Поводом для настоящей статьи послужил один комментарий, опубликованный недавно на сайте «Завтра»: Автор Марк Тальберг.
«Много критики пишут и не без основания о теневой экономике. Но теневая экономика является порождением не Брежнева, а хрущёвцев.
К середине 30х уже сложилась так называемая советская триада: партхозноменклатура, цеховики-теневики, и преступный мир (братва, общак).
Почему так получилось?
Когда обществу навязывают законы и формы жизнеустройства, столь явно противные человеческой природе, как, скажем, «уравнение в нищете», люди найдут способы, как обойти официальную нелепость.
Если справного, к работе охочего мужика гнобят, не дают ему ни возможности заработать, ни добра нажить, преследуют да ещё и травят идеологически, так что ж остаётся делать, как идти в тень? На свету-то жизни нет.
Один трёп идеологических балалаечников. И это - настоящая трагедия, которая и привела СССР к краху. Извращённая социально-экономическая система и была теми глиняными ногами, на которых рухнул колосс».
Такое утверждение нельзя оставить без комментария. В рыночной России многие «охочие мужики» » завели своё дело. В начале девяностых годов я работал в юридическом отделе мэрии сибирского города. Только за два года я подготовил документы к регистрации нескольких тысяч предпринимателей. Стал набирать силу тот самый «рачительный хозяин», которого так хотели видеть преуспевающим новые хозяева страны. Была поставлена одна благая цель: дать ему все права Россия будет процветать!
Но наш «рачительный хозяин» - очень специфический. Многие на Западе этого не понимают. Наш «охочий до работы мужик» очень быстро превращается в наглого «охочего» до эксплуатации кулака! На Западе этого не видят, стараются не видеть. Видимо, потому, что с таким типом торговать удобней. Да и коммунистические идеи меньше народ «мутят»!
Это у них там, на Западе, все «частники»,видимо, до ужаса порядочные. Свои сундуки добром набивают и другим дают набивать! Их столетиями воспитывали в таком духе и Лютер и Фома Аквинский, и весь уклад их жизни!
А у нас народ другой! Без духовных ценностей мы жить не можем? У нас едва ли не половина населения- это мечтатели, которым скучно медленное накаливание материального богатства. Им нужны общенародные проекты созидания, размах больших строек.
По этому поводу в прошлом году я провёл небольшое исследование, выдержки из которого привожу ниже:
«Единоличник» гордится своим трудолюбием. Труд в любых формах захватывает его целиком, не оставляя ни одного закоулка души для грусти и печали! Бог дал ему такие символы счастья! Хорошо, если бы наш « рачительный хозяин» этим достатком и ограничивался. Нет, не ограничится! По мере роста благ растёт и жажда владеть чем-то еще. Он поступает в точности, как старуха-героиня сказки Пушкина о рыбаке и рыбке, которая, в конце концов, потребовала, чтобы золотая рыбка была у неё «на посылках». Придёт время, и «хозяин» добьётся осуществления своей мечты, чтобы эстрадная звезда первой величины пела лично для него в загородном доме. Инстинкт захвата жизненного пространства толкает его вперёд. Как порция адреналина, впрыснутая в кровь, этот инстингт притупляет чувство не только страха, но и чувство справедливости, и чувство стыда. Сытость от материальных приобретений успокаивает ненадолго. Он уже захватил прибыльные сферы бизнеса, он уже испытал все чувственные удовольствия. Но этого мало. Снова нужен адреналин. Надо испытать наиболее утончённый вид захвата - начать помыкать человеком, превратить его в послушное безвольное существо! С этой целью работникам не доплачивается зарплата, следует увольнение с работы при малейшем нарушении. Всё это делается с убеждением, что никто рядом с «хозяином» не должен жить так же как он! «Хозяин» своё богатство заслужил, остальные нет! Он создает средства массовой информации, финансирует кино сериалы и театральные постановки. Все работают на его имидж! Надо внушить всем, что его власть единственная и неоспоримая истина! Он не прочь «приручить « и церковь. Что-то иногда тревожит душу- мысли о смерти, о наказании за грехи, например. Поэтому осталось только «задобрить» Бога. Ну, точно так же, как он задабривал важных чиновников, судей, работников ГАИ, чтобы избежать наказания за правонарушения. ...Хозяин дает деньги на строительство часовен, на благотворительные дела!
В целом, такой жизненный путь «хозяина» - это дорога в никуда! Общество при таком потребительском, бесчеловечным отношении к нему самых активных его членов, неизбежно распадается на безвольные подчинённые слои, где одни, с ненавистью, прислуживают «хозяину», а другие уходят в чиновники и сферу услуг. Они перенимают у «Хозяина» тут же манеру никого не уважать, и так же хватать и присваивать всё, что можно присвоить! В этих условиях не может быть и речи о сотрудничестве двух социальных типов во имя развития и процветания государства. Если наш «единоличник» мечтает и дальше строить благополучный мир на российской земле, ему не обойтись без нравственной переоценки своей роли в обществе.
В период становления и развития капитализма западному сообществу были свойственны и самоограничение и ограничение общественное. Чтобы быть там «своим» надо было иметь не только капитал, но и хорошую репутацию - деловую порядочность и аккуратность. Главное, что поняли в буржуазном мире: без соблюдения всего вышеперечисленного, не действуют никакие конституции, никакие законы. Без соблюдения общих для всех правил этики беззащитной оказывается частная собственность, превращаются в пустую декларацию многие права человека. Это фундаментальные нравственные основы, которые заложены Богом в каждого из нас. Уйти от них - значит разрушить саму жизнь!
В своё время в защиту «хозяина» выступил публицист, мыслитель и общественный деятель, участник Белого движения Иван Лукьянович Солоневич (1901-1953 г). По его мнению - единица народа - «человек дела, честный человек-труженик, профессионал, гражданин». Солоневич мечтал о России, как обществе «среднеразумных людей», которыми управляет «среднеразумный царь». Именно в «человеке дела» он видит движущую силу истории. Именно такой народ мог бы создать в нашей стране процветающее общество, со здоровым прагматизмом и деловитостью. Но сколько в стране таких людей? Очевидно, для успеха дела, их должно быть достаточно много, чтобы «российская Швейцария» стала реальностью. Вдобавок, они должны уметь «ладить» с остальными членами общества. Но такого вопроса мыслитель себе не задавал. Солоневич и его единомышленники словно не замечали, что в России проживало очень много людей совсем другого склада, которым не по душе была эта прагматичная середина «между святостью и животностью», сытость ради сытости. И массовость таких людей позволяла некоторым русским философам утверждать, что средний класс в России несбыточен.
Самое главное, с «мечтательной» категорией людей «хозяину» и его идеологам в реальной жизни надо было как-то считаться и «управляться»! Интересы многочисленного «мечтателя» надо было обязательно учитывать и при государственном строительстве. По Солоневичу - для «человека дела» было вполне достаточно государства, как «системы институтов, системы учреждений». Для мечтателя этого мало. Государство для него - Родина, любимая культура, язык, общие высокие национальные цели развития! Самое главное, эти духовные потребности не были выдуманы философами, начиная со славянофилов, а всегда существовали в душах такого рода людей. И требовали реализации! Нужна была новая национальная идеология, чтобы занять, увлечь и повести за собой душу и сердце мечтателя.
Сколько «человек дела» не пытался создать прагматичное государство всегда на его пути вставал русский мечтатель, то есть, в представлении буржуа, дворянина чиновника или купца - с прохладцей относящийся к работе обыватель, созерцатель жизни. И он всегда мешал! Во всех попытках «человека дела» выстроить всю жизнь общества в своих интересах, любой необеспеченный гражданин не без оснований видел новую кабалу для себя! И любыми путями противился новшествам, потому что знал: какие бы реформы не затевались, для бедного человека они всегда заканчивались новой жестокой эксплуатацией с русским размахом и жестокостью!
Что-то вообще случилось с «человеком дела» и не только в России, но и по всему миру.
Чем больше производилось материальных благ, тем сильнее развивалась в «сильных мира сего» жажда накопительства и присвоения. Научно-технический прогресс так вскружил голову своими возможностями для обогащения, что в «человеке дела» куда-то улетучилось чувство сострадания, сопричастности к судьбе неустроенных, необеспеченных людей. Чем больше было возможностей, тем сильнее было желание забрать себе всё! От лицезрения всех безобразий в мире капитала российский народ просто устал!