Украинская фамилия

Быль

0
477
Время на чтение 5 минут

 

В этот южный украинский город я приехал из Сибири в конце восьмидесятых годов. Осень. На набережной вижу памятник-пушку, которая смотрит дулом в сторону Днепра. Вспоминаю своего знакомого фронтовика - Василия Тимофеевича, который дрался здесь с фашистами и форсировал Днепр в этом самом месте.

Зима. Ну, какая тут зима? Одно название. В шашлычной среди каштанов шустрый парень поджигает древесные щепки и мелко наколотые полешки. Рядом, за столиками - молодёжь в лёгких куртках. К набережной - врассыпную бегут дети, и рассыпается по влажному воздуху непривычный для сибирского слуха украинский говор.

Администратор соседней с набережной гостиницы, куда я обратился по приезду, отлучилась, как мне сказали, часа на полтора. И я брожу, с сумкой, в зимнем пальто и унтах, обходя лужи. На меня смотрят, как смотрели бы, наверно, на снежного человека, случайно попавшего в эти края!

Я брожу вдоль набережной, и пронзительная грусть покалывает моё нутро, словно пузырьки какого-то небесного шампанского, которое в меня вливает божественный верховный поводырь этого мира. А грусть от того, что здесь ни осталось почти ничего от духовной атмосферы тех подвигов, которые здесь совершали наши отцы и деды, мой сибирский знакомый Василий Тимофеевич.

Мысленно представляю: как идут в атаку Василий и его товарищи. Вот здесь, у клумбы они залегли, а там - на пригорке - бросились в штыковую...

Но сейчас на пригорке - столики, и сидят раскормленные парни с подругами. Дымятся шампуры с шашлыком. Один из парней платочком вытирает жир с губ своей возлюбленной.

Тому поколению, к которому принадлежал Василий Тимофеевич, Господь дал право решать: быть ли всем нам под немецким рабством, или умереть! А нынешнему поколению позволил наслаждаться миром без всяких условий. Они так это и поняли.

Но Василий Тимофеевич, оставшись в живых, ничего и не приобрёл от благ мира сего: он живёт в старом доме, курит дешёвые сигареты, у него маленькая пенсия.

***

Администраторша гостиницы уже открывает окошко и всматривается в гостя.

Женщине лет сорок. Она вопросительно смотрит на меня:

- Я издалека, мне бы место, пожалуйста! - говорю я на чисто русском языке, который еще встречается в Сибири.

- Мист нэма, - сурово говорит администраторша и отворачивается.

Как приговорённый к казни, лихорадочно ищу выход, расхаживая по паркетному полу. Унты мои порядочно намокли и оставляют на паркете мокрые следы. В пальто мне жарко, в мокрых унтах ногам мерзко!

Хочется есть, хочется поваляться на кровати после долгого пути.

Администраторша, забыв обо мне, смотрит телевизор. На минутку, по каким-то делам, выскочив в холл гостиницы, замечает мои унты.

- Ты щo отак вырядывся?

И тут меня понесло.

- Так я ж из Сибири. А сам украинец. Первый раз на родину приехал к маме. Она в больнице, а я к тетке идти не хочу. Знаете, как я долго о своей родине мечтал, как песню украинскую услышу, чуть не плачу. У меня дома вышиванки лежат, как память от батька. И вот видишь, как родина встречает! - с глубоким вздохом заканчиваю я.

Где-то в глубине души я чувствую, что немного перегнул. Я своего отца-украинца конечно любил, но нынче, когда к бабушке ехал, ни о чём таком высоком не думал... Но, вижу, что администраторша потеплела и размагчилась.

- Шо так долго не йихав? - спрашивает она.

- Та жисть такая: то учеба, то работа!

Женщина молча протянула ко мне руку, чтобы взять паспорт. Прочитав мою украинскую фамилию, она окончательно принимает меня за своего и заботливо спрашивает: на каком этаже я хотел бы поселиться? Я прошу с видом на набережную. И она поселяет меня в прекрасный двухместный номер с горячей водой и душем.

Сосед по номеру - украинец, тоже принимает меня за своего, и я незаметно для самого себя, начинаю использовать в речи украинские обороты. Сосед едет продавать овощи москалям. Взял липовую справку о том, что он работает в колхозе. Без этого торговать не дадут. Сам давно живёт отдельно и от колхоза и от государства, и от Москвы, и всех нас! Я мысленно представляю хутора, усадьбы в Запорожской степи, в густых лесах Закарпатья. Сидят там, зрелые, заматерелые частники, как сычи! Вроде наши, и не наши! Говорят и думают на своём языке. И о своём. А наш москальский социализм им, как инструкция о жизни на Марсе.

После душа я стою в халате у окна и смотрю на памятник-пушку. Воевавший здесь Василий Тимофеевич служил в пехоте. Но, может, это пушка их полка?

Эх, Василий Тимофеевич, тебя бы с твоей русской фамилией в эту украинскую гостиницу точно бы не пустили. Да и врать про родину, как я, ты бы не стал. Почему же между близкими народами - началось такое отчуждение?

За что русскому человеку кара такая?

Освобождал, погибал, а всё в немилости. Как нелюбимый муж. Другой и пьёт и бьёт, а лучше его нет.

Как немцы сейчас - уважаемые люди среди славян. Когда-то такие же немцы размазывали их предков по земле гусеницами танков. Но потомки жертв - зла не помнят! А за добро, за спасение - на своих же братьев всё чаще смотрят косо! Что за порода такая? Скажи, Матерь Божья?

...Мимо гостиницы несутся автомобили, бойко идёт торговля в киосках.

Мне грустно. Мне хочется многое в этой жизни изменить. Но я не знаю: как?

И потому я иду на набережную есть шашлыки и запивать их сухим вином.

Послесловие:

Как ни удивительно, но у этой подлинной истории было вполне подлинное продолжение. Я вернулся домой, на Крайний Север, написал этот практически документальный рассказ и напечатал его в нашей городской газете.

Через неделю случайно зашёл в редакцию. Одна из сотрудниц, родом из Украины, закричала на меня:

- Зачем вы это написали? Не может такого быть! Не верю!

Она сильно расстроилась. Своим рассказом я словно сообщил некий сигнал, который говорил о будущей величайшей трагедии её народа.

- Да, как не может быть! - вскричал я. - Мне уборщица до прихода администратора сказала, что мест свободных навалом! Это за что такой отказ? За что мордой по земле возили?! За то, что я русский? А если бы ветеран войны из Сибири приехал?

Она с ненавистью посмотрела на меня. И я понял, что кое-что в жизни начал понимать....

Сотрудница потом уехала на Украину. Я не знаю её дальнейшей судьбы. Кем она стала?

Возможно, подалась общей социально-национальной (или как её там) болезни, которая, хоть и не холера, и не чума, но убивает людей миллионами!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Украинская фамилия

отличный рассказ
bryzgalov-kv / 11.05.2016, 04:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Иванович Скрипко
Совсем не цветущая сложность
Полемические заметки
28.12.2022
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Отклик на статью Сергея Михеева «Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
06.10.2022
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
Все статьи Валерий Иванович Скрипко
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
14.11.2024 14:04
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
14.11.2024 13:37
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
14.11.2024 13:15
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:53
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 12:33
Скандал в Германии в пользу России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:27
«Фактически это раскол»
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.11.2024 11:55