О последних событиях в церковной жизни

Часть 3

Встреча главы РПЦ и папы римского 
0
1086
Время на чтение 8 минут

 

Корр.: Отец Кирилл, некоторые мои знакомые были удивлены, увидев Вас на патриаршей службе в престольный праздник Данилова монастыря. Интересно, Вы сами пришли или Вас обязали быть?

Иг. Кирилл: Что ж тут особенного, я являюсь насельником этой обители.

Корр.: Но в основном же Ваше служение проходит на приходе. И потом, суббота первой седмицы на приходе - это день повышенной нагрузки.

Иг. Кирилл: Обычно на вечерней службе в монастыре меня спрашивают, буду ли я утром служить. А тут позвонили за две недели и попросили быть. Сказали, что есть в этом необходимость.

Корр.: Наверное, это было сделано специально, зная, что Вы не раз позволяли себе идти не в ногу, а тут такие события: совещание в Шамбези, Архиерейский Собор, встреча Патриарха с Папой в Гаване. Наверное, Вас хотели поставить в строй, показать, что Вы заодно с Патриархом? Вы же высказывали сомнения в правильности действий Священноначалия?

Иг. Кирилл: В какой-то степени, да. И в связи со стремлением все оправдать, например, о. Андреем Ткачевым. Отец Андрей - человек с солидными познаниями в разных сферах, талантливый публицист, пастырь, ярко выступающий в СМИ - на встрече со студентами Сретенской семинарии сказал поразившую меня вещь. Он сравнил Церковь с кораблем, в котором сложнейшая аппаратура - все настолько мудрено, что разобраться в ней может только капитан, т. е. Предстоятель Церкви. Странно слышать такие слова не от каких-нибудь домохозяйки или сторожа, а от пастыря, который даже не матрос, уже разбирающийся в чем-то, а офицер на этом корабле. Мне показалось его сравнение весьма относительным. А что касается моего участия в службе - действительно у меня появилось некоторое охлаждение, желание несколько дистанцироваться. По крайней мере, сам я вряд ли бы в такой день добивался бы включения себя в число служащих. Есть такой принцип (им, кажется, руководствовался учитель нашего Патриарха митрополит Никодим (Ротов)): «Ничего сам не проси и ни отчего сам не отказывайся».

Корр.: Ну, а если бы на этой службе открыто бы поминали папу, тогда как? Вы ведь говорили, что это будет для Вас рубиконом, через который Вы не перейдете.

Иг. Кирилл: Если это и произойдет, то вряд ли до Всеправославного Собора. Представляю себе картину, когда вдруг в перечне Предстоятелей Православных Поместных Церквей на патриаршей службе наряду с двумя именами на букву Ф (Александрийским Феодором и Иерусалимским Феофилом) прозвучит третье - Франциск, «пастырь Вселенской Церкви», «викарий Иисуса Христа». Кто-то из сослужащего духовенства побледнеет, кто-то покраснеет, втянув голову в плечи. Начнут, наверное, перешептываться. А кто-то совершенно не подаст вида.

Корр.: Интересно, а как Вы отреагируете?

Иг. Кирилл: Я об этом думал. Вряд ли бы я демонстративно прервал бы свое участие в соборном служении. А вот когда началось бы в алтаре причащение, постарался бы улизнуть, сняв фелонь и одев сверху пальто. Вряд ли бы, выходя из храма, я решился бы громко сказать что-то типа «отрясаю прах с ног моих». Просто бы тихо ушел. Кстати, по старому чину не только не все диаконы, но и не все священники должны были обязательно причащаться, а только те, которые в полной мере подготовились к этому.

Корр.: А как было на сей раз? Вы же говорили об охлаждении?

Иг. Кирилл: Хотелось минимизировать свое участие. Думалось, что даже вряд ли возглас достанется при таком обилии сослужащих Патриарху. Он, однако, достался. Причем, такой примечательный: «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати...»

После встречи Патриарха и входных молитв началось торжественное облачение Патриарха, стоящего на кафедре на середине храма. Я хотел было «отчалить» в пономарку, как вдруг в моих руках оказался поднос с лежащим на нем патриаршим поясом. Секретарь Патриарха о. Владимир Диваков деликатно при этом шепнул: «Пальцами держать за дно подноса, а не сверху». Глядя на пояс, я подумал: «Обычное софринское изделие, никакого расшива золотом и нанизанности жемчугом. Такой же пояс, наверное, и у обычного сельского священника. А еще говорят о какой-то роскоши». У меня на приходе пояса, как это принято в старом чине, с медными бляхами с гравировкой Голгофы, и четырьмя источниками - лентами с восьмиконечными крестами - символами токов благодати.

Литургия прошла на одном дыхании. Патриарху сослужили четыре архиерея, два десятка священников и около десяти диаконов. Как всегда, дольше всех в положении ниц перед престолом после преложения Даров, был сам Патриарх, молившийся о сокровенном. После причащения в алтаре, в то время как шла проповедь, все сослужащее духовенство подходит к Патриарху под благословение. Я опять хотел было уклониться. Подходивших к нему, Патриарх, в основном, благословлял молча. И вот, когда уже почти все священники подошли и настал черед диаконов, вдруг меня буквально вынесло из пономарки и я оказался замыкающим среди потока священников, подходивших к Патриарху. Совершаю глубокий поклон, прикладываюсь к патриаршей деснице, и вдруг меня обдает поток тепла, благожелательности и любви: «Брат Кирилл, ну как ты живешь?» - улыбаясь, спрашивает Патриарх. Я в ответ лепечу: «Сижу себе на приходе тихо». Патриарх: «Это хорошо, что тихо. А что ты так растолстел?» После этих слов я машинально вобрал живот в себя: «Буду стараться худеть». «Ну а как твои дела?» Я сначала хотел было отреагировать обычным: «За все слава Богу», но потом подумал, что надо воспользоваться таким редким случаем и что-то конкретное озвучить. Говорю: «Мне бы второго священника в помощь». Патриарх: «Хорошо, пиши прошение». Отойдя от Патриарха, в смущении говорю о. Владимиру Дивакову: «Меня Патриарх опять укорил в полноте. Надо же, с утра до вечера бьем земные поклоны (по старому чину земные поклоны, а точнее, метания в будние дни Великого поста делаются на «Аллилуия», «Святый Боже», «Приидите, поклонимся», на молитве прп. Ефрема Сирина и в ряде других случаев)». О. Владимир: «Полнота бывает от нарушения обмена веществ, но у Вас незаметно». Поделился еще с одним епископом своим смущением. Хотел особо отметить, что в первый день Великого поста мы вообще не вкушаем пищу на приходе. Владыка меня опередил и невольно смирил: «Мы в монастыре неоднократно по несколько дней в году не вкушаем пищу и чувствуем себя великолепно».

Что еще интересно. Обычно я один, максимум два сна в год запоминаю. В Данилов день это был как раз тот случай. Поразительно реалистичный сон: как будто Патриарх в Донбассе, в маленьком городке Артемовске, где я родился (город находится на территории ЛНР). Запомнились две детали. Знакомя Патриарха с городом, говорю об улице, где находится родительский дом: «Раньше эта улица называлась «Стадионная», т.к. она упирается в городской стадион. Впоследствии ее переименовали в честь Героя соц.труда Стасюка». Так и есть. Вторая деталь. Испрашиваю у Патриарха благословение устроить на приходе со стороны набережной маленькую часовенку с иконой свт. Николы с тем, чтобы перед нею можно было ставить свечи: «Таких в Греции - Вы знаете - великое множество, на каждом повороте». Патриарх благосклонно выслушивает и с улыбкой благословляет (как раз накануне мне предлагали ее устроить). В принципе, у него всегда было ко мне благожелательное отношение. Я тоже к нему всегда относился с большой теплотой и симпатией. К сожалению, известные события последнего времени несколько охладили такое отношение.

Корр.: Как Вы думаете, что может взорвать ситуацию? Ведь обстановка так накалена.

Иг. Кирилл: Репрессии. Если кто-то надумает запрещать направо и налево, изгонять с приходов и монастырей. Подключат еще и карательные органы государства. Вот тогда начнется. Насилие только раскочегарит костер. Оно неуместно в духовной сфере. Насилие, особенно в делах веры, всегда непродуктивно. Что в человеческом общежитии, что в отношении животных. Вот я, например, с детства всегда любил котов, а они от меня шарахались. Почему? Потому что не было должного подхода, чувства меры. Бывало, в детстве, делая уроки, расстилаешь одеяло, берешь учебники, тянешь кота. А, он, допустим, пробегал всю ночь и спит без задних лап, а ты его тормошишь. Или он отоспался и начинает резвиться, а ты его пытаешься уложить спать - кому понравится? Бывало, зовешь кота, заманивая куском рыбы или мяса, а он недоверчиво смотрит и не подходит. А мать выйдет на крыльцо дома на одном краю усадьбы и только крикнет: «Марсик, на!», и кот с другого конца усадьбы в несколько прыжков, выписывая пируэты в воздухе, за считанные секунды у ее ног стоит на задних лапах. Кстати, по тому, как человек относится к животным - нашим младшим братьям, можно судить о том, каков он сам. К доброму спокойному человеку те же коты непременно будут тянуться, а к таким как я - взрывным, переменчивым, взбудораженным - нет.

Корр.: Последний вопрос. Вас так смущает гласное поминовение папы на службах. А как насчет его главенства в Церкви?

Иг. Кирилл: Католические богословы в доказательство особых преимуществ, данных апостолу Петру, ссылаются на троекратное вопрошание его Господом «Любишь ли ты Меня?» и его положительные ответы. По мнению этих богословов, здесь Господь вверил ап. Петру особую верховную власть над всей Церковью - как над простыми верующими, так и над самими пастырями. Святые отцы, однако, здесь усматривают другое, а именно: напоминание Петру о его троекратном отречении, восстановлении его в апостольском достоинстве. Если мы обратимся к книге Деяний, то увидим, что личность ап. Петра более заметна только в первой её половине. Петр первый предлагает избрать 12-го апостола на место отпавшего Иуды, первый начинает проповедь по сошествии Святого Духа, первый обращает в христианство язычника Корнилия, первый держит речь на Апостольском Соборе. Подтверждает ли все это позицию римских богословов в отношении ап. Петра как князя апостолов, верховного правителя Церкви? Нет. Хотя бы потому, что во второй части этой книги более говорится об ап. Павле, который даже спорит с ап. Петром и обличает его (Гал.2 гл., 1 Кор. 9 гл.). Но, допустим, действительно ап. Петр имел преимущественную власть над другими апостолами. Каким образом это могло бы иметь отношение к притязаниям римских пап?

Эти богословы говорят, что ап. Петр, сделавшись главою, как бы монархом всего христианского мира, избрал своей резиденцией Рим: здесь он основал Церковь, здесь принял мученическую кончину, и, при кончине, передал свою власть над Церковью своему преемнику - следовавшему за ним римскому епископу. После него эта власть переходит от одного папы к другому. Но Церковь Римская основана и устроена не одним Петром, а вместе с Павлом.

Кроме Рима апостолом Петром, или Петром и Павлом вместе, устроены Церкви во многих других местах. Так, в устроении Церкви Антиохийской оба апостола принимали участие не менее, чем в устроении Римской. Александрийская Церковь также была основана ап. Петром, и первым епископом здесь был любимейший ученик Петра евангелист Марк. Старше же всех и почётнее по своему происхождению была, без сомнения, Иерусалимская Церковь - Мать всех Церквей, основанная Исусом Христом, откуда по сошествии Святого Духа начало распространяться христианство во все концы мира, куда из своих отдалённых путешествий нередко сходились апостолы для свиданий и отчёта об успехах проповеди, взаимных назиданий и совещаний, где, по преданию, первым епископом от Самого Господа был поставлен один из апостолов - Иаков, брат Господень. А потом, странно предполагать, чтобы после смерти Петра римские епископы считались верховными правителями Церкви, когда оставались еще в живых некоторые апостолы. Странно предполагать, чтобы любимейший и приближеннейший ученик Христов Иоанн Богослов, после смерти Петра живший на земле более 35 лет, подчинялся римскому епископу как верховному главе и правителю Церкви. На самом деле, не по праву какой-то особой власти или главенства над этими Церквями, а по духу братского общения, соединявшего христианские Церкви, базировался авторитет Рима. Да, римские епископы с посланиями обращались к другим Церквам, но писались они не одними только епископами Римской Церкви, а особенно уважаемыми епископами и других Церквей, каковыми, например, были: Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Ириней Лионский, Григорий Чудотворец и др. Известны случаи, когда они не соглашались с советами римских епископов. Так, например, св. Поликарп не согласился с мнением папы Аникиты, к которому он приходил советоваться о праздновании Пасхи. Между римскими епископами были такие, которые питали честолюбивые и властолюбивые замыслы о верховной власти в Церкви и старались подчинить себе других епископов, каковым показал себя папа Виктор в споре о крещении еретиков. И мы знаем, что эти действия встречали отпор не только со стороны восточных, но и западных епископов, которые давали им понять, что никто из епископов не имеет права называться духовным монархом - епископом епископов и властно-повелительно относиться к другим епископам.

Интервью дано газете «Берсеневские страницы» 19.03.2016 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Священник сродни политику, всегда должен находить компромиссы.

И в самом деле, Игумен Кирилл имеет свою точку зрения на факт встречи иерархов Православной и Католической церквей. И в рамках своих полномочий, как действующий священнослужитель, честно высказывает свои критические замечания. Но при этом он остается Братом во Христе ко всем православным и уж тем более к Предстоятелю Русской Православной Церкви.
Svetskiy Bogoslov / 24.03.2016, 14:27

2. Re: О последних событиях в церковной жизни

Не соглашусь с игуменом Кириллом: если во время службы вдруг помянули бы еретика римского папу, он обязан был бы разоблачиться и уйти с этого блудилища экуменического.
Ортодоксос / 24.03.2016, 06:31

1. Re: О последних событиях в церковной жизни

> Последний вопрос. Вас так смущает гласное поминовение папы на службах. Что то уж совсем какой то сюрреализм. Где у нас в Русской Православной Церкви поминают папу на службах? Что за бредовый вопрос-утверждение?
bryzgalov-kv / 23.03.2016, 08:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Трагедия деревни
Был нарушен многовековой, привычный крестьянский уклад жизни
27.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
О значимости Священного Предания
Беседа с прихожанами
02.12.2024
О пьяном угаре
Как бес пьянства уродует людей
29.11.2024
Как совместить углублённую духовную жизнь с загруженностью под завязку?
На Дне Ангела митрополита Воскресенского Григория
28.11.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Встреча главы РПЦ и папы римского
О горячем желании Папы Римского приехать в Москву.
Хотим ли встречи с папой Римским?
22.01.2024
Про «бурю в стакане» в связи с комментарием о. Николая Балашова
На самом деле бывший церковный дипломат дезавуировал провокационные заявления Ватикана
25.09.2023
Провокатор Севастьянов наконец-то получил по рукам!
Глава ОВЦС митрополит Антоний опроверг лживое заявление руководителя фейковой организации ВСС о приезде Папы Римского в Москву
19.06.2023
«Десант» противника в тыл канонической территории Русской Православной Церкви
О визите Папы Римского в Казахстан в канун исторического саммита ШОС
20.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21