22 марта, в день 40 мучеников Севастийских, - день рождения известного петербургского пастыря - митрофорного протоиерея Владимира Ноздрачева (22.03.1929 г. - 04.09.2014 г.), бывшего долгие годы духовным наставником и молитвенником для многих православных Санкт-Петербурга и его окрестностей. По своей жизни и пастырскому служению отец Владимир был истинным исповедником Православной веры, человеком, наделенным дарами духовного рассуждения и евангельской любви. Для нас, окормлявшихся у него, был он живой школой веры и прочной духовной опорой.
Родился отец Владимир в деревне Ноздрачево Бесединского района Курской области. В 1952 году закончил Жировицкую Духовную семинарию Гродненской епархии и поступил в Ленинградскую Духовную Академию, закончив ее со степенью кандидата богословия.
Священнический сан принял в 1957 году. Значительная часть лет его служения пришлась на периоды хрущевской антиправославной кампании и брежневского «застоя», поэтому батюшка Владимир и его семья испытали все трудности гонений, выпавшие на долю этого времени. Вот как рассказывал батюшка о тех годах: «В хрущевские времена молодым священником служил я в Николо-Богоявленском соборе. Тогда было сильное гонение на Православную Церковь, на священнослужителей. Безбожники, стоящие у власти, хотели закрыть все храмы, и был негласный циркуляр, чтобы вначале сокращать штаты. Это сокращение было нацелено прежде всего на молодых, наиболее активных священников. Меня из всего причта сократили первым, лишили регистрации. А что делать священнику, который не служит?
При соборе жила в ту пору прозорливая старица Мария (Маковкина). Подошла ко мне и говорит: «Не расстраивайся! Будешь служить! Молись святителю Николаю». Я не поверил: думал - грешен слишком, не станет святитель мою молитву слушать... Целый месяц ездил из города Колпино в Николо-Богоявленский собор и на коленях молил Николая Угодника, уповая на чудо, на милость Божию...
Заступничеством Богородицы и святителя Николая меня, недавно закончившего Духовную Академию священника, вернули в собор... Но в покое не оставили. За каждым шагом следили. И, конечно, склоняли работать на КГБ, быть стукачом. Бог милостив, склонить не смогли. Но из собора убрали, отправив служить на 121-й километр, в бедный приход деревни Яблоницы. Уполномоченный говорит: «Поезжай, там долго не пробудешь, с голоду подохнешь!» И действительно, тяжело пришлось: представьте себе, что на Пасху в храме один человек был из прихожан... Здесь я пробыл с семьей в общей сложности восемь с половиной лет. Бедствовали сильно. Затем в Ополье три с половиной года прослужил, там приход был уже получше... Но, по Божией милости, по заступничеству Царицы Небесной и святителя Николая, выжили, выстояли, подняли на ноги сыновей...»
Сыновья батюшки, как и его многочисленные ученики, продолжают дело отца: протоиерей Александр - благочинный Колпинского округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Свято-Троицкого собора в городе Колпино. Николай Владимирович - закончил физмат Политехнического института, трудится главным инженером при храмовом комплексе на разливе реки Ижоры.
Ощущал отец Владимир духовную связь и с другим угодником Божиим - преподобным Серафимом Саровским. Вспоминая об одной из своих паломнических поездок в Дивеево, батюшка говорил: «...Мне выпала особая благодать - благословили переоблачать мощи преподобного Серафима. Я ведь - сам курский. В детстве посещал собор в честь Казанской иконы Божией Матери - тот самый, который был построен родителями преподобного. С колокольни этого храма мальчик Прохор, будущий преподобный Серафим Саровский, падал и был спасен Царицей Небесной. Я иподьяконом служил в этом соборе, так что святой Серафим мне как родной...»
В 1982 году указом митрополита Антония (Мельникова) протоиерей Владимир Ноздрачев был назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Рождествено Гатчинского района Лениградской области.
Старинный трехпрестольный храм с высокой колокольней, сложенной из красного кирпича, возведенный в византийском стиле в годы царствования императора Александра III, много лет служивший верующим и прошедший вместе с Русской Православной Церковью испытания богоборческих времен, к этому времени находился в заброшенном, обветшавшем виде на грани закрытия. Более трех десятилетий довелось прослужить здесь отцу Владимиру. Батюшка вспоминал: «...Крыша была, как решето, в дождь вода лилась потоками, приходилось расставлять тазы и ведра по всему храму, даже в алтаре...
Церковная двадцатка разбрелась, а на ней, по тем законам, зиждился приход... Уполномоченный сказал: «Если не создашь двадцатку, храм закрою!» А я и людей-то никого не знаю, кого тут собирать! Но Бог милостив, все устроилось...»
В 1988 году, к празднику тысячелетия Крещения Руси, храм был капитально отремонтирован. К 500-летию села в 1999 году попечением благотворителей, причта и прихожан были установлены новые, сияющие золотом, кресты. Курсанты и сотрудники Военно-медицинской академии вымыли, вычистили внутри церкви стены и своды; были проведены работы по замене кровли. Печное отопление было заменено тепловым.
В 2005 году к 120-летию освящения храма на средства благотворителей при храме было построено здание Воскресной школы и благоустроена территория. Их же попечением были отлиты и установлены новые колокола... С удивительной целеустремленностью и настойчивостью отец Владимир занимался восстановительными работами до самых последних лет своего служения, пока это позволяло его здоровье. Главное же - отец Владимир поднял значение храма на такую высоту, что он стал гордостью Рождествено, сплотив людей вокруг церкви. А ведь по слову Господа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18, 20).
«Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4, 5), - эти апостольские слова добрый пастырь буквально носил в сердце своем. Наставничество было для него безпрекословным послушанием Единому Богу. Он воистину был верным слугою Господу и ближним.
Особые отношения были у батюшки с военными: «Из ближайшего военного городка я многих офицеров или венчал, или крестил. У меня военные летчики на клиросе поют. А я стараюсь поддерживать связь с военным училищем в Пушкине: участвую в выпускном празднике, служу молебен, окропляю новоиспеченных офицеров святой водой, благословляю на службу Родине. Они считают, что мой сан соответствует полковничьему званию, и называют меня в шутку Полковником...
Состояние нашей армии сейчас знаете какое... Я им говорю: «Отчаиваться нельзя. Власти приходят и уходят, а Отечество - вечно! Вы воины, значит - мученики. Вы должны быть Христолюбимым воинством, тогда ничто вам не будет страшно!»« - рассказывал отец Владимир в интервью одной из православных газет...
Воистину сам батюшка был стойким и безстрашным воином Христовым. Приведем выдержки из другого интервью, которое взяла у протоиерея Владимира Ноздрачева журналист Людмила Ильюнина еще в 2005 году:
Л. Ильюнина: Отец Владимир, в одной из ваших проповедей я услышала сравнение нашего времени с временем татаро-монгольского ига, какой смысл вы вкладываете в это сравнение? Ведь многие считают, что «иго» кончилось после падения коммунистической власти в России, а теперь народ свободен.
Протоиерей Владимир: Большей несвободы, чем в наши дни, Русь еще не знала. Иго еще не кончилось, это коммунистическое обличье этого ига кончилось, но сама суть и самая злейшая суть (коммунизм - это были вершки, а теперь миром правят «корешки»), сатанинского ига над Россией осталась. Иго развилось с невероятной силой, теперь уже не скрывается ненависть к России, к русскому народу.
Народу нашему надо понять, что летом 1993 года Россия не стала свободной, она вступила в полосу еще большей несвободы. Как говорила блаженная матушка Мария, у которой я окормлялся много лет (старица, духовная дочь преподобных Варнавы Гефсиманского и Серафима Вырицкого, жила при Никольском соборе в 1940-1960-е годы, и к ней многие приходили за советом): «Будьте готовы, то, что вы переживаете сейчас - это только цветочки, а будут ягодки. Будьте к этому готовы. Будет еще более страшное гонение на Церковь».
Л. Ильюнина: Вы считаете, что это время, которое матушка предсказывала во времена «хрущевской оттепели», от которой многие священники, и вы батюшка в том числе, пострадали, уже началось? Что, сейчас хуже, чем в »безбожные шестидесятые»?
Протоиерей Владимир: Да, я в этом убежден. Но гонение это не явное, о нем не говорят, не кричат, не воюют с верой и с Церковью открыто, но на весь русский народ в целом оказывается невероятное духовное давление. Люди находятся под страшным прессом: сколько детей в утробе матери убивается, какая программа для школьников вводится, сколько разврата сеется через СМИ и рекламу и так далее. И будет еще страшнее, если так и дальше пойдет. Но Господь сказал: «Я приду избавить тогда, когда станет уже невмоготу». Придет на помощь народу, когда тот поймет, что без Бога ему не спастись...
Время наше лукавое. Если не быть внимательным, то можно и не заметить, что гонения уже начались, гонения на дух - и в народе в целом, и в Церкви. А часто, когда человек живет в материальном благополучии и удачлив во всем, он вообще слепой - он не видит, что на самом деле происходит с его страной, с народом, с Церковью. Такие люди считают православных фанатиками - за то, что они предупреждают о том, что нас ждет полное духовное и физическое рабство, если мы не покаемся и не встанем с колен... Сейчас идет духовная битва за душу России».
В этой битве батюшка принимал непосредственное участие. Его пламенные проповеди, в которых он открыто воинствовал против лжи и зла, обличал врагов России и Православия, стали для многих петербуржцев деятельным руководством в жизни.
Отец Владимир был одним из редких пастырей, сразу увидевших духовную опасность, которую несет для страны и спасения души втягивание России в процессы глобализации. Батюшка благословлял своих чад на противостояние внедрению «новой системы идентификации личности», ведущей к духовному падению человека.
Почитавший Святых Царственных Мучеников задолго до Их официального прославления, протоиерей Владимир был одним из священнослужителей, возглавлявших молитвенные стояния с чтением акафиста у Спаса на Крови и Крестные ходы в Царские дни 6/19 мая и 4/17 июля.
Поддерживал и укреплял духовно отец Владимир многих деятелей искусства и культуры. Посчастливилось и нам испытать молитвенную помощь батюшки и его духовную поддержку в творчестве. В книге стихов Ларисы Кудряшовой «Навстречу Пасхе» рассказано о ее личной духовной встрече с этим удивительным, добрым и строгим, скромным и величественным пастырем. Приведем из нее главные строки: «Милостью Божией довелось нашей семье окормляться у известного петербургского пастыря - протоиерея Владимира Ноздрачева... Отец Владимир был одним из тех редких пастырей, в которых живет всепобеждающая «вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6), составляющая суть христианства. Исповедник Православия, строгий к исполнению церковных уставов и канонов, батюшка был необычайно добр и отзывчив к людям. Немногословный и аскетически строгий по виду, он умел сказать человеку необходимое для него слово в самый нужный момент, подать отеческий совет - и духовный, и житейский. Мы это знали по опыту: не раз помогал отец Владимир в трудные минуты. При этом всегда что-то родное, отеческое, ощущалось в его поведении и теплых словах, сказанных с сопереживанием и любовью. Эта любовь и притягивала к нему многих людей, приезжавших на богослужения в Рождествено из Петербурга за восемьдесят километров...
А какой доброй и радостной была его улыбка, когда в воскресный день произносил он после службы с амвона своим сильным и величественным голосом: «Христос Воскресе!» Как внимательно затем выслушивал он ищущих его совета и потом долго-долго благословлял всех.
В поведении и словах батюшки не было ни нарочитой назидательности, ни напускной слащавости. Но чувствовалась искренность и непреклонная внутренняя сила, которая выражалась во всем его облике. Казалось, что среди нас живет подвижник первохристианских времен.
Батюшка Владимир, прошедший гонения за веру, претерпевший многие скорби и лишения в годы богоборчества, был неутомимым правдолюбцем. Истинный патриот земли Русской, горячо веровавший в ее возрождение, он никогда не боялся обличать пороки своего времени и сегодняшнего общества, не взирая на лица. Не раз он твердо говорил своим пасомым, что Россия, пройдя через горнило многих испытаний, выстоит и победит всех своих врагов.
К своему служению отец Владимир относился чрезвычайно ответственно, этому учил и своих учеников, которым порой нелегко было выполнять все его жесткие, но справедливые требования. Богослужения он совершал даже в том случае, когда в храме не было ни одного человека.
Отец Владимир был истинным молитвенником, и все, кто окормлялся у него, знали силу его молитвы. Но и своих духовных чад он всегда просил молиться о нем.
Батюшка очень чутко и внимательно подходил к творчеству и творческим людям. Когда в праздничные дни после службы общение продолжалось, то на этих незабываемых встречах часто бывали то народные ансамбли, то певцы, то художники, то поэты и писатели. Кто-то радовал собравшихся своим творчеством, а замечательный приходской хор трогательно пел и пел духовные и народные песни, песни о Родине, о всем добром и светлом. И мы, как и многие другие, приехавшие даже издалека, чувствовали, что приехали домой, к родным, близким.
Отец Владимир тонко понимал и ценил поэзию, мог подбодрить или подать совет. Особенно он любил духовные стихи и стихи о России. Слушал их он очень внимательно, а нам порою хватало одной его одобрительной улыбки. Первая книга, которую он, со своей напутственной надписью, подарил мне в день Благовещения Пресвятой Богородицы, была книга духовной поэзии «Жития святых в русской поэзии». Меня он благословил на работу над книгой «От Рождества до Воскресения».
Так хотелось всегда сказать ему слова благодарности, но батюшка был очень скромен, слова похвалы в свой адрес всегда пресекал.
Отец Владимир с родными (слева – его супруга – матушка Людмила) и прихожанами
Нам не раз довелось гостить в большом батюшкином деревенском доме в селе Торковичи, возведенном его собственными руками от фундамента до крыши. Он все умел и все успевал. А величественная и радостная природа этих мест как бы передавала характер отца Владимира. Батюшка умел и любил мастерить лодки. Искренний и преданный сын своего земного Отечества, ценивший все, что Господь Бог даровал человеку на его родной земле, он глубоко и отчетливо сознавал, что человек на земле - только гость и странник, находящийся все время в движении на своем пути к Отечеству Небесному. Своей жизнью - поведением, поступками, отношением к людям, а не словами только напоминал он духовным чадам, что наше земное странствование должно быть школой подготовки к блаженной Вечности, ко встрече лицом к лицу со Христом, когда все временные скорби и соблазны останутся за гранью видимого и невидимого.
Несколько последних лет батюшка тяжело болел. Но и тогда продолжал свое служение, будучи уже почетным настоятелем храма. Долгое время он провел на одре болезни и в храме видели его уже на колясочке. Но мы знали, что и в таком своем положении отец Владимир крепко молится о всех нас, и всегда могли получить его духовный совет. Несмотря на сильное недомогание, он всегда был бодр духом. Его никогда не видели унывающим.
В пасхальные дни 2014 года, как всегда после службы и братской трапезы, отец Владимир благословлял присутствующих. Каждый что-то говорил ему или спрашивал о чем-то, самом для себя важном... Видно было, что наш добрый пастырь очень-очень устал, говорил тихим голосом, иногда с трудом поднимал руку. И я не сразу решилась подойти, чтобы спросить о своих стихах, о рождающейся новой книге «Навстречу Пасхе». Но только подошла - отец Владимир, посмотрев своим добрым, чистым взором, громко произнес: «Нужно издавать!» И добавил: «Обязательно». И крепко, твердо благословил. Я так была тронута и поражена тем, что среди своей боли и усталости батюшка помнит о каждом и находит силы на все и всех, что, поблагодарив, сразу заплакала...
Весной 2014 года исполнилось 60 лет служения отца Владимира у престола Божия. О личном вкладе отца Владимира в возрождение славы Церкви и Отечества свидетельствуют его высокие церковные награды - орден святого равноапостольного князя Владимира, серебряная медаль святого апостола Петра, звание митрофорного протоиерея и многие другие регалии.
А через несколько месяцев родные и духовные чада провожали батюшку туда, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Земное упокоение обрел он у стен восстановленного им храма, в котором он верой и правдой служил Богу и людям.
Верится сердцу, что Господь уготовал своему верному служителю, протоиерею Владимиру Афанасьевичу Ноздрачеву, по вере его и по воистину евангельской любви к ближним, к Церкви и к Родине, место в светлых Небесных обителях. Верится, в наши нелегкие, наполненные искушениями и бедами годы, что и Землю Русскую не оставит Господь Своею неизреченной милостью. Верится сердцу...»
«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 7-8), - учит нас Святое Евангелие. Верим, что жил Христос в чистом и по-детски добром сердце нашего пастыря, учившего нас различению добра и зла, любви к Родине и ближним, указавшего многим и многим путь ко спасению в безумствующем мире, исполнившего самой жизнью высшую заповедь Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Стихи из книг Ларисы Кудряшовой, посвященные духовному наставнику:
Рождествено
Отцу Владимиру Ноздрачеву с духовными чадами
Колокольные звоны Рождествено,
Литургии Божественный лад,
Величаво, светло и тожественно
Пред иконами свечи горят.
Хор с любовью поет и вниманием,
Свет лампад, нежный ладана дым.
Снова братским церковным собранием
Перед Господом мы предстоим.
Седовласый и мудрый наш батюшка
Правит службу, сияет Престол.
В сердце входит до самого краешка
Этот огненный Божий глагол.
Ко Кресту все - неспешной походкою,
Грудь от слез и волненья теснит,
Пастырь добрый с улыбкою кроткою
Всех утешит и все объяснит.
Скажет слово о вере, о Родине
Величавым глаголом своим,
Что казалось утраченным, пройденным,
Вновь предстанет, как прежде, живым.
И душе снова ясно откроется,
И поверим, всем сердцем поймем,
Что очистится Русь и омоется
И предстанет в величье своем.
И повеет теплом и надмирностью,
Сокрушений растопится лед...
Как прекрасно, что Божией милостью
Есть вот этот чудесный приход!
И так явственно свет Воскресения
Даст частичку тепла своего.
Многих лет вам, любви и спасения,
Все служители храма сего!
Ночью в Рождествено
Стеной окрест чернеет мгла,
И - ночь. И вдруг, в потоках света,
Сияют в небе купола,
И сердце радостью согрето.
Стоит, открытый всем ветрам -
Душа навек возьмет с собою -
Торжественный и светлый храм,
Как будто взмывший над землею.
Дети Руси
Быстро дни и года пробежали,
Не воротишь и мига назад.
Ничего мы с тобой не стяжали
Из земных мимолетных богатств.
Но в любые пространства и веси
Сердце, знаю, с собою возьмет
Этот край, удивительно светлый,
Где снежинок пушистых полет,
Где то солнце, то вихри и грозы,
Где то радостно, то тяжело,
Где рябины пунцовые гроздья
При дороге встречают тепло.
Колокольные чистые звоны,
Песни ветра и птиц голоса,
Светлый храм на пригорке зеленом,
Что как будто прильнул к Небесам.
Ах, как время стремительно тает,
Но печалиться нам не к лицу,
Дал бы Бог, чтоб душа, отлетая,
Воздохнула с надеждой к Творцу.
Чтоб, когда прекратятся мытарства,
Воздыханья, болезни и грусть,
Принял Бог нас в Небесное Царство,
Что, конечно, похоже на Русь.
Торковичи
Верится сердцу
Отцу Владимиру Ноздрачеву
Верится сердцу - Господь не оставит Россию,
Благовест слышен. И дождь над полями прошел.
Господи, Господи, Ты милосерд и всесилен!
Господи, Господи! Как нам с Тобой хорошо!
Солнце лучами встречает весенние всходы,
А к Покрову загораются гроздья рябин.
Тихо струится молитва, и к Небу восходят
Боль и надежда из самых сердечных глубин.
Крепко беда зацепилась за землю краями,
За новостями с безмерной тревогой следим.
Смотрят с икон и тихонько беседуют с нами
Наши святые, и сердцу спокойней в груди.
Тьма подползает такая безстыдная, злая,
Ей бы все доброе вырвать и перемолоть.
Только покуда хоть искорка веры пылает,
Нас не оставит Своей благодатью Господь.
Верим, Господь никогда не оставит Россию,
Верим и сердцем, и грешной, усталой душой!
Господи, Господи! Ты милосерд и всесилен!
Господи, Господи! Как нам с Тобой хорошо!
Санкт-Петербург - Рождествено - Колпино
Источники:
1. «О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся». Посвящается митрофорному протоиерею Владимиру Ноздрачеву. Издание петербургского издательства «Ладан» к Празднику Рождества Пресвятой Богородицы. 2010. 30 стр.
2. Алексеева В.А, Селиванов А.В. «Храмы над разливом Ижоры». Санкт-Петербург. г. Колпино. Свято-Троицкий приход. 2011.160 стр.
3. Кудряшова Л.П. «От Рождества до Воскресения». Стихи. СПб. Сатисъ. 2013. 288 стр.
4. Кудряшова Л.П. «Навстречу Пасхе». Стихи. СПб. Сатисъ. 2015. 128 стр.
1. Спасибо!