...Рассказывая о то, как он вёз в Новороссию гуманитарную помощь от петербуржцев, председатель Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством отец Димитрий Василенков сказал:
- Отец Иоанн Миронов весьма воодушевился, услышав про наш поход и благословил написать в подарок Луганских храмам образ древнего святого, учителя многих поколений православных людей прп. Иоанна Лествичника. Признаюсь честно: я тогда не понял, какое отношение имеет святой Лествичник к войне в Новороссии. Я даже усомнился в верности этого выбора: может быть о. Иоанн что-то напутал? Но потом я понял: в сущности говоря, чем учил преподобный? Духовному возрастанию, восхождению по лествице любви. Учил покаянию, учил стяжать благодатные дары. По лествице можно подниматься, только помогая тем, кто на нижних ступенях. Вот он - урок духовного возрастания по прп. Иоанну! Ему и Саровский святой вторит: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасуться». А какой может быть мирный дух, если нет любви? Мы тогда одолеем все свои беды, тогда спасём и Новороссию и всю Россию, когда научимся любить ближнего, - любить не в мечтах, а на деле: например, помогая тем, кто действительно обездолен. Без любви не выжить, без любви не победить. По одиночке только падать легко, а подниматься на ноги можно лишь всем миром, поддерживая друг друга. Привыкли мы обращаться ко Господу с одним словом: дай! дай! Но надо же и самим что-то Ему дать. А что у нас такого есть, в чём у Него, Всемогущего, была бы нехватка? «Сыне, даждь Мне свое сердце», - так премудрый сын Сирахов учит. И Иоанн Лествичник нас научает, как сердце своё ко Господу привести, потому что это - самое главное: не изменивши своё сердце, я не смогу помочь ни себе, ни окружающим. Вот так-то и открылась для меня мудрость нашего дорогого батюшки Иоанна Миронова.
Полностью рассказ отца Димитрия вы прочтёте на первой полосе февральского номера газеты «Православный Санкт-Петербург». Он называется: «ПОЛЮБИ - И ПОБЕДИШЬ!»
О любви говорится и в другом материале февральского номера - «СЛОВО «ТЮРЬМА» ЖЕНСКОГО РОДА». Её автор, Лариса Василенко, рассуждая о обитательницах женских тюрем, говорит:
- Наблюдая за ними, я задалась вопросом: «А есть ли у них чувство милосердия, сострадания друг ко другу?» И пришла к выводу, что это во многом зависит от... уровня образования заключённых. Именно отсутствие разносторонних знаний создаёт атмосферу психологического напряжения, которое проявляется психозами, унынием, драками, попытками самоубийства... Те женщины, у которых за плечами законченный вуз, стараются вести себя нейтрально, не ввязываться в драку.
Что поделать? Тюрьма - строгое наказание. О строгих наказаниях рассуждает и знаменитый детский психолог Ирина Медведева. Её материал так и называется: «ДА ЗДРАВСТВУЕТ РОЗГА!» Ирина Яковлевна пишет:
- Малыш, расчеловеченный неправильным воспитанием, может вести себя как психически больной. Я долго думала, откуда берётся гиперактивность? Наконец, догадалась: так случается, когда родители перестают проявлять нормальную, здоровую родительскую власть (это самая прекрасная власть в мире, кроме Божественной власти) потому что это власть любящих людей. А у ребёнка в генетической памяти записано, что родитель должен властвовать над ним, учит, где чёрное, где белое. Маленького ребёнка можно наказывать физически, потому что кора головного мозга, которая отвечает за сознание, в частности, за понимание, растёт медленно. Поэтому у малыша словесное понимание на довольно низком уровне, а уж когда он расшалился, то особенно плохо понимает запретные слова, обращённые к нему. Значит, шалуна нужно остановить физически. Подросткам не повредит ремень и розга».
Разговор о наказаниях продолжает протоиерей Игорь Филин в своём материале «СУДА БОЖИЕГО ОКОЛИЦЕЙ НЕ ОБОЙДЁШЬ». На вопрос журналиста: «Если Бог есть Любовь, как же Он может готовить жуткие мучения грешникам в аду, да ещё - до скончания века? Почему Бог пугает нас Страшным Судом?», - отец Игорь отвечает так:
- Об этом говорили св. отцы, в том числе и Иоанн Златоуст, Господь говорит это не для того, чтобы нас испугать, но чтобы те, кто не слышит призыва Любви и может погибнуть, образумились, чтобы знали, что ждёт их, если не обратятся от зла к добру. Причём, говоря о Страшном Суде, Христос говорит: Судья, грядущий на облаке со Ангелы пришёл судить народы. Он говорит это иудеям, т.е. одному народу, да ещё такому, который считал себя богоизбранным народом, поскольку ему было дано знать, что Бог Един, ему было дано знать заповеди Божии. Прочие же народы, которые исповедали иную веру, иудеи считали недостойными, скверными. И вдруг сказано: Бог придёт судить народы! То есть, Господь равно любит всех, всем желает спастись. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10.16). Конечно, читая св.отцов, великих подвижников, мы понимаем, что их степени праведности, их уровня духовной жизни нам не достичь. Но неужели же для нас путь на Небо заказан? - Нет. Сказано: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе»(1Кор.15.41). То есть, и в Царстве Небесном не будет того равенства, которое уравнивает всех и превращает в ничто. И там великие души, наполненные любовью, будут велики. Но для того, кто окажется там, это уже не будет поводом для зависти. Потому что каждый будет понимать: то, что он в итоге имеет - много больше того, что он на самом деле заслужил, а, может быть, даже получил вопреки тому, что заслужил. Жизнь - короткое, испытательное время, которое мы должны употребить на то, чтобы исправить в себе, что ещё можно исправить, чтобы покаяться и научиться жить по Заповедям Божиим, научиться любить Отца Небесного и ближнего своего, и стать ближе к Богу. До тех пор, пока действуют слова Спасителя: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мр.2.17), у каждого из нас есть надежда.
Эти и другие материалы вы сможете прочесть в февральском номере газеты «Православный Санкт-Петербург».