Пусть стол не ломится от брашен,
Пускай не круглый юбилей,
Но всё-таки с газетой нашей
И лучше жить, и веселей!
Конечно, нету в том секрета,
Что просвещенье - это свет,
Что очень любим мы газету
И ей желаем много лет.
И верим мы, что с вами вместе
До лучших доживём времён.
Вы - голос правды, веры, чести -
За это низкий вам поклон.
Такие стихи написали читатели «Православного Санкт-Петербурга» своей любимой газете, поздравляя её с некруглой, но значительной датой - 23-летием. Редкая газета в наши дни доживает до подобного возраста, а уж сохранить любовь и интерес читателей - это и вовсе мало какой изданию удаётся. «Православный Санкт-Петербург» по-прежнему любим церковным народом, по-прежнему исправно даёт верующим пищу для умов и сердец. Вот и в апрельском номере читатель найдёт много интересного для себя.
Во-первых, это конечно, статья известного петербургского православного философа А.Н. Швечикова «РОССИЕЙ МIР ДЕРЖИТСЯ». Алексей Николаевич пишет:
- Гениальный русский мыслитель К.Н. Леонтьев утверждал, что тот народ можно считать великим, который наилучшим образом служит не только своей, но и всей земной Цивилизации, доводя свое национальное до высших пределов. Такого народа, с таким совмещением двух противоположностей: национального и всечеловеческого, среди великих народов, кроме русского, сегодня в мире нет. Может показаться парадоксальным, что самый противоречивый в самом себе народ из всех великих народов земли, способен снимать в себе противоречия между национальным и интернациональным. Именно эта способность дала возможность великому русскому народу создать великую Российскую империю, разрушенную в 1917 году, но возрожденную в форме СССР. Мы видим сегодня, как наша президентская республика начинает обретать имперские черты. Жизнь снова подтверждает, что Россия может нормально развиваться только при имперской форме правления и организации основных сфер жизни общества.
Слова А.Н. Швечикова подтверждаются всей историей России. В особенности это касается истории Великой Отечественной войны. В преддверии очередной годовщины нашей Победы, газета решила поговорит с читателями на такую тему, которой редко касаются 9 мая: об истории штрафных батальонов. Сейчас о штрафбатах наговорено столько лжи, что пора бы дать слово тем, кто действительно воевал среди штрафников. В гостях у редакции ветеран войны, генерал-майор А.В. Пыльцын - командир одной из рот офицерского штрафбата. Он на примерах доказывает, что его бойцы были настоящими героями и в частности говорит:
- Так вот, во-первых: штрафбатов не офицерских не было! Нельзя путать штрафбаты с армейскими штрафными ротами! В штрафбаты попадали только штрафники-офицеры, - люди, которые хотя в чём-то и провинились, но не потеряли человеческого облика и офицерской чести. В подавляющем большинстве своём наши «бойцы-переменники» (так их называли, ибо на время службы в штрафбате офицерского звания они лишались), были людьми прекрасно подготовленными, сознательными, храбрыми. За какие провинности попадали в штрафбат? Кто-то подрался; кто-то, возвращаясь в часть задержался на день - на два: загулял, должно быть... Помню, служил у нас бывший командир разведроты - герой, кавалер трёх орденов Красного Знамени! И за что же он попал в штрафбат? В документах, как ни странно, было написано: «за трусость»! Я долго не мог понять, в чём тут дело, но в конце концов догадался: видимо, командир разведчиков отказался выполнять какой-то приказ, который он счёл явно неразумным, а может быть, даже преступным... Уйти из штрафбата и вернуться в строй с прежним офицерским званием было возможно двумя путями: или совершив подвиг, или получив ранение - пролив кровь за Родину. И надо сказать, что, как правило, наши бойцы, стремясь оправдаться, снять с себя бремя вины, рвались в бой и порой совершали чудеса отваги.
Большое интересное интервью с генералом Пыльцыным называется «ШТРАФ-БАТЯ» - такое прозвище дали Александру Васильевичу его бойцы.
Итак, бойцы штрафбата не были предателями, но тема предательства в наше трудное время тревожит умы всех думающих людей. Как человеческая душа становится способна к измене? Что движет предателем? На этот вопрос отчасти отвечает диакон Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры о. Сергий УЧАНЕЙШВИЛИ. Он говорит:
- ...Значит, Иуда должен был предать? В этом была его миссия?.. Для многих этот момент очень искусительный. А могло ли быть иначе? Если бы не было Иудина предательства, могло ли каким-то другим способом состояться спасения человечества, без крестных страданий Спасителя? - Не надо за Бога придумывать более «простой» и «совершенный» путь для спасения. Знал ли Христос, что Иуда предаст Его? - Конечно, знал. Как может Бог чего-то не знать! - Почему же принял Его в круг Своих учеников? - Потому что Бог каждому из нас даёт свободу выбора. Мог Иуда одуматься и не предавать Христа? - Мог. Сребролюбие, жадность перевесили любовь к Учителю. Предательство - это был выбор самого Иуды. Так и у каждого из нас есть выбор, с кем быть - с Богом или с диаволом. И ведь в повседневной жизни мы очень часто выбираем зло не потому, что иначе нельзя, а потому что внутри нас что-то расположено ко злу. Это ужасно, но через гордыню, тщеславие, сребролюбие, другие пороки мы принимаем зло и даже стремимся к нему.
Беседа с о. Сергием называется «ВСЕ НАСЛАДИТЕСЬ ПИРОМ ВЕРЫ». Среди таких серьёзных материалов апрельского номера газеты, заметка о детских играх на первый взгляд кажется лишней и неуместной. Однако в ней убедительно доказывается, что игра - это серьёзнейшее дело в воспитании наших малышей: без игры ребёнок не вырастет полноценным человеком:
- Чем больше играет ребёнок, тем выше его способности познавать мир, раскрываться, внутренне расти и радоваться миру, учиться жить. Всегда ли мы, взрослые понимаем это? Вот малыш в песочнице делает «куличики». Мама на страже: «Не играй с водой - вымокнешь», «куда полез? Там крапива!», «слезь с камня - упадёшь, расшибёшься». Будь малыш послушным ребёнком, ему бы осталось только сесть рядом, сложить руки и внимать безчисленным предостережениям. Слава Богу, он продолжал играть и познавать мир. Игра - великая помощница в воспитании наших детей.
В этой заметке под названием «ИСТИНА - В ИГРЕ» вы найдёте не только общие рассуждения о пользе игры, но и правила нескольких старинных русских детских игр, незаслуженно забытых нами сегодня.
Вы видите, насколько разнообразна тематика апрельского номера «Православного Санкт-Петербурга». Надеемся, что каждый из вас найдёт здесь материалы по своему вкусу.