itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Об истинном достоинстве женщины

Консервативная классика 
0
1364
Время на чтение 11 минут


Ниже мы переиздаем Речь, произнесенную в церкви Московского Воспитательного дома 31 мая 1880 года выдающимся православным богословом, глубокомысленным проповедником, епископом Дмитровским Амвросием (Ключаревым) (1820-1901), ставшим впоследствии еще более известным в православном мире - архиепископом Харьковским и Ахтырским (1882-1901).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского, с приложениями. Том II. - Издание Совета Харьковского Епархиального женского училища. - Харьков: Типография Губернского Правления, 1902. - С. 225-233) подготовил профессор А. Д. Каплин.

+ + +

Речь при выпуске воспитанниц Московского Николаевского Института

Об истинном достоинстве женщины [i].

Вам, благородные девицы, оканчивающие ныне курс учения, вашему личному желанию я обязан утешением совершить ныне Божественную литургию в благолепном храме вашего заведения, при вашем прекрасном пении, при молитвенном соучастии стольких чистых, юных сердец. В наше время для служителей Церкви не часто достается радость видеть в молодых людях благочестивое желание выйти в свет из учебного заведения не после шумного веселья, так свойственного юности, а после торжественного Богослужения, и притом с напутствием епископского благословения. И да благословит вас Господь! Да будут для вас памятны навсегда эти чувства умиления, эти молитвенные движения сердец ваших, волнуемых радостию и страхом в настоящие часы вашей жизни, столь для вас знаменательные.

Но мне хотелось бы, в благодарность за ваше приглашение, заложить на память в ваши добрые души нечто более прочное и более плодотворное, чем одни приятные воспоминания о последних днях вашего пребывания под благодетельным кровом этого заведения. Вы выходите на широкое поле жизни. Вам, в вашем возрасте, свойственно ожидать на этом поле цветов и радостей; но оно само, это трудовое поле, ждет от вас прежде всего трудов, тщательного возделывания участка каждой из вас Промыслом Божиим предназначенного; ждет и достоинств ума и сердца, ждет нравственной красоты, чтобы вы сами, как цветы, были украшением этого поля и бросали от себя во все стороны добрые семена. Вас снабдили здесь орудиями для труда - образованием, познаниями, добрыми правилами и навыками; но уже вам самим предстоит объединить черты требуемых от вас достоинств в один образ совершенства, носить его в своем воображении и с ним сообразовать свои склонности, мысли и действия. Это называется - создать для себя идеал той личности, какую желаете воплотить в себе силою свободной деятельности для собственного счастия и для блага и утешения общества.

Ныне вообще жалуются на утрату людьми нашего времени идеалов человеческого совершенства; но всего заметнее, и особенно достойно сожаления, если не совершенное исчезновение, то искажение идеала истинной женщины, и тем более женщины-христианки. Его-то в чистом виде мне желательно оставить на память в вашем уме и сердце.

И нам нет надобности искать, или вновь составлять его. В светлых, прекрасных чертах он всегда хранится в Божественном Откровении. Ясный очерк его мы имеем в словах св. Апостола Петра, обращенных к женам-христианкам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, чтó драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3, 3-4).

Здесь прежде всего мы видим, что слово Божие предоставляет женщине как право, как существенную принадлежность, красоту и украшения: «да будет украшением вашим». Женщина, пока остается девицей, на нее, как существо, требующее особого охранения, обращено преимущественное внимание и нежность родителей и братьев; когда она становится женой, в ней заключается сила тяготения, удерживающая мужа при доме и сосредоточивающая все его заботы на семье; когда она стала матерью, на ней покоятся взоры детей, и под ближайшим ее влиянием раскрываются их души. Женщина, служащая средоточием стольких привязанностей, должна быть прекрасна, потому что должна быть любима; а любить непрекрасное несвойственно человеку. Но по тому самому, что на любви к женщине опирается столько основ для развития и благосостояния человечества, черты красоты ее должны быть истинны, существенны и долговечны. В чем же они состоят?

«Да будет украшением вашим, продолжает Апостол, не внешнее плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде». Этими словами, очевидно, только устраняется черта, не входящая в состав истинного идеала женщины, и часто несправедливо к нему присоединяемая, так как внешнее убранство не составляет собственно человека. Образованные христианки знают это. Для них нет надобности объяснять, что излишняя роскошь и изысканность в нарядах, даже при богатом состоянии, несоответствие их с возрастом, достатком, общественным положением, обстоятельствами времени, всегда обнаруживают недостаток в женщине ума, вкуса и должного понимания нравственного и общественного приличия. Они знают, что Апостол своим замечанием предостерегает христианок от унижающей их суетности, тщеславия, соперничества, зависти и других пороков, которые плодит в женском поле пристрастие к нарядам. Нам нет нужды распространяться и о том, как это вредит истинному достоинству женщины. Но мы не можем не указать на одно современное явление, относящееся к нашему предмету, которого не было при Апостолах, но которое легко оценить под руководством учения апостольского. Мы говорим о моде, этой деспотической властительнице, которая ныне поработила мир христианский. У нас с вами нет сил поставить преграду этому всезаливающему потоку новостей и непрестанных перемен в украшениях всякого рода. Но не давайте ему уносить вас, как несутся по течению воды ладьи без кормила и кормчего. Призывайте свой здравый смысл, устанавливайте свой взгляд как на моду вообще, так и на ее произведения, и да не будут - скажем применительно к выражениям Апостола - любимым, страстно желаемым украшением вашим эти наряды и уборы, которые надевает на вас неведомо кто, переменяет неведомо зачем, разнообразит не справляясь ни с вашим вкусом, ни с вашими потребностями, ни с вашими средствами. Но, если уже вы порабощены общему обычаю, то не миритесь в душе с этим рабством, а обсуждайте его унизительную тягость и желайте освобождения. И это уже много будет значить.

В числе внешних украшений Апостол не упоминает о природной телесной красоте женщины. Это, конечно, потому, что она есть дар Божий, хотя сама по себе и не долговечна. К ней женщина, когда ее имеет, должна и относиться как к особенному дару Божию: не примешивать к нему прикрас искусственных, не гордиться им пред другими, не употреблять его на соблазн людям, заботиться, чтобы не повредили его так легко отпечатлевающиеся на лице душевные страсти, возвышать его цветами скромности, стыдливости и целомудрия. Но истинная, нетленная, способная к безпредельному развитию красота человека заключается в его духе. Ее составляют добродетели или совершенства, приобретаемые нами под руководством Заповедей Божиих, по примеру Спасителя нашего, - по слову пророческому, прекраснейшего паче сынов человеческих (Псал. 44, 3). Только эта красота и многоценна пред Богом, как образ Единородного Сына Его. Она общая для всех христиан. Все черты этой красоты, во всех видах и степенях, доступны и духу женщины. Но в женском духе, имеющем все общечеловеческие свойства, Апостол желает еще видеть человека сердца: «да будет украшением вашим в нетленной красоте духа сокровенный сердца человек». Что это за особенность? Это - преимущественно свойственное женщине, своеобразное развитие духа под влиянием присущего женской природе обилия любви, дарованного ее сердцу по особенному ее назначению. Об этом качестве женской природы свидетельствует история всего мира. Женщина есть по преимуществу человек сердца. Сердцем верующим, покорным, смиренным, преданным, долготерпеливым, относится она к Богу; тем же сердцем доверчивым, сострадательным, выносливым, всепрощающим - относится она и к людям. Этого человека сердца в отношении к Богу мы видим в мужественной Сарре, по повелению Божию, оставившей родину и последовавшей за Авраамом в землю неизвестную; в Анне, матери Самуила, изливавшей пред Богом душу свою в молитве о даровании сына; в жене грешнице, обливавшей слезами ноги Спасителя; хананеянке, силою дерзновения исторгающей слово милости из уcт Господа, отвергавшего ее; в кровоточивой, тайно касающейся ризы Христовой; в Мироносицах, с трепетом сердца поспешающих на восходе солнца ко гробу Господню, чтобы только помазать миром тело возлюбленного Учителя; в высочайшем же совершенстве - в Преблагословенной Деве Марии, изрекшей в великие минуты Благовещения свое чудное «буди», слагавшей все глаголы в сердце своем, стоявшей в безмолвных страданиях при кресте Иисусове. По отношению женщины к людям мы не имеем такого обилия исторических примеров, в которых бы с такою силою проявлялся человек ее сердца, но для того, чтоб ясно видеть и здесь его черты довольно опытов обыкновенной жизни. Мы видим его в вере женщины, не подозревающей лукавства человеческого, в слезах и порывах скорби при виде страданий ближних, в безсонных ночах, проводимых у колыбели младенца и постели больного, в прощении горьких обид от несправедливого мужа, в неистощимой любви и заботе о бездарных и даже преступных детях, отвергаемых целым миром, в готовности разделить печальную участь погибающего любимого человека, в способности отдать все и все вынести по завету любви.

Не трудно понять, почему этот человек сердца, или любви, может получить полное и правильное развитие только при общей красоте духа, или при других добродетелях христианских. Любовь, как всякое свойство нашей души, может быть направлена и в добрую, и худую сторону. Для направления ее к предметам достойным, нужно хранить христианские понятия о Боге, о людях, о нашем назначении и обязанностях; нужно иметь бдительную и твердую совесть, чистоту сердца и помыслов. Только при таких условиях любовь может развиться в высокую и благотворную силу; напротив, не ограждаемая истиною и не направляемая добродетелию, может перейти в страстную и разрушающую энергию. Ложные учения и дурные советы могут направить самопожертвование женщины к целям нечистым, страсти превратят мужество любви в дерзость и озлобление; столь драгоценные в женском сердце доверчивость и сила привязанности могут быть похищены людьми порочными, ввести женщин в круг преступников и сделать их участницами преступлений. Нашему времени выпала печальная судьба дать всему этому множество потрясающих опытных доказательств.

Но почему Апостол требует, чтоб этот человек сердца в женщине был непременно сокровенный? Многим из современных людей это требование покажется совпадающим со свойственною варварским временам и народам замкнутостию и запуганностию женщины, с желанием скрывать ее от света, не давать ей свободного и деятельного участия в жизни общественной. Ныне так стараются освободить женщину ото всякого стеснения, раскрыть перед целым миром сокровища ее сердца и сделать их общим достоянием. Но есть великое различие между насильственным отчуждением женщины от общества и сохранением в сокровенности ее внутренней жизни среди самого общества. Преимущество женщины есть обилие любви. Но что такое любовь? Она есть способность духа усвоять себе другое существо и отдавать себя ему, когда оно гармонирует с его природой и восполняет его жизнь. Так дух наш соединяется с Богом и в Нем находит свое блаженство; так человек узами любви соединяется с человеком, и в этом союзе находит свое счастие, или восполнение и расширение, своей жизни. Очевидно, что это составление связей по закону любви, выбор людей, возрастание, или ослабление привязанности к ним есть глубокий, многосторонний, сложный и, что всего важнее, свободный процесс развития духа. Можно ли допустить, чтобы всякий желающий любопытным глазом заглядывал в этот тайник нашей души? Можно ли дозволить вмешательство чужого влияния в эту внутреннюю жизнь нашу? Молитва к Богу есть излияние любви к Нему, и Господь требует, чтобы мы приносили ее в уединенной клети и затворяли за собою двери. Тот смутит горячо молящегося, кто подсмотрит его молитву. Правила нашей Церкви не допускают, чтобы при общественной молитве сильные душевные движения молящихся были обнаруживаемы выходящими из общего порядка внешними действиями; такие движения души во всей силе должны быть видимы Единому Богу. Самую милостыню, как дело любви к ближним и вместе служение Богу, Господь повелевает творить втайне, чтобы душа благотворящая ничем не была смущаема. Того же требует самая природа любви и по отношению к людям. Кто подслушал беседу искренних друзей, или супругов, тот у всех народов почитается похитителем чужой тайны. Тот, кого любят, оскорбляется даже тем, когда без его позволения разсматривают вещи, подаренные ему любящим его человеком. Ясно, что тайна есть существенная принадлежность любви. Поэтому как не желать, чтобы человек сердца в духе женщины, этот нежный, робкий, стыдливый человек, возрастал и развивался на свободе от непрошенных свидетелей в тайне и сокровенности? Но не повредит ли эта сокровенность деятельному выражению любви женщины в опытах жизни? Нет! Любовь - сила живая. Она скажется, но там, где нужно, насколько нужно, и пред кем нужно. Может быть, женщина, не открывающая пред всеми своих чувств, останется незамеченною и потому безполезною для общества? Нет! Люди знают, что где крепко стерегут, там есть сокровища, а где двери отворены настеж, - там пусто.

Отсюда понятно, почему Апостол необходимыми свойствами истинно достойной женщины признает кротость и молчаливость. Любовь не уживается с надменностию, гневливостию и раздражительностию. Сама кротость, соединенная с нелицемерною тихостию и мягкостию нрава, есть принадлежность любви, так как любовь по существу своему не взыскательна и не требовательна, но всегда склонна к уступкам и жертвам. Сам Сын Божий - Сама любовь - говорит о Себе, что Он пришел не для того, чтоб Ему служили, но чтобы послужить (Матф. 20, 28). Если жена создана на помощь и утешение мужа: то пойдем ли мы искать этого утешения там, где всегда угрожают вспышки гневливости, гордости и тщеславия? Кротость, как выражение души мирной и любящей, всегда отпечатлевается и на лице женщины и служит наилучшим ее украшением. Это выражение и не прекрасное от природы лицо делает прекрасным. Ныне требуют, чтобы женщина сама заявляла и защищала свои права. Но не на борьбу создана женщина. Для того, чтобы права женщины были неприкосновенны, нужно, чтобы в другой половине рода человеческого были умеряемы страсти, чтобы мужчины умели, по слову того же Апостола, женам как немощнейшему сосуду оказывать честь (1 Петр. 3, 7). Где понимают истинное достоинство женщины, там, когда ее оскорбляют в ее чести и правах, довольно одного выражения печали на лице ее, довольно одной слезы, чтобы нашлись для нее надежные защитники. Скорбь и негодование, выражающиеся на лице достойной женщины, скорее смирят ее обидчиков, чем шумные заявления прав с ее стороны.

Наконец, при кротости, для истинного достоинства женщины требуется еще и молчаливость. Это свойство еще менее, чем кротость, согласно с духом нашего времени. Скажут, что это опять отзывается отчуждением женщины от общества, обречением ее на молчание. Но молчаливость есть особенная осторожность в слове, а не постоянное молчание. Это свойство женщины делает ее сосредоточенною, ко всему внимательною, наблюдательною, осторожною, способною изучать людей и верно определять свое место и значение между ними; тогда как излишняя говорливость, обнаруживая тайны ее сердца, делает ее предметом праздного любопытства, а иногда и жертвою человеческой хитрости. Еще древние говорили, что сосуд с благовониями часто открываемый выдыхается, что нежные и дорогие плоды на деревьях от птиц закрывают сетью. Ныне мы и видим, как от излишней развязности теряется в женщинах скромность и стыдливость, и жадными птицами расхищаются лучшие плоды незащищаемого молчаливостию женского сердца. Хранить свою любовь для людей достойных и дел благих, меньше высказываться, но слагать все глаголы в сердце своем - вот правила для охранения истинного достоинства женщины. К женщине такого характера лучшие люди всегда отнесутся с доверием; ей охотно откроют свою тайну, ей скорее, чем кому другому, сообщат свою радость, пред нею, в надежде искреннего участия, с отрадой выплачут свое горе. Человек сердца, - глубокий, искренний, надежный - вот что истинно драгоценно для всех в женской природе.

Да поможет вам Господь приближаться в ваших мыслях, чувствах, действиях и во всем вашем поведении к этому светлому идеалу женщины-христианки. Имея его пред собою, идите бодро на труд жизни. С любовию встретит вас общество. Вы будете иметь и среди трудов, и среди лишений истинные утешения и истинных друзей. Да сопутствует вам всем и всюду Божие благословение.



[i] Произнесена в Церкви Московского Воспитательного дома, 31 мая 1880 года.


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Re: Об истинном достоинстве женщины

поработать чистильщиком. Такова жизнь.

Да, нужно чистить авгиевы завалы социализма. Как в мозгах, так и в словах.
Lucia / 09.03.2016, 11:00

7. Re: Об истинном достоинстве женщины

В 821 году в столице Византийской империи выбирали невесту будущему монарху. Мать императора Феофила* устроила смотрины лучших невест государства. Обязательными условиями для претендентки на роль невесты были благородное происхождение, прекрасное образование и, само собой, юность и красота. Той, которой суждено было стать избранницей, василевс должен был вручить золотое яблоко — символ обручения. Описание выбора невест юным Феофилом есть в творениях преподобного Симеона Метафраста — византийского историка и министра иностранных дел при дворе. По мнению современных исследователей, что-то из приведённых фактов является красивой легендой. Но, кажется, фантазии не в правилах хронистов и дипломатов. Преподобный Симеон рассказывает, что после нескольких этапов отбора девушек остались двенадцать красавиц, из них особенно выделялись две: Кассия и Феодора. Юный монарх не сравнивал долго достоинства барышень, а сразу направился к Кассии, заворожённый её красотой. Быть может, чтобы скрыть своё смущение, Феофил заговорил с ней высоким слогом, процитировав Иоанна Златоустого: «Через женщину излилось на землю зло». Кассия не растерялась и ответила, продолжив мысль святителя: «Но и через женщину бьют источники лучшего». В этом коротком диалоге, в этом намёке и иносказательном ответе и решилась судьба той девушки, которая могла бы стать императрицей Византии, но стала невестой Христа. Феофил прочёл между строк нежелание Кассии быть его женой и, испытывая особое трепетное чувство, решил благородно отступить. Золотое яблоко оказалось в руке Феодоры. С годами Феофил раскрылся как человек сильный, хотя и вспыльчивого характера, ревнитель справедливости: он боролся с казнокрадами, был открыт для жалоб со стороны простых людей, строил богадельни, кормил голодных, был щедрый меценат, но непримиримый иконоборец. *** Кассия родилась в семье придворного чиновника. Природный ум в сочетании с прекрасным образованием довольно рано явили миру незаурядную личность. Найти жениха под стать такой барышне было непросто. Она была не только очень красива и умна, но и щедро одарена: сочиняла музыку и стихи. Круг её интересов не ограничивался исключительно богословской литературой, девушка прекрасно знала сочинения древнегреческих философов и позднеантичных литераторов. Её перу принадлежат остроумные эпиграммы, благодаря которым, возможно, она и прослыла в высшем обществе девицей гордой и неприступной: Глупцу лекарства нет вообще, И нет леченья, кроме смерти. Глупец в почёте превозносится над всеми, И похваляемый — наглеет больше. Как невозможно столп согнуть великий, Так глупый человек неисправим. Кассия не ограничивала себя в сочинениях и писала труды, обнаруживающие глубокий богословский ум. Её духовником с отрочества был преподобный Феодор Студит. Преподобный Феодор Студит (759–826) — подвижник и исповедник православной веры, церковный полемист и участник важных церковно-политических событий эпохи. Он родился в Константинополе в христианской семье, получил блестящее светское образование, был ритором и философом. В 22 года принял постриг, основы монашеского подвига постигал под руководством своего дяди монаха Платона в Студийском монастыре. Через несколько лет, по просьбе братии, Феодор стал игуменом Студийского монастыря. За свою твёрдость и непримиримость Феодор Студит трижды подвергался ссылке. Две первые ссылки были связаны с осуждением разводов и незаконных вторых браков императоров, в третий раз он был сослан императором-иконоборцем Львом Армянином за исповедание догмата о почитании святых икон. Преподобный много писал, среди его сочинений «Слова» о почитании святых икон, главы о подвижнической жизни; для Студийского монастыря он сочинил Устав, излагающий порядок годовой церковной службы. Поучения, адресованные инокам Студийского монастыря, содержат правила монашеской жизни: послушание игумену, участие в литургической жизни, труд и личная бедность. Согласно этим правилам, монастырь должен быть организованной литургической и трудовой общиной. Вот какие наставления отправлял он тринадцатилетней Кассии: «Всё, что твоя добродетельность опять сказала нам, мудро и разумно. Поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице. Правда, это не похоже на бывших прежде, ибо мы, нынешние, и мужчины, и женщины, бесконечно много уступаем им и в мудрости, и в образованности. Во всяком случае, в настоящее время ты сильно выделяешься. Слово — твоё украшение больше, чем всякое тленное благолепие». Из нескольких дошедших до нас писем преподобного Феодора Студита мы узнаём подробности жизни Кассии. Ещё в юности она решила посвятить жизнь Христу, и выбор этот был сделан в самый разгар иконоборчества при императоре Льве V Армянине. И за несколько лет до того как девушка попала на смотрины невест, она пострадала за верность иконам вместе с другими исповедниками веры. Неудивительно, что в столь юном возрасте Кассия проявила необычайную твёрдость характера: перед её глазами был живой пример — духовный наставник. Феодор Студит был бесстрашным борцом с ересью и пламенным защитником веры. С детства преподобный Феодор учился у лучших риторов, философов и богословов Константинополя. Он великолепно владел ораторским искусством, терминологией и философскими концепциями, глубоко знал христианскую догматику. Феодор Студит был участником богословских диспутов, не боялся обличать и царей и епископов, впавших в заблуждения и ереси, за что ему не раз жестоко мстили. Когда Лев V Армянин созвал собор против иконопочитания, преподобный Феодор сказал ему: «Господь поставил в Церкви одних апостолами, других учителями или пастырями, но не упомянул о царях. Так оставь Церковь учителям и пастырям». После такого публичного унижения последовал царский ответ: темница, пытки и ссылка. А поводом к аресту монаха послужил крестный ход с иконами, возглавляемый преподобным. Кассия тоже была там. Вот что пишет ей духовник из ссылки: «Замечательно, что у тебя со словом согласуется и жизнь и ты не обнаруживаешь односторонности ни в том, ни в другом, ибо согласилась пострадать за Христа в это гонение. Ты не ограничилась прошлым бичеванием, но опять охвачена горячей любовью к доброму исповеданию, в нём же пламеней всегда. Ты действительно знаешь, что добро или что красно. Именно страдать за истину и отличаться мученичеством — сребро и злато, слава и благолепие и всякое земное мнимое благополучие есть ничто, ибо они мимолётны и исчезают, как сновидения и тени. Что же дальше? Следует избрание монашеской жизни, которую ты обещаешь принять по прекращении гонения, хотя это и дивно, но меня твоё решение не поразило, почему? Потому что о последующем всякий может заключать из предыдущего. Если видим дым, конечно, покажется и огонь, и в данном случае, если есть исповедание Христа, ясно, что воссияет и жизнь в монашеском совершенстве. Как ты блаженна в обоих отношениях».
Lucia / 09.03.2016, 10:52

6. Ответ на 4., Иванович Михаил:

Коротков, вам - о хорошем и чистом. А вы куда?

А я отвечал на комментарий номер 1, который загадил это хорошее и чистое. Что поделать, Иванович, иногда приходится поработать чистильщиком. Такова жизнь.
Коротков А. В. / 09.03.2016, 10:49

5. Ответ на 4., Иванович Михаил:

Где благородные девицы? Ответ можно найти в этой проповеди:Апостол необходимыми свойствами истинно достойной женщины признает кротость и молчаливость.Они трансформировались в злобствующих, страдающих словесным недержанием лучий. Коротков, вам - о хорошем и чистом. А вы куда?

Он как умеет.
Lucia / 09.03.2016, 09:31

4. Ответ на 3., Коротков А. В.:

Где благородные девицы? Ответ можно найти в этой проповеди:Апостол необходимыми свойствами истинно достойной женщины признает кротость и молчаливость.Они трансформировались в злобствующих, страдающих словесным недержанием лучий.

Коротков, вам - о хорошем и чистом. А вы куда?
Иванович Михаил / 09.03.2016, 07:21

3. Ответ на 1., Lucia:

Где благородные девицы?

Ответ можно найти в этой проповеди: Апостол необходимыми свойствами истинно достойной женщины признает кротость и молчаливость.

Они трансформировались в злобствующих, страдающих словесным недержанием лучий.
Коротков А. В. / 08.03.2016, 22:15

2. Re: Об истинном достоинстве женщины

Вот эта публикация достойная Русской народной линии. Большое спасибо. Здесь часть России, которую мы потеряли.
Иванович Михаил / 08.03.2016, 20:36

1. Re: Об истинном достоинстве женщины

Где благородные девицы? их убили предки здешних форумчан.
Lucia / 08.03.2016, 20:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Амвросий (Ключарев)
На новый год
О воспитании характеров
13.01.2018
О неприкосновенности священных догматов православной веры
Слово в день Святителя и Чудотворца Николая (9 / 22 мая 1897 г.)
20.05.2016
Об ожесточении сердец
Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы
06.04.2016
Все статьи Архиепископ Амвросий (Ключарев)
Консервативная классика
Слово о русской философии
Дмитрий Мережковский – «Христос и Антихрист»
06.03.2024
Слово о русской философии
«Иван Ильин – Сопротивление злу силой»
29.02.2024
Слово о русской философии
«Иван Ильин. Судьба и творчество»
21.02.2024
Слово о русской философии
«Смысл истории»
15.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии