И снова о сокровищах Кочубеев

Потомок славного рода об исторической родине и памятнике Мазепе в Полтаве

Александр Сергеевич Пушкин 
0
665
Время на чтение 10 минут


В связи с открытием памятника Мазепе в Полтаве Александр Кочубей ответил на вопросы Неониллы Пасичник

 


Александр Кочубей у могилы Василия Кочубея в Киево-Печерской Лавре

Александр Андреевич, почему Вас считают именно тем человеком, кто мог бы, со временем, возглавить Международный Русский Конгресс? География Ваших путешествий впечатляет: из родового поместья Кочубеев в русской глубинке на Слобожанщине Вы летите в Нью-Йорк, где и родились, а, затем, в Швейцарию, где живёте вместе с семьей! Фамилия обязывает?

Миссия Международного Русского конгресса - это создание важной объединяющей Русский мир активной организации. Полагаю, что через какое-то время она станет реальностью. Даже если русская миссия в мире сейчас выглядит несколько разобщенной, но эти оазисы, островки, где существуют объединения русских людей излучают то, что мы, приезжая, находим на родине, где жили наши предки.
Не так давно я вернулся из украинской глубинки - замечательного по красоте поместья моих прадедов в деревне Дубовичи. Есть два аспекта, которые тронули меня. Духовная составляющая - это был торжественный праздник! Литургию служили прямо возле источника под открытым небом. Чудотворную «Дубовицкую» икону привезли из Луганской епархии. Ощущение этой чистоты и святости неописуемое. Игумен обители, где пребывает икона, сказал, что это список с той иконы, которая находилась в домовой церкви Кочубеев. Впечатление очень сильное от тех переживаний, которые даёт духовная жизнь в селе. Это свидетельствует о том, что надежда есть, что село развивается, а с ним и Сумская область. То, что прибыл епископ - это важно, и очень трогательно.
Что касается восстановления храмов и вообще реконструкций памятников архитектуры - это на перспективу. Сейчас важнее обустроить семьи священников, их детишек. Дать им кров, к столу и одежду. Приоритеты важней человеческие, а не архитектурные. И это второй момент. Необходим разумный подход. Когда экономическое состояние будет позволять, вот тогда можно поднимать и архитектуру. Сейчас необходимо выделять средства для школы, детсада. И когда это поколение вырастет, лет через 20, начнёт отстраивать исторические памятники.
Это замечательно, что уже на полуразрушенном господском доме есть охранная доска, как свидетельство истории. Свидетельство того, что у села есть корни. То, что народ признаёт нас - очень важно. Это значит, что народ признает и неискажённую историю, разберётся в сложных и, порой, запутанных исторических коллизиях. У села есть не только Кочубеи, но и активы Второй мировой войны. Даже памятники советской эпохи. Стирать печальные страницы истории - как, к примеру, убогий бюст Карла Маркса, своеобразное наглядное пособие, по дороге в школу - нет смысла. Незачем повторять то, что делали большевики, стараясь стереть следы былого величия Отечества... Если всё менять, то трудно будет понять как это было. Необходимо сохранять баланс. Но главное - это то, что в селе есть дети! Есть будущее. В других сёлах лишь бомжи и старушки. А в Дубовичах - цветы, ухоженные клумбы, сады! А это значит, что есть любовь. И это главное.
У меня несколько гражданств и я часто себя спрашиваю: а кто я? Откуда я? У меня нет ощущения, что я вернулся домой в Дубовичи. Обратно дороги нет... Это фантазия. Я - гость. И, слава Богу, что желанный! Я это ощутил и увидел. Обидно, конечно, немного, что так всё случилось исторически... Ко мне подошёл человек и сказал, что то, что сделали Кочубеи за 350 лет никто не сможет повторить! Но и жертва эта тоже неповторима!.. Наша любовь к Отечеству выражалась в создании прекрасных строений не только в столичных городах, но и в глубинке. Признание, а значит понимание этого людьми - уже огромное достижение. И это положительный момент.

Традиционно хочется задать Вам вопрос о легендарном, но и более чем реальном и значимом для современной Украины Василии Леонтьевиче Кочубее, Вашем прямом предке, похороненном в Киево-Печерской Лавре. В своей «Полтаве» Пушкин воспел мученический подвиг защитника Православия. Несколько дней тому назад в Полтаве появился памятник... Мазепе.

Сын первого православного Кочубея - Леонтий Андреевич был войсковым товарищем, а внук Василий Леонтьевич стал генеральным писарем, т.е. судьей войска запорожского и был женат на казачке Любови Федоровне Жученко. Но прежде чем мы поговорим о православии, я поясню, почему русские швейцарцы так ценят украинскую глубинку. Ведь Ваш вопрос касается имения Вороньки в Черниговской губернии, принадлежавшего временно княжне Елене Сергеевне Волконской, дочери декабриста пока оно не перешло в руки сына Михаила Николаевича Кочубея. Там и воспитывался мой дедушка Сергей Михайлович Кочубей, киевлянин по рождению. А Швейцария, где я живу вместе с моей семьей в окружении моих тетушек и двоюродных братьев, в сущности своей - страна деревенская, но ритм жизни в ней, я бы сказал, довольно столичный.
Вы задали интересный вопрос о причине погребения Василия Леонтьевича в Киево-Печерской Лавре. Некоторые склонны считать, что это случилось потому что «богат и славен» судья Кочубей и, якобы был Лаврским благотворителем. Но ведь принято благодетелем Лавры считать как раз Мазепу - палача Василия Леонтьевича. Если обратиться к достоверным источникам, скажем к «Поденным запискам царя Петра», т.е. его дневниковым записям, изданным историографом князем Михаилом Михайловичем Щербатовым, то мы увидим, что «Черкасский гетман Мазепа исполнял обязанности распорядителя работами по строительству фортификационных сооружений и церквей в Лавре» в отсутствие царя Петра. Строительство финансировалось из государственной казны. История казни Кочубея и Искры широко известна - поэты Пушкин и Мицкевич, композиторы Лист и Чайковский воспевали личную трагедию семьи Василия Леонтьевича... Почему тела державных мужей, казненных в Белой Церкви военно-полевым судом по обвинению в доносительстве, сочтенном клеветою, тот час были преданы земле во святой Лавре? Вряд ли по причине конфискации в пользу палача всех имений одного из самых состоятельных представителей казаческой старшины. Для погребения в древнейшей православной святыне необходимы добродетели. У генерального судьи они были...
Что на самом деле защищал судья Кочубей своим поступком и в чем не пожелал разобраться молодой монарх Петр I, отличившийся упразднением Патриаршества? Почему, словно «умыв руки», царь Петр отдал «доносителя» на казнь «жертве доноса»?
В дневнике государевом нет записи об этом событии... Могильная плита в Лавре сообщает больше: «Понеже нам страсть и смерть повеле молчати, / Сей камень возопиет о нас вещати, / И за правду и верность к Монарсе нашу / Страдания и смерти испиймо чашу.» В опере «Мазепа» Чайковский создал сцену в темнице на кануне казни судьи Кочубея. Палач, как будто бы и сам человек состоятельный, требует указать где находятся сокровища генерального судьи. С горечью старик Кочубей говорит об этих сокровищах: о своей чести и чести дочери, отнятых у него Мазепой... Гетман посягнул на одно из христианских сокровищ - нарушил каноническое правило Православной церкви, согласно которому Мазепа не мог жениться на своей крестнице Марии Кочубей, дочери Василия Леонтьевича. Это важный момент православного мировоззрения, предполагающий определенные духовные взаимоотношения. Ведь именно по причине принятия крещения в Византии, в Царьграде, княгиня Ольга, бабка князя Владимира, крестившего впоследствии Русь, избежала, таким образом, брака с Византийским императором, ставшим ей крестным отцом, и вернулась в Киев. В своем журнале государь Петр I пометил прегрешения Черкасского гетмана Мазепы: сын игумении Вознесенского монастыря, возведенного прямо напротив Святых Лаврских врат, позволил шведскому войску тайно пройти по болотистой части территории гетманской Украины с целью нападения на государево войско... Когда же под Полтавой победа досталась царю Петру - Мазепа бежал в Турцию. По этому случаю царь сделал журнальную пометку: «Мазепа, будучи в Бендере, по некотором времени себя отравил. И тако приличную по делам своим Иудскую смерть получил.»
Вспоминаются Пушкинские строки: «И сохранилася могила, / Где двух страдальцев прах почил: / Меж древних праведных могил / Их мирно церковь приютила.» А против Лавры вскоре вырос склад боеприпасов на случай войны с неприятелем... По этой причине Вознесенский женский монастырь был разобран. Игумению с сестрами перевели в Свято-Вознесенскую Флоровскую обитель на Подоле...

В Киеве до сих пор нет улицы Кочубея, не восстановлен дореволюционный памятник Василию Кочубею и, несмотря на это, Вы все-таки приезжаете поклониться отеческим гробам.

Трудно говорить в сложившихся условиях об украинском «дне примирения» во времена, когда в Киеве до сих пор не восстановлен памятник невинно убиенным жертвам клеветы - генеральному судье Василию Леонтьевичу Кочубею и полковнику Искре. Не так давно исполнилось 100 лет созданию этого самого позднего дореволюционного памятника, простоявшего самое короткое время... На мой взгляд, современные события созвучны тем историческим событиям, когда опрометчиво были казнены невинные государственные мужи. Очень символична и трогательна история создания памятника Кочубею и Искре - защитникам Православия от деструктивных сил 18 века, погибшим от их действий. То, что произошло с Генеральным судьей и военным деятелем 300 лет назад, мы сейчас наблюдаем в масштабах всей Украины... Только теперь это называется «информационной войной», а в то время определялось очень точно - клевета.
Некоторые склонны считать, что погребение державных мужей в Киево-Печерской Лавре произошло потому, что судья Кочубей был якобы лаврским благотворителем. Однако благотворителем Лавры принято считать как раз Мазепу - палача Василия Леонтьевича Кочубея. Если обратиться к достоверным источникам, скажем к «Поденным запискам царя Петра», то есть его дневниковым записям, изданным историографом князем Михаилом Михайловичем Щербатовым, то мы увидим, что «Черкасский гетман Мазепа исполнял обязанности распорядителя работами по строительству фортификационных сооружений и церквей в Лавре» в отсутствие царя Петра. Строительство финансировалось из государственной казны. Когда же под Полтавой победа досталась царю Петру - Мазепа бежал в Турцию. И царь сделал журнальную пометку: «Мазепа. Будучи в Бендере, по некотором времени себя отравил. И тако приличную по делам своим Иудскую смерть получил». На мой взгляд, дореволюционный памятник этим невинным жертвам клеветы, отлитый из использованных гильз от снарядов, символизировал покаяние и попытку примирения единого народа на кануне Первой мировой войны. Инициировало создание памятника духовенство совместно с Военным ведомством. Сейчас от памятника сохранился постамент у метро «Арсенальная», на котором уже более 90 лет находится... пулемёт! Не тот ли, который применял соратник Щорса в оперном театре для принудительного и насильственного сбора средств в пользу диктатуры деструктивных сил?

Александр Андреевич, общение с Вами - это всегда живая, трепетная связь с нашей историей и неотъемлемой её частью - православием. Как оказалось, супруга последнего гетмана Украины Павла Скоропадского, Александра - по маме из рода Кочубеев! Каково Ваше отношение к обустройству гетманом того государства, что осталось в те времена от могущественной России?

Во время назначения Скоропадского гетманом в темные годы революции и гражданской войны, его адъютантом был дальний племянник - Василий Васильевич Кочубей, который был 2-ой кузен моего деда. Отношения между семьями Скоропадских и Кочубеев преодолели века и границы - семьи продолжили свою дружбу в эмиграции в Германии. По этому вопросу, следует отметить, что я осведомлен о сложном характере отношений Украины с Германией в обеих войнах. Не мне судить, но, тем не менее, идеализируя прошлое, мы ведь можем попасть в ловушку. Поэтому важно сохранять баланс, выявляя плохие и хорошие стороны.
 

Да, супруга гетмана Павла Скоропадского Александра Дурново - дочь генерал-адъютанта Свиты Его Императорского Величества и урожденной княгини Марии Кочубей, моей пра-тетушки. Интересно отношение старинных, т.н. старосветских полтавских землевладельцев к Украине. Павел Петрович Скоропадский, последний гетман, подобно барону Врангелю в Крыму, управлявший гетманской Украиной около 7 месяцев, уважал славное прошлое Украины, точнее Малоросссии, но никак не соизмерял его с современным состоянием. Иными словами, никаких политических соображений, связанных с созданием Украины, не было.
    Весь род гетмана Скоропадского был глубоко предан российским царям, династия которых, как мы знаем, еще в 14 веке переместилась из Киева в Москву, спасаясь от уничтожения монгольским нашествием. Скоропадские, как и Кочубеи, во всем подчеркивали, что «мы не великороссы, а малороссы (напомним, что Малой Русью назывались земли древнего Галицко-Волынского княжества), как тогда говорили, - высокого происхождения». Гетман Скоропадский свято верил в российско-украинское культурное сообщество. Можно сказать, что Скоропадский стал творцом двуязычно-двукультурной православной Державы. Гетман Павел Петрович часто выступал третейским судьей в бесконечном споре украинцев и русских, замечая все несуразности в формировании новых наций: «Ужасная украинская черта - нетерпимость и желание достичь всего сразу... Действительно, культурная прослойка украинцев очень немногочисленна. Это беда украинского народа. Есть много людей, которые горячо любят Украину и желают ей культурного развития, но сами эти люди русской культуры, и они, заботясь об украинской культуре, никак не отступят от культуры русской».
    Тетушка последнего украинского гетмана, по мужу графиня Елисавета Иоанновна Милорадович и вовсе считалась украинским патриотом, основав общество «Украинская громада» в Полтаве, развивая традиции, заложенные военным губернатором Полтавы князем Яковом Ивановичем Лобановым-Ростовским и писателем Котляревским, создателем «Энеиды» - первого литературного произведения на украинском языке. Создавала народные библиотеки, финансировала издание украинских книг. Но главное доброе дело Елисаветы Скоропадской-Милорадович - создание Научного общества им. Тараса Шевченко во Львове с типографией. В конце 19 века это общество «украинизировало» польско-австрийскую Галицию. Большое влияние на последнего гетмана имел Петр Дорошенко - директор Черниговского дворянского пансиона, земский деятель. Дорошенко был молодым земским врачем в Глухове, где неподалеку в своем имении Полошки, что совсем рядом с поместьем Кочубеев в Дубовичах, часто бывал будущий гетман Скоропадский. Дорошенко не был подобен революционным деятелям и очень низко их ставил, но к Прошлому относился с большой любовью.
    Как и позднее в Крыму бароном Врангелем, гетманом Скоропадским была восстановлена частная собственность на землю, без чего не представляется возможным и сегодня вернуться на родину предков и нам, их потомкам, воспитанным в традициях, которые существовали до переворота 1917 года. За 7 месяцев правления гетман Скоропадский вернул свободу торговли и частного предпринимательства, принял закон об украинском гражданстве, восстановил казачество, как сословие.
    Известно, что в мае 1921 г. Павел Петрович Скоропадский принимал участие в Монархическом съезде в Германии. Монархисты считали, что восстановление России возможно только при условии монархии «без прежних недостатков, но на старом фундаменте». На съезде был создан Высший монархический Совет, ставший руководящим органом монархического движения в эмиграции. По отношению к той 1/3 части России, которую большевики отдали Западу для «укрепления победы» в Первой мировой войне, монархисты сделали заявление: «мы не можем и не должны не признавать за другими народностями прав на национальное самоопределение». Будущая Россия уже представлялась как союз свободных государств и новообразований.
    Одним из организаторов монархического эмигрантского съезда был Николай Дмитриевич Тальберг, служивший в министерстве внутренних дел гетманской Державы и уже организовывал монархический съезд в Киеве во времена правления гетмана Скоропадского. Генерал Врангель, глава «Русского общевоинского Союза» заявил, что «рад повести армию за Великим князем Николаем Николаевичем Романовым». Тогда же Скоропадский в который раз пытался найти общий язык с генералом бароном Врангелем, а в апреле 1928 года присутствовал на панихиде по генералу, скончавшемуся в Брюсселе. Когда же в апреле 1922 г. в УССР была объявлена амнистия всем участникам Гражданской войны, в их числе не оказалось пятерых лидеров, среди коих и значился и гетман Павел Скоропадский.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Неонилла Пасичник
Най-Турс
«Белая гвардия» М. А. Булгакова и генерал от кавалерии Русской императорской армии граф Ф.А. Келлер
02.03.2022
Все статьи Неонилла Пасичник
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 19:24
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12