В начале апреля незаметно для широкой общественности прошли две законодательных инициативы, исходившие из недр Государственной Думы и Правительства РФ; их появление свидетельствует о серьёзных процессах в обществе, и о них нужно знать.
Так, 7 апреля 2016 г. депутат Госдумы от ЛДПР Александр Шерин внёс законопроект «О дополнительной мере государственной поддержки беременных женщин в случае их добровольного отказа от совершения искусственного прерывания беременности (аборта)», в котором предложил премировать бонусом в виде 250 тысяч рублей, женщин, которые захотели сделать аборт, но передумали, родили ребёнка и оставили его в роддоме.
Женщине нужно будет предъявить в уполномоченный орган четыре документа: паспорт, заявление утвержденной формы, справку из женской консультации о сроке беременности, дате постановки на учет и предполагаемом сроке родов, документ об отказе от аборта при отсутствии медицинских показаний, а также реально отказаться от новорожденного в роддоме.
После этого ей перечислят на личный счет стоимость проданного государству ребёнка.
Днём раньше, со ссылкой на члена комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, председателя Союза пенсионеров России Валерия Рязанского, СМИ распространили информацию о том, что в рамках утверждённой 5 февраля 2016 г. «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» (Распоряжение Правительства № 164-р) всеми заинтересованными ведомствами разрабатывается Национальный план действий, который до конца апреля должен быть представлен на рассмотрение Правительства.
В нём, в частности, предусматривается, что граждане старше 71 года будут переведены на приоритетную сестринскую доврачебную помощь, т.е., к врачу допущены не будут.
Постараемся разобраться в происходящем.
Ребёнок как товар
Идея платить женщине деньги взамен аборта не нова: так, в 2010 г. в Ломбардии в Северной Италии было решено предлагать малообеспеченным беременным денежные выплаты за отказ от абортов - 4,5 тысячи евро (по 250 евро в месяц, в течение 18 месяцев), для чего в бюджете было зарезервировано 5млн евро. Важно, что при этом отказываться от ребёнка от женщин не требовали.
Отечественные парламентарии выбрали другой путь: в январе 2011 г. ЛДПР в лице своего лидера предложила законопроект, предусматривающий выплату женщине 100 тысяч рублей за отказ от аборта, но при условии передачи рождённого ребенка на попечение государства. Законопроект был отклонён с комментарием думского комитета по вопросам семьи о том, что такая инициатива «направлена на отказ от материнства», и что «общественные формы воспитания не смогут заменить ребенку семью».
В 2016 г. старый закон ЛДПР о продаже ребёнка государству снова пошёл в дело, затем его снова отклонили, а председатель профильного думского комитета по семье Ольга Епифанова назвала его «чистой воды предвыборным популизмом».
Но вот зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко («ЕР») хоть и сказал, что дети должны воспитываться родителями или близкими, но упор уже сделал на другом: «Это интересная идея, но у нас в России делается порядка 2 млн. абортов, умножьте на 250 тыс. руб. и вы получите ту астрономическую сумму, которую нужно будет найти».
Как видно, идея торговать детьми кажется депутату интересной - всё только упирается в деньги. Нужно признать, за минувшие годы не только выросли цены на ребёнка - само общественное сознание серьёзно повредилось. Может быть, именно поэтому так упорно продавливают депутаты и сенаторы ещё одну безнравственную инициативу, превращающую ребёнка в объект и товар - законопроект о т.н. «беби-боксах», ящиках для ненужных детей, в которые их будут выбрасывать за ненадобностью родные матери, а кто-то, в тексте закона не указанный - ловко их подбирать. Но ключевой принцип последних двадцати пяти лет существования России «рынок определяет всё» прорастает не только в сфере детства.
Старость как новый коммерческий интерес
«Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года», принятая в 2016 г., очерчивает новую сферу активных интересов ряда министерств и ведомств, это - старость.
На первый взгляд, «Стратегия» всего лишь декларативно призывает «ко всему хорошему против всего плохого», но есть там и центральные линии, которые определяют новые для этой сферы направления.
Обратимся к источнику: «Ключевым приоритетом Стратегии является развитие гериатрической службы как комплексной межведомственной системы предоставления индивидуальных медико-социальных услуг лицам старшего поколения на основе оценки потребностей и нуждаемости» (раздел IV).
То есть, на основании очередного «межведомственного регламента», вместо обычной нормальной медицины будет создана специальная служба для стариков. По крайней мере, со слов Рязанского, в стране уже появился главный гериатр, а на базе Второго медицинского университета создан гериатрический центр; всё остальное, по его мнению, должны взять на себя регионы.
Сам по себе гериатр или геронтолог как узкий специалист, который «знает, что можно ожидать от старости и как смягчить эти процессы», в поликлинике нужен, но он не должен заменять собой терапевта и других специалистов, а лишь дополнять их.
Но сенатор Рязанский решил, что «старшее поколение будет сориентировано на оперативную медицинскую помощь, на первичное звено, а в сельских населенных пунктах - на фельдшерско-акушерские пункты».
Другими словами, пожилой человек (старше 71 года) не сможет в поликлинике самостоятельно попасть к врачу - сначала его примет медсестра (это и есть «первичное звено»), которая «на основе оценки потребностей и нуждаемости» будет решать, нужно ли ему вообще к врачу, или достаточно измерить давление и температуру и дать житейский совет. И лишь в случае неотложного состояния он сможет рассчитывать на приём у геронтолога, который уже будет определять, отправить ли его к терапевту или узкому специалисту, или самому провести симптоматическое лечение.
Наверное, это и есть «разработка стандартов медицинской помощи по отдельным заболеваниям, характерным для граждан старше 60 лет», предусмотренная «Стратегией»? В противовес Конституции РФ и положениям ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
А в стране полным ходом идёт «оптимизация старости»: нарастает процесс закрытия домов престарелых, пансионатов и коек для стариков в медицинских учреждениях. В марте Счётная палата начала проверку социальной сферы на предмет «доступности социального обслуживания для нуждающихся в помощи граждан». Цель - решить, как перевести стариков и инвалидов на надомную помощь вместо обслуживания их в интернатах и домах престарелых.
В «Стратегии» это названо «развитием стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг». Вместо заботы государства запланировано «увеличение количества негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги по социальному обслуживанию граждан старшего поколения».
Сегодня к помощи государства в социальной сфере прибегают 15,8 миллионов человек; к 2018 году по сравнению с 2014 годом их будет больше на 24 процента.
Новые перспективы рынка
«Механизмы реализации Стратегии» (раздел V) в качестве «стационарозамещающих технологий» предлагают среди прочего «формирование института «приемной семьи» для граждан старшего поколения, осуществляющей уход за такими гражданами, в том числе законодательное закрепление данного института». То есть будут создавать профессиональные семьи для помещения туда стариков и принимать для этого соответствующие законы.
Технологии и методики приёмной семьи для ребёнка давно отработаны, а приёмная семья для стариков с 2013 г. апробируется в Якутии. По словам организаторов, сейчас у них «76 таких семей, в нынешнем году их число будет доведено до 100, а к началу 2018-го - до 150; ежемесячно приёмная семья получает из бюджета 17,7 тыс. рублей».
В самом факте помощи и заботы о «старых да малых» нет ничего плохого, но вот только царящие в обществе рыночные принципы никак не уживаются с альтруизмом и жертвенностью. Про детские конвейеры, вымывающие детей из семей, не сумевших оборониться, уже давно известно - станут ли старики исключением?
В этом вопросе слишком много соблазнов. Например, жильё, которое имеется у «усыновляемого» - ведь квартира у одинокого старика может быть даже лучше, чем у принимающей стороны, да и трудовая пенсия может быть немаленькой. Сможет ли пожилой человек защитить себя в этом случае?
И удастся ли ему прервать проживание в семье, с которой, в силу возрастных особенностей характера и привычек, несовпадения во взглядах на жизнь и форму организации быта он не смог найти общего языка? Вряд ли «усыновители» охотно пойдут на это - ведь тогда они потеряют деньги, которые получают за его «воспитание».
Законы рынка неумолимы: для рентабельности сферы необходимо, чтобы все составляющие бизнеса были представлены в полной мере. И если создаётся институт профессиональной семьи, в которой родители-профессионалы будут профессионально воспитывать детей, изъятых из «некачественных» и непрофессиональных семей, то поступление детей на воспитание должно стать бесперебойным процессом.
А если создаётся институт профессиональной семьи, в которой «усыновители» стариков будут их профессионально и за зарплату опекать, то поступление стариков под опеку также должно стать бесперебойным процессом. И когда одиноких стариков станет уже недоставать, начнётся процесс их изъятия из «некачественных» кровных семей.
Отобрать старика и ребёнка
Механизм принудительного изъятия стариков просматривается в тексте «Стратегии»: «информирование граждан старшего поколения о (...) мерах защиты от жестокого обращения и насилия в отношении людей старшего поколения»; «включение вопросов о недопустимости жестокого обращения с гражданами старшего поколения в образовательные программы».
Общество снова, как и в случае с детьми, пытаются убедить, что оно буквально погибает от насилия, творящегося теперь уже в отношении старости.
В итоге оно постепенно привыкнет к мысли о распространённости «жестокого обращения и насилия в отношении стариков», а преподавание в школе информации о запрете насилия в отношении стариков приведёт к растабуированию в детской аудитории темы неуважения старости, что вызовет проявление и последующую эскалацию физической агрессии в отношении стариков.
В итоге лет через пять призыв «спасать стариков от насилия в семье» станет столь же извращённо привычным, как сегодняшний призыв спасать детей от «повсеместного» родительского насилия, а сама старость превратится в уродливую форму искусственного отбора.
Сейчас в России активно проталкивается законопроект «О социальном воспитании» (депутат Ольга Баталина), предполагающий введение в стране возмездной опеки детей в виде профессиональной семьи и соответствующее внесение в «Трудовой кодекс» новой профессии.
«Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения» предполагает расширение спектра возможностей «профессиональной семьи» - распространение её функционала не только на детей, но и на стариков - другую социальную группу, имеющую единое с ней основание - беззащитность и беспомощность членов группы.
Приводными ремнями этого процесса станут тезисы о защите детей и стариков от жестокого обращения и насилия в семье, а также расширение критериев «выявления насилия» в отношении них (психологическое, эмоциональное, экономическое), работа социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) по поиску «неправильных» семей, изъятие стариков и детей из кровной семьи, взыскание алиментов на содержание изъятого человека в профессиональной семье.
И к этому ещё добавится много-много чиновников, направляющих этот процесс и получающих премии за правильное его исполнение.
Схема атомизации
Для уничтожения единого социального пространства нации с помощью международных обязательств России сначала происходит его фрагментация, затем каждый сегмент провозглашается приоритетным и начинает функционировать и развиваться по своей отдельной траектории.
Первым делом «разминается» информационное пространство, ранее табуированная тема выводится в зону обсуждения и провозглашается проблемой, которую нужно срочно решать.
Затем представительной рабочей группой сочиняется «Стратегия действий в интересах...» (детей, стариков, женщин, предпринимателей, инвалидов и т.п.), следом составляется «Национальный план действий по реализации Стратегии», в итоге создаётся институт очередного уполномоченного и вносятся законы, меняющие для реализации Стратегии и Национального плана отечественное правовое поле.
Схема проста и универсальна и работает безотказно. Сейчас общество является свидетелем зарождения очередной системы, которая под благим предлогом защиты «всех от всего» продолжает разрушение нравственных основ общества.
В итоге к капитализации ребёнка будет добавлена капитализация старости, произойдёт окончательное превращение детей и стариков в объекты и товары. С ними это можно делать проще всего - они одинаково беспомощны и беззащитны.
Общеизвестно, что состояние общества оценивается по тому, как оно относится к старикам и детям; готовность общества использовать их для повышения благосостояния - знак тупика.
Нравственный критерий должен стать основополагающим не только в жизни человека, но и в управлении государством, выстраивании его схем и отлаживании механизмов, подборе чиновников и делегировании полномочий депутатам.