Изначально и давно зная Алексея Шорохова как поэта, тонкого и лиричного, был ошеломлён его прозой, которая открыла в нём совсем другую сторону - он стал писать жестко, прямо, будто спешившись с поэзии и пойдя пешком - по просёлкам, да по пропахшим выхлопам трассам и навсегда напитался на них земной горечи. Мне кажется наибольшей жесткости он достигает в «Повести о нерождённом». Особенность случая заключается в том, что все, прекрасно зная о некоторых острейших жизненных явлениях, почему-то о них не пишут - оставляют на какое-то непонятное «потом», либо считают данные темы чересчур журналистскими, земными и недостойными своего «высокого» пера. А потом, прочитав рассказ Алексея Шорохова, открывают, сколько недопоняли и в литературе, и в жизни. Алексей взял и в лоб, как смог, написал о болевой проблеме абортов, о которой мы все привыкли рассуждать исключительно в рамках православной этики, или в рамках публицистики и политики. Алексей не убоялся и написал, точнее прокричал, да так что мороз дерёт по коже. Написал жестоко, не пощадив ни нашего времени, ни героини, ни родителей. И даже батюшки. И себя не пощадив, потому что написать о таком нелегко. Чем-то распутинским промерцало с этих страниц. Чем-то таким, что навсегда и уже не спрашивая автора направляет его по единственной ему ведомой дороге - дороге зрелой и тяжкой, которую дай Бог ему выдержать.
Михаил Тарковский, писатель, главный редактор альманаха «Енисей» (Красноярский край, село Бахта)
* * *
Повесть А. Шорохова «Младенца Георгия...» тронула меня до глубины души. Автор поднимает вопросы, которые в настоящее время приобрели для моего поколения особенно острый характер. Произведение заставляет серьёзно задуматься о многих вещах, и первая из них - цена дара Жизни...
Больше всего меня поразило мужское видение хрупкого мира младенца в утробе матери, представленное в форме тонкого и трепетного описания, выражения невыраженного. Не каждая женщина способна так реалистично представить жизнь своего ещё не родившегося, но уже живущего, чувствующего и мыслящего дитяти. Автор - глубокий психолог: мысли и чувства не родившегося на свет младенца Георгия должны коснуться души читателя, разбудить добро и предупредить непоправимые ошибки ценою в Жизнь.
Думаю, что с такими мастерами слова, как Алексей Шорохов, отечественную литературу ждёт достойное будущее.
Карина Хосровян, студентка МГОУ (Москва)
* * *
Литература в России сейчас на подъёме. Пишутся, печатаются и остаются незамеченными произведения, которыми долгие годы будет гордиться русская литература. Разве можно разглядеть сквозь мусор и пену на поверхности волнующегося моря чудесные кораллы даже не на большой глубине? Смотрят люди на книжный мусор и пену, которыми забиты книжные магазины, и морщатся, думают: какое грязное море, ничего нет в нём интересного! Думают так, не подозревая, какие чудные рыбы плавают всего в метре от поверхности среди изящных подводных растений и красочных кораллов. Так и в современной литературе. Я мог бы долго перечислять произведения, которые близки к идеальным, потому что написаны они просто, ясно и благозвучно и населены живыми героями. Назову только одно произведение, небольшой рассказ писателя Алексея Шорохова «Младенца Георгия», который критики вообще не заметили. А это маленький шедевр! В нём живут всего четыре персонажа, включая младенца в утробе матери, у которого уже свой характер, своя живая жизнь, своя горькая судьба, как и у каждого из других персонажей. Обладает рассказ «Младенца Георгия» всеми теми качествами произведения искусства, благодаря которым останется как один из лучших образцов литературной классики нашего времени. Я убеждён, что это лучший рассказ в русской литературе, если не в мировой, за последние двадцать пять лет".
Пётр Алёшкин, писатель главный редактор журнала «Наша молодёжь» (Москва)
* * *
Эту короткую по форме, но глубокую по содержанию, безжалостно-честную повесть Алексея Шорохова обязательно нужно бы читать девушкам-одинадцатиклассницам или первокурсницам... Может, кого-то из них и остановит она от страшного шага детоубийства.
Господи! Как подумаешь, сколько же их нерождённых и убитых младенцев, сколько девчонок, искалечивших собственные судьбы...
Об этом написал Алексей Шорохов. Написал высокохудожественно, хотя это тот случай, когда о "художественности" можно и не вспоминать. Сама Правда становится художественностью. Та Правда, что выше пресловутой "правды жизни". Хотя и от "правды жизни" Алексей Шорохов не отошёл ни на сантиметр.
Я вот написал о повести "безжалостно-честная", а это не так. Повесть "И младенца Георгия..." - именно "жалостная". Потому что жалко и неродившегося Георгия и непутёвую его бедную так и несостоявшуюся мать... Жалко. А жалеть по-русски - значит, любить.
Спасибо Алексею Шорохову за эту жалостно-честную повесть...
И помилуй нас, Господи!
Дмитрий Ермаков, писатель (Вологда)
* * *
Повесть Алексея Шорохова "Младенца Георгия" содержит в себе острую социальную проблему, но искажённо отражает действительность в деталях. В ряде мест жизнь современной молодёжи отражена с большими перегибами. Чего только стоит фраза "танцевать рэп". Если аудитория данного рассказа молодежь в возрасте от 16 до 25 лет, то данный рассказ вряд ли возымеет на них необходимое воздействие. Главная героиня, на наш взгляд, в глазах данной аудитории не кажется реалистичной и сопереживать ей не получается. Действительно ценной частью произведения является сюжет о переживаниях эмбриона. Если цель была привлечь людей к проблемам абортов, то она не достигнута в полном объеме в виду затянутости сюжета в духе "потеряное поколение". Сегодняшний день - день клипового мышления и, к сожалению, представители целевой аудитории вряд ли прочтут дальше второй станицы или прекратят читать, если наткнутся на такое непонимание жизни молодежи, как было указанно, например, выше или на высокие метафоры.
В целом же я считаю, что сегодня произведения данного плана необходимы, так как отражают острую социальную проблему, но весь вопрос упирается в способ реализации.
Иванов Алексей, студент 3 курса (Москва)
Трудно переоценить значение повести молодого писателя А. Шорохова в духовно-нравственном поле современного мира. Как эксперту сайта regions.ru мне приходится часто отвечать на вопросы, связанные с проблемами семьи и детства - как сделать так, чтобы матери перестали, наконец, подкидывать младенцев, как сократить ужасающее число разводов, как прекратить аборты, - депутаты всерьез намерены вернуться к средневековым запретам на прерывание беременности и пр. Ответы мои традиционно направлены на советы по увеличению количества часов по русской литературе в средних и высших учебных заведениях - ибо лишь классики способны достучаться до сердец молодежи и отогреть их, запреты лишь ожесточают сердца, а гибель молодых матерей под ножом подпольных повитух ляжет тяжким грузом на совесть законодателей.
И вдруг я попадаю на презентацию книги талантливого молодого писателя Алексея Шорохова в ЦДЛ, где он представляет свою новую книгу прозы «Огни Бульварного кольца». То, что А. Шорохов талантлив, а, главное, имеет что сказать современному обществу, я поняла уже во время его замечательного выступления в студии Народного радио на передаче «Духовные уроки русской литературы». Нет, пожалуй, ни одного острого обсуждаемого в обществе вопроса, которого бы он не затронул в своих публицистических работах. Более глубоко эти проблемы отражены в его литературных произведениях - стихах и прозе. Именитые писатели, выступавшие на презентации, оценили творчество своего молодого коллеги очень высоко, особенно выделив повесть «Младенец Георгий».
Прочитав эту повесть, я восприняла смерть нерожденного младенца как беду, случившуюся с близким существом! Не могу припомнить, чтобы какое-либо литературное произведение произвело бы на меня такое впечатление! История милой, одинокой, как это обычно бывает в большом городе и с номенклатурными родителями, девушки, запутавшейся в жизни и имеющей, пожалуй, одну искренне и бескорыстно любящую душу - младенца во чреве, трогает до глубины души! Лишь Господу под силу даровать писателю талант такой силы, что ему удалось описать чувства и мысли младенца в утробе матери - чувство защищенности во чреве и доверия, бескорыстной любви и самопожертвования... До последнего момента надеешься, что героиня одумается и поймет значение того чудесного маленького человечка, который уже появился в ее жизни и сделал ее существование осмысленным! Но нет,
писатель не может уйти от правды жизни, перестать «глаголом жечь сердца людей», он показывает то, что массово происходит в мире - чрево матери становится для него «камерой смертника»!
Далее писать нет смысла, я не найду достойных слов, отражающих чувство горя и сострадания, которое охватывает читателя при последнем, прерванном железной гильотиной медицинского инструмента отчаянном крике младенца!
Буквально заболев прочитанным, рассказала сюжет повести невестке, молодой маме шестимесячной девочки... Ответ ее был таков - читала эту повесть в интернете, плакала навзрыд, обсуждали ее с молодыми мамами...
Господь подарил талант А. Шорохову, писатель не закопал талант, воспользовался им, теперь дело за обществом - сможем ли мы донести это произведение до всех его членов, чтобы подобные трагедии никогда и нигде более не повторялись?
Ирина Дергачёва, доктор филологических наук (Москва)
* * *
Алексей, прекрасная и поучительная повесть! Думаю, ее должны читать все, и младшие, и старшие! Реально Вы, нам читателям показали ту правду, о которой многие даже не задумываются. Вы раскрыли тайны той жизни, которую мы не видим. Вы настоящий русский современный автор и я от всей души желаю Вам написать еще много таких хороших, полезных и прочувствованных произведений, ну, конечно же, и премий! Прочитала на одном дыхании, а сколько самых разных чувств возникало! Потрясающе! Будоражить душу Вы умете - это у Вас не отнять! Спасибо за Ваше настоящее русское и человеческое творчество!
Ольга Гурская, переводчик, сотрудник газеты «Россия сегодня» (София, Болгария)
1. Re: «Эту безжалостно-честную повесть обязательно нужно читать девушкам...»