26 апреля будет опубликован указ президента Татарстана о победителе ежегодной премии им. Габдуллы Тукая - самой престижной литературной государственной награды республики. В этом году конкурс получился скандальным из-за утверждения комиссией при президенте Татарстана в число номинантов Фаузии Байрамовой и Айдара Халима.
Байрамова и Халима знают в республике и за ее пределами не только как писателей, но и как видных фигур в татарском этнополитическом движении, а также как фигурантов уголовных дел по статьям о разжигании национальной и религиозной розни и вражды.
Борцы за чистоту татарской крови
Фаузия Байрамова, которую называют «бабушкой татарского национализма», не далее как 2 октября 2014 года была признана Набережночелнинским городским судом виновной по ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса РФ и приговорена к году лишения свободы. Правда, условно, так как суд принял во внимание преклонный возраст подсудимой (она 1950 года рождения). В предыдущий раз, в 2010 году, при аналогичном приговоре по той же статье УК РФ Байрамова также отделалась годом условно.
Поводом для возбуждения первого из упомянутых уголовных дел стала публикация в Байрамовой в Facebook 27 февраля 2014 года «Заявления Милли Меджлиса татарского народа о событиях в Крыму и на Украине». Милли Меджлис - общественная организация, созданная в 1992 году в Татарстане лидерами местных националистов как «национальный парламент» татар, претендовавший на статус параллельной официальному Верховному Совету власти. В этом заявлении Байрамова от лица возглавляемого ей Милли Меджлиса поддержала произошедший ранее в Симферополе штурм крымскотатарскими активистами Верховного Совета Республики Крым, депутаты которого собирались принять решение о присоединении полуострова к России.
Мотив поддержки крымских татар понятен - в 2008 году Милли Меджлис принял свою «Декларацию о независимости Татарстана», призвав мировое сообщество поддержать ее. Это стало поводом для возбуждения другого уголовного дела против националистки, о котором также говорилось выше.
В сентябре 2015 года уголовного дело по ст. 282 УК РФ было возбуждено и против Айдра Халима, заявившего на митинге татарских националистов 11 октября 2014 года в центре Казани, что русские «заслужили биологическую смерть». Аналогичные мысли писатель высказывал и в нашумевшей книге «Убить империю», после выхода которой в 1997 году, по его словам, весь ее тираж был прямо на складе арестован Генеральной прокуратурой, усмотревшей в пространном опусе разжигание межнациональной розни.
Помимо многочисленных деклараций о якобы извечном угнетении татарского народа Москвой, Байрамова и Халим прославились и борьбой с межнациональными браками. На прошедшей 30 июля 2014 года массовой сходке татарских активистов Халим заявил им: «Чего нам не хватает? Мы сами сделали себе соседом нехаляльных (чуждых исламу. - авт.) людей, пустив их через чувашей, мари, удмуртов. Отдали Казань, сделали соседом своим. Мы сделали недозволенное по халялю. Ведь наш сосед - русский. Пять веков клали русскую на постель, были полковником и исчезли (аллюзия на известную песню Аллы Пугачевой. - авт.). Татарская нация не остановится смешиваться с русской, если мы не ляжем на порог против сегодняшних смешанных браков, говоря: «Нет, ребёнок мой, согласия не даю». http://www.azatliq.org/a/25476976.html
«Благодаря этому поистине позорному, как татаро-русские браки, явлению, распространённому в Татарстане, происходит чудовищная люмпенизация татарской нации, - писал Халим в книге «Убить империю». - Дело в том, что в природе существует закон естественного отбора, спаривания особей - высшего с высшим, низшего с низшим из родов... Закон естества нарушается». С аналогичной позиции выступала и Байрамова в вызвавшей огромный общественный резонанс статье «Настоящий татарин испытывается на площади», опубликованной 12 октября 1991 года в татароязычной газете «Шахри Казан»: «Разве татарин, имеющий гордость, смешает свою родословную со своими врагами?». http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/retrospektiva/novejshaya-istoriya-s-avgusta-1990-goda/15867-1991-god-istoriya-odnoj-publikatsii
«В начале 90-х в Татарстане, откуда я родом и где живу и работаю, был короткий период разгула татарских националистов, - недавно рассказал на радио «Эхо Москвы» известный правозащитник Павел Чиков. - Молодежь с криками «азатлык!» («свобода!») и зелеными повязками на голове требовала суверенитета от Москвы. Лидеры их, такие как Рафис Кашапов и Фаузия Байрамова, призывали русских из республики выгнать, а детей от смешанных браков (у меня отец русский, а мама татарка) уничтожить. Мне было 12-13 лет, родители в какой-то момент сильно переживали за мою безопасность». http://echo.msk.ru/programs/bezkupur/1715440-echo/ Тем более, что борцы за чистоту крови были тогда весьма многочисленны и активны на улицах, избивая подручными средствами и людей с российскими флагами, и даже милиционеров.
Неудивительно, что ранее все попытки выдвижения Байрамовой и Халима на премию Тукая заканчивались неудачно, а их инициаторы жаловались, что «наверху это все равно не согласуют». В этом году все резко изменилось. Более того - одно из популярнейших интернет-изданий Татарстана с начала апреля привлекает Байрамову экспертом по оценке прямой линии Владимира Путина, перспектив правительства Дмитиря Медведева и по другим темам федеральной повестки дня, что как бы намекает на заметное изменение отношения местных властей к подобного рода деятелям. Что же изменилось?
Власть «приватизирует» национализм
В наши дни татарские националисты уже не представляют собой такой силы, как это было в начале 1990-х. «Смотр их численного состава происходит раз в год на митинге в так называемый День памяти (годовщину взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году. - авт.), и там собирается до 150 человек», - отмечает проживающий в Казани Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, в 2011-2013 годах руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований. Для сравнения - в митинге у Верховного совета Татарстана 15 октября 1991 года, от депутатов которого национал-сепаратисты требовали провозглашения независимости республики, участвовало около пяти тысяч человек.
«В конце 1980-х - начале 1990-х годов их активно поддерживали власти Татарстана, которые помогали в привозе людей на митинги в Казань из сельской местности и других городов, - объясняет Сулейманов. - Национал-сепаратисты нужны были для запугивания Москвы и демонстрации того, что лишь «мудрое руководство» Татарстана сдерживает «протестующий народ» от кровопролития. Москва тогда пошла на уступки Казани, закрыв глаза на приватизацию в республике союзной собственности, в первую очередь, нефтяной промышленности. После этого национал-сепаратисты стали не нужны Шаймиеву и сразу же резко спадает их массовая уличная поддержка. Но полностью их все же не разогнали, предпочитая держать и далее как удобный инструмент для отстаивания этнократического характера политического режима, но влияние их поубавилось».
Кое-кого из лидеров националистов власти просто инкорпорировали в свои ряды. Так, возглавивший в 1992 году Милли Меджлис Талгат Абдуллин затем в 1993 году перешел на пост председателя правления крупнейшего в Татарстане «Ак Барс банка», а с 1997 года и по настоящее время руководит государственным жилищным фондом республики.
По словам казанского эксперта, власти республики стараются также «приватизировать» памятные даты, отмечаемые националистами. «Националисты обязательно проводят свои митинги и пикеты, например, 21 марта в день проведения референдума о суверенитете Татарстана 1992 года и 26 апреля - День родного языка, - говорит Сулейманов. - Власти взяли эти мероприятия под свое крыло: так, День родного языка теперь проводит Всемирный форум татарской молодежи (молодежное крыло Всемирного конгресса татар, финансируемого из бюджета Татарстана), которое, правда, старается проводить акции в этот день не в форме митинга, а в форме развлекательного концерта». В исполком Всемирного конгресса татар уже давно пристроили и Байрамову, которая благодаря этому получила возможности для постоянных поездок по России в места проживания татарской диаспоры, по итогам которых она регулярно выпускает книги.
По поводу литературного творчества Байрамовой и Халима стоит обратить внимание на интересных аспект. «Для всех националистов, от студентов до пенсионеров, характерно то, что это горожане в первом поколении, выходцы из деревни», - отмечает Сулейманов. C ним соглашается и завкафедрой политологии, социологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, доктор политических наук Владимир Беляев. В начале 1990-х годов он был активно вовлечен в общественно-политическую жизнь, в 1991-1993 годах входил в Госсовет при президенте Татарстана. «В Казани русские и татары за несколько веков выработали опыт совместной жизни, притерлись друг к другу, - говорит он. - Байрамова приехала в Казань из деревни со сплошь татарским населением, чувствовала себя здесь неуютно. Первое время писала поэмы про коммунизм, с началом перестройки открыта выступила как националистка. Ее поддерживали такие же жители моноэтнических татарских сел и выходцы из них, таких особенно много было в Набережных Челнах, практически целиком построенных в 1980-е годы вокруг Камского автомобильного завода».
В советское время русские выходцы из сел увлекались книгами писателей, получивших название «деревенщиков». Причем, целый ряд видных представителей этого движения в перестройку также выступали с позиций радикального национализма. В Татарстане этот период в силу ряда причин затянулся, походя на ситуацию, когда в 1980-е годы в Москве писатели обращались к «Велесовой книге», ища в ней «скрытую историю Руси». «Фаузия Байрамова ездит по регионам России, где проживают татары, и пишет потом на основе этих поездок книги об истории этих татарских общин в жанре фолк-хистори, считая тем самым, что она пишет «настоящую историю татар», - говорит Сулейманов.
Разница в том, что творчество Байрамовой или Халима обращено в недавнюю историю и имеет откровенный «антимосковский» запал. «Когда же Магнитогорск, возведенный на татарских костях... начнет возвращать долги татарскому народу?.. Ответит ли Россия за перенесенные татарами муки, их бесправное существование в этой стране, начиная с 1552 и кончая 1937 годом?» - так Байрамова излагает содержание свой вышедшей в 2005 году книги «Кырык сырт», за которую она и номинирована в этом году на премию Тукая. http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/ssylnye-tatary-povolzhya-80-let-so-dnya-ssylki-tatar-v-magnitogorsk-20-07-2012.html
Аналогичные взгляды пропагандирует и Халим. «Комсомольск-на-Амуре, Магнитка на Южном Урале покоятся на костях татарских мулл-лагерников, - писал он в 2009 году в одной из публицистических статей. - Атом в первый и второй разы взорвался над головой татарского народа - над татарскими поселениями Муслюмово и Чебаркулем челябинского «Маяка» и над татарскими деревнями, окружавшими Тоцкие лагеря. Мы, татары, вторые после японцев жертвы «мирного атома». В той же статье он обвинил федеральные власти в угнетении татар по расовому признаку: «Есть первосортные и второсортные народы, так, по составу крови. Такой волюнтаристско-антинаучный подход, конечно, грозит тюркам вытеснением их из среды собственного обитания по расистским соображениям. Так, согласно путинской вертикали, столкновение культур и цивилизаций». http://tatpolit.ru/category/zvezda/2009-12-20/2384
При этом, отмечает Сулейманов, «Айдар Халим в 2012 году с помпой отметил свое 70-летие в Татарском академическом театре им. Галиаскара Камала при финансовой поддержки Министерства культуры Татарстана, его книги регулярно издаются в хорошем твердом переплете государственным Татарским книжным издательством». Точно так же государственные библиотеки Татарстана организованно закупают и книги Байрамовой.
В 2014 году татарские националисты открыто поддержали Майдан, а затем и Украину против «российской агрессии». Некоторые из них даже отправились в Киев для участия в уличных боях, а затем вступили в добровольческие батальоны, усмирявшие «сепаратистов» в Донбассе. На фоне этих событий власти республики были вынуждены дать отмашку на возбуждение дел против лидеров националистов. Правда, как было показано выше, суды чаще всего ограничивались условными приговорами.
А вот последующее ухудшение экономической ситуации в стране, грозящее успехами на предстоящих выборах в Госдуму оппозиции, судя по всему, породило в регионе мысли о возможности успешного давления на Москву. «Это, возвращает нас к 90-м годам, когда люди вышли на улицы тысячами, эта безудержная толпа требовала равенства!» - так 15 декабря 2015 года заявил на заседании Госсовета (парламента) Татарстана депутат Ринат Закиров, возглавляющий также Всемирный конгресс татар. Поводом для этой декларации стала инициатива Министерства образования отменить в школах Татарстана обязательное обучение всех школьников татарскому языку. http://www.evening-kazan.ru/articles/vlasti-tatarstana-grozyat-moskve-chto-russkiy-yazyk-do-ploshchadey-dovedet.html
Намек на хорошо памятные в республике события начала 1990-х годов стал поводом для Госсовета Татарстана отказаться от ратификации инициативы из Центра. Таким же способом давления на него, но уже по другим вопросам, выглядит и выдвижение лидеров татарских националистов тех лет на государственную премию республики. Тем более, что вторая из книг, за которую номинирована на госпремию Байрамова, посвящена апологии хана Кучума, воевавшего в XVI веке с Ермаком против присоединения Сибири к России. Как сообщалось ранее на исламских сайтах, изложенная в книге версия событий «резко отличается от официально принятой версии, преподаваемой в школах и вузах». Жест этот весьма красноречив...