет тебя в этой радости, не взыщет, а похвалит», - учит святитель Феофан Затворник.
Мы видим, что святитель Феофан задает необычайно высокую планку апокалиптического бодрствования: «Надобно ждать, и каждое мгновение держать в мысли, что вот-вот явится Господь и воссияет, как молния от одного конца Вселенной до другого». И это, вне всякого сомнения, оправданно, так как именно такого рода состояние христианского духа способствует тому, чтобы в окружающей действительности обнаруживать лукавую поступь «князя мира сего» и приметы «близости лета».
Обратите внимание, святитель Феофан ничего не говорит здесь об Антихристе, не напоминает слова Апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели...» (2 Фесс. 2, 3). Забыл об этом предупреждении Апостола? - Это, вне всякого сомнения, исключено. Тогда в чем же дело? Как представляется, святитель Феофан Затворник исходит здесь из того, что со времен Апостола Павла прошло очень много времени, явилось множество не только «малых антихристов», но и тех, кого стали называть его «предтечами»; к тому же апостасия пустила глубокие корни и явила не только «зелень» но и «плоды», особенно в Западной Европе, где произошло множество революций, носивших разрушительный характер по отношению к Церкви. Одним словом, от плевел, взошедших на поле мира, рябило в глазах, так что ничего нового в самом Антихристе уже как бы и не будет явлено[i]. Как быть в такой ситуации? Может быть, именно поэтому в Евангелии и предупреждает Христос о том, что в конце времен «будут... великие знамения с неба» (Лк. 21, 11)?
А можно ли отнести к «великому знамению с неба» падение 15 февраля 2013 года большого метеорита, названного «Челябинск»? Правда, надо заметить, в последнее время в православной среде бытует, мягко говоря, прохладное отношение к тому, чтобы в окружающей нас действительности обнаруживать приметы «близости лета»: это, чаще всего, считается признаком «нездоровых апокалиптических настроений». Однако, как правило, «обличители» не объясняют, что такое «здоровые апокалиптические настроения». Судя по контексту некоторых «обличительных заключений», это, похоже, уверенность в том, что «не скоро придет господин мой» (Мф. 24, 48). Во всяком случае, большинство «обличителей» убеждены, что они-то точно увидят признаки «близости лета», не говоря уж о том, чтобы заметить «великое знамение с неба». И поэтому их молчание по поводу Челябинского метеорита, откровенно говоря, удивляет... Убеждены, что это «чистой воды материализм», а не «великое знамение с неба»? То есть «зажигалка в кармане» «владыки Вселенной» «Его величества случая»? Поскольку ни заявления официальных лиц, ни обращения старцев по поводу Челябинского метеорита, ни включения вопроса о нем в повестку дня какого либо церковного собрания или конференции, судя по всему, не намечается, попробуем порассуждать об этом явлении самостоятельно, в частном, так сказать, порядке.
II.
Специалисты утверждают, что объекты, подобные Челябинскому метеориту, падают на Землю с периодичностью один раз в 80-100 лет. То есть ничего необычайного в самом событии они не видят: Земля огромная, большая часть - океаны, падение таких метеоритов происходит, как правило, там, где людей нет. Почему упал на Челябинск и 15 февраля? Земное притяжение, отвечают: падать-то ему все равно когда-то и куда-то надо... Но для верующего, напротив, очень важным моментом является, несомненно, то, когда, в какой день падает такого рода объект, куда он падает, каковы последствия этого падения. Если смотреть на падение Челябинского метеорита с атеистических позиций, то такие вопросы можно не задавать: Бога нет, а потому в какой день падает, куда и каковы последствия - это всегда дело случая. Страшновато, конечно: можно подумать о защите против метеоритов, поставить вопрос о выделении соответствующих средств...
Тем же людям, которые хотя и верят, но далеки от Церкви (а таковых, к сожалению, большинство), задумываться над такого рода вопросами просто некогда: никто не погиб - и ладно, надо идти за покупками, продавать, строить... То есть, если Челябинский метеорит - знамение, то адресовано оно явно не им. Но можно ли Челябинский метеорит назвать знамением? Что здесь необычайного? А необычайных моментов, с точки зрения верующего человека, на взгляд автора, несколько.
Во-первых, это время падения метеорита. В этот день, 15 февраля, Русская Православная Церковь отмечает двунадесятый (один из двенадцати важнейших) праздник, который называется «Сретение Господа Нашего Иисуса Христа». Сретение - это Встреча. Встреча Христа. В тот час, когда метеорит упал на Челябинск, в храмах началось праздничное богослужение.
Второй необычайный момент состоит в том, что не было жертв. Это поразительно: каменная глыба весом около 10 тысяч тонн с космической скоростью несется на миллионный город, затем несколько раз взрывается, раскалывается на куски и кусочки, ударная волна сотрясает город, тысячи квадратных метров выбитых стекол - жертв нет! Чуть более тысячи человек получили небольшие повреждения, большинство - от осколков выбитых стекол; несколько десятков госпитализировано: в марте все они уже были выписаны из больниц. Но испуг огромный. Атеисты, как всегда, говорят о «счастливой случайности», хотя сами, вне всякого сомнения, поражены ее необыкновенностью. Люди глубоко верующие говорят четко и определенно: если нет жертв, когда они были, по существу, неизбежны, то речь может идти лишь о вмешательстве Ангела Божьего в это событие.
Третий необычайный момент. Это первое в истории информационного общества падение космической глыбы да еще сразу на миллионный город: событие видит и обсуждает в течение определенного времени вся страна и весь мир. Оно заставило человечество посмотреть на небо, а шире - вспомнить Бога или, во всяком случае, задуматься о бренности земной жизни. Поразительно, мы настолько освоились в информационном обществе, что этот момент - глобальности происходящего - даже не пытаемся осмыслить, но вот сухие цифры, приведенные в Википедии в статье «Падение метеорита Челябинск»: «За 15 часов видео о метеоре посмотрели более 7,7 млн. раз. За 72 часа с момента взрыва стали доступны около 400 видео этого события, которые просмотрели более 100 миллионов раз с самым популярным роликом Russia Today, который просмотрели более 23 млн. раз. Таким образом, видео, посвящённые событиям в Челябинске, набрали 100 млн. просмотров за самое короткое время в истории. Также это событие удерживает рекорд на количество просмотров за один день - 73,3 млн. раз». И это, обратите внимание, без учета телевещания.
Сложение указанных моментов воедино, на взгляд автора этих строк, говорит об одном: Челябинский метеорит - это грозное Божие знамение, указывающее на скорую Встречу человечества с Христом.
Но и все же, кому оно адресовано? Один адресат - воцерковленный православный народ, - как представляется, вполне очевиден, поскольку событие произошло в двунадесятый православный праздник, да еще тот, который называется «Встреча Христа». К слову, упавшая с неба глыба относится к классу «каменных метеоритов». То, что Христос есть «камень, пренебреженный... зиждущими, но сделавшийся главою угла» (Деян. 4, 11), пояснять, думается, не надо. А есть ли еще какой адресат?
Давайте внимательно присмотримся к месту падения метеорита. Город Челябинск. Один из флагманов промышленной мощи СССР, России. Город, стоящий на границе Европы и Азии, всегда бывший форпостом России в азиатском регионе. О названии города много гипотез, но, что очень важно, почти все они, так или иначе, связаны с тюркским словом «челяба», которое переводится как «благородный, великолепный, солнцеподобный». И вдруг на это «благородное, великолепное, солнцеподобное» с неба падает огромная каменная глыба. И куда попадает: в озеро Чебаркуль, рядом с которым расположен один из центральных военных полигонов России и ОДКБ (военной организации СНГ), прозванный «Чебаркульским»! Этот полигон является символом боевой мощи России, здесь проводятся масштабные международные антитеррористические учения с участием высших представителей власти. Адресат, думается, очевиден.
Интересна в связи с этим реакция врагов России на это знамение. Видимая их концентрация сегодня наблюдается в Сирии: это боевики, воюющие против законного правительства данной страны. В середине марта 2013, через месяц после падения метеорита, в Сирии побывала группа известных российских журналистов, снявшая репортаж в только что освобожденном от боевиков пригороде Дамаска Дарайе. Они показали целую улицу, стены домов которой были расписаны антироссийскими надписями. С очень большой долей вероятности можно утверждать, что этот необычайный всплеск ненависти к России был вызван падением Челябинского метеорита: боевики, вероятнее всего, истолковали это событие на собственный лад, к своей вечной погибели.
Нельзя не заметить и то, что возникшая в 2006 году в Ираке террористическая организация ИГИ в апреле 2013 года, через два месяца после падения Челябинского метеорита, объявила себя «Исламским государством Ирака и Леванта» (террористическая организация, запрещенная в России) и затем вторглась в Сирию, перейдя, таким образом, Рубикон в террористической войне, которую она ведет на Ближнем Востоке.
В конце 2013 года, опять-таки спустя несколько месяцев после падения Челябинского метеорита, начался майдан в Киеве, организованный наиболее агрессивными кругами американской политической элиты, открыто, со времен Рональда Рейгана, исповедующими русофобскую эсхатологическую концепцию. Майдан закончился государственным переворотом и появлением на территории Украины десятков так называемых «территориальных батальонов», многие из которых имеют все признаки террористических организаций. Что очень важно, некоторые главари этих террористических батальонов не скрывают того, что их цель - захват части территории России и создание «Великой Украины».
III.
Так что же значит Челябинское «великое знамение с неба»? Вне всякого сомнения, это не только предупреждение о скором Приходе Христа, но и призыв к покаянию. Почему? Если такого рода призыва не видеть в Челябинском знамении, то никак нельзя объяснить его предназначение. В самом деле, если чаша терпения Божьего переполнена до предела, если те, кому оно адресовано, уже не способны его воспринять, то зачем посылать такого рода знамение? «Застать внезапно» было бы здесь высшей справедливостью. Но мы знаем, что даже к самым отчаянным грешникам простирается милосердие Божие. То есть никогда человек не сможет оправдаться на Суде Божьем тем, что он чего-то не знал, или его не предупредили, или не предоставили возможности для покаяния.
Совершенно очевидно, что, после «взятия от среды удерживающего» в лице СССР 8 декабря 1991 года (не это ли событие имели в виду святые отцы, указывая на 1992 год как год «начала конца»?), Россия и мир вступили в самую критическую фазу своей истории: разрушение советской империи беззаконником Борисом Ельциным вызвало небывалое геополитическое землетрясение с миллионами жертв и неисчислимыми материальными потерями, с разрушением городов и исчезновением с политической карты мира ряда стран, со стремительным падением нравственности и воцарением диктатуры греха и порока. Пожалуй, многие уже поняли, к чему ведут события в Сирии и на Украине, и для многих стало очевидным, что без духовного преображения Россию, а, стало быть, и «мировое сообщество», ждет катастрофа: мир не устоит без России, потому что духовное разложение большей части народов Запада, и прежде всего США, давно уже прошло «точку невозврата», о чем свидетельствует, например, принятие законодательства в области «брачного права сексуальных меньшинств» и «новой гендерной политики», заимствованного из Содома и Гоморры.
Обличая ту часть РПЦЗ, которая не желала вернуться в лоно Церкви и сделала ненависть к России смыслом своей жизни, митрополит Владимир (Иким) в статье «Великое расхождение» так писал об этом: «По мнению идеологов РПЦЗГ, русский народ «худший из народов, отброс человечества, необратимо духовно разложившийся»?! С каким сладострастием исполняет «отец-зарубежник» пляску смерти на костях родного народа. Нет, «ваши блаженства и высокопреподобия», господа и мистеры из РПЦЗГ, - русский народ-Богоносец жив еще, а если и впрямь падет «третий Рим», грянет Страшный Суд Божий, который сожжет и ваше Зарубежье. Или вы считаете Нью-Йорк «четвертым Римом»?» Здесь нужно отметить, во обличение подобных «отцов-зарубежников», что процесс духовного разложения народов России резко усилился после того, как в девяностых годах ушедшего века рухнул «железный занавес» и смертоносная река пошлости, разврата и любостяжания потекла в народную душу с постхристианского Запада. Лишь духовное преображение способно положить конец тлетворному влиянию современной западной «культуры» и идеологии либерального тоталитаризма.
Но, чтобы рассчитывать на силу духовного преображения, необходимо покаяние, а если его нет, то как надеяться на это? В чем каяться всем нам известно: в событиях октября 1993 года, инспирированных нашими западными «заклятыми друзьями». В 1994 году группа священников Русской Православной Церкви обратилась к обществу с предупреждением, в котором напомнила об ответственности перед Богом за совершенные в октябре 1993 года беззакония. «Власть тем самым предполагает, - говорится в их обращении, - что в сознании граждан эти действия правомерны и, таким образом, по существу совершает их от лица граждан страны. Это вынуждает нас либо оправдать эти действия и тем самым стать их соучастниками и согласиться перед лицом Божия правосудия нести за них ответственность, либо внутренне отречься от этих действий власти и, оставаясь законопослушными гражданами, заявить о полном неприятии как самих этих действий, так и той духовной силы, которая вдохновила их....
Мы убеждены, что никакое государственное строительство невозможно, если в основании его не положен нравственный закон «Не убий», если граждане лишены права слышать и знать правду, если, наконец, злу не дается обществом нравственная оценка, и тем самым ему не ставится предел. «Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» (Авв. 2, 12)».
В 1998 году Государственной Думой Российской федерации был создан конституционный (ибо прямо предусмотрен Конституцией России) орган - Специальная комиссия, - рассмотревший фактическую обоснованность выдвижения обвинения Бориса Ельцина по пяти пунктам: 1) развал СССР; 2) расстрел и разгон Съезда народных депутатов Российской Федерации; 3) война в Чечне; 4) геноцид российского народа; 5) ослабление обороноспособности и безопасности Российской Федерации. По событиям сентября-октября 1993 года Специальная комиссия заключила: «Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с событиями сентября-октября 1993 года, содержатся признаки тяжких преступлений, предусмотренных в статье 64 (заговор с целью захвата власти - В.М.) (статья 275 УК РФ), в части второй статьи 171 (превышение власти или служебных полномочий, сопряженное с насилием, применением оружия, мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями - В.М.) УК РСФСР (части вторая и третья статьи 286 УК РФ), в пунктах "в", "д", "з", "н" статьи 102 УК РСФСР (пункты "а", "б", "е", "ж" статьи 105 УК РФ) (убийства при отягчающих обстоятельствах - В.М.)». Отмахнуться от этого Заключения ссылкой на то, что «импичмент не прошел» не удастся: совершенно очевидно, что оно Промыслом Божьим, в случае нераскаянности, уготовано для Страшного Суда.
Казалось бы, раз Борис Ельцин, совершивший это беззаконие с отмашки Запада, построивший царство на крови, уже покинул этот мир, то какие могут быть претензии к тем, кто стали правителями и охранителями государства, им созданного, а тем более к подданным сего царства? Но дело в том, что «город, построенный на крови», в час суровых испытаний устоять не сможет - это Божие определение. И лишь кающемуся можно просить «прощения и оставления грехов и прегрешений». Без покаяния нельзя ждать от Бога помощи «городу, построенному на крови». Это, похоже, не хотят понимать и многие общественные лидеры. В противном случае они давно бы призвали к реабилитации Съезда народных депутатов Российской Федерации, к расследованию массовых преступлений, совершенных в октябре 1993 года. Может быть, их успокаивает то, что прошло уже более двадцати лет и многое быльем поросло? Но не надо забывать, например, что наказание за беззаконие жителей Иерусалима и Иудеи настигло почти через сорок лет после распятия Христа.
Самое поразительное состоит в том, что даже в такой ситуации покаянием все еще можно поправить. Библейский пример - Ниневия. Нас может спасти только деятельное покаяние: выдавливание из всех пор общества беззаконий Бориса Ельцина, правда время стремительно уходит...
[i] Подавляющим большинством «исследователей Писания» игнорируется следующее обстоятельство: Апостол Павел не знал Апокалипсиса, поскольку, согласно церковному преданию, Откровение Апостолу Иоанну Богослову было дано «под конец царствования Домициана», то есть более чем двадцать лет спустя после мученической кончины «Апостола языков». Как представляется, нетрудно заметить, что Антихрист у Апостола Павла имеет черты не только «глаз человеческих и уст, говорящих высокомерно» «малого рога» «зверя четвертого» из книги пророка Даниила, но и «зверя из моря», «зверя восьмого» и «зверя из земли» Апокалипсиса. Не упомянута Апостолом Павлом и «вавилонская блудница», хотя какие-то черты ее он обрисовал. Добавляет сложности и то, что Антихрист прямо не упоминается в Апокалипсисе, хотя связь его со «зверем из моря», «зверем восьмым» и «зверем из земли» совершенно очевидна. Более того, как известно, по крайней мере до пятого века в Церкви не было сколь-нибудь единодушного мнения относительно каноничности последней книги Библии. Нет и дошедших до нас толкований святыми отцами Апокалипсиса. Вопреки широко распространенному мнению, архиепископ Андрей Кесарийский не причислен к лику святых: его имени нет в святцах, в чем может убедиться каждый. Сведения о нем настолько скудны, что нельзя с достоверностью говорить даже о времени его жизни. Однако нужно отметить, что толкование архиепископа Андрея Кесарийского сыграло немаловажную роль в закреплении Апокалипсиса в каноне новозаветных книг на Востоке христианского мира. Вероятнее всего, именно с учетом этого момента в ряде древних рукописей и было приписано к имени Андрея Кесарийского слово «святой».
4. Ответ на 2., рудовский :
3. Ответ на 2., рудовский :
2. Re: Грозное знамение: Челябинский метеорит
1. Re: Грозное знамение: Челябинский метеорит