Информационная война, информационная война... Не то чтобы дня, часа не проходит, как эти слова разбрасывают в который раз на бесконечных пространствах СМИ.
А я вот по наивности своей никак не возьму в толк - с чего это вдруг об информационной войне говорят как о чем-то новом, необыкновенном. Просто ноу хау какое-то. А на самом деле никакого хау, а тем более ноу нет. Есть слова. Так они и были. Появились слова - появился человек. Появился человек - возникли слова. То есть одновременно. Так полагают некоторые ученые мужи. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей». Скорее всего, между богословами и позитивистами нет противоречий в вопросе о том, что первые люди общались «по понятиям». Кажется, Мартти Ларни изрек: «Человек - животное разговаривающее». Представим себе, что среди наших далеких предков-языкотворцев появились бы особи, которые в бытовой речи (а другой еще не было) стали бы по приколу или из других соображений называть дерево «водой» и зайца «камнем». Думаю, человечество приказало бы долго жить еще тогда.
Язык - это картина мира. Вполне адекватная. Во всяком случае, она позволяла и пока позволяет подавляющему количеству населения планеты мирно между собой договариваться. То есть жить - плодиться, пахать, строить, сажать деревья и учиться всему этому. В быту это называется «добро». Однако чтобы творить это добро, нужно налагать на себя некоторые ограничения. САМОМУ. А именно: не спать до полудня, не жрать в три горла, не отнимать и делить, а складывать и умножать, любить женщин (мужчинам) и мужчин (женщинам), не бражничать, не считать себя пупом вселенной... И много чего другого, что Чехов назвал «выдавливать из себя раба». Полагаю, он имел в виду именно это - делать добро для себя не из-под палки, а совсем не то, как толкуют этот афоризм многие любители свободы. Кстати о свободе. Есть мнение, что подобие Божие в том, что человек, как и Создатель, свободен в своем творчестве, то есть в том, что выше мы называли «добром». Наше творение добра и есть промысел Божий. Мы творим на Него, ограничивая себя, рабы Божьи.
Однако некто, достаточно умный и бесконечно подлый, еще в седой древности понятия «рабство» и «свобода» стал наполнять новым содержанием. Уроки первородного греха, каинова, Содома и Гоморры, поклонения золотому тельцу и многие другие усвоены человеками, как оказалось, не были. Зато этот некто очень хорошо увидел уязвимые места венца творения, более того, научился создавать новые уязвимые места, чтобы легче этим венцом манипулировать. Универсальным орудием манипуляции стало слово. Если язык - это картина мира, то, стало быть, картинку эту нужно изменить. Иначе говоря, наполнить слова иным, часто противоположным смыслом.
Делается это просто. Возьмем, к примеру, слово «работа». У него есть два основных значения - физическое как термин науки и социальное. Под последним понимается создание материальных или духовных ценностей, потребных человеку. Создал продукт - получил вознаграждение - заработал. В медийном пространстве происходит тотальная подмена социального смысла физическим. И криминальные репортеры, и более серьезные персонажи, рассказывая о казнокрадах, душегубах, разбойниках и ворах, говорят, что он-де за такое-то время «заработал» некоторое количество рублей. Тому же, кто протестует против такого словоупотребления, якобы резонно говорят, он же тратил время, энергию, то есть «работал». Возражения типа, что вы, когда потребляете пищу или, пардон, гадите, тоже выполняете работу, повергают их в ступор. Вся мерзость такой подмены, прикрытая фиговым листиком политеса, политкорректности, толерантности, ну и чего там еще - консенсуса, вот, заключается в том, что благородное понятие работы опускается ниже некуда. Тот, кто пашет, строит, одним словом, творит, должен восприниматься массовым сознанием как дурак. А вор, сумевший одурачить значительное количество людей, он же умный. Но ведь такой смысл у этого рода деятельности всегда был, однако только в узкой среде воров.
Мы сами не замечаем, как становимся заложниками такой игры словами и смыслами. Как нам навязывают эту игру, и мы какого-то рожна принимаем ее правила, тем самым давая фору сопернику-партнеру. Мы сначала снисходительно позволяем расширить понятие «свобода», включая в него права человека, потом права ребенка, и удивленно обнаруживаем себя связанными по рукам и ногам, потому как высокое понятие свободы оказалось вытесненным свободой порока.
Игра словами - основное занятие любителей свободы. Но они на то и любители, то есть дилетанты, что дальше слов не идут. Их дело - запорошить глаза, отвести глаза, «забить Мике баки»... Имя им легион, и они нападают, как заметил поэт, рой за роем..., «визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Рассказывают о правах, демократии, свободе слова. Или об их отсутствии. Не по факту. Наличие или отсутствие прав и свобод где-либо в их рассказах зависит от аудитории и цели визга и воя. Однако за ними стоят, а потом идут профессиональные свободолюбы. Это пацаны серьезные. У них сперва велосипедные цепи, бейсбольные биты, «коктейли Молотова», затем снайперские винтовки, автоматы... Они покажут кузькину мать свободы по-настоящему.
Примеров можно приводить много. Они на каждом шагу. Они и были от века. Когда упомянутый выше некто умный противопоставил себя Создателю и стал ковать себе инструмент из человека, то единственным способом этой ковки он избрал подмену действительной картины мира мнимой. То есть ложь. Это универсальное орудие дьявола-клеветника. При этом нужно помнить, что, как сказал классик, не так страшен черт, как его малютки.
Разве мы открыли что-то новое? Разве любой из нас никогда не читал или хотя бы не слышал об этом? Нет, это общеизвестные вещи. Дьявол - он дьявол и есть. Бесы - бесы. Ложь - ложь. И зачем такая политкорректность - «информационная война». А еще говорят, нужно быть на равных, относиться уважительно... Это что было бы, если бы Святой Георгий уважительно относился к змию? Снова флёр накинули?
Не нужно. Если война, то зачем эвфемизмы? Давайте называть вещи своими именами.