Об «охочем Мужике» и наглом Кулаке

В «человеке дела» улетучилось чувство сопричастности к судьбе неустроенных людей

Александр Сергеевич Пушкин  Бывший СССР 
0
420
Время на чтение 7 минут

Поводом для настоящей статьи послужил один комментарий, опубликованный недавно на сайте «Завтра»: Автор Марк Тальберг.

«Много критики пишут и не без основания о теневой экономике. Но теневая экономика является порождением не Брежнева, а хрущёвцев.  

К середине 30х уже сложилась так называемая советская триада: партхозноменклатура, цеховики-теневики, и преступный мир (братва, общак). 

Почему так получилось? 

Когда обществу навязывают законы и формы жизнеустройства, столь явно противные человеческой природе, как, скажем, «уравнение в нищете», люди найдут способы, как обойти официальную нелепость. 

Если справного, к работе охочего мужика гнобят, не дают ему ни возможности заработать, ни добра нажить, преследуют да ещё и травят идеологически, так что ж остаётся делать, как идти в тень? На свету-то жизни нет. 

Один трёп идеологических балалаечников. И это - настоящая трагедия, которая и привела СССР к краху. Извращённая социально-экономическая система и была теми глиняными ногами, на которых рухнул колосс».

 

Такое утверждение нельзя оставить без комментария. В рыночной России многие «охочие мужики» » завели своё дело. В начале девяностых годов я работал в юридическом отделе мэрии сибирского города. Только за два года я подготовил документы к регистрации нескольких тысяч предпринимателей. Стал набирать силу тот самый «рачительный хозяин», которого так хотели видеть преуспевающим новые хозяева страны. Была поставлена одна благая цель: дать ему все права Россия будет процветать!

Но наш «рачительный хозяин» - очень специфический. Многие на Западе этого не понимают. Наш «охочий до работы мужик» очень быстро превращается в наглого «охочего» до эксплуатации кулака! На Западе этого не видят, стараются не видеть. Видимо, потому, что с таким типом торговать удобней. Да и коммунистические идеи меньше народ «мутят»!

 

Это у них там, на Западе, все «частники»,видимо, до ужаса порядочные. Свои сундуки добром набивают и другим дают набивать! Их столетиями воспитывали в таком духе и Лютер и Фома Аквинский, и весь уклад их жизни!

А у нас народ другой! Без духовных ценностей мы жить не можем? У нас едва ли не половина населения- это мечтатели, которым скучно медленное накаливание материального богатства. Им нужны общенародные проекты созидания, размах больших строек.

По этому поводу в прошлом году я провёл небольшое исследование, выдержки из которого привожу ниже:

«Единоличник» гордится своим трудолюбием. Труд в любых формах захватывает его целиком, не оставляя ни одного закоулка души для грусти и печали! Бог дал ему такие символы счастья! Хорошо, если бы наш « рачительный хозяин» этим достатком и ограничивался. Нет, не ограничится! По мере роста благ растёт и жажда владеть чем-то еще. Он поступает в точности, как старуха-героиня сказки Пушкина о рыбаке и рыбке, которая, в конце концов, потребовала, чтобы золотая рыбка была у неё «на посылках». Придёт время, и «хозяин» добьётся осуществления своей мечты, чтобы эстрадная звезда первой величины пела лично для него в загородном доме. Инстинкт захвата жизненного пространства толкает его вперёд. Как порция адреналина, впрыснутая в кровь, этот инстингт притупляет чувство не только страха, но и чувство справедливости, и чувство стыда. Сытость от материальных приобретений успокаивает ненадолго. Он уже захватил прибыльные сферы бизнеса, он уже испытал все чувственные удовольствия. Но этого мало. Снова нужен адреналин. Надо испытать наиболее утончённый вид захвата - начать помыкать человеком, превратить его в послушное безвольное существо! С этой целью работникам не доплачивается зарплата, следует увольнение с работы при малейшем нарушении. Всё это делается с убеждением, что никто рядом с «хозяином» не должен жить так же как он! «Хозяин» своё богатство заслужил, остальные нет! Он создает средства массовой информации, финансирует кино сериалы и театральные постановки. Все работают на его имидж! Надо внушить всем, что его власть единственная и неоспоримая истина! Он не прочь «приручить « и церковь. Что-то иногда тревожит душу- мысли о смерти, о наказании за грехи, например. Поэтому осталось только «задобрить» Бога. Ну, точно так же, как он задабривал важных чиновников, судей, работников ГАИ, чтобы избежать наказания за правонарушения. ...Хозяин дает деньги на строительство часовен, на благотворительные дела!

В целом, такой жизненный путь «хозяина» - это дорога в никуда! Общество при таком потребительском, бесчеловечным отношении к нему самых активных его членов, неизбежно распадается на безвольные подчинённые слои, где одни, с ненавистью, прислуживают «хозяину», а другие уходят в чиновники и сферу услуг. Они перенимают у «Хозяина» тут же манеру никого не уважать, и так же хватать и присваивать всё, что можно присвоить! В этих условиях не может быть и речи о сотрудничестве двух социальных типов во имя развития и процветания государства. Если наш «единоличник» мечтает и дальше строить благополучный мир на российской земле, ему не обойтись без нравственной переоценки своей роли в обществе.

В период становления и развития капитализма западному сообществу были свойственны и самоограничение и ограничение общественное. Чтобы быть там «своим» надо было иметь не только капитал, но и хорошую репутацию - деловую порядочность и аккуратность. Главное, что поняли в буржуазном мире: без соблюдения всего вышеперечисленного, не действуют никакие конституции, никакие законы. Без соблюдения общих для всех правил этики беззащитной оказывается частная собственность, превращаются в пустую декларацию многие права человека. Это фундаментальные нравственные основы, которые заложены Богом в каждого из нас. Уйти от них - значит разрушить саму жизнь!

 

В своё время в защиту «хозяина» выступил публицист, мыслитель и общественный деятель, участник Белого движения Иван Лукьянович Солоневич (1901-1953 г). По его мнению - единица народа - «человек дела, честный человек-труженик, профессионал, гражданин». Солоневич мечтал о России, как обществе «среднеразумных людей», которыми управляет «среднеразумный царь». Именно в «человеке дела» он видит движущую силу истории. Именно такой народ мог бы создать в нашей стране процветающее общество, со здоровым прагматизмом и деловитостью. Но сколько в стране таких людей? Очевидно, для успеха дела, их должно быть достаточно много, чтобы «российская Швейцария» стала реальностью. Вдобавок, они должны уметь «ладить» с остальными членами общества. Но такого вопроса мыслитель себе не задавал. Солоневич и его единомышленники словно не замечали, что в России проживало очень много людей совсем другого склада, которым не по душе была эта прагматичная середина «между святостью и животностью», сытость ради сытости. И массовость таких людей позволяла некоторым русским философам утверждать, что средний класс в России несбыточен.

Самое главное, с «мечтательной» категорией людей «хозяину» и его идеологам в реальной жизни надо было как-то считаться и «управляться»! Интересы многочисленного «мечтателя» надо было обязательно учитывать и при государственном строительстве. По Солоневичу - для «человека дела» было вполне достаточно государства, как «системы институтов, системы учреждений». Для мечтателя этого мало. Государство для него - Родина, любимая культура, язык, общие высокие национальные цели развития! Самое главное, эти духовные потребности не были выдуманы философами, начиная со славянофилов, а всегда существовали в душах такого рода людей. И требовали реализации! Нужна была новая национальная идеология, чтобы занять, увлечь и повести за собой душу и сердце мечтателя.

Сколько «человек дела» не пытался создать прагматичное государство всегда на его пути вставал русский мечтатель, то есть, в представлении буржуа, дворянина чиновника или купца - с прохладцей относящийся к работе обыватель, созерцатель жизни. И он всегда мешал! Во всех попытках «человека дела» выстроить всю жизнь общества в своих интересах, любой необеспеченный гражданин не без оснований видел новую кабалу для себя! И любыми путями противился новшествам, потому что знал: какие бы реформы не затевались, для бедного человека они всегда заканчивались новой жестокой эксплуатацией с русским размахом и жестокостью!

Что-то вообще случилось с «человеком дела» и не только в России, но и по всему миру.

Чем больше производилось материальных благ, тем сильнее развивалась в «сильных мира сего» жажда накопительства и присвоения. Научно-технический прогресс так вскружил голову своими возможностями для обогащения, что в «человеке дела» куда-то улетучилось чувство сострадания, сопричастности к судьбе неустроенных, необеспеченных людей. Чем больше было возможностей, тем сильнее было желание забрать себе всё! От лицезрения всех безобразий в мире капитала российский народ просто устал!

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Иванович Скрипко
Совсем не цветущая сложность
Полемические заметки
28.12.2022
«Тот случай, что и "красть" не надо было»
Отклик на статью Сергея Михеева «Нашу молодёжь украла американская массовая культура»
06.10.2022
Заметки неравнодушного читателя
О романе Захара Прилепина «Обитель»
11.08.2021
Наша основа
Попытка исследования
10.03.2021
Точка опоры
Эссе
18.09.2019
Все статьи Валерий Иванович Скрипко
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Эволюция стратегии НАТО/ Развитие доктрины ОТГ/
Философия прометеизма в рамках Люблинской унии
27.12.2024
День подавления мятежа декабристов
Сегодня мы также вспоминаем основателя Ярославского отдела СРН И.Н.Кацаурова, поэта О.Э.Мандельштама и физика Е.И.Забабахина
27.12.2024
Астафьев – русский писатель
Письмо Михаилу Тарковскому
26.12.2024
Война разбудила русский ум, русскую волю
Русская армия, воюющая в Донбассе, восстанавливает честь Сороковой армии, поруганной после афганского похода
26.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21