После горячей фазы героической борьбы жителей Донбасса
за свою независимость и образования ДНР и ЛНР в идеологической
концепции на этой территории возник своеобразный вакуум. Интересные
метаморфозы самосознания произошли у многих местных жителей, и этот факт
требует глубокого осмысления, как со стороны ученых, так и
политиков. Власти начали ставить вопрос о том, чем же исторически
являются провозглашенные республики и их жители, какова их роль в
будущем региона. Сначала, из-за действий самого официального Киева,
противодействие украинской идеи у донбассовцев достигло пика, и людей
больше волновала борьба с украинизацией, а не выстраивание собственной
идеологической основы. Позже начало приходить осознание необходимости
чётко знать - кто же такие жители воскрешённой Новороссии на современном
историческом этапе: южные русские, донбассовцы или какие-то особенные
новороссы?
Точно не украинцы
По официальной украинской переписи населения (данные которой можно смело
подвергать сомнению) регион делился по национальному составу примерно
поровну: на русских и русскоязычных украинцев. Из-за агрессии украинской
стороны большинство жителей Донбасса стали крайне негативно
воспринимать символы Украины, украинской идентичности, будь это язык,
флаг, герб, гимн или другие государственные и этнические атрибуты.
На волне таких настроений многие жители, ранее ощущавшие себя
украинцами, стали менять свою национальную самоидентификацию на русскую,
либо сами этнические русские Донбасса стали чётче ощущать своё
национальное самосознание, острее воспринимать свои корни. Если раньше
многие в регионе затруднялись чётко и быстро ответить на вопрос о своей
национальности, то сейчас ситуация изменилась. Вызвано это изменение
тем, что на протяжении столетия край подвергался насильственной
украинизации и навязыванию идеологии по вытеснению русской культуры и
самосознания. Теперь наступила полная свобода.
Как известно, украинцы начали попытки утвердить украинство на Донбассе
ещё во времена существования Российской империи, усилив агитацию среди
местного населения. Особенно интенсивной процесс украинизации пошёл
после включения коммунистами региона в состав УССР, когда без знания
украинского и посещения курсов по его изучению нельзя было устроиться на
работу.
Ещё одна волна началась после захвата фашистами этой территории. На
землях Донбасса начали свою деятельность украинские «Просвиты» -
национально-ориентированные сообщества. В них практически насильно
набирали оставшихся местных, особенно молодёжь, и воспитывали в них
«новых людей». Эти разветвленные организации задались целью всё-таки
научить русское население Донбасса украинскому языку, привить чуждых
национальных «героев» и символы. Самая последняя и очень сильная волна
насаждения украинства произошла уже во времена существования независимой
Украины, что и вызвало войну на Донбассе.
Но, как показала история, донбассовцы имеют иммунитет против украинской
идеологической концепции и пропаганды. Несмотря на все усилия,
большинство населения не восприняло украинскую идею. На территории
Донбасса создалась особая этнокультурная общность, на формирование
менталитета и исторической памяти которой отразилось единение с Русским
миром и Россией. Именно из-за связи с русской историей, русской
литературой и культурой, восточнославянской православной Цивилизацией, а
также на противодействии насильственной украинизации, создалась особая
этнографическая группа русских жителей донецких степей.
Историческое наследие
Удивительно, что даже у руководства ДНР и ЛНР сегодня нет чёткого и
единого мнения, наследницами какого государственного образования
прошлого являются народные республики. Некоторая часть говорит о том,
что они продолжатели идеалов Донецко-криворожской республики,
провозглашённой на территории Донецко-криворожского бассейна в 1918
году. Другая часть - что имперской российской Новороссии. Есть сейчас
даже те, главным образом переселенцы из других регионов Украины, кто
считает республики преемницами УССР, и таких людей сегодня зачем-то
активно продвигают на руководящие должности.
Кроме того, в последнее время от власти в этих государственных
образованиях отдаляют идейных прорусских активистов, заменяют их людьми,
которые подобных взглядов никогда не разделяли и не разделяют,
находятся и деятели с практически проукраинскими взглядами. Увы, но
люди, которые открыто говорят о национальном воссоединении русского
народа в границах единой Родины сейчас не находятся в фаворе, даже,
можно сказать, наоборот. Чтобы противостоять им и русской идее,
появились даже призывы поменять государственную символику ДНР, убрав с
её государственного флага и герба двуглавого орла, но такие действия не
нашли понимания у жителей республики и воспринимаются очень
насторожено.
В этом процессе выработки собственной идеологии в республиках, более чем
в России, выражена тенденция дискуссии и понимания между
представителями различных политических течений. Сегодня на Донбассе
мирно уживаются монархисты, анархисты, русские националисты, коммунисты и
либералы. И очень важно, конечно же, поддерживать это единство.
Осознание того, что ДНР и ЛНР являются форпостом Русского мира, а также
имеют общего противника, заставляет людей более лояльно относиться к
мыслям друг друга. Тем более что большинство целей оппонентов на
удивление совпадает. Самое главное, люди не хотят повторения того, что
было на Украине, во всех отношениях, и тяготеют к исторической Родине.
Стоит признать, что у части населения существует определенная тоска по
СССР, советскому строю. Они даже не обращают внимания на то, что именно
большевики отделили Донбасс от России и отдали украинизаторам в УССР. Но
это ностальгия больше объясняется желанием населения оторванной
территории жить вместе в едином российском государстве, а создание
пародийных пионерских организаций, идеализация советского прошлого и
прочее ничего хорошего тоже не принесут.
В сухом остатке
Этнические процессы на Донбассе представляют собой интересный феномен
развития самосознания. Сегодня существует определённый идеологический
вакуум, требующий поиска этой самой идеологии. У донбассовцев сегодня
гораздо сильнее развита русская идентификация, которая есть и у
остальных жителей России. Вызвано это в том числе и борьбой, в которой
приходилось защищать именно русские признаки идентификации: русский
язык, культуру и историю.
Некоторая часть современной политической верхушки республик начинает
искать альтернативные идеологические концепции, признанные обосновать
особенность жителей региона. Появляются со стороны некоторых лиц
республик голоса за появление особенной «донбасской» национальности,
которая была бы не только отделена от украинской, но и общерусской, что
не находит абсолютно никакой поддержки среди населения ДНР и ЛНР, так
как через несколько десятилетий она может пойти по украинскому сценарию и
развиваться на противодействии русской.
Некоторые лидеры и многолетние идеологи «Донецкой республики», например,
Андрей Пургин, очень серьёзно относятся к таким предложениям и делают
всё, чтобы им противостоять. Совсем недавно при его активном участии
создалось общественное движение «Юг России», которое создано для
сближения южных субъектов РФ и Новороссии именно на общероссийской
идентичности регионов. Они хотят выработать некую общую идею для России,
считая ДНР и ЛНР (а также другие исторические новороссийские регионы)
её составной частью. Это очень своевременный и важный шаг как для РФ,
так и для Новороссии, так как и на самом юге России есть альтернативные
идентичности, пока ещё маргинальные идеологические концепции т.н.
казакийцев, «славянских кавказцев», проукраинских кубанцев и прочих
выдуманных национальностей, которые могут показать себя в России при
малейшей волне дестабилизации, если сейчас не отстоять Донбасс и его
русскость.
Григорий Миронов, кандидат исторических наук