31 марта - 1 апреля сего года состоялось ставшее уже
традиционным расширенное заседание «Русского Собрания» в Калязине. Продолжаем
публикацию докладов, прозвучавших на конференции.
***
Дорогие друзья! В современной российской жизни существует стойкий запрос на традиционный консерватизм, который, в свою очередь, неизбежно и прочно связан с патриотизмом. Власть ощущает этот запрос. Не случайно патриотизм устами Владимира Владимировича Путина недавно провозглашен национальной идеей. То, что это сказано публично, факт, несомненно, положительный, по крайней мере, свидетельствующий о том, что Президент понимает значения патриотизма для России и ее граждан. Однако в жизни поворот власти к патриотизму едва заметен. Оно и понятно, курс «вашингтонского консенсуса», который проводит российское правительство, патриотическим никак не назовешь. Трудно подумать, что Шувалов, Греф, Улюкаев - патриоты. Но ведь именно они вершат в России экономическую политику. Поскольку патриотизм понятие не коммерческое, а духовное и государственное, то вместе с выдавливанием из большинства сфер государства, либералы в правительстве выдавливают и патриотизм.
Возможен ли патриотизм как национальная идея в близкой перспективе? Да, но для этого необходимо, в первую очередь, пересмотреть и откорректировать законы, разработанные для России на Западе и принятые в 90-е годы. Ведь в них не только закреплены итоги криминальной революции в виде залоговых аукционов и приватизации за бесценок, заложен механизм воспроизводства коррупции, но и предусмотрено сдерживание, неразвитие России. Очень важно сделать так, чтобы в денежном обращении на внутреннем рынке главенствовал рубль, а не глобалистская бумажка под названием доллар. Этот «солдат» никогда не будет патриотом нашего Отечества, он «воюет» за интересы США и мировой закулисы. Можно ли надеться на эти перемены в ближайшее время? Вряд ли. Перед каждыми выборами в Госдуму нам «вешают перед носом морковку» в многообещающих программах депутатов, но вектор, в сущности, не меняется. В том числе и по той причине, что у нас нет сильной подлинно патриотической партии. Появилась, было, «Родина», так ее быстро прикрыли, ощутив опасность для «Единой России»...
Экономический курс не единственная «лакмусовая бумажка», позволяющая судить об идеологии патриотизма. Патриотизм, если он без приставки «псевдо», опирается на национальные культуры коренных народов России. Нам же из телеящика продолжают транслировать массовую культуру, т.е. псевдокультуру. «Паноптикум» Малахова, «Как стать миллионером?», «Дом-2», передачи о развратных нравах гламурного быдла, информационный мусор из дешевых сенсаций... Даже реклама у нас в стране зачастую антипатриотична и цинична. Включаю телеканал «Звезда», а оттуда: «России надо освободиться от перхоти... Русские не сдаются» - т.е. используют для избавления от перхоти рекламируемый препарат. Тем самым «перхотно-прокладочное» ТВ издевательски опошляет не только нашу Родину, но и русских. Трудно назвать это случайностью. Глобализм свое дело знает.
Добавим к этому, что витрины киосков завалены книжонками в стиле фэнтези, герои которых вампиры, драконы, чудовища, клоуны, гадальщицы. Те немногочисленные фильмы, что выходят на наших киностудиях, как правило, создаются по американским лекалам, их справедливее назвать русскоязычными, а не русскими. Не удивительно, что зритель, несмотря на рекламную шумиху, не проявляет к ним интереса. Мой земляк-пенсионер, в прошлом шофер электросетей, ездил в Тверь навестить дочерей и посмотрел «Сталинград» Бондарчука младшего. «Какое впечатление?» - спросил я. «А... - досадливо взмахнул он рукой. - Гламурно, а русской души нет». Вроде бы власть старается поправить положение, приблизить отечественное кино к жителям регионов, речь идет о строительстве 500 кинозалов. Правда, в Тверской области год кино решили отметить реорганизацией «Тверьфильфонда», фактически его ликвидируя, низводя до уровня отдела одного из Дворцов культуры.
Подлинного патриотизма не может быть и при существующем у нас вопиющем социальном неравенстве. Поставившая себя вне национального контроля, «новая элита» не только социально безжалостна по отношению к народу, но и все более цинична и нагла. Ее представители, называя себя «винерами», а простых трудовых людей «лузерами», бесятся с жиру, устраивают «пиры во время чумы», тем самым усиливая социальную напряженность. Примеров в достатке: финансирование олигархами зарубежных спортивных клубов, строительство огромного (размером в двенадцать выставочных залов на Манеже) Ельцин-центра, обошедшегося в 7 миллиардов рублей, пышная свадьба сына олигарха Гуцериева и т.д. и т.п.
Дети значительного количества российских государственных и политических деятелей живут (учатся, занимаются бизнесом) за пределами России, в государствах НАТО. Там, на «разлагающемся Западе», находятся капиталы, недвижимость многих представителей российской «новой элиты». Как можно с такими «патриотами» реализовать в России идею патриотизма, не представляю. Видимо, есть смысл задуматься над словами врага России Збигнева Бжезинского: «Я не вижу ни одного случая, в котором Россия могла бы прибегнуть к своему ядерному потенциалу, пока в американских банках лежит 500 миллиардов долларов, принадлежащих российской элите. Вы еще разберитесь, чья это элита - ваша или наша».
Вызывает сомнение в том, что власть способна сделать патриотизм национальной идеей, и попытки обуздать национальное самосознание русских упрощенным, а подчас превратным толкованием понятия «национализм». Обществу внушается, что с национализмом надо бороться, без разъяснения, о каком, собственно, национализме идет речь. Если иметь в виду этнический национализм, который правильнее назвать шовинизмом, расизм, то он, несомненно, опасен для государственности, для единения народов, и с ним надо бороться, однако он не свойствен русским. В нашем самосознании национализм тождествен патриотизму, имперскому сознанию. Наверное, это подразумевал Владимир Путин, назвав себя когда-то «русским националистом в хорошем смысле».
Н.А. Бердяев писал: «Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии есть какое-то поистине национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам» Из охранительного, духовного национализма проистекают такие понятия как «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная культура» и т.д. Такой национализм неизбежно и прочно связан с православием, с исторически сложившейся в России и крайне востребованной в наши дни идеологией традиционного консерватизма, приверженцами которого были Ф.М. Достоевский. Н.С. Трубецкой, К.С. Аксаков, Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин, ряд других выдающихся русских мыслителей, в том числе и современных. Один из них участник нашей конференции подвижник современного русского образования, автор многих книг в защиту его традиций, профессор В.Ю. Троицкий считает: «Национализм - это щит от чужеродной духовной интервенции, основа понимания самобытности и прав своего народа, вера в его духовное призвание. Истинный национализм - всегда противостоит шовинизму, ибо непременно утверждается на уважении ко всем другим народам, соприродным и дальним. Без уважения к «иному» народу невозможно требовать и уважения к своему, а без этого уважения - нет уважения к любому человеку».
Конечно же, эта разница между разъединяющим, чуждым нашему народу этническим национализмом, т.е. шовинизмом и расизмом, и национализмом духовным, объединяющим, который является патриотизмом, общеизвестна, тогда почему не говорится о ней?
А теперь о том, что для русского патриотизма является корневым, определяющим - о земле. Либералы всячески стараются убить традиционное представление о ней как о святости, Божией данности, на это убиение направлен и новый земельный кодекс, продавлен либеральной «Единой Россией». Официальное превращение Земли в товар, нанесло мощнейший удар по душе, мировоззрению нашего народа. Русский человек испокон веку считал, что земля, на которой он родился и где жили его предки, будучи Божьей данностью, и есть родина. Понимая, что родины без земли не бывает, он называл ее матушкой, кормилицей, видел в ней основу, опору жизни, писал о ней песни и стихи, проливал за нее кровь. Распродажу земли на аукционе, как например, колбасы, трусов или одеколона на уличном «развале», он воспринимает как кощунственную распродажу святого - родины, а либералы ее продают тайно, явно и под любым предлогом. По различным сведениям через «дочерние» и «внучатые» фирмы, сегодня оказались в руках иностранных владельцев от полутора до двух миллионов гектаров земли.
Отказ от традиционализма искорежил не только традиционное представление о земле, но и коллективистских, артельных формах работы на ней. Сейчас развернулась шумиха по поводу 1 гектара, который может бесплатно получить любой желающий на Дальнем Востоке. Но ведь для того, чтобы человек мог полноценно жить и хозяйствовать на этом гектаре, ему нужна полноценная экономико-социально-культурная инфраструктура, которой в свое время успешно занималось государство. В середине 50-х, совсем еще мальчишка, я жил в тверской деревне Быстри, центре колхоза из четырех деревень, которой возглавлял направленный из райцентра на укрепление сельских кадров мой отец. На этот небольшой колхоз приходились начальная школа, клуб, библиотека, почта, магазин, фельдшерский пункт, маслозавод, пилорама, пекарня. Позже в 70-е в деревнях появились детские сады и ясли, пункты бытового обслуживания, бригады строителей, возводившие (вдобавок к тому, что строили государственные организации) жилье, склады, фермы, машинные дворы хозяйственным способом.
А кто сейчас будет создавать гармонию инфраструктуры для переселенцев? Они сами, в одиночку? Это им не под силу? Государство? Сомневаюсь. Тогда зачем шумиха? Существует опасение, что она может быть «операцией прикрытия» для реализации идеи «территорий опережающего развития». Неопределенности вокруг этой идеи немало, и, видимо, неспроста. Нельзя исключать того, что в результате проводимого либеральным правительством «опережения» огромные площади окажутся у зарубежных частных мега-корпораций. Хочется, чтобы власть прояснила ситуацию для общественности.
Одновременно с отлучением русских от традиционных мест землепользования нам пытаются внушить, что почвенническое направление в литературе себя исчерпало, ушло в прошлое, словно бы у нас под ногами уже нет почвы. Точнее, она есть, но уже, вроде, как и не наша. В очередной раз задался этим вопросом, когда, с открытием в Твери ассоциации тверских землячеств, в нее стали вступать мои земляки. Звонит один, другой, третий, спрашивают: «Вы вступили в «землячество?» «Нет, конечно, а вы?» «А мы вступили». Но ведь это же абсурд! Если мы вступаем на своей родной земле в «землячества», то мы, коренные тверичи, на ней уже не коренники, а пристяжные. Тогда же кто коренники? Вроде бы пока еще мы, русские, но, увы, если присмотреться к окружающей действительности, процесс идет не в нашу пользу.
Родившийся, выросший в тверской глубинке, изъездивший ее вдоль и поперек, я представляю, к чему привело всевластие либеральных «винеров». Когда едешь на поезде от Бологое до Великих Лук, а это около трехсот километров по территории Тверской и Псковской областей, сердце стынет от увиденного разорения и запустения. Еще в конце 80-х годов райцентры, находившиеся на этом отрезке, отгружали огромное количество произведенных местной промышленностью и сельскохозяйственными предприятиями продукции, получая взамен горючее, машины, тракторы, удобрения, элитный скот т.д.
Сейчас этого нет. Потребность в вагонах уменьшилась в 25-40 раз. Если что и процветает так это торговля и низведение леса, ставшее возможным благодаря вредоносному лесному кодексу. Развал местной промышленности, колхозов, совхозов обескровил провинциальную жизнь, до крайности обострил демографическую катастрофу. Приведу не такую уж давнюю статистику: С 1990 по 2012 года население области уменьшилось на 328 тысяч человек, или на 19,7 процента. Численность молодежи до 16 лет за это время в области снизилась с 351 тысячи человек до 182 тысяч. В области сокращается в первую очередь русское население. Зато растет количество представителей южных национальностей. С 1989 по 2010-й год на тверской земле армян стало больше в 4,2 раза, азербайджанцев - в 2,5, таджиков - в 6,9, узбеков - в 2,3 раза. С учетом того, что рождаемость среди мигрантов в 2,2 раза выше, чем у русских, происходит фактическое замещение (подмена) коренного населения.
Можно предположить, что миграция носит не случайный, а управляемый извне характер и является инструментов дехристианизации России. Такие же задачи она решает и в Западной Европе, подавляя остатки христианского духа. С этим-то «национализмом» по отношению к русским, вызывающим у нас законную тревогу, как быть? «Материнским капиталом» проблему явно не решишь. Это можно сделать только воссозданием полноценного пространства жизнедеятельности русской провинции, которое «новая элита» обеспечить не в состоянии. Да, какие-то ростки оживления видны, но их крайне мало, они «не делают погоды».
В сегодняшней сложной и все более усложняющейся обстановке народ доверяет Президенту Владимиру Путину, поддерживает его, он не хочет конфликтовать с властью в принципе, с неодобрением относится к попыткам радикалов обострить ситуацию в стране, а такие попытки с приближением выборов будут усиливаться, тем более что есть возможность спекулировать на последствиях углубляющегося кризиса. Разумеется, следует давать отпор таким попыткам. Сохранение России важнее политических разногласий. Думаю, участники нашей конференции выразят поддержку Президенту. Однако надо иметь в виду, что народу психологически чужд либеральный курс «новой элиты». Нашему Отечеству крайне нужна патриотическая идеология. Такая идеология, когда погоду делают не банковские ростовщики и лукавые офшорщики, не коррумпированные «пиявки», присасывающиеся «командами» к бюджетам регионов, а созидатели. Когда земля, на которой ты живешь, - святое, не товар, когда русский народ не вымирает, а русская культура вновь станет фактором объединения всех коренных народов русского исторического пространства.
В заключение вношу предложение обратиться от имени участников конференции к Президенту России Владимиру Путину с просьбой использовать свой авторитет и влияние в мире для освобождения осужденного недавно трибуналом в Гааге патриота сербского народа Радована Караджича.
Валерий Кириллов, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ